Презентация, доклад на тему Воспитание детей с ОВЗ

Содержание

Общие сведения о количестве детей с ограниченными возможностями здоровьяУчащиеся профессиональных образовательных организаций 170 чел.Школьники 1964 чел.Дошкольники5195 чел.В общеобразовательных организациях1063 чел.В коррекционных учреждениях 901 чел.Индивидуально на дому 212 чел.Общее количество детей с ОВЗ: 7329 чел.

Слайд 1Особенности психоэмоционального климата семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья
Чернышова В.М.,


директор ТОГБУ «ЦПМПДиК» , кандидат педагогических наук

ТОГБУ «Центр психолого-медико-педагогической диагностики и консультирования»

Особенности психоэмоционального климата семей, воспитывающих детей  с ограниченными возможностями здоровьяЧернышова В.М., директор ТОГБУ «ЦПМПДиК» , кандидат

Слайд 2Общие сведения о количестве детей с ограниченными возможностями здоровья
Учащиеся
профессиональных
образовательных

организаций
170 чел.

Школьники
1964 чел.

Дошкольники
5195 чел.

В
общеобразовательных
организациях
1063 чел.

В коррекционных
учреждениях
901 чел.

Индивидуально
на дому
212 чел.

Общее количество
детей с ОВЗ:
7329 чел.

Общие сведения о количестве  детей с ограниченными возможностями здоровьяУчащиеся профессиональных образовательных организаций 170 чел.Школьники 1964 чел.Дошкольники5195

Слайд 3Трудности, с которыми сталкивается семья, воспитывающая ребёнка-инвалида
Рождение в семье ребёнка

с отклонениями в развитии является большим стрессом для всех членов этой семьи, и, в первую очередь, для родителей ребёнка.

Чаще всего родители считают, что рождение такого "особенного" ребёнка это "приговор", что этого ребёнка обучить будет невозможно и он будет обузой для всей семьи.

Вся проблема в том, что родители не видят положительных перспектив. Многие отказываются от своих детей и сдают их в детские дома. Но даже семьи, не отказывающиеся от своих детей, долго справляются с пережитым шоком
Трудности, с которыми сталкивается семья, воспитывающая ребёнка-инвалида Рождение в семье ребёнка с отклонениями в развитии является большим

Слайд 4Реакции родителей, когда они узнают, что у них «особый» ребенок


отрицание

наиболее типичная

реакция
на врачебный диагноз -
неверие в существование
болезни

чувство вины

переживания по поводу
совершенных ошибок,
которые по их мнению,
привели к болезни

эмоциональная
адаптация

заключительный этап
принятия болезни
своего ребенка

гнев

возникает на почве ощущения
беспомощности, безысходности
и разочарования, как в самом себе,
так и в своем ребенке

Реакции родителей, когда они узнают,  что у них «особый» ребенокотрицаниенаиболее типичная реакцияна врачебный диагноз - неверие

Слайд 5 В дошкольный период последствия перинатальных нарушений беспокоят не всех

родителей, так как в этот период жизнь ребенка организована относительно вольно:
часть детей воспитывается дома, где взрослые, как правило, подстраиваются к приемлемому для ребенка режиму,
другие дети посещают детские сады, однако и там к детям не предъявляют столь категоричных требований, как позднее в школе


В дошкольный период последствия перинатальных нарушений беспокоят не всех родителей, так как в этот период

Слайд 6Е.И. Холостова выделяет пять моделей поведения родителей при появлении в семье

особого ребёнка:

