Слайд 1Родительское собрание «Ваш ребёнок пятиклассник»
Классный руководитель: Якименко марина Васильевна
Слайд 2В своей педагогической теории «свободного воспитания» Л.Н. Толстой разделил и противопоставил
«школьное обучение» и «жизненное обучение». Причем второе он ценил значительно выше первого.
Ну а если не противопоставлять эти два типа обучения, а попытаться их соединить? И какой возраст ребенка для этого лучше всего подходит?
Пятый класс – поворотный момент в школьной жизни ребенка. Позади – начальная школа с уже устоявшимся укладом и ограниченным набором предметов, одним, как правило, учителем и сложившейся собственной репутацией.
Слайд 3В возрасте 10-12 лет дети начинают постепенно взрослеть. Но они ещё
много играют, бегают, часто легкомысленны, взрывчаты, кипучи, неустойчивы в интересах, легко поддаются влиянию. У младшего подростка возникает представление о себе, уже не как о ребёнке. Он начинает чувствовать себя взрослым, стремиться быть им. Дети сравнивают себя с окружающими людьми, отличаются большей восприимчивостью к усвоению норм, правил, ценностей и способов поведения, которые есть в мире взрослых. Школа и учение занимают большое место в жизни ребёнка. Но у многих привлекательность школы возрастает из-за возможности широкого общения со сверстниками.
Слайд 4Родители должны научиться регулировать степень психологической нагрузки на ребёнка.
В период адаптации
ученика при переходе в среднее звено школы советуем:
Не ослаблять контроль со стороны родителей за своим ребёнком. Быть в курсе всех проблем и разногласий, выслушивать ребёнка, не отмахиваться от его переживаний. Душевные травмы этого периода оставляют следы на долгое время.
Советуйтесь с новым классным руководителем.
Определитесь с едиными требованиями в семье.
Избегайте не педагогических мер воздействия на ребёнка.
Слайд 5Очень важно верить в возможности ребёнка, и он должен это от
вас слышать. Негативная оценка его деятельности плохо сказывается на психическом развитии. Теряется побуждение к делу, исчезает уверенность в себе. Это блокирует развитие пятиклассника и формирует комплекс неполноценности. Невротическое развитие ребёнка начинается с переживания низкой самооценки, вызванной отношением взрослых.
Также не советуем чрезмерно опекать своих пятиклассников.
Лучше всего не сравнивать ребёнка с кем-то другим. Не противопоставляйте его никому. Это травмирует и формирует зависть, эгоизм, негатив. Стремитесь создать благоприятную атмосферу доверия, как норму. Тогда ребёнок будет нормально реагировать на чужие успехи без снижения самооценки.
Слайд 6Как помочь ребёнку хорошо учиться?
Обучение в школе - одно из наиболее
сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и физиологическом плане. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учеником целый ряд задач, не связанных непосредственно с его опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
Чтобы сохранить у ребенка желание учиться, стремление к знаниям, необходимо научить его хорошо учиться.
Слайд 7Все родители мечтают, чтобы их дети хорошо учились. Но некоторые родители
считают, что, отдав ребенка в школу, можно облегченно вздохнуть: теперь все проблемы, связанные с обучением, должна решать школа. Конечно же, школа не отказывается от своих обязанностей. Это дело не только школы, но и родителей. Мы, учителя, объясняем детям приемы работы, а как усвоил ребенок эти приемы, как он их использует и использует ли вообще, остается вне поля зрения учителя. А у родителей есть полная возможность проконтролировать своего ребенка. Они могут оказать ту помощь, которую не может оказать учитель.
Особенное значение в этом случае приобретает сотрудничество родителей и учителя, согласование их действий.
Слайд 8Еще К.Д. Ушинский говорил, что именно на начальном этапе обучения родители
должны максимально опекать свое дитя. Их задача - научить правильно учиться.
Усилия семьи и школы в решении этой проблемы - едины. Помощь детям должна быть эффективной, грамотной и должна идти в трех направлениях:
o организация режима дня;
o контроль за выполнением домашних заданий;
o приучение детей к самостоятельности.
Слайд 91. Организация режима дня.
Организация режима дня позволяет ребенку:
легче справиться с учебной
нагрузкой;
защищает нервную систему от переутомления, т.е. укрепляет здоровье. У 20% школьников плохое здоровье - причина неуспеваемости. Поэтому приучайте детей к соблюдению режима дня; рациональному питанию; добивайтесь, чтобы по утрам ребенок выполнял утреннюю гимнастику; занимался спортом; бывал на свежем воздухе.
Слайд 10Точный распорядок занятий - это основа любого труда. Необходимо включать в
режим дня ежедневное выполнение домашних обязанностей (покупка хлеба, мытье посуды, вынос мусора и т.д.). Их может быть немного, но нужно, чтобы дети выполняли свои обязанности постоянно. Приученному к таким обязанностям ребенку не придется напоминать, чтобы он убрал свои вещи, вымыл посуду и т.д.
Совершенно необходимо, чтобы в режим дня было включено ежедневное чтение книг. Желательно в одно и то же время.
Хорошо читающий ученик быстрее развивается, быстрее овладевает навыками грамотного письма, легче справляется с решением задач.
Хорошо, если вы будете просить пересказать, что прочитал ребенок (рассказ, сказку). При этом взрослые смогут поправить речевые ошибки, неправильно произнесенные слова. Таким образом, дети будут учиться выражать свои мысли.
Слайд 11
Важный вопрос в организации режима дня - это организация досуга.
Важно не оставлять ребенка без присмотра, а дать возможность заниматься любимым делом в свободное от учебы время.
Слайд 12Ложиться спать нужно в 21 час. Хороший, спокойный сон - это
основа здоровья. Позаботьтесь, чтобы после ужина ребенок не перевозбуждался, не смотрел «страшные фильмы», не играл в шумные игры. Все это отразится на сне, на самочувствии ребенка. Хорошо прогуляться перед сном 30-40 мин.
Если ребенок спит, следите, чтобы громко не звучал телевизор, радио. Погасите свет, говорите тише. Часто родители идут на поводу у детей, мирятся с капризами ребенка: дети участвуют в застольях, ложатся поздно спать. Это недопустимо. Здесь нужно проявить твердость.
Слайд 132. Направление помощи - контроль за выполнением домашних заданий.
Контроль должен быть
систематическим, а не от случая к случаю и не ограничиваться вопросами:
- какие отметки?
- выполнил ли уроки?
После утвердительного ответа родители занимаются своими делами, не проконтролировав детей.
Слайд 14Очень важно контролировать не конечный продукт их труда, а сам процесс.
То есть важно не просто проконтролировать результат работы, а проконтролировать как ребенок выполнял эту работу, помочь преодолеть трудности в работе.
Хорошо если бы вы интересовались: что изучал ребенок сегодня в школе; как он понял материал; как он может объяснить, доказать те действия, что выполнял при работе с детьми важно не натаскивать их в отдельных умениях и навыках, а учить их размышлять самостоятельно, анализировать, доказывать, обращаясь к вам за советом и помощью.
Контроль - это организация помощи для ликвидации каких-то пробелов, трудностей.
Слайд 15Очень важным моментом является выработка привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий:
-
какая бы погода ни была;
- какие бы ни шли телепередачи;
- чей бы день рождения ни отмечался.
Уроки должны быть выполнены, и выполнены хорошо. Оправдания невыполненным урокам нет и быть не может. Для выработки этой привычки, нужно, чтобы родители с уважением относились к учебе - как важному и серьезному делу.
Очень важно, чтобы ребенок садился за уроки в один и тот же час. Специальные исследования показали, что фиксированное время занятий вызывает состояние предрасположенности к умственной работе, т.е. вырабатывается установка.
При таком настрое ребенку не нужно преодолевать себя, т.е. сводится до нуля мучительный период втягивания в работу. Если нет постоянного времени занятий, то эта установка может не выработаться и будет формироваться представление, что приготовление уроков дело не обязательное, второстепенное.
Слайд 163. Направление помощи - приучение к самостоятельности.
При проверке домашних заданий не
спешите указывать на ошибки, пусть ребенок найдет их сам, не давайте готового ответа на их вопросы. При выполнении домашних заданий не нужно подменять школьника в работе; дети отучаются думать и ждут подсказки. В этом дети очень хитры и находят способы «заставить» работать за себя.
Слайд 17О новом этапе
Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со
своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах.
Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются – тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат – у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.
Слайд 18Возможные причины недостаточной адаптации в 5-м классе
• разные требования со стороны
учителей-предметников, необходимость все их учитывать и выполнять;
• большой поток информации, незнакомые термины, слова;
• чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, ощущение отсутствия или недостаточности внимания со стороны классного руководителя.
Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новый период их школьной жизни.
Слайд 19Какими должны быть пятиклассники?
Пятиклассники должны:
- уметь общаться с одноклассниками, иметь свое
мнение и формировать его с учетом мнения других, уметь поддерживать отношения;
- уметь правильно распределять и планировать свое время, проявлять самостоятельность в своих делах и в случае необходимости обращаться за помощью взрослых;
- стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, уметь заниматься самостоятельно;
- уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с одноклассниками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты;
- иметь постоянные обязанности дома, выполнять их без напоминания, помогать родителям;
- уметь предвидеть последствия своих действий, делать безопасный, правильный выбор.
Слайд 20Рекомендации родителям.
1.Помните, что для ребенка по прежнему важно соблюдать режим дня.
Обращайте внимание
на организованность Вашего ребенка, обсуждайте с ним такие вопросы:
- как можно учиться на собственных ошибках;
- почему иногда не хочется учиться и что с этим делать;
- что нужно, чтобы учиться хорошо.
2. Не думайте, что ваш ребенок повзрослел и можно ослабить контроль. Это может постепенно привести к тому, что незаметно для Вас ребенок перестанет усваивать материал.
3. Помогите ребенку разобраться в новых для него жизненных условиях. Подойдите к педагогу ( особенно если Вы видите, что у ребенка есть проблемы по данному предмету), уточните требования к уроку, домашнему заданию и т.п.
Слайд 214. Помогайте выполнять домашнее задание. Но не делайте работу за него.
Контролируйте выполнение домашних заданий с учетом требований педагогов.
5.Проявляйте интерес к делам ребенка, к его школьной жизни, к тому, какие у него взаимоотношения с одноклассниками. Побуждайте рассказывать о его делах, и не только учебных. Старайтесь быть терпеливым слушателем, не давайте скорых и резких оценок, это может обидеть ребенка, и в следующий раз он уже не будет столь доверчив.
6. Помогите ребенку почувствовать интерес к предметам, преподаваемым в школе. Помогите определить и понять, к чему ему стремиться. Обсуждайте с детьми их увлечения, интересы, учебные предметы, которым он отдает предпочтение.
7. Особенно важно сейчас приложить все усилия для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу дома. Ваш ребенок должен всегда помнить о том, что его любят просто потому, что он есть, а не за то, что он приносит из школы хорошие отметки. Помните: сейчас Вашему ребенку нужны Ваши поддержка и понимание.
Слайд 22 Правила помощи ребенку при выполнении домашнего задания
Неукоснительное выполнение режима
дня.
- Четко определите время, в которое ребенок должен приниматься за выполнение домашней работы.
- Придерживайтесь этого расписания настолько строго, насколько это возможно.
- Время, отведенное на выполнение домашних заданий, не должно ничем прерываться.
Слайд 23Распределение заданий по степени сложности.
- Целесообразно предложить ребенку начинать выполнение заданий
с самых легких. Таким образом, за сравнительно короткое время оказывается выполнено большее количество заданий. Что порождает чувство удовлетворенности.
Слайд 24Сначала отметить то, что выполнено правильно.
