Презентация, доклад на тему Выступление на педагогическом совете Адаптация пятиклассников

Содержание

Переход из младшей школы в основную — важный момент в жизни школьникаВ пятом классе для детей многое оказывается новым: учителя, форма обучения, которая в основной школе становится предметной.

Слайд 1Это странное слово «АДАПТАЦИЯ»
Адаптация – приспособление к окружающим условиям.

Это странное слово «АДАПТАЦИЯ»Адаптация – приспособление к окружающим условиям.

Слайд 2Переход из младшей школы в основную — важный момент в жизни

школьника


В пятом классе для детей многое оказывается новым:
учителя, форма обучения, которая в основной школе становится предметной.

Переход из младшей школы в основную — важный момент в жизни школьникаВ пятом классе для детей многое

Слайд 3Особенности личностного и психологического развития школьников в возрасте 10-11 лет
происходят существенные

изменения в психике ребенка (начинает развиваться теоретическое мышление)
"память становится мыслящей, а восприятие думающим" (Д.Б.Эльконин)
познавательная сфера по-прежнему развивается как ведущая
произвольность психических процессов, способность к саморегуляции
учебная деятельность остается основной и продолжает определять содержание мотивационных сфер личности
появляется новый вид учебного мотива - мотив самообразования
(интерес к дополнительным источникам знаний)
некоторое снижение интереса к учебе в школе и самому процессу обучения (выражается в недовольстве школой в целом и обязательным ее посещением, нежелании выполнять дома учебные задания, в нарушении правил поведения в школе)
проявляются притязания детей на определенное положение в системе деловых и личностных взаимоотношений в классе, формируется достаточно устойчивый статус ученика
именно характер складывающихся взаимоотношений с товарищами, а не только его успехи в учебе и отношения с учителями, во многом определяет эмоциональное самочувствие ребенка


Особенности личностного и психологического развития школьников в возрасте 10-11 летпроисходят существенные изменения в психике ребенка (начинает развиваться

Слайд 4 Особенности личностного и психологического развития школьников в возрасте 11-13 лет
У

подростка снижается скорость оперативного мышления, ухудшается умственная работоспособность. Но эти явления носят кратковременный характер и вовсе не означает, что ребенок ленив, слаб в интеллектуально или обладает плохим характером. Просто по объективным причинам он в настоящее время не может в должной степени контролировать и управлять собой. В связи с началом этапа полового созревания изменения происходят в учебной деятельности младшего подростка: 1. Замедляется темп их деятельности (на выполнение определённой работы теперь школьнику требуется больше времени, в том числе и на выполнение домашнего задания). 2. Дети часто отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания. 3. Иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется
Особенности личностного и психологического развития школьников в возрасте 11-13 лет		У подростка снижается скорость оперативного мышления, ухудшается

Слайд 5Основные направления работы в период адаптации детей к основной школе

На этапе перехода детей из начальной школы в основную решаются следующие задачи:
создание условий для успешной адаптации детей в школе:
формирование классного коллектива;
выработка единой системы обоснованных, последовательных требований;
установление норм взаимоотношений детей со сверстниками,
преподавателями и другими сотрудниками школы и т.п.
повышение уровня психологической готовности детей к обучению, познавательному развитию, общению;
адаптация учебной программы, нагрузки,
образовательных технологий к индивидуальным
возможностям и потребностям учеников пятых классов.
Основные направления работы в период адаптации детей к основной школе   На этапе перехода детей из

Слайд 6Особенности новой социальной ситуации пятиклассников
Пятиклассникам необходимы навыки:
общения и достойного

поведения с одноклассниками и
со старшеклассниками
самостоятельного решения конфликтов мирным путем;
навыки самоподдержки;
навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.

Особенности новой социальной ситуации пятиклассниковПятиклассникам необходимы навыки: общения и достойного поведения с одноклассниками и

Слайд 7
Особенности новой социальной ситуации пятиклассников
умение осознавать требования учителя и соответствовать им;
умение

устанавливать межличностные отношения с педагогами;
умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;
вырабатывать навыки уверенного поведения;



Особенности новой социальной ситуации пятиклассниковумение осознавать требования учителя и соответствовать им;умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;умение принимать

Слайд 8Сложности организационного и учебного характера

Сложности организационного и учебного характера

Слайд 9 Большое количество учителей вместо одного порождает вариативность поведения школьников.
* у

каждого учителя свой стиль общения с учащимися
(для одних преподавателей характерна общая тенденция оценивать своих учеников преимущественно позитивно, смотреть на них сквозь "розовые очки", другие подходят со "строгим метром" )
* если нет единства в подходе преподавателей к ученикам, затруднен процесс формирования представлений учащихся о себе, хотя,
образ-Я уже может быть устойчивым и независимым
Большое количество учителей вместо одного порождает вариативность поведения школьников.* у каждого учителя свой стиль

Слайд 10Влияние деятельности педагогов на формирование ОБРАЗА - Я у учащихся в

основной школе

Как ребенку выстроить модель своего поведения на каждом конкретном уроке?
Пока ученик решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников и его отметочный статус будет установлен педагогом без соответствия с реальными возможностями.

