Слайд 1МБУ ДО «Центр дополнительного образования «Радуга» г. Тайшета»
Влияние порядка рождения детей
в семье на развитие их личности
Подготовил: Сурменок Ирина Урховна, педагог-психолог МБУ ДО «Центр дополнительного образования «Радуга» г. Тайшета»
Слайд 2Как порядок рождения детей в семье влияет на развитие их личности?
Уже достаточно давно установлено, что порядок рождения оказывает значительное влияние на формирование черт характера ребенка и его дальнейшую судьбу. И помимо таких характеристик детей, как старший и младший, психология предлагает дополнительные характеристики – единственный ребенок и средний.
Слайд 3Психология отношений
в семье с двумя детьми
Тем не менее, хотя нас интересует психология отношений в семье с двумя детьми, отбрасывать характеристики единственного и среднего ребенка не стоит.
Ведь если двое детей рождаются с разницей более чем в шесть лет, то оба малыша считаются единственными детьми и соответствуют их психотипу.
Слайд 4Психология отношений
в семье с двумя детьми
Тогда как рождение еще одного малыша переведет второго – младшего ребенка на положение среднего и в зависимости от этого также скорректирует его психотип.
Многие психологи и психотерапевты ищут корни наших поступков и проблем в детстве, и порядок рождения ребенка в семье – достаточно информативный фактор для понимания характера взрослого человека.
Слайд 5Психологические теории относительно
порядка рождения детей в семье
Как уже говорилось, порядок рождения ставит детей в положение старшего и младшего. Те черты, которые приобретает старший ребенок, личность которого изменилась с рождением второго малыша, и те черты характера, которые приобретает личность младшего ребенка, - взаимосвязаны.
Слайд 6Психологические теории
относительно
порядка рождения детей
в семье
И старший и младший ребенок попадают в свою, особенную ситуацию, которая характеризуется совокупностью психологических, социальных, биологических и прочих факторов развития.
Слайд 7Психологические теории относительно порядка рождения детей в семье
Порядок рождения детей в семье, где всего два малыша, это - два совершенно отличных друг от друга жизненных сценария.
В каждом из них есть и достоинства, и слабые места, которые нуждаются в коррекции.
Слайд 8Зигмунд Фрейд о роли семьи
в формировании личности
Известный всему миру, психиатр Зигмунд Фрейд был одним из самых первых ученых, кто утверждал тот факт, что позиция ребенка относительно его братьев или сестер является краеугольным фактором формирования его личности.
А так же и то, что старшие и младшие дети в любой семье обладают рядом одинаковых черт характера. Именно это и приводит к радикальным отличиям характеров двух детей, растущих у одних и тех же родителей.
Слайд 9Альфред Адлер – связь порядка рождения и личностных качеств
Создателем этой теории заслуженно считается Альфред Адлер - порядок рождения детей в семье и развитие их личности были им исследованы, а полученные данные систематизированы и уложены в единую систему.
Слайд 10Альфред Адлер – связь порядка
рождения и личностных качеств
Именно он предположил, что в любой семье положение ребенка по старшинству имеет типичные сходные проблемы, которые к тому же в большинстве семей решаются практически одинаково.
Слайд 11Альфред Адлер – связь порядка рождения и личностных качеств
Адлер был уверен, что понимание личности отдельного человека немыслимо без контекста той атмосферы, в которой он вырос, учитывая структуру семьи и порядок его рождения в ней.
В соответствии с порядком рождения изменяются и запросы, и потребности ребенка.
Слайд 12Альфред Адлер – связь порядка
рождения и личностных качеств
Будучи первопроходцем в этом исследовании, А. Адлер классифицировал некоторые порядковые позиции, которые может занимать ребенок в семье: старший ребенок в семье, младший из двоих детей, средний ребенок, младший из трех и более детей, и единственный ребенок.
Самое главное, что в ходе этого исследования он доказал, что дети, чей порядок рождения в семье одинаков, имеют схожий психотип, а вот дети, рожденные в одной семье, различаются по характеру именно в связи со своим положением по старшинству.
Слайд 13Леман Кевин – христианский взгляд
на проблему
Эту проблему изучал и достаточно известный в мире психолог, доктор Леман Кевин - порядок рождения ребенка в семье оказался весьма влиятельным фактором для всей судьбы человека, включая и его карьеру, и его социальные связи. Леманом написана книга, которая получила лаконичное название «Порядок рождения», в которой глубоко, но с юмором рассказывается о влиянии очередности рождения на всю человеческую жизнь. Особое внимание уделяется взаимосвязи личностных качеств, формирующихся под воздействием порядка рождения и карьерных предпочтений.
Слайд 14Леман Кевин – христианский взгляд на проблему
Например, примечательно, что из их космонавтов, побывавших в космосе, практически все были первыми детьми в семье, и лишь двое – единственными. Так как лидерские качества у первенцев развиваются намного лучше.
Слайд 15Леман Кевин – христианский взгляд
на проблему
Коммерческая и актерская деятельность лучше удается средним и младшим отпрыскам семейств. Очередность рождения оказывает огромное влияние не только на характер, но и на то, с кем он вступит в брак, с кем он общается, каким родителем он будет.
Слайд 16Теория порядка рождения Уолтера Тоумена
Изучив более тысячи семей, Уолтер Тоумен констатировал, что модель поведения у любого человека во многом определяется очередностью его рождения в семье. Единственные, старшие, младшие или единственные дети по большому счету имеют сходные черты характера и личности. И хотя это не является абсолютным стереотипом, но общая предрасположенность обстановки в семье вырисовывают довольно-таки типичную картину.
Слайд 17Теория порядка рождения
Уолтера Тоумена
Еще
одним наблюдением было предпочтение в семьях какого–либо пола ребенка, чаще всего – сыновей. Если в семье есть старшая сестра, на нее довольно часто перекладывается значительная часть функций родителей, тогда как младший братишка почти всегда окружен славой и высокими ожиданиями родителей.
Слайд 18Теория порядка рождения
Уолтера Тоумена
Примечательно,
что семьи, где только девочки более охотно решаются на еще одного ребенка, чем родители двух или более сыновей (во всяком случае, в 1976 году, когда проводились исследования).
Слайд 19Особенности личности старшего и младшего ребенка в семье
Но самое главное, что интересует родителей, это то, как связаны порядок рождения и личность конкретно их ребенка. Каким образом изменит личность старшего ребенка появление братика или сестрички, на какие черты характера вы подтолкнете второго малыша, решив вопрос о его появлении на свет. Как скажется разница между вашими детьми в психологическом формировании личностных черт.
Слайд 20Единственный ребенок
Изначально ваш малыш был
первым – и единственным. И, может быть, он еще таким и остается даже при наличии братика или сестрички. Ведь не стоит забывать о том, что дети, разница в рождении которых составляет более шести-семи лет, имеют превалирующие характеристики единственного ребенка и дополнительно те качества, которые присущи их настоящему порядку рождения.
Слайд 21Единственный ребенок
Чаще всего это связано с
тем, что в жизни старшего школьника родители уже не играют главенствующей роли, круг интересов давно вышел за пределы семьи, а основные черты характера и личности закладываются как раз до шести лет.
Слайд 22Единственный ребенок
Единственный ребенок в
семье, как уже неоднократно замечено психологами, помещается семьей и ближайшим окружением на своеобразный пьедестал.
Ожидания родителей и родственников целиком возложены на его плечи, тем не менее, огрехи ему легко прощаются.
Слайд 23Единственный ребенок
Отсутствие конкуренции и необходимости
бороться за родительское внимание сказывается и на том, что ребенок вынужден в основном ориентироваться на взрослый образец поведения.
Слайд 24Единственный ребенок
Именно понимание взрослых становится
одной из основных задач единственного ребенка в семье. К слову, решать задачи и находить пути оптимального их решения так же в его характере.
Слайд 25Единственный ребенок
Единственные дети в семье остро
ощущают свою уникальность, и их требования к жизни весьма высоки. Но и работать над собой эти дети любят и умеют, так как стараются оправдать как надежды своих родителей, так и собственные амбиции.
Слайд 26Единственный ребенок
Тем более, что возможностей
для интеллектуального развития у них больше, чем у остальных, ведь никто не пожалеет ни денег, ни времени, ни сил на дополнительное образование единственного ребенка.
Слайд 27Единственный ребенок
Однако есть и
подводные камни, с которыми могут сталкиваться родители единственного ребенка. Помимо эгоцентричности и эгоизма, может развиваться излишняя привязанность к родителям и возникновение состояние, которое называется «выученная беспомощность» - что чревато во взрослом возрасте инфантильностью вашего чада и нежеланием жить своим умом.
Слайд 28Единственный ребенок
Ведь, находясь под непрестанной опекой
близких, ребенок не имеет самостоятельности и у него не так много возможностей научиться строить отношения с окружающими.
Слайд 29 Единственный ребенок
Из этого порочного
круга есть два выхода – либо ребенок, вырастая, остается по-детски беспомощным, либо прикладывает все свои силы, становясь состоятельным и компетентным взрослым человеком.
Слайд 30Черты характера единственного ребенка
Обостренное чувство справедливости,
четкое разделение добра от зла.
Обладают
высокой мотивацией
на достижение цели.
Высокий уровень эмпатии, способности
понимать окружающих людей.
Обладают сильным чувством собственного
достоинства и исключительным самоуважением.
Довольно проблематично сходятся
с новыми людьми, сложно завязывают
близкие отношения.
Слайд 31Черты характера единственного ребенка
Имеют тягу к одинокому образу жизни.
Они склонны к
эгоистичности и эгоцентризму.
Низкая потребность в аффилиации.
Обладают потребностью идти навстречу другим людям, чтобы заслужить одобрение.
Очень ценят собственную независимость.
Не пугаются неудач, спокойно преодолевая трудности на пути к цели.
Слайд 32Старший ребенок
Первенец, который первые шесть-семь лет
был один в семье, сохранит психологические установки единственного ребенка. Тем не менее, в любом случае при появлении второго малыша психология старшего ребенка претерпевает изменения в той или иной степени.
Слайд 33Чаще всего первенец проходит три стадии:
Единственный, любимый и незаменимый, ребенок находится
в фокусе внимания родителей и всей семьи, занимая привилегированное положение.
Появление второго ребенка кардинально изменяет сложившуюся ситуацию, вызывая шок и недоумение у первенца. Если разница между детьми составляет менее пяти-шести лет, то воздействие стресса многократно усугубляется. Тем не менее, все ощущения ребенка сводятся к мысли о том, что его место в сердце и мыслях родителей занял кто-то другой, а он сам потерял свою безграничную власть над мамой и папой. Помимо возраста, ситуация усугубляется при появлении второго ребенка того же пола, что и первенец. Психологи называют этот момент «свержение с трона».
Слайд 34Чаще всего первенец проходит три стадии:
После стресса, который пережил старший ребенок, личность и характер малыша претерпевают значительные изменения. Ребенок ищет и находит выход из положения, пытаясь превзойти второго ребенка, показывая родителям, что он не только старше, но и умнее. Реакция родителей, которые при дефиците времени только радуются успехам и самостоятельности старшего отпрыска, закрепляет такую модель поведения, как правильную.
Слайд 35Приверженцы теории А. Адлера
Приверженцы
теории А. Адлера склонны отмечать в старших детях некую нарочитую правильность, они послушны и действуют сообразно правилам, установленным в семье.
Совестливость и ответственность у старшего ребенка хорошо развиты. Из-за этого нередки случаи, когда первенцы, вырастая, становятся очень тревожными людьми.
Старшие дети консервативны, чтут традиции и не прощают ошибок. Однако оценка других людей, в противоречии к этому, очень значима для них.
Слайд 36Старший ребенок
Чаще всего, первые дети
лучше учатся, их тесты IQ почти всегда выше среднего, чему виной не только высокий интеллект, но и амбиции, стремление быть первыми, сильная мотивация на достижение успеха.
Статистика утверждает, что среди знаменитостей более 65% являются старшими или единственными детьми в семье, ведь конкуренция проявляет лидерские качества.
Слайд 37Черты характера старшего ребенка:
Старшие дети легко и охотно соблюдают правила.
Стремятся
к успеху и имеют высокую мотивацию, но при препятствиях способны бросить начатое.
В их характере присутствуют добросовестность и ответственность.
Старшие дети, чаще всего, серьезнее младших.
Их отличает завидное упрямство.
Слайд 38Черты характера старшего ребенка:
Они консервативны и склонны к соблюдению традиций.
Нетерпимы.
Зависимы
от чужого мнения.
Старшим детям свойственен высокий уровень интеллекта.
Первенцы осторожны и склонны к сотрудничеству.
Слайд 39Младший ребенок
Личность младшего ребенка
складывается уже совершенно в других условиях.
Он никогда не был один в семье – с самого рождения у него уже была семья из мамы, папы и старшего ребенка.
Его характер и личность противоположны характеру первенца – второй ребенок, чаще всего, оптимистичен и независим, и любит сваливать ответственность на других.
Слайд 40Младший ребенок
Тем не менее,
младший ребенок – отличный манипулятор и провокатор. Он не имеет столько жизненного опыта и знаний, как старший, в силу разницы в возрасте, поэтому для самоутверждения предпочитает спортивную деятельность или искусство. Тем более, ориентация у них идет на себя, любимых, тогда как ожидания других людей и их мнение мало волнуют младшеньких детей.
Слайд 41Младший ребенок
По мнению автора книги
«Семья глазами ребенка», написанной Г.Т. Хоментаускасом, у младшего ребенка в семье, где двое детей, есть три основные стратегии поведения:
Конкуренция. «Я буду более любим и ценен для родителей, если смогу превзойти старшего брата или сестру. Для этого хороши абсолютно все средства».
Бунт, направленный против ограничений родителей. «Я хочу быть таким, какой я есть. Принимайте меня таким».
Нахождение в тени старшего ребенка. «Смотрите, я совсем никчемный. Оставьте меня в покое!».
Слайд 42Младший ребенок
Младшие дети не сталкивались
с появлением «конкурента» из роддома, и часто находятся в положении любимчиков у всей семьи. Зачастую, список обязанностей младших детей невелик, им потакают, балуют, и относятся весьма снисходительно, что влечет к формированию личности зависимо-импульсивного типа.
Возможно, именно из-за этого они менее тревожны и эмоционально устойчивее старших детей. А также они общительны, беспечны, но, в тоже время, практичны. Из них получаются отличные коммерсанты.
Слайд 43Черты характера младшего ребенка:
В тоже время могут быть драчливы и враждебны.
Общительны
и дружелюбны, легко заводят близкие отношения.
Практичны.
Склонны манипулировать людьми. Провокаторы.
Опасаются поражений и неудач.
У них выражено желание конкурировать.
Слайд 44Черты характера младшего ребенка:
Младшие дети оптимистичны и жизнерадостны.
Отличаются независимым характером.
Беспечны и
склонны избегать ответственности.
Младшие дети склонны к иждивенческой жизненной позиции.
Они весьма импульсивны и склонны к аффективным реакциям.
Слайд 45Средний ребенок
Никто не застрахован
от третьего ребенка, и даже если двое детей – предел ваших мечтаний, стоит немного прояснить ситуацию, как чувствует себя ребенок, ставший средним, и как такое положение скажется на формировании его личности.
Второй ребенок, пусть и не оказывался безраздельным хозяином любви и внимания родителей, тем не менее, вытесняется появившимся младенцем. И как мы знаем, чем больше неизвестных фактором – тем больше вариаций, именно поэтому средние дети наименее изучены, так как влияет и возраст между всеми детьми, и их количество, и их градация по половому признаку.
Слайд 46Средний ребенок
Тем не менее,
именно у средних детей в семье наибольшие сложности с самоопределением, они являются и младшими – и уже старшими, сочетая в себе черты обоих психотипов.
Не имея авторитета более умелого и сильного старшего ребенка, а так же, не обладая беззащитностью и зависимостью младшего ребенка, средние дети теряют способность идентифицировать себя и чувствуют себя потерянными.
В зрелом возрасте средние дети склонны к безынициативности и зависимости мышления от других. Именно у них в семье самая низкая мотивация к достижению успеха, а вот ощущения несправедливости жизни может преследовать таких детей и во взрослом возрасте.
Слайд 48Средний ребенок
Средние дети отчаянно нуждаются
в родительском внимании, и если для этого необходимо совершить что-то немыслимое, или просто иметь раздражающие привычки – они это сделают. Тем не менее, если разница в возрасте у детей большая, то все эти проявления во многом сойдут на нет, ведь средний ребенок уже побывал малышом, и теперь вынужденная взрослость не так его тяготит, тем более, что в его жизни уже есть старший ребенок, и друзья, и сторонние увлечения.
Слайд 49Коррекция минусов, закрепление плюсов
Знать
личностные особенности, которые обуславливает порядок рождения, это лишь некоторая верхушка айсберга под названием «семья». Описанные закономерности формирования характера детей в зависимости от очередности их рождения – не фатальны, легко подаются коррекции, особенно теми родителями, кто вник в суть противоречий, так влияющих на судьбы ваших малышей.
Слайд 50Коррекция минусов, закрепление плюсов
Пусть
знание основных тенденций развития поможет вам произвести правильное распределение ролей в семье, а главное – любите.
Именно любовь способна преодолеть все сложности и отогреть сердца ваших детей уверенностью в себе и мире.