Презентация, доклад на тему Возрастные особенности и психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста (1,6 -2 года) ФГОС ДО

Содержание

Возрастные особенности раннего возраста и календарь психологического развития: 1. Наиболее интенсивный темп развития 3 г. - основные двигательные навыки и дифференцированные движения пальцев рук. Знания и представления об окружающем, ориентируются в цвете, форме

Слайд 1ГБОУ ШКОЛА №1387
Дошкольное Отделение «Эдельвейс»
Возрастные особенности и
психолого-педагогическое сопровождение детей

раннего возраста
(1,6 -2 года)
ФГОС ДО

Учитель-логопед
Герасимова Анна Михайловна
ГБОУ ШКОЛА №1387 Дошкольное Отделение «Эдельвейс»Возрастные особенности и психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста(1,6 -2 года) ФГОС ДОУчитель-логопед

Слайд 2 Возрастные особенности раннего возраста и календарь психологического развития:
1. Наиболее интенсивный темп

развития
3 г. - основные двигательные навыки и дифференцированные движения пальцев рук.
Знания и представления об окружающем, ориентируются в цвете, форме и величине предметов.
1-3 г.- развиваются все функции речи.
Речь - средство общения и познания.
1г. - употребляет около 10 слов, 2 г. – активный словарь - 100 слов, 3г.– 1200 слов.
Развитие:
мышления: сравнивают, устанавливают сходство, обобщают, делают элементарные умозаключения.
внимания, памяти
2. Высокая пластичность всего организма
(в первую очередь высшей нервной и психической деятельности),
легкая обучаемость
3. Высокий потенциал компенсаторного развития
 

Возрастные особенности раннего возраста и  календарь психологического развития: 1. Наиболее интенсивный темп развития 3

Слайд 3 Возрастные особенности раннего возраста и календарь психологического развития:
4. Скачкообразность и неравномерность

процессов развития
 Критические периоды в первые годы жизни:
Резкие изменения, дающие новое качество в развитии детей:
1 год –ходьба, 2 года – формирование наглядно-действенного мышления, переломный период в
развитии речи; 3 года –ребенок осознает себя как личность.
Резко, скачкообразно, в 1 год 6 месяцев увеличивается («удлиняется») работоспособность, период
бодрствования, так же скачкообразно в этот период увеличивается количество слов.
5. Высокий темп развития, быстрота установления связей с окружающим миром и медленное закрепление реакций
 
6. Большая физическая и психическая ранимость, лабильность состояния
Дети легко заболевают, часто (даже от малозначительных причин) меняется эмоциональное состояние.
Нервная система легко возбудима.

Возрастные особенности раннего возраста и  календарь психологического развития: 4. Скачкообразность и неравномерность процессов развития Критические

Слайд 4 Возрастные особенности раннего возраста и календарь психологического развития:

7. Неустойчивость состояния и

поведения малыша, зависимость от множества факторов
(самочувствия, настроения и т.п.)
 
8. Высокая подвижность малыша
(особенно до двух лет)

Возрастные особенности раннего возраста и  календарь психологического развития: 7. Неустойчивость состояния и поведения малыша,

Слайд 5 Показатели развития к 1 году 6 месяцам Познавательное развитие
Зрительное восприятие: Рассматривает и

узнает предметы и игрушки. Различает знакомые предметы и игрушки на однопредметных картинках. Трогает руками собственное отражение в зеркале.
Слуховое восприятие: Смотрит в сторону называемого близкого человека. Адекватно реагирует на просьбы взрослого.
Деятельность: Идет усвоение назначения и способа употребления окружающих предметов, т.е. осуществляет предметные действия (ставит кубик на кубик; снимает кольца со стержня пирамидки и
надевает; катает машинку).
Социальное развитие
Охотно вступает в эмоциональный контакт. Имитирует действия взрослого с предметами быта
(«говорит» по телефону, нажимает на пульт телевизора). Помогает убирать игрушки. Подносит ложку ко рту, самостоятельно снимает обувь.


