Слайд 1Вальдорфская технология обучения
Вальдóрфское образовáние («штайнеровская» или «вальдорфско-штайнеровская педагогика») — альтернативная педагогическая система, основанная
на антропософских представлениях.
Вальдорфская педагогика основывается на выделившемся из теософии религиозно-мистическом учении Рудольфа Штайнера — антропософии.
Слайд 2Вальдорфская педагогика
была основана
Рудольфом Штайнером.
В 1907 году он
издал книгу «Образование
ребенка», в которой раскрыл основные принципы обучения. А 7 сентября 1919 года открыл первую школу, а затем и детский сад для детей, чьи родители работали на табачной фабрике «Вальдорф-Астория» в Штутгарте (Германия). Именно от названия фабрики и произошло название методики – вальдорфская.
Слайд 3Вальдорфские школы
— это система образования, основанная на уважении к детству.
Ее цель — развить
природные способности каждого ребенка и укрепить веру в собственные силы, которая понадобится ему во взрослой жизни. Уже на стадии дошкольного воспитания и в начальной школе закладывается солидный фундамент знания и опыта, на котором будет базироваться образование в средней школе. На этой стадии вальдорфская школа пытается развить в ребенке такие качества как эмоциональная зрелость, инициативу и творческий подход к делу, здравый смысл и обостренное чувство ответственности.
Задача вальдорфского образования – разностороннее обучение малыша. Такое обучение, когда затронуты и голова, и сердце, и руки. Программа вальдорфских школ широка и сочетает академические предметы с художественно-практическими навыками.
Слайд 4ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Обучение в школе обычно начинается с 7-летнего возраста и рассчитано на 11-12
лет
На начальной стадии академическим предметам уделяется немного внимания. Программа первого класса предусматривает их в минимальном объеме. Чтению не учат до второго класса, хотя детей знакомят с буквами (в 1 и 2 классах). В средней школе (1-8 классы) у учеников есть классный учитель (основной), который обучает, наблюдает и опекает детей и остается с классом (идеальный случай) на все восемь лет школы.
Как таковых учебников не существует: у всех детей есть рабочая тетрадь, которая становится их рабочей книгой. Таким образом они сами пишут себе учебники, где отражают свой опыт и то, чему научились. Старшие классы используют учебники в дополнение к работе по основным урокам.
Обучение в вальдорфской школе не является состязательным. В средней школе не выставляют оценок; в конце каждого года учитель пишет подробный детальный отчет-характеристику на каждого ученика. При переходе в другую школу могут быть выставлены оценки.
Восприятие, чувство, мысль, - вот три ступени в процессе обучения, таком процессе, который находится в гармонии с природой ребенка и отвечает его нуждам.
Ученики вальдорфских школ обучаются в согласии с их собственными духовными силами и в ритме с их собственным духовным, физическим, умственным и эмоциональным развитием.
Слайд 6Основные принципы обучения
принцип целостности и гармонизации духовной жизни, опирающийся на понимание
человека как цельного троичного существа, «состоящего» из тела, души и духа, которые обусловливают друг друга, а в педагогике выступают как целостность мышления, чувства и воли.
принцип преемственности и личного воздействия педагога, нацеливает на дальнейшее развитие и способствует сохранению душевного и психического здоровья учащихся.
Преподавание «эпохами». Каждый блок (эпоха) длится 3 – 4 недели, обеспечивая постепенное наращивание знаний и обретение умений. К концу эпохи дети явно видят результат работы.
Гармонизация социальной среды. Педагоги организуют обучение без принуждения и с учетом индивидуальности каждого ребенка.
Совместная деятельность. Приветствуется работа в группах, что воспитывает дружелюбие и толерантность, развивает взаимопомощь.
Особые требования к преподавателю. Все занятия в дошкольный период ведет один и тот же педагог. Вальдорфская педагогика нацеливает учителей на постоянное развитие и самосовершенствование, справедливо полагая, что качественно воспитательно-обучающий процесс может проводить только развитый во всех отношениях педагог.
Слайд 7Недостатки вальдорфской школы
Успешное обучение в вальдорфской школе во многом зависит от
личности и таланта самого педагога.
Антропософия, с её мистическими взглядами на окружающий мир, будет иметь не последнее влияние на становление личности ребенка. А потому, родители должны основательно изучить основные принципы данной системы образования, принимая окончательное решение.
В вальдорфской школе не приветствуется, когда ребенок смотрит телевизор и проводит время за компьютером, а значит, семья должна быть готова к определенным изменениям в своем привычном быте. Тоже касается и окружающего социума, следует быть готовым к осуждению и непониманию со стороны окружающих.
Следует учитывать тот факт, что в вальдорфском детском саду детей не учат считать и писать. А потому, если в будущем родители намерены отдать ребенка в обычную школу, они должны помнить об этой особенности.
Вальдорфская школа не ставит перед собой цель подготовить ученика к последующему поступлению в высшее учебное заведение, в отличие от стандартной общеобразовательной системы, её цель - целостное познание ребенком окружающего мира.