Влияние деятельности педагогов на формирование ОБРАЗА - Я у учащихся в основной школеКак ребенку выстроить модель своего

Слайд 11 Отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность.
Экономя время урока, педагоги порой

забывают о том, что если у школьников, пришедших к ним на урок, есть волнения, тревоги, обиды, раздражения, то это не лучшим образом скажется
на результатах занятия,
и процесс обучения не станет эффективным.
Поэтому целесообразно посвятить
2-3 минуты на ликвидацию негативных эмоций и создание доброжелательной рабочей атмосферы урока.
Отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность. Экономя время урока, педагоги порой забывают о том, что если

Слайд 12Цель школьного образования- создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих гармоничное развитие

каждого ребёнка.

Откуда берётся школьная тревожность?

Цель школьного образования-  создание и поддержание  психологических условий, обеспечивающих  гармоничное развитие каждого ребёнка.Откуда берётся

Слайд 13Тревожность – ответная реакция на стрессовую ситуацию.
Повышенный уровень тревожности характерен для

учащихся пятых классов. Проведённая диагностика через 2 – 3 месяца показывает значительное улучшение.




Специалисты отмечают:
Нормальная тревожность мобилизирует психическую деятельность, повышенная – оказывает противоположное воздействие, препятствуя нормальному обучению

Тревожность – ответная реакция на стрессовую ситуацию.Повышенный уровень тревожности характерен для учащихся пятых классов. Проведённая диагностика через

Слайд 14Ошибочным мнением педагогов основной школы является признание того,
что в пятом

классе нужно приучать школьников к нелегкому учебному труду,
а создание ситуации успеха и использование игровых моментов на уроке - это удел начальной школы.
Пятиклассники еще очень нуждаются
в позитивных отзывах педагога.

СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА ДЛЯ ПЯТИКЛАССНИКОВ.

Ситуация успеха и эмоциональные переживания, связанные с ней, продолжают оставаться действенными мотивами для успешного обучения

Ошибочным мнением педагогов основной школы является признание того, что в пятом классе нужно приучать школьников к нелегкому

Слайд 15 Важно знать основные причины трудностей, возникающих у пятиклассника в учении и

помочь ему преодолеть их. Это прежде всего недостатки учебной подготовки: пробелы в знаниях за предшествующие периоды обучения, неправильно усвоенные и несформированные учебные умения и навыки.
Важно знать основные причины трудностей, возникающих у пятиклассника в учении и помочь ему преодолеть их.  	Это

Слайд 16ОТСУТСТВИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ.
Следует помнить о том, что в подростковом возрасте

ведущей деятельностью для школьников становится деятельность общения. Ребята хотят взаимодействовать
со сверстниками и в учебной деятельности. Они с удовольствием работают в больших и малых группах, парах, парах сменного состава.
Кроме того, позитивные отношения к сверстнику они переносят и на педагога, способного организовать значимое для школьников общение.
ОТСУТСТВИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ. Следует помнить о том, что в подростковом возрасте ведущей деятельностью для школьников становится

Слайд 17 НАЛИЧИЕ БОЛЬШЕЙ СВОБОДЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ.
Пятиклассники порой не знают, как правильно

распорядиться этими ресурсами, Сферу действия свободы и самостоятельности надо планомерно расширять, одновременно показывая детям, где существуют ограничения этих факторов. Свобода и вседозволенность - это не слова-синонимы, равно также как и самостоятельность и отсутствие педагогической поддержки. Из-за неправильного толкования обозначенных понятий детьми часто приходится сталкиваться с нарушениями дисциплины.
НАЛИЧИЕ БОЛЬШЕЙ СВОБОДЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ. Пятиклассники порой не знают, как правильно распорядиться этими ресурсами, Сферу

Слайд 18 Трудности могут быть также связаны с несформированностью необходимых мыслительных действий и

операций – анализа, синтеза, с плохим речевым развитием, недостатками развития внимания и памяти.