Показатели развития к 1 году 6 месяцам Познавательное развитие Зрительное восприятие: Рассматривает и узнает предметы

Слайд 6 Показатели развития к 1 году 6 месяцам Речевое развитие
Импрессивный словарь (понимание обращенной

речи) ребенка быстро растет, легко устанавливается связь между предметами, действиями и их словесным обозначением.
Малыш по звуковому облику слова выделяет близких, понимает названия многих часто называемых предметов, игрушек, действий;
выполняет простые речевые инструкции и разученные ранее действия.
К полутора годам связи между предметом и словом в сознании ребенка становятся более прочными.
Точнее обобщает предметы, группирует по просьбе взрослого однородные объекты;
начинает выполнять действия только по слову, без наглядного подкрепления (показом).

Активный словарный запас постепенно приближается к 30–40 словам,
среди них много лепетных, облегченных слов (ма-ма, па-па, ба-ба, ля-ля, ам-ам, би-би).
Ребенок изъясняется номинативными предложениями.
Продолжает много и эмоционально лепетать.
Легко подражает часто слышимым звукосочетаниям.
Словами пользуется в основном в момент сильной заинтересованности, удивления, радости, дополняя их выразительными жестами, мимикой, интонациями.
Некоторые слова начинают принимать обобщенный характер.


Показатели развития к 1 году 6 месяцам Речевое развитие  Импрессивный словарь (понимание обращенной

Слайд 7 Показатели развития к 1 году 6 месяцам Физическое развитие

Общая моторика:
Ходит самостоятельно.

При ходьбе часто перебирает ножками (почти бегом).
Изменяет положение тела при ходьбе – присаживается, наклоняется, поворачивается. Залезает на предмет и слезает с него.

Функции рук:
Хватает мелкие предметы вытянутым указательным и большими пальцами. Стучит двумя предметами друг о друга.
Вынимает предметы из ящика и кладет их обратно.
Переворачивает страницы в книге.

Показатели развития к 1 году 6 месяцам Физическое развитие   Общая

Слайд 8 Показатели развития к 2 годам Познавательное развитие
Зрительное восприятие:
Соотносит (сличает) игрушку

и предметную картинку («дай такой»).
Сличает предметы по цвету, величине, форме.
Слуховое восприятие: Хорошо слышит,
реагирует и различает звуки окружающей действительности.
Деятельность: Использует предметы по функциональному назначению.
Выполняет соотносящие действия (с матрешкой, кубиками-вкладышами),
процессуальные действия.
 
Социальное развитие
Наблюдает за другими детьми, вовлекается в параллельную игру.
Самостоятельно ест твердую пищу.
Формируются навыки опрятности.
Учится контролировать физиологические потребности.
Частично одевается (натягивает шапку).

Показатели развития к 2 годам Познавательное развитие

Слайд 9 Показатели развития к 2 годам Речевое развитие
 Ребенок начинает понимать речь

взрослого, не подкрепленную ситуацией.
Доступен смысл целых предложений о событиях и явлениях из его личного опыта.
Он способен понять небольшой рассказ без иллюстраций,
(более прочная связь между словами и предметами/действиями)
Появляется словесная регуляция деятельности.
Ребенок интенсивно овладевает речью.
Чувственный опыт, накопленный ранее, постепенно начинает переводиться в речевой план.
Активный словарь употребляемых слов быстро растет, к концу 2г. - увеличивается до 300–400 слов.
На смену «облегченным» словам приходят общеупотребительные.
Ребенок часто повторяет слова и фразы за взрослыми
(как осознанно, так и механически).
При общении начинает использовать простые фразы
(сначала из двух, а потом из трех слов).
Слова претерпевают грамматические трансформации.
Речь эмоциональна, интонационно всё более выразительна,
она становится средством общения, а также выполняет
сопроводительную функцию в процессе жизнедеятельности.

Показатели развития к 2 годам  Речевое развитие

Слайд 10 Показатели развития к 2 годам Физическое развитие
 Общая моторика:
Совершенствуется чувство

равновесия.
Перешагивает через препятствия.
Ходит по лестнице приставным шагом, держась за перила.
Бьет ногой по мячу. Сидит на корточках.
Залезает на горку.
Встает на цыпочки, делает несколько шагов на носочках.
Функции рук:
Надевает кольца на стержень.
Строит башню из четырех кубиков.
Крутит ручку музыкальной шкатулки.
Разрывает бумагу.
Откручивает и закручивает крышку флакона.
Вставляет шнур в отверстие крупной бусины.
 