1. Принятие ребенка и его дефекта. При этой модели поведения родители принимают дефект, адекватно оценивают его и проявляют по отношению к ребенку настоящую преданность. У родителей не проявляются видимые чувства вины или неприязни к ребенку. Главным девизом считается: «необходимо достигнуть как можно больше там, где возможно». В большинстве случаев вера в собственные силы и способности ребенка придают таким родителям душевную силу и поддержку.
2. Реакция отрицания — отрицается, что ребенок страдает дефектом. Планы относительно образования и профессии ребенка свидетельствуют о том, что родители не принимают и не признают для своего ребенка никаких ограничений. Ребенка воспитывают в духе чрезвычайного честолюбия и настаивают на высокой успешности его деятельности.
3. Реакция чрезмерной защиты, протекции, опеки, охранительства. Родители наполнены чувством жалости и сочувствия, что проявляется в чрезмерно заботливом и защищающем ребенка от всех опасностей типе воспитания. Аномальный ребенок является предметом чрезмерной любви матери, родители стараются за него все сделать, в результате чего он может долго, а иногда всю жизнь находиться на инфантильном уровне.
4. Скрытое отречение, отвержение ребенка. Дефект считается позором. Отрицательное отношение и отвращение по отношению к ребенку скрывается за чрезмерно заботливым, предупредительным воспитанием. Родители «перегибают палку» в выполнении своих обязанностей, педантично стараются быть хорошими.
5. Открытое отречение, отвержение ребенка. Ребенок принимается с отвращением и родители полностью осознают свои враждебные чувства. Однако для обоснования этих чувств и преодоления чувства вины родители обращаются к определенной форме защиты. Они обвиняют общество, врачей или учителей в неадекватном отношении к дефекту и аномальному ребенку.

Е.И. Холостова выделяет пять моделей поведения родителей при появлении в семье особого ребёнка: 1. Принятие ребенка и

Слайд 7Часто проявляются неадекватные позиции родителей:
сокрытие информации о проблемах ребёнка (и упускается

драгоценное время для эффективной работы);
нежелание медицинского сопровождения (а зачастую, ребёнок без мед. поддержки не справляется с учебной нагрузкой);
пассивность, отказ от сотрудничества с педагогами;
потребительское отношение к специалистам (вас учили – вы должны). Неадекватные ожидания от педагогов без учёта потенциальных возможностей ребёнка;
неадекватные требования: немедленно посадить ребёнка в класс, ставить только положительные отметки и т.д.


Часто проявляются неадекватные позиции родителей:сокрытие информации о проблемах ребёнка (и упускается драгоценное время для эффективной работы);нежелание медицинского

Слайд 8Часто желание помочь ребёнку, сводится к непосредственному облегчению его жизни:

При нём

обсуждаются все его проблемы со здоровьем, вызывая к нему чувство жалости (и у него самого формируется внутренняя картина болезни, которая лишает его жизненной энергии). Хотя до этого, он не страдал!
До абсурда облегчается его участие в социально-бытовой жизни (ребёнок не умеет обслужить себя, не знает социальных обязанностей (планирование семейного бюджета, оплата соц. услуг и т.д.).
Не формируются жизненно важные умения: перейти дорогу, передвигаться по городу, налаживать контакты, анализировать ситуации, прогнозировать поступки и др.


Часто желание помочь ребёнку, сводится к непосредственному облегчению его жизни:При нём обсуждаются все его проблемы со здоровьем,

Слайд 9Нежелание родителей лечить ребенка обусловлено и другими причинами:
Лечение требует много

времени (циклы должны повторяться 1-2 раза в год в течение нескольких лет).
Лечение вредно, так как ребенок должен будет принимать сильнодействующие лекарства.
Лечение не сразу приносит те результаты, на которые рассчитывают родители.
Многие родители не представляют связи между физиологическим состоянием ребенка и его успешностью в обучении.
Иногда родителям кажется, что, если с ребенком подольше поработать, придет успех. И они заставляют его подолгу заниматься дома, усугубляя лишней нагрузкой и без того непростое положение ребенка
Нежелание родителей лечить ребенка обусловлено и другими причинами: Лечение требует много времени (циклы должны повторяться 1-2 раза

Слайд 10Специфические особенности родительского поведения
1. Нежелание родителей принимать медицинские диагнозы, избегание специалистов,

констатирующих реальную ситуацию.

2. Неоднозначное отношение к комплексной психолого-медико-педагогической помощи (перекосы в придание значимости или медицине, или педагогике).

3. Склонность родителей скрывать факты
проблемного развития ребенка в общении с
окружающими.
Специфические особенности родительского поведения1. Нежелание родителей принимать медицинские диагнозы, избегание специалистов, констатирующих реальную ситуацию.2. Неоднозначное отношение к

Слайд 11Деструктивные стратегии поведения

Деструктивные стратегии поведения

Слайд 12Стадии адаптации семьи к ситуации рождения ребенка с проблемами
СТАДИЯ ШОКА,
агрессии, отрицания


проблемы, поиска
«виноватого».


В семье растет
напряженность,
ухудшается
социально-
психологический
климат

СТАДИЯ СКОРБИ
по здоровому ребенку,
которого нет.

