Слайд 1Влияние изучения геометрического материала на развитие
психологических процессов
младших школьников
Науменко Елена
Владимировна
педагог-психолог МОАУ «СОШ № 6 г. Орска»
Слайд 2Психологические особенности детей
младшего школьного возраста
В младшем школьном возрасте происходит интенсивное
развитие психологических процессов: восприятия, памяти, узнавания, воображения, мышления
Основная особенность ребёнка этой ступени обучения заключается не в том, что он в состоянии выполнять и достичь сегодня, а в потенциальных возможностях, которыми располагают дети этого возраста, в возможностях, которые лежат в ЗБР младшего школьника.
Слабость в развитии логической памяти младшего школьника и трудности, которые дети этого возраста испытывают в усвоении отвлечённого материала.
За четыре года учения в школе прогресс в умственном развитии детей бывает довольно заметным. От доминирования наглядно-действенного и элементарного образного мышления, до понятийного уровня развития и бедного логического размышления на уровне конкретных понятий.
Слайд 3«Обучение геометрии может иметь смысл, если только используются связи с привычным
пространством».
Г. Фройденталь.
Геометрический материал в гораздо более высокой степени, чем арифметический, и алгебраический, соответствует ведущему в младшем школьном возрасте виду мышления – образному.
Уроки математики в начальной школе играют в процессе обучения, ориентированного на индивидуальные интересы обучающихся, очень существенную роль.
Алгебраические аспекты этого предмета формируют в основном аналитико-синтетическое мышление, а геометрические способствуют развитию такого важного мышления, как пространственное.
Слайд 4Главные причины хронически тяжёлой обучаемости школьников геометрии:
Невысокий уровень пространственного воображения
Невысокий уровень
пространственного мышления обучающихся
Слабое развитие логического аппарата.
Слайд 5Развитие пространственного мышления
младших школьников при изучении
геометрического материала
Основной единицей пространственного
мышления является образ, в котором представлены пространственные характеристики объекта: форма, величина, взаиморасположение составляющих его элементов.
Формирование пространственных представлений не является прерогативой исключительно курса математики, поскольку образы, в которых фиксируется форма, величина, пространственное соотношение фигур в целом или их частей, выстраиваются в сознании ребёнка уже с самого раннего детства.
Слайд 6
Формирование пространственного мышления ребёнка является важнейшей частью его интеллектуального развития в
целом.
Задача формировать определённый уровень пространственного мышления ребёнка до начала изучения стабильного курса математических дисциплин курсом математики начальных классов не выполняется. В дальнейшем же невысокий уровень пространственного мышления и пространственного воображения ученика обычно является для него практически непреодолимым препятствием для постижения курса стереометрии.
Слайд 7
А возраст младшего школьника является в принципе наиболее благоприятным для развития
пространственного мышления, поскольку наглядно-образный стиль мыслительной деятельности является в этот период ведущим, а, следовательно, этот возраст наиболее благоприятен для формирования как базовой, так и операционной стороны пространственного мышления.
Слайд 8
Основой формирования у детей представлений о геометрических фигурах является способность их
к восприятию формы.
Эта способность позволяет ребенку узнавать, различать и изображать различные геометрические фигуры: точку, прямую, кривую, ломаную, отрезок, угол, многоугольник, квадрат, прямоугольник и т.д.
Слайд 9
Пространственные представления и пространственное воображение ребенка являются предпосылками для формирования его
пространственного мышления и обеспечиваются различными психическими процессами, такими как восприятие (первоосновой которого являются ощущения), внимание, память, воображение при обязательном участии речи.
Ведущую роль при этом играют логические приемы мышления: сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение, абстрагирование.
Слайд 10Развитие мышления младших школьников средствами геометрии.
Важной общей методической линией осуществления связи
в изучении геометрического материала с остальными вопросами курса начальной математики является, таким образом, неявная опора на теоретико-множественные и простейшие логико-математические представления в изучении фигур, их отношений, свойств .
Уже при первоначальном ознакомлении детей с геометрическими фигурами в 1 классе дети выполняют умственные операции анализа и синтеза.
Важной задачей учителя, определяющей методику обучения в этот момент, является анализ фигуры, на основе которого выделяются ее существенные свойства (признаки) и несущественные.
Слайд 11
Особое содержание геометрического материала, включенного в программу и реализованного в системе
тщательно отобранных задач, направлено на формирование достаточно полной системы геометрических представлений (включающей образы геометрических фигур, их элементов, отношений между фигурами, их элементами.
На этой основе формируются пространственные представления и воображение, развивается речь и мышление учащихся, организуется целенаправленная работа по формированию важных практических навыков.
Слайд 12Хорошее пространственное воображение необходимо и инженеру, и дизайнеру, и компьютерщику, и
экономисту, и математику.