Показатели развития к 2 годам  Физическое развитие

Слайд 11 Психолого-педагогическое сопровождение: ФГОС: Социально-коммуникативное развитие 1 год 6 месяцев – 2

года:

 
− стимулировать проявление ярких эмоций при общении с близкими
(мимикой, выразительным взглядом, движениями), а также при общении со взрослым и сверстниками;
Поощрять эмоционально окрашенные возгласы (звукоподражания и лепетные слова)
для привлечения внимания;
−развивать взаимодействие с окружающими (обращение к взрослому в трудных ситуациях,
установление контакта со сверстниками);
наблюдая за другими детьми, вовлекаться в параллельную игру;
−поощрять сопровождение предметных и игровых действий мимикой, «высказываниями»;
адекватное отношение к указаниям типа «Собери игрушки», «Это можно», «Этого нельзя»,
«Хорошо», «Плохо»;
−поощрять имитацию работы по дому, демонстрацию функциональных действий;
−учить самостоятельно пить из чашки, есть густую и полужидкую пищу с небольшой помощью
взрослого;
самостоятельно раздеваться (снимать шапку, носки, обувь) и частично одеваться
(натягивать шапку, надевать обувь); умываться (тереть ладони, лицо),
вытираться полотенцем (с помощью взрослого);
контролировать свои физиологические потребности (заранее сообщать о них
взрослому посредством характерных жестов или слов)

Психолого-педагогическое сопровождение:  ФГОС: Социально-коммуникативное развитие 1

Слайд 12 Психолого-педагогическое сопровождение: ФГОС: Познавательное развитие 1 год 6 месяцев – 2

года:

 − развивать способности к ориентированию на уровне сличения, выделения по слову,
При возможности – называния: в 2-4 цветах (красный, желтый, зеленый, синий); в 2-3 контрастных
формах (шар – куб, кубик – кирпич, шар – призма – кирпич); в 2-3 величинах (большой, маленький);
− развивать умение выполнять предметные действия с дидактическими игрушками:
Собирать пирамидку из двух (затем - трёх) колец контрастных размеров на стержне
(с помощью взрослого после показа, затем – самостоятельно);
2) осуществлять элементарные соотносящие (продуктивные) действия при формировании умения разбирать и собирать двухместные (далее трехместные)
дидактические игрушки (матрёшку и другие вкладыши) после показа;
3) Подбирать соответствующие детали-вкладыши при выборе из двух, затем из трёх форм;
подбирать к коробкам крышки аналогичной формы (круглой, квадратной, треугольной) совместными действиями, показом;
− знакомить с функциональным назначением игровых и бытовых предметов; учить подражать
функциональным действиям близкого взрослого; самостоятельно воспроизводить уже разученные
действия с предметами, а также одинаковые действия с разными игрушками; выполнять
процессуальные действия с сюжетными игрушками (баюкать куклу, катать машину);
− побуждать подбирать однородные предметы к имеющемуся образцу;
− учить конструированию по образцу из двух элементов (подражая взрослому, выполнять простые
постройки из строительного материала, палочек); складывать разрезную картинку из двух частей;
−побуждать находить предметы на картинке; указывать на них, используя жесты; подбирать к
картинкам соответствующие предметы; развивать понимание простого сюжета по картинке;
отвечать на вопросы («Где?», «Кто это?», «Что это?», «Что делает?»);
продолжать знакомить с предметами, издающими разные звуки.

Психолого-педагогическое сопровождение:  ФГОС: Познавательное развитие

Слайд 13 Психолого-педагогическое сопровождение: ФГОС: Речевое развитие 1 год 6 месяцев – 2

года:

 − развитие умения понимать обращённую к ребёнку речь, а именно
1) расширять запас слов, которые ребёнок способен понять; учить показывать на предметы и игрушки (по просьбе взрослого);
закреплять умение понимать слова, обозначающие предметы обихода, их назначение, цвет, размер,
местоположение; называть детям цвет предметов (красный, жёлтый, зелёный, синий), размер
(большой, маленький), форму (кубик, шар, кирпичик);
2) активизировать понимание слов, обозначающих способ передвижения животных (летает, бегает, прыгает), голосовые реакции (мяукает, лает, гогочет), способы передвижения человека (идёт, бежит), действия людей (стирает, моет, подметает);
3) знакомить ребёнка со словами для обозначения частей лица и тела, учить показывать их;
4) учить понимать смысл предложения; стимулировать выполнение (по просьбе взрослого) более сложных речевых инструкций и уже известных бытовых действий («помоги маме», «обними бабушку», «пожалей папу»); выполнять двухступенчатую инструкцию («возьми зайку и отнеси маме»; «подними куклу и покачай её»; «загрузи кубики в машину и отвези их в гараж»);
5) помогать детям запоминать и выполнять действия в их последовательности (взять мыло, вымыть руки с мылом и вытереть их и др.);
6) учить выбирать из нескольких (двух, трёх) предметов или картинок необходимые (постепенно учить выполнять просьбу: «Дай мне... и...!»); учить выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие признаки предметов («Дай большой мяч», «Возьми красный кубик», «Поставь на стол чистую чашку»);
7) указывать на себя в ответ на вопрос «Где (имя ребёнка)?»;
8) привлекать внимание ребёнка (в совместной предметной деятельности) к значению предлогов на, под, в и стимулировать их употребление в речи ребёнка для обозначения отношений между предметами;
9) развивать способность понимать короткий рассказ об уже известных ребёнку событиях;
10) учить различать неречевые звуки (бубен, колокольчик).

Психолого-педагогическое сопровождение:  ФГОС: Речевое развитие

Слайд 14 Психолого-педагогическое сопровождение: ФГОС: Речевое развитие 1 год 6 месяцев – 2

года:

−развитие активной речи ребёнка, а именно
1) стимулировать и поощрять замену звукоподражательных слов общеупотребительными (собака вместо ав-ав, киса вместо мяу-мяу, гусь вместо га-га, машина вместо би-би, кукла вместо ля-ля); учить правильно произносить общеупотребительные слова; учить обозначать словом свои действия (действия другого человека);
2) расширять активный лексический запас детей (учить называть предметы и для чего они
предназначены, состояние человека, использовать в речи существительные, глаголы,
прилагательные; правильно употреблять местоимения я, ты; наречия там, туда; предлоги в, на,
под;
3) формировать умение называть предметы ближайшего окружения в естественной среде и на
картинке; узнавать на картинке людей разного пола и возраста, называть их, называть их действия;
4) стимулировать использование в общении простых фраз, состоящих из двух-трёх облегчённых
или общеупотребительных слов; развивать потребность детей в речевом общении;
5) побуждать подражать регулярно воспринимаемым словам (фразам) взрослого, произносить по подражанию новые слова, предложения, состоящие из двух-трёх слов;
6) развивать умение детей отвечать простой фразой на понятные вопросы взрослого: «Кто это?», «Что это?» «Что делает?» (в реальной ситуации и по картинке);
7) стимулировать умение договаривать последние слова известных ребёнку стихов и песенок;
8) побуждать использовать формы обращения к взрослым и сверстникам («попроси»; «поблагодари»; «предложи»; «посмотри, кто пришёл и скажи мне»).

Психолого-педагогическое сопровождение:  ФГОС: Речевое развитие

Слайд 15 Психолого-педагогическое сопровождение: ФГОС: Художественно-эстетическое развитие 1 год 6 месяцев – 2

года:

− поощрять ребёнка к избирательному эмоциональному реагированию на пение, музыку, художественное слово (эмоциональное узнавание);
− развивать слуховое восприятие музыки (спокойной, весёлой);
формировать умение различать на слух звучание разных по тембру музыкальных инструментов (барабан, дудочка);
помогать ребёнку понимать содержание песенки;
учить ходить под музыку, формировать умение выполнять
музыкально-ритмичные плясовые движения («пружинка», «притоптывание», «похлопывание в ладоши», «помахивание погремушкой», «повороты кистей рук»);
− приучать детей слушать хорошо известные им художественные произведения с наглядным сопровождением и без него (одна-пять минут);
сопровождать чтение и рассказывание демонстрацией игрушек и картинок;
поощрять ребёнка в его желании повторять за взрослым некоторые слова стихотворного текста и выполнять несложные действия, о которых идёт в нём
речь; привлекать ребёнка к рассматриванию картинок в книге (вместе со взрослым); указывать пальцем на картинку и показывать изображённое в книге.