Семья уже понимает
свою значимость и
ответственность за
ребенка, но чувствует
беспомощность
в вопросах воспитания,
ищет совета
у специалистов

СТАДИЯ
АДАПТАЦИИ


Родители входят
в ситуацию,
начинают
строить жизнь
с учетом того,
что в семье
«особый»
ребенок.

Первая стадия

Вторая стадия

Третья стадия

Стадии адаптации семьи к ситуации рождения ребенка с проблемамиСТАДИЯ ШОКА,агрессии, отрицания проблемы, поиска «виноватого».В семье растет напряженность,

Слайд 13Семья с «особым» ребенком
ПОНИМАЕТ ПРОБЛЕМУ

НЕ ПОНИМАЕТ ПРОБЛЕМУ

ПРИНИМАЕТ ПРОБЛЕМУ

НЕ ПРИНИМАЕТ
ПРОБЛЕМУ

ПРИНИМАЕТ
ПРОБЛЕМУ

НЕ ПРИНИМАЕТ
ПРОБЛЕМУ

ИЩЕТ
ПОМОЩЬ

ЗАКРЫТАЯ
СЕМЬЯ

ИНТУИТИВНОЕ
ВОСПИТАНИЕ

МУЛЬТИСЛОЖНАЯ
СИТУАЦИЯ

Семья с «особым» ребенком   ПОНИМАЕТ ПРОБЛЕМУ

Слайд 14Причины:

страшно признавать поставленный диагноз и возможные последствия, поэтому родители предпочитают

не верить специалистам, предупреждающим их о негативных последствиях;

иногда увидеть проблему мешают амбиции


Причины: страшно признавать поставленный диагноз и возможные последствия, поэтому родители предпочитают не верить специалистам, предупреждающим их о

Слайд 15 Практически все матери и отцы, постоянно ухаживающие за детьми с ОВЗ

испытывают:

выраженные чувства вины и стыда перед детьми, перед членами семьи, часто разрушившейся, а также перед собственными родителями;
непроходящую месяцами невротическую усталость;
опустошенность;
раздражительность.
(исследования А.И.Тащевой)

Практически все матери и отцы, постоянно ухаживающие за детьми с ОВЗ испытывают:  выраженные чувства вины

Слайд 16 Практически каждая семья, имеющая ребенка с ОВЗ переживает несколько

основных фаз кризиса:

1 фаза – неизвестность, неопределенность
2 фаза – известность, определенность
3 фаза – агрессия
4 фаза – активная хаотическая деятельность
5 фаза – депрессия
6 фаза – принятие факта нарушения развития
7 фаза – активизация
8 фаза – солидарность
Практически каждая семья, имеющая ребенка с ОВЗ переживает несколько основных фаз кризиса: 1 фаза –

Слайд 17 Три группы, в которых родители различаются по типу отношения к ребёнку

и его проблемам:

Семьи, где родители достаточно адекватно воспринимают проблемы ребёнка.

Семьи, испытывающие растерянность от проблем ребёнка.

Семьи с негативной реакцией как на самого ребёнка, так и на его проблемы; перекладывание этих проблем на другие плечи

Три группы, в которых родители различаются по типу отношения к ребёнку и его проблемам: Семьи, где

Слайд 18В работах Е.А.Личко, Э.Г.Эйдемиллера, А.В.Добровича нежелательными стилями воспитания являются
Воспитание по типу

«кумир семьи»
Воспитание по типу «золушка»
Гиперопека
Непоследовательный и противоречивый стиль воспитания
Гипоопека
Попустительски-снисходительный стиль
Позиция круговой обороны
Демонстративный стиль
Страх утраты ребенка
Проекция на ребенка родительских нежелательных качеств

В работах Е.А.Личко, Э.Г.Эйдемиллера, А.В.Добровича нежелательными стилями воспитания являютсяВоспитание по типу «кумир семьи»Воспитание по типу «золушка»ГиперопекаНепоследовательный и

Слайд 19Во взаимодействии с семьей важно создание условий для решения возникающих проблем
УЧИТЕЛЬ
-

ДЕФЕКТОЛОГ
Во взаимодействии с семьей важно создание условий для решения возникающих проблемУЧИТЕЛЬ- ДЕФЕКТОЛОГ

Слайд 20«Успешная психокоррекционная работа с ребенком невозможна без определенного специального образования родителей.

Вся работа учреждения должна быть направлена на то, чтобы родители из пассивных наблюдателей стали активными участниками воспитания и обучения своих детей»
(А.Р. Маллер)

«Успешная психокоррекционная работа с ребенком невозможна без определенного специального образования родителей. Вся работа учреждения должна быть направлена

Слайд 21 Основными задачами родителей по воспитанию ребенка-инвалида и ребенка с ОВЗ

является:

создание дома спокойной доброжелательной атмосферы с теми режимными ограничениями, которые продиктованы состоянием ребенка;
обеспечение своевременного приема ребенком предписанных ему медикаментозных средств, наблюдение за их действием и информирование об этом врача;
постоянное наблюдение за соматическим и психологическим состоянием ребенка с ведением дневника наблюдения;
овладение основами специальной педагогики и психологии, навыками проведения в домашних условиях занятий по раннему коррекционному развитию и воспитанию, а также обучению своих детей;



Основными задачами родителей по воспитанию ребенка-инвалида и ребенка с ОВЗ является:

Слайд 22овладение основами правовых знаний, относящихся к правам инвалидов и детей группы

риска по отклонениям в развитии;
участие в деятельности общественных объединений и организаций родителей детей с нарушениями в развитии;
родителям необходимо знать особенности развития ребенка, сформировать адекватную самооценку, правильное отношение к дефекту, волевые качества, включать в жизнь ребенка игровую и посильную игровую деятельность;
при посещении ребенком детского учреждения родители должны продолжать с ним работать

Основными задачами родителей являются:

овладение основами правовых знаний, относящихся к правам инвалидов и детей группы риска по отклонениям в развитии;участие в

Слайд 23Важна психологическая работа с матерями, имеющих детей-инвалидов, так как они являются

ближайшим окружением ребёнка и как никто влияют на его развитие.
В повседневной жизни матери порой не знают, как заставить ребенка слушать их, выполнять инструкцию или поручение.
Они не понимают, как обучить ребенка правилам санитарной гигиены и самообслуживания.
Видя дефект ребенка, мать старается ему помочь и очень часто, продолжая действовать в этом направлении, полностью отучает ребенка от самостоятельности, от возможности приобретения им определенного навыка.
Подобные воспитательные действия матерей квалифицируются как гиперопека
Важна психологическая работа с матерями, имеющих детей-инвалидов, так как они являются ближайшим окружением ребёнка и как никто

Слайд 24Ролевые функции родителей:

мать:
обеспечивает поле семейной принадлежности;
оказывает непосредственное влияние на развитие эмоциональной

сферы ребенка;
представляет основу для отношения ребенка к людям, для его доверительного и инициативного отношения к окружающему миру;
воспринимает ребенка как субъекта эмоциональных переживаний, активности;
способствует развитию креативности

Ролевые функции родителей:мать:обеспечивает поле семейной принадлежности;оказывает непосредственное влияние на развитие эмоциональной сферы ребенка;представляет основу для отношения ребенка

Слайд 25Ролевые функции родителей:
отец:
осуществляет функцию защиты, удовлетворения потребности в безопасности и надежности

существования;
оказывает непосредственное влияние на развитие интеллектуально-познавательной сферы ребенка;
играет наиболее важную роль в формировании у ребенка системы запретов и разрешений, социальной ответственности и системы ценностей;
олицетворение дисциплины и порядка
Ролевые функции родителей:отец:осуществляет функцию защиты, удовлетворения потребности в безопасности и надежности существования;оказывает непосредственное влияние на развитие интеллектуально-познавательной

Слайд 26Выделять главное
Развивать
ребенка -
значит учить
Сравнивать
Находить аналогии
Ставить и разрешать проблемы
Классифицировать
Определять понятия
Доказывать


и опровергать

Обобщать и систематизировать

Выделять  главноеРазвивать ребенка -значит учить СравниватьНаходить аналогииСтавить и разрешать проблемыКлассифицироватьОпределять понятияДоказывать и опровергатьОбобщать и систематизировать

Слайд 27СОВЕТЫ, О КОТОРЫХ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ ОСОБЫХ ДЕТЕЙ:

Вы не одиноки;
2. Вы

тоже нуждаетесь в заботе и поддержке;
3. Вы несовершенны, как и любой другой человек. И в этом нет ничего страшного;
4. Вы — супергерой;
5. Найдите время, чтобы расслабиться и подурачиться со своими детьми;
6. Ваши решения не всегда будут верными;
7. Простите себя;
8. Родительский труд всегда очень тяжел, но растить ребенка с особыми потребностями вдвойне сложно;
9. Быть родителем особого ребенка — это похоже на марафон;
10. Не растворитесь в своей родительской роли;
11. Сохраняйте чувство юмора;
12. Празднуйте малейшие достижения и победы;
13. Не надо сравнивать;
14. Берегите свой брак и любовь;
15. Доверяйте своим ощущениям и чувствам.


