Слайд 1Все наши замысли, все поиски и построения превращаются в прах, если
у ученика нет желания учиться.
В.А.Сухомлинский
Слайд 2
Классификация мотивов
(по Т.А. Ильину)
Достижение успеха
Ученики ставят позитивные цели
Активно ищут средства
Испытывают положительные
эмоции
Избегание неудачи
Ученики не уверенны, боятся критики
Боятся работы, где возможна неудача
С работой связаны отрицательные эмоции
Слайд 3Учебные (познавательные) мотивы – наиболее значимые, ориентированы на сознательное получение знаний.
Социальные
– связаны с различными формами взаимодействия.
Оценочные – ориентация на оценку, похвалу.
Ситуационные мотивы – ориентированы на конкретную ситуацию в которой находится человек.
Мотив «требование» – отсутствует всякая заинтересованность, ученик действует по принуждению родителей, учителей.
Игровые мотивы – не сформирована позиция школьника.
Слайд 5Особенности мотивации:
Высокий интерес к обучению, всем сторонам школьной жизни и школе
в целом.
Стремление к взрослости
Беспрекословное выполнение требований учителя.
Стремление к положительной оценке деятельности.
Самым лучшим стимулом является чувство успеха.
Слайд 6Результаты исследования
Начальная школа
Как правил дети выбирают несколько значимых мотивов.
Преобладают учебные
мотивы у 75% учащихся;
Социальные мотивы у 20% младших школьников;
У 65 – 82% исследуемых младших школьников высокая познавательная активность;
Слайд 8Характеристики:
На смену учебным мотивам приходят социальные, позиционные.
Школа привлекает новыми сторонами: коммуникативным
взаимодействием.
Общение выходит на на новый уровень.
Потребность утвердиться в коллективе, занять место в социуме сверстников;
Авторитет у сверстников имеют не успешные в учебе дети, а дети имеющие влияние на сверстников, ведущие более «взрослый образ жизни».
Слайд 9
Мотив посещения школы, не потому что хочется, а потому что надо
(пример, актированные дни).
Стойкий интерес к определенному предмету, на фоне снижения мотивации к учению;
Преобладают мотив избегания неудач.
Особенность мотивации этого возраста:
с одной стороны, низкая значимость учения в познавательной деятельности, преобладание внешней мотивации, но, с другой стороны, укрепление широких познавательных интересов и развитие мотивов самообразования
Слайд 10Причины спада школьной мотивации:
У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко
сформировано чувство будущего;
Отношение ученика к учителю;
Отношение учителя к ученику;
У девочек 6-7 класса снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания;
Личная значимость предмета;
Умственное развитие ученика;
Продуктивность учебной деятельности;
Непонимание цели учения;
Страх перед школой;
Слайд 11Старший школьный возраст
Старший школьный возраст
Слайд 12Особенности мотивации старшеклассников
В большинстве случаев, основной мотив: подготовка к поступлению, либо
активный поиск направления дальнейшего обучения.
Сознательность, заинтересованность, ориентация на свое будущее;
У старшеклассников обычно ярко выраженное избирательное отношение к учетным предметам.
Потребность в значимых для жизненного успеха знаниях - одна из самых характерных черт нынешнего старшеклассника, каждый хочет занять достойное место в жизни, получить интересную работу, хорошо зарабатывать, иметь счастливую семью.
Слайд 135 классы
Высокий уровень познавательной активности у 39%пятиклассников;
Средний уровень у 54%;
Низкая
мотивация к обучению у 7% обучающихся.
9-11 классы
Высокий уровень познавательной активности лишь у 20-25% учащихся.
Однако, у большинства старшеклассников, уровень познавательной активности имеет средние показатели (55-67%);
Слайд 14Реально каждый ученик побуждается несколькими мотивами, т.к. учебная деятельность всегда полимотивирована.
Не
стоит недооценивать роль учителя, родителей, социальных факторов и др.