Психолого-педагогическое сопровождение:  ФГОС: Художественно-эстетическое развитие

Слайд 16 Психолого-педагогическое сопровождение: ФГОС: Физическое развитие 1 год 6 месяцев – 2

года:

− развитие общей моторики:
совершенствовать самостоятельную ходьбу
(прямо, по кругу, огибая предметы);
учить подниматься по лестнице и сходить с неё приставным шагом с поддержкой,
держась за перила; легко влезать на диван (стул),
спускаться на пол; подпрыгивать на двух ногах;

−развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук:
формировать умение удерживать мяч двумя руками,
бросать мяч вверх и вперёд;
скатывать мяч с горки;
развивать моторику кистей и пальцев рук,
побуждать детей выполнять тонкие действия
с предметами (мелкие вкладыши).
 

Психолого-педагогическое сопровождение:  ФГОС: Физическое развитие

Слайд 17Специфические приёмы развития речи детей раннего возраста
Показ и рассматривание предмета
Выполнение действий

с предметом
Просьбы, поручения
Вопросы- ответы
Опосредованное общение через игрушку
Многократное проговаривание речевого материала или комментирование действий
Специфические приёмы развития речи детей раннего возрастаПоказ и рассматривание предметаВыполнение действий с предметомПросьбы, порученияВопросы- ответыОпосредованное общение через

Слайд 18 Вместе с мамой: Песенки, потешки, заклички, прибаутки, колыбельные песенки
 
В обработке

К. Ушинского, О. Капицы, П. Шейна, В. Даля
«Петушок, петушок…», «Ладушки-ладушки…», «Водичка-водичка…»,
«Солнышко, ведрышко…», «Потягунюшки…», «Скок-поскок…»,
«Сорока-ворона…», «Пальчик, пальчик, где ты был?»,
«Как у наших у ворот…», «Люли, люлюшки…», «Идет коза рогатая…», «Заинька, походи…», «Баюшки,баю…», «У кота ли, у кота…», «Кисонька-мурысонька», «Береза моя»,
«Улитка, улитка!», «А барашеньки…», «Стучит, бренчит…», «Радуга-дуга…»,
«Уточка да луговая»; «Ходит сон близ окон…»
и др.
Вместе с мамой:  Песенки,

Слайд 19 Вместе с мамой с 2 лет: Артикуляционные упражнения

Птенчик (рот

широко открыт)
Трубочка или Хоботок
(губы вытянуты вперед)
Улыбка
Шарик (щёки надули)
Поцелуй маму
Лопатка (язык широкий)
Иголочка (язык узкий)
Часики, Качели (язык в стороны, вверх, вниз)
Вместе с мамой с 2

Слайд 20 Вместе с мамой с 2 лет и старше: Отработка простых звуков:


 Гласные звуки: А, У, О, И, Э, Ы







Согласные звуки: М, Н, П, Б, Ф, В, Т, Д, К, Г, Х

Вместе с мамой с 2 лет

Слайд 21Развиваем:
Моторику
Понимание речи
Мышление (цвет, форма, величина)
Внимание (что пропало, куда спрятался)

Развиваем:МоторикуПонимание речиМышление (цвет, форма, величина) Внимание (что пропало, куда спрятался)

Слайд 22Используем:
Мозаики
Пазлы
Многоразовые наклейки
Магниты на мольберте
Вкладки
Матрешки
Пирамидки
Сортеры

Используем:МозаикиПазлы Многоразовые наклейкиМагниты на мольбертеВкладкиМатрешкиПирамидкиСортеры

Слайд 26 Авторы, программы:
О.Г. Приходько, О.В. Югова «Как научить малыша говорить»
Комплексная программа развития

ребенка раннего возраста "Забавушка" (от 8 месяцев до 2 лет) ред. Е.А. Екжанова
Книги О.С. Жуковой «Первый учебник малыша.
От 6 месяцев до 3 лет» и др.
О.В. Закревская «Развивайся, малыш»
Книги Е.А. Янушко,
Пособия Новиковой-Иванцовой «От слова к фразе» и др.,
Т.Ю.Бардышевой, Е.Н. Моносовой
Книги Н.В. Нищевой
Изд-ва: «Карапуз», «Школа Семи гномов»
и др. литература по возрасту.
Авторы, программы: О.Г. Приходько, О.В. Югова «Как научить малыша говорить»Комплексная программа развития ребенка раннего возраста

Слайд 27ГБОУ ШКОЛА №1387
Дошкольное Отделение «Эдельвейс»

Спасибо
за внимание!



ГБОУ ШКОЛА №1387 Дошкольное Отделение «Эдельвейс»Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть