Слайд 1АДАПТАЦИЯ
ребенка в приёмных и опекунских семьях
Педагог –психолог: Котлярова В.И.
Слайд 2 Адаптация в новой семье –
процесс обоюдный,
так как
привыкать друг к другу приходится и ребенку, оказавшемуся в новой обстановке
и взрослым – к изменившимся условиям
Слайд 3АДАПТАЦИЯ
(позднелат. adaptatio — прилаживание, приспособление, от лат. adapto — приспособляю),
процесс приспособления строения и функций организмов (особей, популяций, видов) и их органов к условиям среды. (БСЭ)
(Adaptation; Anpassung) - процесс вхождения в согласие с внешним миром, с одной стороны, и со своими собственными уникальными психологическими характеристиками - с другой, что подразумевает способность распознавать субъективные образы, образы внешнего мира, а также умение эффективно воздействовать на среду. (В. Зеленский. Словарь аналитической психологии)
Слайд 4
Возрастные кризисы
В эти периоды происходят существенные изменения в организме:
быстрая прибавка в
росте,
изменения в работе сердечно-сосудистой, нервной, дыхательной и других систем.
Это приводит к появлению необычных внутренних ощущений:
повышенная утомляемость, раздражительность,
перепады настроения
даже практически здоровые дети начинают
болеть,
проявляется излишняя ранимость.
значительные изменения в характере (дети
начинают проявлять упрямство, непокорность),
появляются изменения в самооценке
Наступает новый, сложный период в жизни ребенка.
Слайд 6
Физиологическая адаптация связана с особенностями физиологического развития.
Психологическая адаптация ребенка к новой
семье охватывает все стороны детской психики: личностно-мотивационную, волевую, учебно-познавательную.
Личностная, или социальная, адаптация
связана с желанием и умением ребенка принять новую роль
Слайд 7 1 этап- ознакомительный
Особое внимание необходимо уделить знакомству и первой встрече
с ребенком.
В зависимости от пола, возраста, особенностей нервной деятельности,
темперамента и характера дети ведут себя по-разному
Установление контакта на первоначальном этапе можно начать через яркие игрушки, сладости, необычные предметы, книги, которые помогут потенциальным родителям и детям в процессе общения.
Новые родители должны относиться бережно к чувствам ребенка: не стоит называть его сыном или дочерью, претендовать на родительство, стараться побыстрее сблизиться.
Также не надо загружать ребенка новыми впечатлениями - его психика может не справиться с большим объемом свежей информации.
Приемные родители будут чувствовать себя более уверенно, если заранее узнают как можно больше информации о ребенке у специалистов учреждения, будут информированы о его привычках, вкусах и предпочтениях.
Бывает, что новые переживания негативно отражаются на ребенке. В результате он начинает испытывать тревогу, плохо спать, подвергаться перепадам настроения. В такой ситуации надо быть максимально внимательным к малышу.
Еще один важный момент, который необходимо учитывать: с точки зрения ребенка он теряет свою кровную семью не в тот момент, когда попадает на «нейтральную территорию» — в детское учреждение, а когда приходит в приемную семью. Часто ребенок испытывает вину, чувствует себя предателем. В любом случае ему необходима поддержка его новых родителей
1 этап может длиться до двух месяцев
Слайд 82 этап- приспособительный
Он характеризуется тем, что ребенок уже освоился с
окружающей обстановкой, постепенно узнал и начал
привыкать к приемным родителям, усвоил распорядок дня
и образ жизни семьи.
На этом этапе чувство эйфории исчезает, уступая место «реальному» поведению ребенка: он начинает капризничать, предъявлять необоснованные требования, перестает выполнять просьбы взрослых, соблюдать режим дня, отказывается чистить зубы, застилать постель, соблюдать порядок в игрушках, вещах, если он не был приучен к этому раньше.
Родителям следует выбрать верную тактику в воспитании ребенка и не идти у него на поводу, не потакать его капризам. Со временем ребенок понимает и принимает систему разумных требований взрослых.
Определенным показателем привыкания в семье являются воспоминания ребенка. В одних случаях ребенок сразу рассказывает о том, что с ним было, что он помнит до детского дома, в детском доме, тем самым снимая с себя непомерный груз, подводит черту прошлой жизни.
2 этап длится от 2 до 4 месяцев
Слайд 93 этап- привыкание
Ребенок начинает чувствовать себя действительно как дома, принимает правила
поведения, сложившиеся в семье. Изменяется и внешность ребенка: он прибавляет в весе, улучшается состояние его кожи и волос, прекращаются аллергические реакции. Ребенок становится более самостоятельным и уверенным в себе.
Любое изменение, происходящее в семье, может оказать на только-только начинающего привыкать ребенка травмирующее воздействие.
Если ребенку хорошо в приемной семье, он начинает испытывать привязанность к новым родителям. Трудности адаптации могут возникнуть в подростковом возрасте, когда дети замыкаются в себе, спрашивают постоянно о родителях и даже ведут себя агрессивно по отношению к взрослым. Между ребенком и воспитателем может возникнуть отчуждение, искренность и взаимопонимание. Длительность адаптационного периода, возникновение барьеров зависят от индивидуальных особенностей ребенка и приемных родителей, уровня их подготовки к изменениям в жизни.
По мере привыкания ребенка, он начинает донимать вопросами родителей, почему они взяли именно его, где они были раньше, почему так долго не приезжали и т. д. Необходимо убедить малыша в том, что долго его искали и нашли, или увидели фотографию и сразу приехали. Обязательно надо сказать, что у него были другие мама и папа, но они не могли жить с ним, а здесь его очень любят. Обычно этого бывает достаточно и больше вопросов на эту тему не возникает. Если ребенок маленький и не помнит, как он появился в семье, многие родители предпочитают не затрагивать эту тему, тем не менее, в тактичной форме следует объяснить ребенку обстоятельства его появления в семье во избежание дальнейших проблем и психологической травматизации ребенка.
Слайд 104 этап — стабилизация отношений
На этом этапе семья окончательно становится семьей.
Все знают, какое место они занимают в жизни друг друга, все удовлетворены состоянием своей семьи.
Приемный ребенок ведет себя так же, как и кровные дети, он спокоен за себя и за свое будущее, хотя его может тревожить судьба кровных родителей и другие проблемы.
.
Слайд 17Помощь в преодолении «кризиса»,
в адаптации ребенка к новым условиям жизни
Слайд 18Рекомендации родителям
Будьте внимательны к ребенку!
Не предъявляйте завышенных требований!
Помните,
что в интернате, скорее всего, был жесткий режим. Так что, меняйте его плавно и ненавязчиво.
Узнайте, что он привык есть, как кормили его в учреждении и не навязывайте ему полезных продуктов, если он от них отказывается. Со временем привыкнет и будет есть всё
Не стоит заваливать приёмного ребенка новыми игрушками. Они могут испугать его, и даже стать источником стресса.
Не слишком-то перегружайте ребенка эмоционально.
Не забывайте хвалить ребенка, давать положительную оценку его поступкам
Если приемный ребенок что-то любит в еде, не стоит закармливать его до отвала: просто это может быть вредно для здоровья
Обсудите с ребенком правила проживания, его права и обязанности в доме, тактично установите «границы» «можно» и «нельзя»;
Слайд 19Рекомендации родителям
Не надейтесь, что приёмный ребенок сразу привяжется к вам
эмоционально. Будьте с ним чаще рядом, больше разговаривайте, пусть он вспоминает о своей прежней жизни и выплескивает негатив.
Относитесь с пониманием к страхам ребенка, поскольку новая обстановка, нарушение привычного ритма жизни, стресс приводят к повышению чувства тревожности у специалисты.
Приучать ребенка к режиму, порядку следует тактично, но настойчиво, используя напоминания, повторение, избегая дисциплинарных мер и наказаний;
Ребенок должен знать, что ВАША ЛЮБОВЬ К НЕМУ не зависит от результатов его обучения!!!
Не стесняйтесь обращаться к педагогу, логопеду и психологу – есть проблемы, решить которые могут помочь только
Слайд 20Любите своих детей!
Спасибо за внимание!
Педагог –психолог: Котлярова В.И.