Слайд 1Включение детей с сенсорными нарушениями в общеобразовательный процесс
Подготовила: Кузина Мария Николаевна
Слайд 2Решение интегрировать детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения явилось следствием принятия
Закона об образовании Конвенцией ООН о правах ребёнка. В статье 24 Конвенции говорится: «Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни». Многие государства начинают принимать решения в рамках этого Закона.
Так в Швеции к концу 1980-х годов школы для слепых преобразуются в Ресурсные Центры поддержки интеграции слепых и слабовидящих детей в классы общеобразовательной школы. Исключение составила лишь школа, предназначенная для слепых детей с сложной структурой нарушения. К концу 20 века число учащихся с сенсорными нарушениями в массовых школах составляло 5300, что в 7 раз больше, чем в специальных школах. В Швеции в результате политики, начатой в 1980 году, почти все учащиеся с особыми образовательными потребностями интегрированы в общеобразовательные школы. Специальные школы продолжают существовать для учащихся, обучающихся на жестовом языке, для умственно отсталых или учащихся с множественными нарушениями.
В декабре 1993 года Парламент утвердил новый curriculum (учебный план), обязательный для системы школьного образования, включая все типы общеобразовательных и специальных школ, а также обязательные школы для умственно отсталых. Впервые в истории страны разные типы школ имеют единый учебный план с едиными задачами, единым базовым уровнем и единой степенью ответственности.
Итак, заявив в 1980 году курс на интеграцию в образовании, Швеция сумела законодательно, финансово, организационно обеспечить возможность бесплатного специального обучения «в общем потоке» для большинства детей с особыми потребностями.
Слайд 3В Швеции существуют Центры реабилитации по зрению при областных больницах, которые
предоставляют школам различное оборудование: увеличительные устройства, стационарные и дистанционные видеосистемы для чтения, плееры для озвученной литературы, оснащение для работы с брайлевским шрифтом, синтезаторы речи, специальные программы для компьютера, незрячий ребёнок обеспечивается компьютером с браилевским дисплеем с первого класса, это является государственной программой.
Учительский коллектив представляет собой команду высококвалифицированных специалистов, работающих в постоянном взаимодействии и получающих отличные результаты.
В условиях коррекционной школы есть группы пребывания молодёжи с ограниченными возможностями здоровья.
Молодые люди с ограниченным зрением, слухом, ментальными нарушениями приходят в школу по собственному желанию и получают дополнительное образование.
Слайд 4Швеция на сегодняшний день считается страной с относительно высоким уровнем интеграции
учащихся с ограниченными возможностями здоровья в систему массового образования.
Таким образом, решая вопросы образовательного маршрута детей с сенсорными нарушениями и работая на основе общих принципов Декларации ООН о правах человека, в шведских школах создаются для них равные условия: среда, педагогика, процесс обучения.
Люди с ограниченными возможностями здоровья уже давно не называются инвалидами и успешно интегрируются в общеобразовательные школы.
Учреждения имеют единый учебный план, компетентный педагогический коллектив, материально-техническую базу, финансовую поддержку от государства для предоставления образовательных услуг школьникам с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 5В настоящее время одновременно применяются три подхода в обучении детей с
особыми образовательными потребностями:
Дифференцированное обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в специальных (коррекционных) учреждениях.
Интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях.
Инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.
В настоящее время расширяются процессы интегрированного обучения и воспитания детей с нарушениями слуха в учреждениях образования общего типа.
Психолого-педагогическая коррекционная работа со слабослышащими и глухими детьми в общеобразовательных учреждениях строится с учетом тех проблем, которые вызывает нарушение слуха.
При работе с детьми, имеющими нарушения слуха, педагогам и психологу необходимо учитывать временные рамки: определение диагноза, установка импланта, начало занятий со специалистами, а исходя из этого характерные для них особенности познавательной и личностной сфер.
В связи с увеличением количества имплантируемых детей, в общеобразовательной школе будут появляться дети с тяжелыми нарушениями слуха, в связи с этим нужно знать их особенности.
Третья степень тугоухости – дети воспринимают речь разговорной громкости неразборчиво на расстоянии менее 2 м, шепот – не слышат. Обычно понимают речь, когда видят лицо говорящего. Необходимо обязательное постоянное использование слуховых аппаратов для общения с окружающими и успешного обучения. Развитие устной речи у этих детей возможно при условии специальной систематической коррекционной работы с сурдопедагогом и логопедом.
Слайд 6Слуховое восприятие при сенсоневральной тугоухости нарушено по нескольким показателям: звуки воспринимаются
тише; понимание речи затруднено, особенно в шумной обстановке; ограничен частотный диапазон восприятия; страдает временная разрешающая способность (высокие тихие тоны перекрываются низкими громкими, при нарастании громкости звуки воспринимаются интенсивнее, чем в норме, восприятие своей и чужой речи значительно ограничено).
Медицинская реабилитация при сенсоневральном нарушении слуха, включает слухопротезирование (используются слуховые аппараты) или кохлеарную имплантацию.
Ребенок должен носить слуховые аппараты постоянно, чтобы иметь возможность все время слышать звуки и речь. Это обязательное условие для успешного обучения и общения.
Слабослышащие дети по сравнению с глухими могут самостоятельно, хотя бы в минимальной степени, накапливать словарный запас и овладевать устной речью. Однако наилучшего результата эти дети достигают в процессе специально организованного обучения.
Компоненты психики у детей с нарушениями слуха развиваются в иных по сравнению со слышащими детьми пропорциях:
несоразмерность в развитии наглядных и понятийных форм мышления;
преобладание письменной речи над устной;
недоразвитие одних перцептивных систем при относительной сохранности других (сохранна кожная чувствительность, при правильном обучении и воспитании развивается зрительное восприятие и формируется слуховое);
изменения в темпах психического развития по сравнению с нормально слышащими детьми: замедление психического развития через некоторое время после рождения или после потери слуха и ускорение в последующие периоды при адекватных условиях обучения и воспитания.
Таким образом, нарушение слуха приводит к особенностям развития познавательной и личностной сферы.
Слайд 7Проблемы специального образования детей с сенсорными нарушениями сегодня являются актуальными во
всём мире.
Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья - одно из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Поэтому обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития западно-европейских стран.
Слайд 8Сенсорное развитие - это
развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о
предметах и явлениях действительности.
Сенсорное воспитание - это
педагогический процесс, направленный на формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия.
Значение сенсорного развития
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.
Сенсорное развитие является важнейшей частью единого планомерного развития и воспитания дошкольников.
Слайд 9Специальные средства обучения и воспитания детей с нарушением зрения:
для слепых используется
разнообразная литература с рельефно-точечным шрифтом (система Л. Брайля) – учебные пособия, детская, художественная, музыкальная и т. д. Рисунки, чертежи, схемы, другие иллюстрации – рельефные, воспринимаемые осязательно;
для детей с остаточным зрением предназначены издания, сочетающие рельефную и цветную печать;
для слабовидящих используют специальные и учебные и наглядные пособия с укрупненным шрифтом и адаптированными цветными иллюстрациями.
Слайд 10Особые образовательные потребности возникают при несоответствии возможностей детей общепринятым социальным ожиданиям,
школьно-образовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения.
В соответствии с Государственной программой развития образования в Казахстане с 2011 г. поэтапно внедряется инклюзивное образование.
Для целенаправленного и систематического характера внедрения необходимо определение концептуальных подходов к его пониманию и видению в перспективе и конкретные пути реализации.
Практически все страны мира имеют национальные концепции инклюзивного образования, поскольку без определения целей, принципов и стратегий развития невозможно его реализация.
Выявление нарушений психофизического развития у детей и организация коррекционно-педагогической работы на максимально раннем этапе (в возрасте от 0 до 3 лет).
Преимущества такого вмешательства заключаются в высокой результативности коррекционно-педагогической работы: 30–40 % детей с отклонениями в развитии достигают показателей нормы; у 90 % наблюдается стойкий положительный эффект, что ведет к снижению инвалидности и социальной дезадаптации.
Слайд 11Оказание коррекционной помощи позволяет к школьному возрасту сократить количество детей с
ограниченными возможностями здоровья на 30–40 процентов.
Выделяется 3 этапа комплексной поддержки:
- выявление и диагностика нарушений психофизического развития;
- психолого-педагогическая коррекция и социальная реабилитация;
- адаптация.
Начальным звеном является выявление детей в возрасте от 0 до 3 лет с риском нарушений психофизического развития в родильных домах и учреждениях первичной медико-санитарной помощи.
Используемый диагностический комплект: методические рекомендации по проведению различных видов скрининга; стимульный тестовый материал.
По результатам обследования малыши направляются в психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК).
По данным ПМПК, среди детей с ОВ больше всего детей с задержкой психического развития и нарушениями речи – 55 процентов. Они могут быть полностью реабилитированы к школьному возрасту, если коррекционная помощь будет оказана в раннем и дошкольном возрасте.
Включение детей с ОВ в общеобразовательный процесс путем создания безбарьерной среды, вариативных условий обучения и воспитания с учетом их психофизических особенностей.
Цель: выявление и направление учеников в организации образования по выбору родителей – в специальную школу, коррекционный класс либо совместное обучение в общеобразовательной школе, т. е. инклюзивное образование.
Слайд 12Инклюзия предполагает не просто «механическое» включение ребенка с ОВЗ в учебный
процесс, это постоянное взаимодействие образовательной системы со всеми заинтересованными ведомствами (здравоохранение, социальная защита, юстиция), с родителями.
Инклюзивное образование направленно на устранение барьеров, которые разъединяют учеников, на полное включение всех детей в общеобразовательный процесс и их социальную адаптацию, несмотря на возраст, пол, этническую, религиозную принадлежность, отставание в развитии или экономический статус.
Методическое обеспечение инклюзивного образовательного пространства еще находится в стадии первичной разработки и апробации, что значительно затрудняет процесс внедрения практических технологий.
Опыт работы школ, реализующих инклюзивное образование, показывает, что эффективное интегрированное обучение возможно лишь при условии подготовки и переподготовки педагогов общеобразовательных школ. Учителям необходимо овладеть дефектологическими знаниями и специальными педагогическими технологиями, которые позволят квалифицированно обучать детей с нарушениями в развитии.
Целесообразно ввести в штаты организаций образования, обучающих детей с ОВЗ, ставки специальных педагогов:
- олигофренопедагогов для работы с детьми с задержкой психического развития и с легкими нарушениями интеллекта;
- сурдопедагогов – для детей с нарушениями слуха;
- тифлопедагогов – для учеников с нарушениями зрения;
- логопедов – для школьников с нарушениями речи.
Учителям, обучающим детей с ОВЗ, необходимо регулярно обращаться за консультативно-методической помощью в ПМПК, кабинеты психолого-педагогической коррекции, реабилитационные центры, консультативные пункты и специальные школы.
Слайд 13Распространенной практикой включения детей в общеобразовательный процесс является обучение в специальных
классах и обучение в обычных классах общеобразовательной школы без коррекционно-педагогической поддержки.
Для образования ребенка с ОВ оптимальным вариантом является сохранение и совершенствование существующей сети специальных коррекционных организаций с параллельным развитием инклюзивного образования. За годы деятельности специальных учреждений накопился опыт обучения детей с особыми образовательными потребностями.
Механически перенести его в массовую школу невозможно, необходимо создание системы последовательного включения в общеобразовательный процесс.