СОВЕТЫ, О КОТОРЫХ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ ОСОБЫХ ДЕТЕЙ:Вы не одиноки;2. Вы тоже нуждаетесь в заботе и поддержке;3.

Слайд 28Советы родителям по развитию детей
Можно и нужно научить детей правильно, организованно

мыслить.
Ребёнку интереснее мыслить, чем запоминать.
Найденное в процессе мышления становиться знанием, включаясь в причинно-следственные связи в сознании, тогда как запоминание часто остаётся нейтральной информацией, которую невозможно извлечь из памяти.
Без проблемной ситуации нет мышления.
Вопросы «почему?», «как сделать?», «зачем?», «с какой целью?», «из-за чего?», «как сделать?» - проблемные, они направлены на развитие мышления.
Никого нельзя заставить мыслить, никому нельзя запретить мыслить. Мышление свободно и самостоятельно
Советы родителям  по развитию детейМожно и нужно научить детей правильно, организованно мыслить. Ребёнку интереснее мыслить, чем

Слайд 29Игра-сказка "Воробьиная семья"
Инструкция: "Жила-была в лесу воробьиная семья: мама, папа, сын.

Мама улетала мошек ловить, семью кормить. Папа укреплял жилище веточками, утеплял мхом. Сын учился в лесной школе, а в свободное время помогал отцу, и всегда этим хвастался. Он всем пытался доказать, что он самый ловкий и сильный. А с теми кто не соглашался, ссорился и даже дрался. Как-то раз мама и папа прилетели в гнездо, а сын-воробушек сидит взъерошенный, потому, что …"
Каждая команда получает карточки с заданиями:
Сын подрался с другом;
Ребенок боится отвечать у доски на уроках;
Сын требует купить ему компьютерную игру;
Ребенок не хочет идти в школу;
Учитель сделал замечание, что он постоянно отвлекается на уроках, нарушает дисциплину;
Сын не хочет выполнять домашние задания.
Участникам предлагается обсудить ситуацию, разделив роли между собой.
Игра-сказка

Слайд 30Результатами успешной работы с родителями являются
Устойчивость
психо-
эмоционального
состояния
родителей
Нормализация
эмоционального
состояния
ребенка
Создание в семье


коррекционно-
развивающей
среды

РЕАЛИЗАЦИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Результатами успешной работы  с родителями являютсяУстойчивостьпсихо-эмоциональногосостоянияродителейНормализация эмоционального состояния ребенкаСоздание в семье коррекционно-развивающейсредыРЕАЛИЗАЦИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Слайд 31 Все люди разные. Одним “медведь на ухо наступил”, у других “руки

не из того места растут”, у третьих “память дырявая”, у четвертых – нестандартный набор пальцев, пятые ходят только с палочкой… – и при этом все они могут быть счастливы!
Все люди разные. Одним “медведь на ухо наступил”, у других “руки

Слайд 32

Маленькое участие всегда лучше, чем большое сочувствие
- помните

это!!!

БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ!

Маленькое участие всегда лучше, чем большое сочувствие - помните это!!!БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ!

Слайд 33Литература
1.Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические

основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
2.Левченко И. Ю. ,Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: Метод. пособие. -М.: Просвещение, 2008.
3. Лучина Т. «Методические рекомендации по проведению родительских собраний» 2002.
4. Овчинникова Т. Н. «Личность и мышление ребёнка: диагностика и коррекция» 2004.
5. Путляева Л.О. «О развитии мышления» 2006.
6. Саляхина Л. И. «Родительские собрания 1 – 4 классы.» 2007.
7. Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии: практикум по формированию адекватных отношений. - М.: Гном-Пресс, 1999.
8. Холостова, Е.И. Социальная работа с семьей: учеб. пособие - М. : Дашков и К. - 2006.


Литература 1.Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть