Слайд 3
Красной цифрой не отмечен
Этот день в календаре
И флажками не расцвечен
Возле дома,
на дворе.
По одной простой примете
Узнаем мы этот день:
По идущим в школу детям
Городов и деревень.
По веселому волненью
На лице учеников,
По особому смущенью
Семилетних новичков...
И пускай немало славных,
Разных дней в календаре,
Но один из самых главных -
Самый первый в сентябре!
Слайд 4 История праздника
В России День знаний по
традиции отмечается 1 сентября. Официально этот праздник был учрежден Верховным Советом СССР 1 сентября 1984 года
1 сентября празднуют школьники и студенты, в этот день у них начинается новый учебный год.
Наша школа – это храм науки,
Дом уюта, светлый огонек,
Добрые учительские руки,
Первый и последний наш звонок!
Слайд 5 Уроки Знаний - уроки Мира
Именно в школе мы учимся
писать, считать, читать, учимся жизни. Знания необходимы в наше время. «Учение – свет»… Кто мы без знаний? Ни построить, ни вылечить и не жить. Знания дают нам возможность прожить нашу единственную жизнь разумно и правильно, приобретая все необходимое. И хотя учимся мы, как правило, в школах и в институтах без особого энтузиазма, но чуть позже это благословенное и счастливое время вспоминаем с радостью на душе.
А знаете ли вы, что 1 сентября во всех школах часто проводятся уроки Мира.
Слайд 6 Хотя День мира отмечается 21 сентября, решено было акцентировать
внимание на этом событии именно в первые школьные дни. Наука – это прежде всего созидание, трудная и кропотливая работа во благо всего человечества, и именно ради созидания дети идут в школу.
21 сентября - Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Международный день мира как день всеобщего прекращения огня и отказа от насилия. Этот день должен способствовать прекращению огня во всем мире, когда все страны и народы прекращают боевые действия на весь день, когда все люди в полдень по местному времени соблюдают минуту молчания… Цель этого дня – укрепить идеалы мира как внутри страны, так и между нациями.
Слайд 7Человечество должно прекратить повторять зло, когда ради войны приносятся в жертву
жизни детей и расходуются астрономические суммы денег. Настало время, когда все страны мира должны использовать все свои возможности и выступить в поход за установление мира. От наших усилий зависит мир.
Сегодня – наш первый урок в шестом классе и говорить мы будем об очень серьезных и важных вещах. Тему нашего урока вы сами определите, после того, как я прочитаю стихотворение.
(стихотворение читает учитель)
Да, ребята, тема нашего урока “Миру мир!” и пройдет он под девизом “Мир без насилия, без тревог и слез”
МИНУТА МОЛЧАНИЯ.
Слайд 9Вот и наступило еще одно 1 сентября в вашей школьной жизни.
Вместе с вами сегодня за парты сели сотни тысяч ребят. А наш учебный год я хотела бы начать с урока Мира, с урока Памяти.
Этот год был юбилейным. Страна отметила 70 летие Победы над фашистской Германией. Мы вспоминали прошедшие военные события, участников войны, тех, кто завоевал с оружием в руках свободу и независимость не только русского, но и народов стран Европы.
Вспомним один из страшных эпизодов войны. В Ленинграде, а ныне Санкт-Петербурге, на Васильевском острове в доме №13/6 жила семья Савичевых. Это была большая и дружная семья. Отец – Николай Родионович работал пекарем, но рано умер, еще до войны. Мать – Мария Игнатьевна была вышивальщицей. В семье было пять детей. Помогала вести хозяйство бабушка.
Слайд 11- 22 июня ранним воскресным утром вся страна узнала о начале
войны, которую потом назовут Великой Отечественной. Вражеские бомбардировщики сбрасывали на город сотни, тысячи бомб. Горели и рушились здания, но самое главное, уничтожались склады продовольствия. А когда Ленинград был взят в кольцо, наступили тяжелые блокадные дни, когда дневная норма хлеба рабочим составляла – 300 грамм, старикам и детям – 150. Чтобы как-то унять голод ели хвойные лапки елей, кору дуба, щи из подорожника и крапивы, котлеты из ботвы свеклы. Люди теряли силы и умирали от истощения организма.
- Первой в семье Савичевых умерла Женя. В этот день Таня сделала первую запись в своем дневнике: “Женя умерла 28 декабря 12.30 утра 1941 г.” Потом умерла бабушка и Таня записала в блокноте - дневнике: “Бабушка умерла 25 января. 3 часа дня 1942 г.” Каждая новая страничка рассказывает и сегодня о горе и смерти в семье Савичевых
Слайд 13. “Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 г.
Дядя Вася умер в 13 апреля в 2 часа ночи 1942 г. Дядя Леша 10 мая в 4 часа дня 1942 г. Мама в 13 мая в 7.30 часов утра 1942 г. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня”. Вся семья Тани умерла в дни блокады. Лишь Нина и Михаил, ушедшие на фронт остались живы.
Умирающую Таню эвакуировали вместе с воспитанниками детского дома №48 в Горьковскую область. Но девочка продолжала болеть, теряла зрение, поэтому ее перевели в инвалидный дом. Умерла Таня 1 июля 1944 года в больнице города Шатки. Там ее и похоронили. А в мае 1972 года был открыт памятник на ее могиле.
Слайд 15- В 1980 году одна из малых планет была названа Таня,
в честь ленинградской девочки, чье имя неразрывно связано с историей нашей страны, чей дневник хранится в Санкт-Петербурге в мемориальном комплексе на Пискаревском кладбище рядом с боевыми орденами и медалями. Его читали короли и министры, военные и простые рабочие из разных уголков мира. Несколько страничек маленькой девочки рассказали всем о 470 000 жертвах блокады.
Слайд 16 Заканчивалась Великая Отечественная война. Ничто не предвещало беды. Но…
6 августа
1945 года по приказу президента США Трумэна американским бомбардировщиком была сброшена первая атомная бомба на японский город Хиросима. 9 августа 1945 года американцами была сброшена вторая атомная бомба на японский город Нагасаки. Рушились дома, чернели деревья, замертво падали люди. Города превратились в выжженную пустыню и вымерли. Жертвами бомбардировки в Хиросиме были 140 тысяч человек, в Нагасаки – 75 тысяч. Америка продемонстрировала свое новое оружие миру. Но никто не думал о последствиях его применения – о выпадении зараженных осадков после ядерного взрыва.
Слайд 18- В Хиросиме жила японская девочка Сасаки Садако. Когда на город
сбросили атомную бомбу, ее было всего 2 года. Она жила со своими родителями в трех километрах от города, а потому не пострадала – ни ожогов, ни ранений не было. Прошло 10 лет. Сасаки выросла, училась в 7 классе, занималась спортом… Осадки атомного взрыва заразили воздух, воду, землю. Они попали в кровь Сасаки, и она заболела тяжелой лучевой болезнью – лейкемией или раком крови. - Девочка попала в больницу, и доктор, чтобы придать ей силы для борьбы с болезнью, сказал, что если она сама сделает тысячу белых бумажных журавликов, то обязательно поправиться. Журавль – священная птица, живущая очень долго. Сасаки поверила. В палату принесли бумагу и ножницы. Сасаки принялась мастерить. Готовые белые журавлики сначала занимали ее кровать, затем пол палаты, поднимались к потолку, садились на подоконник.
Слайд 20. Одноклассники девочки решили помочь ей. Они сами вырезали журавликов и
привлекали к этому занятию своих друзей. Так весть о японских журавликах разнеслась по всему миру. В Японию со всех уголков земного шара летели белые журавлики. Все стремились помочь выздороветь Сасаки Садако. Вскоре белая журавлиная стая переросла за тысячу, но девочке становилось все хуже.
- Белые журавлики не смогли победить страшную болезнь, не смогли спасти жизнь Сасаки Садаки. Она умерла 25 октября 1955 года.
Слайд 21Японские школьники и их родители в память о тех, кто погиб
от страшного оружия, впервые примененного над их городом, собрали деньги и построили Архитектурно-парковый символический ансамбль Парк Мира. И сегодня сюда приносят белых бумажных журавликов со всех уголков нашей Земли. Иногда ветерок подхватывает их и кружит над планетой, словно напоминает о той трагедии, которая произошла 60 лет назад. А журавли курлычут и призывают: “Дети! Помните Садако! Она так хотела, чтобы в мире не было войн, чтобы все были здоровы, веселы и счастливы!”
Слайд 23Сегодня нельзя не сказать, нельзя не вспомнить о тех страшных событиях,
которые произошли в Беслане.
Было ясное сентябрьское утро. Дети в парадной форме с цветами и их близкие собирались на традиционные линейки, посвященные началу нового учебного года. В это время на территорию школы №1 въехала на трех машинах вооруженная банда из 32 человек. Захватив в заложники более 1300 взрослых и детей, они усадили их на пол в спортивном зале и заминировали школу. С 1 по 3 сентября люди не получали ни воду, ни питание. В их адрес раздавались постоянные угрозы. Они понимали, что это террористический акт, но свято верили, что их спасут, что все они останутся живы.
Слайд 25Случилось по-иному. Днем 3 сентября в школе прогремел взрыв. Началась паника,
многие из заложников пытались бежать, боевики открыли по убегавшим огонь. На их защиту встали войска спецназа. Своими телами они закрывали детей и взрослых от пуль, сами, погибая при этом. На сегодняшний день огромны жертвы этого теракта, установлено 394 человека.. А тем, кому удалось выжить, пришлось проходить лечение в больницах России.
Слайд 29Русская пословица гласит: “Чужой беды не бывает”. 24 страны мира откликнулись
на эту трагедию.
Общей болью и скорбью отозвалась в каждом сердце гибель невинных жертв. Каждый человек стремился помочь горю Беслана.
Кто-то участвовал в концертах, выставках, благотворительных аукционах, чтобы перечислить заработанные средства для пострадавших. Кто-то организовывал экскурсии по городам страны, чтобы хотя бы немного отвлечь детей от страшных воспоминаний. Кто-то писал стихи и сочинял песни, чтобы рассказать миру о трагедии в Осетии. В память о школьниках, погибших при освобождении заложников, в Саранске посадили 100 каштанов, во Флоренции назвали площадь.
Слайд 33Из Петербурга в Беслан была доставлена икона Вифлеемских младенцев-мучеников. Она стала
первой святыней православного храма, который планируется построить на месте бывшей школы №1.
Построен памятник “Дерево скорби” жертвам бесланской трагедии. Памятник представляет собой стоящих спиной друг к другу трех женщин, над которыми в небо улетают ангелы, символизирующие погибших детей.
Слайд 34Последние события в Украине. Больше года уже идет гражданская война. Датой
начала конфликта считается 7 апреля 2014 года, когда и. о. президента Украины Александр Турчинов в связи с захватами административных зданий в Харькове, Донецке и Луганске и провозглашением Харьковской и Донецкой народных республик объявил о создании антикризисного штаба и о том, что «против тех, кто взял в руки оружие, будут проводиться антитеррористические мероприятия». 14 апреля на сайте президента Украины был размещён текст указа о начале антитеррористической операции на востоке Украины.
Слайд 37В начале сентября 2014 года было заключено соглашение о перемирии, после чего
интенсивность боевых действий снизилась, однако на отдельных направлениях столкновения и обстрелы продолжались с различной степенью интенсивности. С середины января 2015 года возобновились активные боевые действия на всем протяжении фронта. В результате боёв к началу февраля 2015 года повстанцам удалось достичь значительных успехов. На переговорах 11-12 февраля был согласован новый комплекс мер по выполнению сентябрьского соглашения о перемирии.
Слайд 39 По данным ООН на 10 июля 2015 года, жертвами
конфликта на Украине стали 6764 человека (включая гражданское население, украинских силовиков, повстанцев и 298 пассажиров рейса MH17), ранения получили 16 877 человека, а число беженцев превысило 2,3 млн человек. 1 октября 2014, когда местные школы все-таки решили открыть свои двери для учеников и прозвенел первый звонок, обстрелу подвергся Киевский район Донецка. В пяти метрах от школы №57 и рядом с остановкой транспорта по Киевскому проспекту упали и взорвались снаряды реактивной артиллерии. В результате обстрела погибли десять человек, в том числе один ребенок, еще восемь получили тяжелые ранения
Слайд 40Свыше 40 детей погибли от осколочных и пулевых ранений в результате боестолкновений на востоке Украины,
«Сейчас там уже счет пошел на детские смерти — более 40 детей погибли от осколочных ранений. То есть от попадания после взрыва осколка в окно, возле которого находился ребенок. Также невиновным детям попадают пули в сердце, что приводит к мгновенной смерти», — сообщают СМИ
Трагедия в донецкой школе №63. Снаряд убил двоих детей – 8-классника и 18-летнего выпускника.
Слайд 42Ребята, а почему первый урок нового учебного года еще посвящен борьбе
за мир?
- Много уроков извлекли из нее народы, но главным из них – что против войны нужно бороться, пока она не началась.
Политика мира – закон нашей страны. Вопрос о мире особенно остро стоит сейчас, когда идут войны.
Много задач стоит перед людьми. Но главная задача – сохранить мир на земле. Сберечь для потомков нашу маленькую по масштабам Вселенной планету, которая из космоса выглядит голубым и прекрасным шаром.
Слайд 43
“Я голосую за мир”. И. Зуев.
Я голосую за мир голосом миллионов.
Я
голосую за мир – воля моя законна!
Я голосую за мир сердцем всего народа.
Я голосую за мир равенства и свободы.
Я голосую за мир памятью всех Хатыней.
Я голосую за мир, чтобы земля в пустыню
Не превратилась вдруг, чтобы на целом свете
Слайд 44Лишь с добротою рук были знакомы дети.
Разве нужны земле шрамы войны
на теле?
Дайте ей журавлей – тех, что взлететь не успели.
Дайте ей синеву моря и чистого неба.
Чтобы не во сне – наяву люди наелись хлеба.
Чтобы цвела заря добрым и ясным светом.
Мир тебе, мать-земля!
Я голосую за это.
Слайд 45 Сергий Радонежский
Ребята, а какое имя могло бы
объединить такие понятия как мир, семья, терпимость, толерантность, милосердие. С этим именем связана история уже нашего района.
Конечно, это Сергий Радонежский.
Что вам известно об этом святом?
(рассказ учителя о святом)
Слайд 49Дорогие ребята! За 5 лет, что вы проучились в школе, вы
стали одной семьей, одной маленькой страной. Давайте постараемся все вместе сделать всё возможное, чтобы в нашем коллективе было больше успехов и радостей, чем огорчений. Мы должны заботиться о других, помогать своим товарищам, уважать их мнение. Жить по законам добра и справедливости, соотносить свои интересы с интересами своих товарищей. От нашей дружбы многое зависит. Даже, в какой-то степени, и мир на нашей планете.
Слайд 50Давайте скажем «спасибо» всем, кто воевал в годы Великой Отечественной войны
на фронтах, кто трудился в тылу. «Спасибо» тем , кто борется за мир , предотвращение войны сейчас.
Слайд 56Смирнова В.М. –учитель русского языка МКОУ Львовская СОШ имени И.С.Ефанова д.Львово
Кимовского района Тульской области.