-Сначала отметьте те задания, которые
выполнены верно, без ошибок. Относительно заданий, выполненных неверно. Скажите ребенку: « Я думаю, что если ты еще раз проверишь этот пример. то у тебя будет другой ответ». Это побуждает ребенка возвращаться к заданию без отвращения и чувства бессилия.
Слайд 25Помощь при заучивании информации из учебника.
- Часто школьники не знают, на
что следует обращать внимание при изучении текста. Можно воспользоваться следующими приёмами:
1. Перед прочтением текста обратить внимание на вопросы, которые приведены в конце параграфа, а при первоначальном прочтении попытаться найти в тексте ответы на них и отметить для себя.
2. Параграф обычно разбит на смысловые части, поэтому целесообразно в каждой части выделить главную мысль отрывка.
Слайд 26Обращайте внимание на неречевые сигналы, которые вы посылаете детям ( жесты,
мимику)
Гримасы, напряженность позы, вздохи, поднятые брови и другие проявления
« языка тела» воспринимаются детьми острее, нежели Ваши слова. Злоупотребление такими неречевыми сигналами только добавляет напряженность в ваших взаимоотношениях, связанные с домашней работой.
Слайд 27Тест « Я- родитель пятиклассника»
Ответьте на каждый вопрос.
1 балл, если
Вы согласны с утверждением;
0 – не согласны
Слайд 281. Я помогаю ребенку собирать портфель.
2. Я знаю все успехи и
трудности своего ребенка по всем предметам.
3. Я подошел к педагогам и узнал требования к домашним заданиям, оформлению тетради.
4. Каждый день я интересуюсь самочувствием своего ребенка.
5. Я помогаю своему ребенку в подготовке домашних заданий.
6. Я не считаю , что отметки у моего ребенка должны быть только отличными.
7. Для меня важнее, какие взаимоотношения складываются у ребенка с учителями, нежели его отметки.
Слайд 29Подсчитайте количество баллов. Если у вас их 5 и более ,
значит Вы суперродитель, Вы умело способствуете хорошей адаптации своего ребенка.
Слайд 30Основные маски неуверенности в себе
1-тип
- ребенок постоянно боится сделать ошибку;
-
боится сделать что-то не так;
- с трудом знакомится;
- трудно начинает новое дело;
Слайд 31 2-й тип
- смотрит на других свысока;
- любит поучать других;
- подчеркивает собственную
значимость;
- стремится, чтобы его заметили любой ценой- даже нарушением поведения.
Слайд 32Как помочь ребенку стать уверенным
1. Уважать его душевный настрой.
Бывает: то, что ребенок говорит, родителям кажется глупостями. Но это не всегда так. Ребенок имеет право чувствовать и говорить то, что хочет, если это не приносит вреда окружающим. Нужно позволять ребенку мечтать, какими бы невыполнимыми эти мечты не казались взрослым. Когда-то мечты о полетах тоже многим казались сказкой.
Слайд 33Проявлять уважение к намерениям. Ребенок имеет право хотеть то, что он
хочет. Однако ему нужно объяснять, что не все желания нужно выполнять немедленно, а некоторые вообще не стоит выполнять.
Дарить безусловную любовь. Дети должны чувствовать, что им не требуется специально делать что-то, чтобы заработать любовь. Очень полезно задавать себе вопрос:-« Все ли я делаю для того, чтобы поступками моего ребенка двигала любовь, а не страх?»
Слайд 344. Помочь ребенку почувствовать собственную значимость через освоение
самостоятельности. Можно составить контрольный список обязанностей и требовать выполнения. Ни в коем случае не делать за ребенка то , что он уже может сделать сам, пусть иногда медленно или не совсем хорошо. Особое внимание нужно уделить возлагаемой на ребенка ответственности за самостоятельные действия. Хорошо, если эта ответственность будет вселять дополнительную уверенность в ребенка.
Слайд 35Я желаю каждому родителю удачи и терпения, понимания и любви.