Слайд 1Вредные привычки и подростковая среда.
Слайд 2
Норма (по В.Д. Менделевичу) – это эталон поведения, следование личности принятым в
данном сообществе в данное время нравственным требованиям.
Социальная норма (по Ю.А. Клейбергу) – это совокупность требований и ожиданий, которую предъявляет социальная общность (группа, организация, класс, общество) к своим членам с целью регуляции отношений.
Девиантным поведением называют поступки и действия человека, не соответствующие нормам данного общества.
Слайд 3Основные причины девиантного
поведения
Социальное неравенство. Это находит выражение в низком, подчас
нищенском уровне жизни большей части населения, в первую очередь молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных; безработица, инфляция, коррупция и т.д.
Морально-этический фактор девиантного поведения выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма и отчуждении личности.
Окружающая среда, которая нейтрально благосклонно относится к девиантному поведению. Молодые девианты в большинстве своем выходцы из неблагополучных семей.
Слайд 4Личность подростка и девиантное поведение
Поведенческие реакции пубертатного периода.
Реакция эмансипации проявляется в
стремлении высвободиться из-под опеки, контроля, руководства, покровительства со стороны родных, воспитателей, преподавателей, вообще всех старших по возрасту от установленных ими порядков, правил и законов.
Реакция увлечения (хобби) в отличие от реакции эмансипации, как правило, препятствует аддиктивному поведению.
Реакция имитации— это стремление подростка копировать поведение, манеру общаться и одеваться, вкусы и пристрастия людей, к которым он испытывает положительные чувства от уважения до слепого почитания и обожания кумира.
Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением, в определенной мере могут влиять на выбор психоактивных веществ и даже способствовать злоупотреблению ими.
Реакция группирования со сверстниками.
Слайд 5Основные виды
девиантного поведения.
Преступность.
На практике преступления классифицируются по следующим основаниям:
1. по
степени тяжести: на тяжкие, менее тяжкие и не представляющие большой общественной опасности;
2. по форме вины: на умышленные и неосторожные;
3. по объекту посягательства целям и мотивам: антигосударственные корыстные насильственные и др.
4. по социально-демографическим и криминологическим основаниям: преступления взрослых и молодежи, преступления несовершеннолетних, первичные, повторные и рецидивная преступность.
Слайд 7Наркомания
К распространенным наркотическим веществам относятся:
1. Морфий и героин – алколойды опиума;
2.
Снотворные средства, включающие так называемые барбитураты;
3. Гашиш (анаша, план, марихуана);
4. Стимулирующие средства, обладающие эффектом возбуждения нервной системы.
5. Кокаин – алколойд растения кока.
Слайд 8Мотивы наркомании и токсикомании:
Удовлетворение любопытства относительно действия наркотического вещества;
Испытание чувства принадлежности
с целью быть принятым определенной группой;
Выражение независимости, а иногда враждебного настроения по отношению к окружающим;
Познание приносящего удовольствие нового, волнующего или таящего опасность опыта;
Достижение «ясности мышления» или «творческого вдохновения»;
Достижение чувства полного расслабления;
Уход от чего-то гнетущего.
Слайд 10Девиантное поведение на почве сексуальных заболеваний.
Сексуальные девиации делятся на следующие основные
группы:
отклонения в отношении объекта сексуального удовлетворения (зоофилия);
отклонения в способах реализации половой страсти (садизм, мазохизм и пр.);
нетипичные отклонения в форме половой страсти к лицам своего пола или близким родственникам (гомосексуализм, лизбиянство, кровосмешение);
отклонения, связанные с нарушением полового самосознания (трансексуализм);
отклонения, связанные с изменением стереотипа полового поведения (маскулинность).
Слайд 11Психологический смысл подросткового суицида –
крик о помощи, стремление привлечь внимание
к своему страданию
Слайд 12Характерные черты подросткового суицида
суициду предшествуют кратковременные, объективно нетяжелые конфликты в сферах
близких отношений (в семье, школе, группе);
конфликт воспринимается как крайне значимый и травматичный, вызывая внутренний кризис и драматизацию событий;
суицидальный поступок воспринимается в романтически-героическом ореоле: как смелый вызов, как решительное действие, как мужественное решение и т.п.
суицидное поведение демонстративно, в нем есть признаки «игры на публику»;
суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в нем нет продуманности, взвешенности, точного просчета