Пятый класс очень благоприятное время для преодоления этих недостатков. Пятиклассники очень интересуются способами развития мышления, внимания, памяти, поскольку наблюдательность, внимательность, умение замечать детали являются теми свойствами, которые они очень ценят в себе и других

Трудности могут быть также связаны с несформированностью необходимых мыслительных действий и операций – анализа, синтеза, с плохим

Слайд 19 Хорошо зарекомендовали себя в качестве методов тренировки и коррекции

внимания и памяти многочисленные игры по развитию наблюдательности (в сыщика, следопыта), сосредоточенности, зрительной памяти, подсчета на рисунках или в окружении нескольких объектов, объединенных по разным основаниям (например, количества машин и предметов синего цвета) и т.п. Все эти игры особенно эффективны при включении в них элемента соревнования, что отвечает потребностям детей данного возраста.
Хорошо зарекомендовали себя в качестве методов тренировки и коррекции внимания и памяти многочисленные игры по

Слайд 20Не следует забывать, что пятиклассники - народ эмоциональный. И во многом

школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю. Если нравится учитель, то нравится и предмет.
А пока для них важны забота и внимание со стороны учителя.
Однако было бы не справедливо говорить, что переходу в среднее звено сопутствуют лишь проблемы и препятствия. Есть много положительных моментов и новообразований в этом переходном периоде.

ЛИЧНОСТНЫЙ КОНТАКТ С УЧИТЕЛЯМИ

Не следует забывать, что пятиклассники - народ эмоциональный. И во многом школьную жизнь они воспринимают через призму

Слайд 21ПРИЗНАКИ ДЕЗАДАПТАЦИИ:
усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о

проведённом дне.
стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
нежелания выполнять домашние задания.
негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
жалобы на те или иные события, связанные со школой.
беспокойный сон.
трудности утреннего пробуждения, вялость.
постоянные жалобы на плохое самочувствие.
ПРИЗНАКИ ДЕЗАДАПТАЦИИ:усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.стремление отвлечь взрослого от школьных

Слайд 22Первое условие школьного успеха пятиклассника – безусловное принятие ребенка, несмотря на

те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
Первое условие школьного успеха пятиклассника – безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже

Слайд 23ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К НОВОЙ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ
Психологическая диагностика
Консультативная

работа педагогов с родителями
Методическая работа
Профилактическая работа
Коррекционно-развивающая работа
Аналитическая работа
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К НОВОЙ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИПсихологическая диагностикаКонсультативная работа педагогов с родителямиМетодическая работаПрофилактическая работаКоррекционно-развивающая

Слайд 24Модель воспитательной системы в 5 классе

Модель воспитательной системы  в 5 классе

Слайд 26Польза релаксации. Релаксация заключается в полном расслаблении на 1-3 минуты (делать это

можно сидя в удобной позе за столом, либо наклониться на парту), в этот момент необходимо остановить все мысли, просто наблюдать за тишиной вокруг и внутри себя. Цели занятий: Укрепления нервной системы, улучшения психического и физического здоровья; Приобретения уверенности в себе; Гармонизации левого и правого полушария и тем самым достижения гармоничного взаимодействия сознания и подсознания; Повышения работоспособности; Достижение творческого вдохновения, когда все задачи решаются просто и легко.
Польза релаксации. Релаксация заключается в полном расслаблении на 1-3 минуты (делать это можно сидя в удобной позе

Слайд 27Экспресс-методика В последнее время... 1. я быстро устаю 2.

думаю, что у меня дела лучше, чем у некоторых ребят 3. я чувствую себя свободнее 4. у меня появились головокружения, слабость..
Экспресс-методика    В последнее время...    1. я быстро устаю  2. думаю,

Слайд 286. мне не хватает уверенности в себе 7. я чувствую себя

в безопасности 8. я избегаю трудностей 9. я могу легко расстроиться и даже заплакать 10. у меня стало больше конфликтов

11. Д/з стали интереснее 12. я хуже понимаю объяснения учителей 13. я долго переживаю неприятности 14. я не высыпаюсь 15. хочу,чтобы в 5-м классе были прошлогодние учителя

6. мне не хватает уверенности в себе  7. я чувствую себя в безопасности  8. я

Слайд 29 Методика С.В. Левченко «Чувства в школе». Цель: определение доминирующих эмоциональных состояний у

пятиклассников и выявление превалирующих чувств в школе, определяющих уровень адаптированности учащихся. Из 16 перечисленных чувств ученикам предлагается выбрать только 8, которые они наиболее часто испытывают в школе. Это позволяет определить индивидуальный характер переживаний и общий «эмоциональный портрет» класса. Если на фоне одного - двух «негативных» чувств дети выбирают в основном позитивные, это является нормой для переходного периода. Однако если количество выборов «негативных» чувств перевешивает, то можно сделать вывод о дезаптации и начать глубже исследовать ее причины. Одновременно с этим необходимо оказывать помощь ребятам в адаптации.
Методика С.В. Левченко «Чувства в школе».  Цель: определение доминирующих эмоциональных состояний у пятиклассников и выявление превалирующих

Слайд 30Цель: диагностика особенностей испытуемого, уровень и характер тревожности, связанной со школой,

оценка эмоциональных особенностей отношений ребенка со сверстниками и учителями. Показатели этого вопросника дают представление как об общей тревожности – эмоциональном состоянии ребенка, связанной с различными формами его включения в жизнь школы, так и о частных видах проявления школьной тревожности. Тест состоит из 58 вопросов, которые можно зачитывать школьникам, а можно предлагать в письменном виде. На каждый вопрос требуется ответить однозначно: «да» или «нет». В тесте тревожность разделяется на 8 видов: 1.Общая тревожность в школе. 2.Переживания социального стресса. 3.Фрустрация потребности в достижении успеха. 4.Страх самовыражения. 5.Страх ситуации проверки знаний. 6.Страх не соответствовать ожиданиям окружающих. 7.Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу. 8.Проблемы и страхи в отношении с учителями.

Методика Филипса.

Цель: диагностика особенностей испытуемого, уровень и характер тревожности, связанной со школой, оценка эмоциональных особенностей отношений ребенка со

Слайд 31«Анкета для определения школьной мотивации учащихся» разработана Н.Г.Лускановой. Цель: изучение школьной

мотивации. Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также применяться для групповой диагностики. При этом допустимы 2 предъявления: 1. Вопросы читаются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а дети должны написать те ответы, которые не походят. 2. Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам и экспериментатор просит их отменить все походящие ответы. В данную методику включено 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе, учебному процессу. Для возможности дифференцировки детей по уровню школьной мотивации введена система бальных оценок. Вопросы анкеты построены по закрытому типу и предполагают выбор одного из трех вариантов ответов. При этом ответ, свидетельствующий о положительном отношении и предпочтении учебных ситуаций, оценивается в три балла, нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.д.) – 1 балл, ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 баллов. Оценка в 2 балла не включена для более жесткого разделения детей на группы с высокой, средней и низкой мотивацией. Таким образом, максимальная оценка составляет 30 баллов, а уровень в 10 баллов служит верхней границей дезадаптации. На основании ответов конкретный учащийся может быть отнесен к одному из 5 уровней школьной мотивации: 25-30 баллов - высокий уровень школьной мотивации, учебная активность. 20-24 балла - хорошая школьная мотивация. 15-19 баллов - положительное отношение к школе, но школа привлекается больше внеучебными сторонами. 1-14 баллов - низкая мотивация. Ниже 10 баллов - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Сумма баллов, набранная ребенком, фиксируется непосредственно на заполняемом им опросном листе. Динамика школьной мотивации совпадает с динамикой процесса адаптации (дезадаптации) учащихся. (Текст данной методики в Приложении 1).
«Анкета для определения школьной мотивации учащихся» разработана Н.Г.Лускановой. Цель: изучение школьной мотивации. Данная анкета может быть использована

Слайд 32ПРИЗНАКИ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ:
удовлетворенность ребенка процессом обучения;
ребенок легко справляется с программой;
степень самостоятельности

ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому;
удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
ПРИЗНАКИ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ:удовлетворенность ребенка процессом обучения;ребенок легко справляется с программой;степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий,

Слайд 33Критериями эффективности работы по АДАПТАЦИИ пятиклассников выступают
снижение уровня школьной тревожности;


повышение групповой сплоченности;
позитивная динамика эмоционального развития ребенка, характеризующаяся возрастанием степени осознания чувств;
гармонизация образа «Я» (позитивная самооценка);
повышение уверенности в себе и своих возможностях;
формирование у детей позитивного отношения к школе, к учителям и одноклассникам.
Критериями эффективности работы по  АДАПТАЦИИ пятиклассников выступают снижение уровня школьной тревожности; повышение групповой сплоченности; позитивная динамика

Слайд 34«Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом... как если бы от этого зависела

Ваша жизнь» Л. Кьюби

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

«Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом... как если бы от этого зависела Ваша жизнь» Л. КьюбиСПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть