Слайд 1Это странное слово «АДАПТАЦИЯ»
Адаптация – приспособление к окружающим условиям.
Слайд 2Переход из младшей школы в основную — важный момент в жизни
школьника
В пятом классе для детей многое оказывается новым:
учителя, форма обучения, которая в основной школе становится предметной.
Слайд 3Особенности личностного и психологического развития школьников в возрасте 10-11 лет
происходят существенные
изменения в психике ребенка (начинает развиваться теоретическое мышление)
"память становится мыслящей, а восприятие думающим" (Д.Б.Эльконин)
познавательная сфера по-прежнему развивается как ведущая
произвольность психических процессов, способность к саморегуляции
учебная деятельность остается основной и продолжает определять содержание мотивационных сфер личности
появляется новый вид учебного мотива - мотив самообразования
(интерес к дополнительным источникам знаний)
некоторое снижение интереса к учебе в школе и самому процессу обучения (выражается в недовольстве школой в целом и обязательным ее посещением, нежелании выполнять дома учебные задания, в нарушении правил поведения в школе)
проявляются притязания детей на определенное положение в системе деловых и личностных взаимоотношений в классе, формируется достаточно устойчивый статус ученика
именно характер складывающихся взаимоотношений с товарищами, а не только его успехи в учебе и отношения с учителями, во многом определяет эмоциональное самочувствие ребенка
Слайд 4 Особенности личностного и психологического развития школьников в возрасте 11-13 лет
У
подростка снижается скорость оперативного мышления, ухудшается умственная работоспособность. Но эти явления носят кратковременный характер и вовсе не означает, что ребенок ленив, слаб в интеллектуально или обладает плохим характером. Просто по объективным причинам он в настоящее время не может в должной степени контролировать и управлять собой.
В связи с началом этапа полового созревания изменения происходят в учебной деятельности младшего подростка:
1. Замедляется темп их деятельности (на выполнение определённой работы теперь школьнику требуется больше времени, в том числе и на выполнение домашнего задания).
2. Дети часто отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания.
3. Иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется
Слайд 5Основные направления работы в период адаптации детей к основной школе
На этапе перехода детей из начальной школы в основную решаются следующие задачи:
создание условий для успешной адаптации детей в школе:
формирование классного коллектива;
выработка единой системы обоснованных, последовательных требований;
установление норм взаимоотношений детей со сверстниками,
преподавателями и другими сотрудниками школы и т.п.
повышение уровня психологической готовности детей к
обучению, познавательному развитию, общению;
адаптация учебной программы, нагрузки,
образовательных технологий к индивидуальным
возможностям и потребностям учеников пятых классов.
Слайд 6Особенности новой социальной ситуации пятиклассников
Пятиклассникам необходимы навыки:
общения и достойного
поведения с одноклассниками и
со старшеклассниками
самостоятельного решения конфликтов мирным путем;
навыки самоподдержки;
навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.
Слайд 7
Особенности новой социальной ситуации пятиклассников
умение осознавать требования учителя и соответствовать им;
умение
устанавливать межличностные отношения с педагогами;
умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;
вырабатывать навыки уверенного поведения;
Слайд 8Сложности организационного и учебного характера
Слайд 9
Большое количество учителей вместо одного порождает вариативность поведения школьников.
* у
каждого учителя свой стиль общения с учащимися
(для одних преподавателей характерна общая тенденция оценивать своих учеников преимущественно позитивно, смотреть на них сквозь "розовые очки", другие подходят со "строгим метром" )
* если нет единства в подходе преподавателей к ученикам, затруднен процесс формирования представлений учащихся о себе, хотя,
образ-Я уже может быть устойчивым и независимым
Слайд 10Влияние деятельности педагогов на формирование ОБРАЗА - Я у учащихся в
основной школе
Как ребенку выстроить модель своего поведения на каждом конкретном уроке?
Пока ученик решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников и его отметочный статус будет установлен педагогом без соответствия с реальными возможностями.
Слайд 11 Отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность.
Экономя время урока, педагоги порой
забывают о том, что если у школьников, пришедших к ним на урок, есть волнения, тревоги, обиды, раздражения, то это не лучшим образом скажется
на результатах занятия,
и процесс обучения не станет эффективным.
Поэтому целесообразно посвятить
2-3 минуты на ликвидацию негативных эмоций и создание доброжелательной рабочей атмосферы урока.
Слайд 12Цель школьного образования-
создание и поддержание
психологических условий, обеспечивающих
гармоничное развитие
каждого ребёнка.
Откуда берётся школьная тревожность?
Слайд 13Тревожность – ответная реакция на стрессовую ситуацию.
Повышенный уровень тревожности характерен для
учащихся пятых классов. Проведённая диагностика через 2 – 3 месяца показывает значительное улучшение.
Специалисты отмечают:
Нормальная тревожность мобилизирует психическую деятельность, повышенная – оказывает противоположное воздействие, препятствуя нормальному обучению
Слайд 14Ошибочным мнением педагогов основной школы является признание того,
что в пятом
классе нужно приучать школьников к нелегкому учебному труду,
а создание ситуации успеха и использование игровых моментов на уроке - это удел начальной школы.
Пятиклассники еще очень нуждаются
в позитивных отзывах педагога.
СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА ДЛЯ ПЯТИКЛАССНИКОВ.
Ситуация успеха и эмоциональные переживания, связанные с ней, продолжают оставаться действенными мотивами для успешного обучения
Слайд 15 Важно знать основные причины трудностей, возникающих у пятиклассника в учении и
помочь ему преодолеть их.
Это прежде всего недостатки учебной подготовки: пробелы в знаниях за предшествующие периоды обучения, неправильно усвоенные и несформированные учебные умения и навыки.
Слайд 16ОТСУТСТВИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ.
Следует помнить о том, что в подростковом возрасте
ведущей деятельностью для школьников становится деятельность общения. Ребята хотят взаимодействовать
со сверстниками и в учебной деятельности. Они с удовольствием работают в больших и малых группах, парах, парах сменного состава.
Кроме того, позитивные отношения к сверстнику они переносят и на педагога, способного организовать значимое для школьников общение.
Слайд 17
НАЛИЧИЕ БОЛЬШЕЙ СВОБОДЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ.
Пятиклассники порой не знают, как правильно
распорядиться этими ресурсами, Сферу действия свободы и самостоятельности надо планомерно расширять, одновременно показывая детям, где существуют ограничения этих факторов. Свобода и вседозволенность - это не слова-синонимы, равно также как и самостоятельность и отсутствие педагогической поддержки. Из-за неправильного толкования обозначенных понятий детьми часто приходится сталкиваться с нарушениями дисциплины.
Слайд 18 Трудности могут быть также связаны с несформированностью необходимых мыслительных действий и
операций – анализа, синтеза, с плохим речевым развитием, недостатками развития внимания и памяти.
Пятый класс очень благоприятное время для преодоления этих недостатков. Пятиклассники очень интересуются способами развития мышления, внимания, памяти, поскольку наблюдательность, внимательность, умение замечать детали являются теми свойствами, которые они очень ценят в себе и других
Слайд 19 Хорошо зарекомендовали себя в качестве методов тренировки и коррекции
внимания и памяти многочисленные игры по развитию наблюдательности (в сыщика, следопыта), сосредоточенности, зрительной памяти, подсчета на рисунках или в окружении нескольких объектов, объединенных по разным основаниям (например, количества машин и предметов синего цвета) и т.п. Все эти игры особенно эффективны при включении в них элемента соревнования, что отвечает потребностям детей данного возраста.
Слайд 20Не следует забывать, что пятиклассники - народ эмоциональный. И во многом
школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю. Если нравится учитель, то нравится и предмет.
А пока для них важны забота и внимание со стороны учителя.
Однако было бы не справедливо говорить, что переходу в среднее звено сопутствуют лишь проблемы и препятствия. Есть много положительных моментов и новообразований в этом переходном периоде.
ЛИЧНОСТНЫЙ КОНТАКТ С УЧИТЕЛЯМИ
Слайд 21ПРИЗНАКИ ДЕЗАДАПТАЦИИ:
усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о
проведённом дне.
стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
нежелания выполнять домашние задания.
негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
жалобы на те или иные события, связанные со школой.
беспокойный сон.
трудности утреннего пробуждения, вялость.
постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Слайд 22Первое условие школьного успеха пятиклассника – безусловное принятие ребенка, несмотря на
те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
Слайд 23ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К НОВОЙ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ
Психологическая диагностика
Консультативная
работа педагогов с родителями
Методическая работа
Профилактическая работа
Коррекционно-развивающая работа
Аналитическая работа
Слайд 24Модель воспитательной системы
в 5 классе
Слайд 26Польза релаксации.
Релаксация заключается в полном расслаблении на 1-3 минуты (делать это
можно сидя в удобной позе за столом, либо наклониться на парту), в этот момент необходимо остановить все мысли, просто наблюдать за тишиной вокруг и внутри себя.
Цели занятий:
Укрепления нервной системы, улучшения психического и физического здоровья;
Приобретения уверенности в себе;
Гармонизации левого и правого полушария и тем самым достижения гармоничного взаимодействия сознания и подсознания;
Повышения работоспособности;
Достижение творческого вдохновения, когда все задачи решаются просто и легко.
Слайд 27Экспресс-методика
В последнее время...
1. я быстро устаю
2.
думаю, что у меня дела лучше,
чем у некоторых ребят
3. я чувствую себя свободнее
4. у меня появились головокружения,
слабость..
Слайд 286. мне не хватает уверенности в себе
7. я чувствую себя
в безопасности
8. я избегаю трудностей
9. я могу легко расстроиться
и даже заплакать
10. у меня стало больше конфликтов
11. Д/з стали интереснее
12. я хуже понимаю объяснения учителей
13. я долго переживаю неприятности
14. я не высыпаюсь
15. хочу,чтобы в 5-м классе
были прошлогодние учителя
Слайд 29 Методика С.В. Левченко «Чувства в школе».
Цель: определение доминирующих эмоциональных состояний у
пятиклассников и выявление превалирующих чувств в школе, определяющих уровень адаптированности учащихся.
Из 16 перечисленных чувств ученикам предлагается выбрать только 8, которые они наиболее часто испытывают в школе. Это позволяет определить индивидуальный характер переживаний и общий «эмоциональный портрет» класса.
Если на фоне одного - двух «негативных» чувств дети выбирают в основном позитивные, это является нормой для переходного периода. Однако если количество выборов «негативных» чувств перевешивает, то можно сделать вывод о дезаптации и начать глубже исследовать ее причины. Одновременно с этим необходимо оказывать помощь ребятам в адаптации.
Слайд 30Цель: диагностика особенностей испытуемого, уровень и характер тревожности, связанной со школой,
оценка эмоциональных особенностей отношений ребенка со сверстниками и учителями.
Показатели этого вопросника дают представление как об общей тревожности – эмоциональном состоянии ребенка, связанной с различными формами его включения в жизнь школы, так и о частных видах проявления школьной тревожности. Тест состоит из 58 вопросов, которые можно зачитывать школьникам, а можно предлагать в письменном виде. На каждый вопрос требуется ответить однозначно: «да» или «нет». В тесте тревожность разделяется на 8 видов:
1.Общая тревожность в школе.
2.Переживания социального стресса.
3.Фрустрация потребности в достижении успеха.
4.Страх самовыражения.
5.Страх ситуации проверки знаний.
6.Страх не соответствовать ожиданиям окружающих.
7.Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу.
8.Проблемы и страхи в отношении с учителями.
Методика Филипса.
Слайд 31«Анкета для определения школьной мотивации учащихся» разработана Н.Г.Лускановой. Цель: изучение школьной
мотивации.
Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также применяться для групповой диагностики. При этом допустимы 2 предъявления:
1. Вопросы читаются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а дети должны написать те ответы, которые не походят.
2. Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам и экспериментатор просит их отменить все походящие ответы.
В данную методику включено 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе, учебному процессу. Для возможности дифференцировки детей по уровню школьной мотивации введена система бальных оценок. Вопросы анкеты построены по закрытому типу и предполагают выбор одного из трех вариантов ответов. При этом ответ, свидетельствующий о положительном отношении и предпочтении учебных ситуаций, оценивается в три балла, нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.д.) – 1 балл, ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 баллов. Оценка в 2 балла не включена для более жесткого разделения детей на группы с высокой, средней и низкой мотивацией. Таким образом, максимальная оценка составляет 30 баллов, а уровень в 10 баллов служит верхней границей дезадаптации. На основании ответов конкретный учащийся может быть отнесен к одному из 5 уровней школьной мотивации:
25-30 баллов - высокий уровень школьной мотивации, учебная активность.
20-24 балла - хорошая школьная мотивация.
15-19 баллов - положительное отношение к школе, но школа привлекается больше внеучебными сторонами.
1-14 баллов - низкая мотивация.
Ниже 10 баллов - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Сумма баллов, набранная ребенком, фиксируется непосредственно на заполняемом им опросном листе. Динамика школьной мотивации совпадает с динамикой процесса адаптации (дезадаптации) учащихся. (Текст данной методики в Приложении 1).
Слайд 32ПРИЗНАКИ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ:
удовлетворенность ребенка процессом обучения;
ребенок легко справляется с программой;
степень самостоятельности
ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому;
удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
Слайд 33Критериями эффективности работы по
АДАПТАЦИИ пятиклассников выступают
снижение уровня школьной тревожности;
повышение групповой сплоченности;
позитивная динамика эмоционального развития ребенка, характеризующаяся возрастанием степени осознания чувств;
гармонизация образа «Я» (позитивная самооценка);
повышение уверенности в себе и своих возможностях;
формирование у детей позитивного отношения к школе, к учителям и одноклассникам.
Слайд 34«Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом... как если бы от этого зависела
Ваша жизнь»
Л. Кьюби
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!