Слайд 3
Воспитательная технология – это одно из средств воспитания , деятельность людей.
Методы, способы, техники, приемы, средства, формы – соседи и родственники технологии. Технология направлена на решение конкретных педагогических задач и состоит их последовательности, из системы педагогических приемов и техник. Технология всегда имеет результат
Слайд 4 По каким же критериям мы определяем, технология ли это?
- это массовые,
т.е. известные формы и способы работы;
- в способе должна быть некая устойчивость, типичность;
- должна быть заложена потенциальная возможность конкретного результата.
воспитательные технологии = цели – методы – результаты.
По каким же критериям мы определяем, технология ли это?
- это массовые, т.е. известные формы и способы работы;
- в способе должна быть некая устойчивость, типичность;
- должна быть заложена потенциальная возможность конкретного результата.
Слайд 5
Воспитательные технологии как одно
из средств воспитания позволяют получить определённые результаты: позитивный социальный опыт учащихся – опыт взаимодействия, общения, совместной деятельности.
Слайд 6Что необходимо учитывать при выборе воспитательных технологий?
Соответствие технологии концепции воспитания, реализуемой
в учреждении.
Системную совместимость технологии с воспитательным процессом школы.
Достаточную управляемость, наличие диагностического инструментария.
Наличие данных об опыте других образовательных учреждений.
Слайд 7КТД
Тренинг общения
Шоу-технологии
Групповая проблемная работа(диспуты,дискуссии,обсуждение ситуаций, разработка проектов)
Диалог «Педагог- воспитанник»
Создание ситуации успеха
Технологии
Слайд 8Частно – методические и локальные (модульные) технологии воспитания
Технология воспитания общественного творчества
в условиях КТД И.П.Иванова.
Технология личностно-ориентированной КТД С.Д.Полякова.
Технология педагогической поддержки О.Г. Газмана.
Система нравственного воспитания через курс «Этическая грамматика» А.И.Шемшуриной.
Технологии, разработанные группой педагогов Н.Е.Щурковой, Л.Д.Рогозиной, А.П.Савченко.
Слайд 9Групповые технологии
Особенности организации:
деление на группы;
каждая группа получает определённое задание;
возможность учесть и
оценить вклад каждого;
состав группы непостоянный и подбирается с учётом возможности участников.
Слайд 10Групповая проблемная работа
Это работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной
ситуации.
Задачи : познавательная,
организационная,
аксиологическая. В первом случае проблема отражает учебное, познавательное содержание и групповая проблемная работа решает дидактические, учебные задачи.
Цель проблемной работы – разработка, принятие организационных решений.
Цель групповой проблемной работы– прояснение, обсуждение, развитие ценностного содержания.
Слайд 11Общее в технологии ГПР
обращение к слову как средству,
действие педагога в условиях
проблемной ситуации
организация межличностного взаимодействия как движения от личных мнений, идей, позиций к общему результату – продукту.
Этим продуктом при организации задачи должно быть некое общее решение, мнение группы, а в случае аксиологической, ценностной задачи – прояснение, развитие личных позиций, мнений и фиксация их сходства и различий.
Слайд 12
Структура. Действие педагога начинается с создания или фиксации проблемной ситуации, перевода
проблемной ситуации в конкретизированную задачу. И эта задача (обязательно!) должна быть зафиксирована на доске, плакате, в тетрадях. Цель –удержание задачи в определенном, точном виде. Следующий шаг – ведение определенной цепочки действий школьников (введение движения личностного к общему, групповому). Существует два варианта такой цепочки:
Слайд 13
«Лепка». Ключевым стартовым является групповая или микрогрупповая деятельность с разработкой идей
в общий групповой результат. Чаще всего такая разработка идет в режиме мозгового штурма. Результаты объединяются в единый список предложений, идей
«Развивающая кооперация». Первоначальный список идей, предложений составляется индивидуально, затем индивидуальные результаты объединяются и корректируются в парной работе, потом парные продукты анализируются и отбираются в квартетах, затем аналогичная работа проводится в восьмерках. В итоге появляется общий список, который доводится до решения.
Слайд 14Частная технология «Кодекс класса»
Притча о людях
Люди, которые плыли на корабле, потерпели
аварию и были ночью выброшены на необитаемый остров. У кого-то в кармане случайно оказался нож, у кого- то спички, у кого-то фляжка воды. Каждый устраивался как мог. Кто- то разжег костер, кто-то сделал себе шалаш, кто-то закутывался в прихваченное одеяло. Но в шалаше оказалось холодно, у костра- ветер, под одеялом тоже холодно. Утром всем стало ясно- что-то надо делать.
Что бы вы посоветовали потерпевшим крушение?
Надо договориться.
О чем?
Договориться, чтобы помочь друг другу, вместе и дружно- сила.
Слайд 15Шоу - технологии
3 части действия:
Запуск.
Задания – конкурсы.
Финал.
3 основных психологических механизма:
Эмоциональное заражение.
Соревновательность.
Импровизации.
Слайд 16
Звездный час
Музыкальный ринг
Счастливый случай
КВН
Слайд 17Диагностика результатов
Ведущий обращается к «сцене» и «залу»
«поднимите руки те, для кого
участие в сегодняшнем событии оказалось интересным, привлекательным!»
Используются анкеты
Вместо оценки в балах символические цвета:
Красный- скорее интересно
Белый – неопределенно
Темно-синий- «скорее интересно»
Слайд 18Деловая игра
Этап подготовки:
Разработка игры.
Постановка проблемы, целей.
Групповая работа над заданием.
Анализ и обобщение.
Рефлексия
– оценка и самооценка работы.
Слайд 19
Тренинг – как метод активного социально-психологического обучения в настоящее время представляет
собой один из наиболее востребованных и динамично развивающихся видов психологической работы.
Слайд 20
Тренинг общения – форма педагогической работы, имеющая цель – создание у
ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного коммуникативного опыта, опыта общения (опыта взаимопонимания, опыта обращения, опыта поведения в проблемных школьных ситуациях).
Слайд 21Тренинг общения
Структура тренинга общения имеет 3 блока:
Разминка (упражнения на «разогрев)-набор процедур,
подразумевающих физическое движение, целью которых является изменение эмоционального состояния группы.
Основная часть: работа над проблемой.
Итоговая рефлексия.
«На занятии я поняла, что»
«Самым важным на занятии для меня было»
Слайд 22Методы тренинга
Методы тренинга
Методы интерактивной
игры
Методы
Групповой
дискуссии
Подвижные
игры
Ролевые
игры
Интеракционная
дискуссия
Тематическая
дискуссия
Биографическая
дискуссия
Слайд 23Мы –команда
тренинг общения
Разминка
«Карандаши»
Участники должны удержать карандаши, зажатые между пальцами, выполняя
команды ведущего; двигать руками вверх-вниз, вперед назад
Смысл упражнения: четкая координация совместных действий на основе невербального восприятия друг друга.
«Циферблат»
Участники образуют циферблат часов, после этого кто нибудь заказывает время, а циферблат его показывает
Смысл упражнения ; тренировка внимательности, включение в групповое взаимодействие
Слайд 24Основные упражнения
«Встреча взглядами»
Участники по кругу, опустив глаза. По команде ведущего одновременно
поднимают головы, их задача- встретиться с кем- нибудь взглядом.
Смысл упражнения- игра развивает навыки межличностного восприятия, эмпатии и наблюдательности.
«Пингвины» 10 минут
Руки прижаты к телу, ладони отведены в стороны, передвижение мелкими шажками. Пингвины живут на острове.Там холодно.Пингвины хотят согреться.Все ищут теплое место. Найдите теплое место в лице человека, которого вы сами себе определите. Объясните свой выбор.(лицо, жесты, мимика, взгляды)
Цель- развитие умения слушать и слышать другого человека, сопереживать и сочувствовать ему, видеть своих коллег как партнеров и соратников по общему делу.
Слайд 25Вверх по радуге
Цель; развитие умения релаксировать, снятие тревожных ощущений 5-6 минут
Участникам
предлагается сделать глубокий вдох и представить, что вместе с воздухом они взбираются вверх по радуге, а выдыхая- съезжают с неё(3 раза)
Затем все повторяют с открытыми глазами (з раза)
Что испытали?
Слайд 26Технология коллективно-творческих дел
Совместное решение о проведении дела
Коллективное планирование.
Коллективная подготовка.
Проведение дела.
Коллективный анализ
и его последействия.
Результат.
Слайд 27Отличия традиционого Ктд от личностно-ориентированного
Слайд 28Основные вопросы- критерии «Как мы организовали дело? «как мы проявили свою
коллективность? «Каков вклад каждого в общее дело?
Слайд 29Технология развития контакта
«Педагог-ребенок девиантного поведения»
Условия
Со стороны школьника:недоверие к взрослым, выражена готовность
к агрессии в отношении педагога
Со стороны педагога:вы что-то знаете о ребенке но личный разговор -первый
Слайд 30Цель:
Установление контакта со школьником
Главный признак результата- стремление школьника общаться с педагогом
и обсуждать с ним свои дела, проблемы
Слайд 31Структура
Стадия накопления согласий
Стадия поиска интересов
Стадия выяснения «опасных» качеств
Стадия совместного анализа
Стадия выбора
действий
Слайд 32Технология «Создание ситуации успеха»
Сфера доброжелательности
Слайд 33Условия реализации воспитательных технологий
Закрепление идеи технологий воспитательной работы в педагогической культуре.
Вхождение
идеи и феномена воспитательных технологий в организационную культуру школы как предмета инновационной работы, как предмета текущей управленческой работы, как распространения передового опыта.
Владение технологиями воспитания как личная профессиональная ценность и, соответственно, как критерий оценивания своего профессионализма.