Слайд 2Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно.
Л.Н. Толстой
Слайд 4Специфика спорта как вида деятельности
Спорт – одно из любимых детищ цивилизации
Достигая успеха, спортсмен, тренер видят, чувствуют себя в центре событий, происходящих вокруг них.
И для многих типажей личности, представленных в спорте, это оказывается превыше всего в системе ценностных ориентаций.
Слайд 5Психология спорта изучает закономерности психической деятельности людей в условиях тренировок и
соревнований.
Психология спорта принадлежит к числу очень молодых прикладных отраслей психологической науки.
Понятие «психология спорта» впервые появилось в статьях Пьера де Кубертена – основателя Олимпийских игр современности.
Психология спорта
Слайд 6психология спорта
детерминируется двумя науками: психологической и спортивной.
Именно они составляют
основу психологии спорта, это ее «теоретические корни».
психология спорта не случайно выделена как отдельная наука, призванная изучать специфический, глубоко особый вид деятельности человека — спорт.
Слайд 7В период 1920—1940 гг. немногочисленные исследования в области спортивной психологии велись
в США, Германии и некоторых других странах. Несмотря на интересные исследования, проводившиеся отдельными учеными в ряде стран в первой половине XX века, эта область психологии не получила международного признания как самостоятельная научная дисциплина.
История применения психологических знаний в спорте
Слайд 8История применения психологических знаний в спорте
Интенсивное развитие психологии спорта началось
уже после Второй мировой войны. Послевоенное развитие психологии физического воспитания и спорта характеризовалось большим сближением ее с практикой.
В 1965 г. по инициативе Итальянской федерации спортивной медицины в Риме был организован первый конгресс по психологии спорта. Было создано Международное общество психологии спорта.
За последние тридцать лет публиковалось большое количество психологических работ, посвященных исследованию спортсменов и спортивной деятельности. Спортивная психология утвердила себя как научная и практическая дисциплина и может рассматриваться как самостоятельная отрасль психологического знания.
Слайд 9В 20-30-е годы это была проблема влияния физических нагрузок на психическую
сферу человека,
в 40-50-е - формирование и совершенствование двигательного навыка,
в 50-60-е - эмоционально-волевая подготовка,
в 70-80-е - психологическая подготовка к соревнованиям и саморегуляция,
в 80-90-е - глобальная проблема психологического обеспечения спортивной деятельности включая использование гипноза, транса, нейролин-гвистического программирования для формирования и совершенствования спортивного характера, для лучшего восстановления после тренировочных нагрузок, для вскрытия глубинных резервов спортсменов
Слайд 10С ходом времени центральные, ведущие проблемы сменяли друг друга, но задача
не только исследовать, но и оказывать позитивное психолого-педагогическое воздействие оставалась главной.
Слайд 11Цели и задачи психологии спорта
Изучение психологических закономерностей формирования у спортсменов
и команд спортивного мастерства и качеств, необходимых для участия в соревнованиях;
Разработка психологически обоснованных методов тренировки и подготовки к соревнованиям.
Слайд 12Это направлено на решение следующих задач:
Изучение влияния спортивной деятельности на психику
спортсменов:
Разработка психологических условий для повышения эффективности спортивных тренировок.
Разработка психологических основ предсоревновательной подготовки спортсменов.
Изучение социально-психологических явлений в спортивном коллективе.
Слайд 13На современном этапе развития спорта все большее значение приобретает психологическая подготовленность
В предсоревновательной подготовке важную роль начинают играть различные психические процессы и состояния, возрастает значение психологических факторов.
Разработка методов предсоревновательной подготовки спортсменов — одна из главных функций психологии спорта
Слайд 14Предмет спортивной психологии
психологические особенности спортивной деятельности в ее разнообразных видах;
психологические особенности
личности спортсмена.
Слайд 15Педагогическая направленность психологии физического воспитания
физическое воспитание представляет собой образовательно-воспитательный процесс и
характеризуется принципами, присущими педагогическому процессу
физическое воспитание отличается тем, что формирование двигательных умений и навыков, воспитание физических качеств и психических свойств осуществляется в полном соответствии с закономерностями периодизации онтогенеза
Слайд 16Психологические особенности тренировочной деятельности:
обучение и воспитание, направленные на развитие личности спортсмена;
совершенствование
психологических процессов и свойств личности;
адаптация к возрастающим физическим и психологическим нагрузкам;
систематическое повышение ранее достигнутого и ставшего уже привычным уровня физического и психического развития (преодоление самого себя);
подчинение себя строгой дисциплине, режима жизни решаемым задачам;
отношение спортсмена к тренировочной деятельности и совершенство его системы мотивации;
наличие специфического общения: 1) с тренером, который стремится побудить спортсмена к объемной и качественной работе (часто на пределе возможностей); 2) с товарищами, которые часто выступают в роли соперников или конкурентов;
наличие психического напряжения, которое при определенных условиях может привести к психическому перенапряжению.
Слайд 17Психологические особенности соревновательной деятельности:
соревнование обладает стимулирующим влиянием;
во время участия в соревнованиях
у спортсмена присутствует стремление к победе или к улучшению результативности выступления;
соревнования влияют на статус спортсмена в обществе, включаются в оценку жизненных достижений. Они всегда социально значимы, их результаты получают широкую общественную известность и оценку;
результаты соревнований лично значимы для спортсменов, служат проверкой правильности или неправильности избранного пути и целесообразности затрат времени и усилий;
соревнования — это специфический фактор, создающий экстраординарные эмоционально-волевые состояния, которые оказывают влияние (положительное или отрицательное) на процесс и результат деятельности спортсмена.
Слайд 18Психологическая систематика видов спорта
в большом количестве видов спорта;
в большом числе
соревновательных упражнений, входящих в отдельные виды спорта;
в исключительном разнообразии содержательной и процессуальной стороны спортивной деятельности (биомеханические, энергетические, средовые и психологические особенности).
Слайд 19физическое воспитание
это педагогический процесс, направленный на всестороннее физическое развитие людей,
их специфическую подготовку к выполнению социальных обязанностей в обществе .
Слайд 20Цели физического воспитания
образовательные,
воспитательные
оздоровительные, которые направлены на обеспечение физического
и психического здоровья и гармоничного развития личности согласно определенной концепции (формирование подготовленности к труду и быту, создание потребности в занятиях физической культурой
Слайд 21Задачи
1. Специфические задачи
а) оптимизировать процесс воспитания человека, учитывая проблемы
развития его физических качеств, совершенствования двигательных способностей, а также упрочение и сохранение здоровья;
б) ставить образовательные задачи, предусматривающие системное формирование необходимого в жизни индивидуального фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.
2. Общепедагогические задачи
а) обеспечить нравственное, идейно-политическое и трудовое воспитание;
б) воспитать волю, позитивные качества характера, положительные эмоции и эстетические потребности личности.
Слайд 22основное предназначение психологии физического воспитания— это оптимизация воспитательно-образовательного процесса, осуществляемого в
типичных формах физической культуры, используя закономерности и особенности психического развития человека для формирования его личности как социального существа.
Слайд 23Главный критерий деятельности практического психолога спорта – быть полезным спортсмену и
тренеру, своим непосредственным участием способствовать росту спортивных результатов и совершенствованию личности спортсмена.
Слайд 24Специфика спорта – в зрелищности, привлекающей на стадионы и другие спортивные
сооружения, к телеэкранам, в кинозалы многомиллионные массы людей, переживающих перипетии спортивных поединков, активно выражающих свои симпатии и антипатии спортсменам и командам. Эти зрелища несут в себе могучий эмоциональный заряд, влияющих на эмоциональную жизнь болельщиков.
Слайд 25создание системы психологических программ, обеспечивающих решение задач, постоянно встающих перед тренером,
спортсменом при подготовке и выступлении в соревновании: «выведение команды, спортсмена, на уровень психологической стабильности»; «управление психологической стабильностью спортсмена на протяжении соревновательного сезона»;
вывод команды, спортсмена на пик спортивной формы»; «формирование психической надежности спортсмена в экстремальных соревновательных ситуациях»; «управление психическим состоянием спортсмена при подготовке и участии в наиболее ответственных соревнованиях»;
Важнейшая задача спортивной психологии XXI века
Слайд 26Важнейшая задача спортивной психологии XXI века
«формирование психологической готовности тренера к управлению
командой, спортсменом в экстремальных условиях соревновательной деятельности» и технологии их внедрения в учебно-тренировочный и соревновательный процесс.
превращение методов психорегуляции в методы психоформирующей тренировки.
Именно возможность решения этих задач непосредственно в процессе тренировок и будет основной особенностью этих программ и технологий.
Слайд 27Пьедестал почета в спорте – один их символов выделения своего «Я».
Пребывая на высшей ступеньке почета, спортсмен чувствует себя в единственном на данный момент в центре искусственно созданной ситуации в мире спорта.
Слайд 28Если не бегаешь, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь.
Гораций
(Квинт Гораций
Флакк)
Слайд 29Спортивный психолог
Современная спортивная деятельность требует участия профессиональных психологов в решении
многих проблем, поэтому введена специализация студентов в области спортивной психологии
К спортивному психологу предъявляются высокие профессиональные требования в области практической психологии. Его работа состоит в психологическом обеспечении подготовки спортсмена и спортивной деятельности
Слайд 30Формирование готовности к деятельности должно быть направлено на решение следующих частных
задач:
ориентацию на те социальные ценности, которые являются ведущими для спортсмена (например, стремление к значимой победе и признанию общества);
- формирование психических "внутренних опор" (уверенность в способности добиться успеха, надежда на высокий уровень собственного мастерства, даже на благоприятное стечение обстоятельств - везение);
- преодоление психических барьеров, различных фобий, особенно тех, которые возникают в борьбе с конкретными обстоятельствами, с конкретными соперниками;
- психологическое моделирование условий предстоящей борьбы;
- создание программы управления процессами релаксации и мобилизации.
Слайд 31Знание спортивным психологом общих черт, особенностей и конкретики своей профессиональной деятельности,
ее структуры, содержания и практики является необходимой предпосылкой ее успешного осуществления.
Слайд 32Профессиональные умения.
представляют собой действия и «техники» психолога.
выступают исходными элементами целостной
технологии работы в соответствии с интересами спортсмена, тренера, команды, а также приемы мобилизации психических состояний, активизации психических ресурсов.
В числе базовых компонентов можно выделить и способность регулировать свою мыслительную деятельность, психические состояния, осуществлять весь комплекс деятельностных элементов, образующих целостную технологию продуктивного профессионального труда психолога.
Наиболее значимыми психологическими качествами спортивного психолога являются: самостоятельность суждений, проницательность, умение адаптироваться к различным условиям и факторам.
Слайд 33Профессиональная позиция.
представляет устойчивую систему отношений спортивного психолога, включающую конкретные установки,
систему личных предпочтений и оценок внутреннего и внешнего опыта. Профессиональная позиция выступает общей детерминантой его активности.
Слайд 34Профессиональные знания
составляют основу формирования психолого-педагогической культуры. Они включают мотивационное звено,
ансамбль профессиональных действий диагностического, развивающего, формирующего, терапевтического, корректировочного и консультационного характера и, что очень важно, способы компенсации собственных недостатков.
Слайд 35Акмеологические инварианты
представляют компоненты профессионализма, которые обуславливают творческий потенциал. Предвидение, проницательность, притязания,
мотивацию достижения, саморазвитие и другие, невостребованные ранее, профессионально значимые качества и индивидуальные особенности.
Видение спортивным психологом стратегии достижения вершин профессионализма и следование логике продвижения к ним предполагают прохождение ряда этапов, каждый из которых означает взятие очередного рубежа компетентности.
Слайд 36Работа практического психолога в спорте
Психодиагностика
Психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации
Психологическую подготовка
Ситуативное управление состоянием
и поведением спортсмена
Слайд 37Психодиагностика в спорте – это использование методов психологии для оценки тех
психических процессов, состояний и качеств спортсменов, от которых зависит успех спортивной деятельности.
Слайд 38 Психодиагностика в спорте
Проводится она для того, чтобы в последующем сформулировать
психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации, спланировать и более эффективно осуществить систему воздействия на спортсмена.
Слайд 39Цель психодиагностики:
изучение спортсмена и его возможностей в определенных условиях спортивной деятельности,
в частности:
1) особенности проявления и развития психических процессов;
2) психические состояния (актуальные и доминирующие);
3) свойства личности;
4) социально-психологические особенности деятельности.
Слайд 40Психодиагностика осуществляется с целью спортивного отбора, в тренировочном процессе и во
время соревнований.
Слайд 412. Психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации;
Они могут быть адресованы тренеру, спортсмену, руководителям,
массажисту, врачу, семье, товарищам - всем тем, кто вступает в контакт со спортсменом и своими словами и действиями может влиять на его психическое состояние.
Психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации могут относиться к отбору учеников для занятия определенным видом спорта, определенному тренировочному занятию или циклу, соревнованиям или определенному соревнованию и спортивному режиму
Слайд 42Психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации могут относиться к отбору учеников для занятия
определенным видом спорта, определенному тренировочному занятию или циклу, соревнованиям или определенному соревнованию и спортивному режиму.
Слайд 433. Психологическая подготовка
Выделяют психологическую подготовку тренера и спортсмена. В свою
очередь, в психологической подготовке спортсмена различают четыре ее вида:
а) психологическая подготовка к продолжительному нагрузочному тренировочному процессу;
б) общая психологическая подготовка к соревнованиям;
в) специальная психологическая подготовка к конкретному соревнованию;
г) коррекция психических состояний на заключительном этапе подготовки к ответственным соревнованиям.
Слайд 44
4. Ситуативное управление состоянием и поведением спортсмена .
Такое управление осуществляется в
тех случаях, когда обнаружены недостатки в психологической подготовке и требуется срочное влияние на психическое состояние спортсмена. Управление может осуществляться за день до соревнований или в день соревнований, непосредственно перед стартом (секундирование), в перерывах между соревновательными упражнениями (а иногда и в ходе их выполнения), а также после соревнований. Аналогично в тренировке: перед занятием, при выполнении отдельных упражнений, после занятия либо в определенном тренировочном цикле
Слайд 45Ситуативное управление состоянием и поведением спортсмена осуществляется в тех случаях, когда
обнаружены недостатки в психологической подготовке и требуется срочное влияние на психическое состояние спортсмена.
Слайд 46психолог в спорте должен быть не только специалистом по диагностике, но
и педагогом-психологом
Спорту нужен психолог, который может, длительно находясь на учебно-тренировочных сборах, сжиться со спортсменами, организовать коллектив и настроение в нем
Он должен воспитывать значимые для спорта свойства личности, создавать нужные психические состояния, проводить сеансы гипноза, внушенного отдыха, тренинга, группового психотренинга.
Слайд 47Проблемы, с которыми сталкивается
спортивный психолог
Недоверие тренеров («К нам уже приходил один,
так
и ушел»);
Ожидание от психолога немедленного результата
или чуда;
Отсутствие технологичных решений для различных
видов спорта;
Недостаток нормативного и технического обеспечения
Слайд 48Главный критерий деятельности практического психолога спорта
быть полезным спортсмену и тренеру,
своим непосредственным участием способствовать росту спортивных результатов и совершенствованию личности спортсмена
Слайд 49Профессиональная подготовка психолога
базовым теоретическим, психолого-педагогическим образованием;
овладением методами психологического исследования и
грамотной интерпретацией получаемых данных;
овладением методами
психолого-педагогического воздействия.
Слайд 50Специфическая психологическая
тренинговая программа
• Обучение релаксации, самоинструкциям,
имажинации;
• Перенос умений на специфические
спортивные ситуации;
•
Моделирование поведения в условиях
близких к соревнованиям;
• Саморегуляция во время соревнований
Слайд 51Олимпийские психологические
стратегии (Wang 2010 )
Манипулирование со внутренними
стимулами (самоинструкции, правильный
фокус внимания)
Реструктурирование процесса
мышления и
внешних стимулов
Положительные подкрепления тренера
Работа с видеоклипами (сравнения)
Слайд 52Психологические статус олимпийских чемпионов перед и
в течении соревнований
Тотальная и полная концентрация
на
актуальных задачах
Полный контроль, чувство ненапряженности, отсутствие чувства страха и провала
Высокое чувство доверия к себе и мало сомнений
Ненапряженная концентрация
Слайд 53Какие существуют
психологические формы
Когнитивно-поведенческая терапия
Самоинструкции
Когнитивное реструктурирование
Изменение иррационального мышления
Медитации и ментальная практика
Тренинг контроля
внимания
Постановка целей
Слайд 54Специфическая психологическая
тренинговая программа
Обучение релаксации, самоинструкциям,
Перенос умений на специфические
спортивные ситуации;
Моделирование поведения
в условиях
близких к соревнованиям;
Саморегуляция во время соревнований
Слайд 55Требования к личности психолога
1. высокий интеллект;
2. теоретическая подготовка и опыт практической
работы;
3. поведенческая гибкость;
4. коммуникабельность и способность устанавливать доверительные отношения;
5. личный опыт в качестве спортсмена;
6. чувство юмора;
7. способность к сопереживанию, эмпатичность;
8. терпимость и выдержка;
9. вовлеченность в работу.
Слайд 56Практическая психология спорта, по мнению Г.Д. Горбунова, вполне может быть названа
спортивно-педагогической психологией или спортивно-психологической педагогикой, но лучше всего для восприятия и точнее по сути — психопедагогикой спорта (Горбунов, 1986, с. 19).
Слайд 57
Психологическое обеспечение в системе подготовки спортсменов сборных команд
Начиная с 2010
г. в программы этапного и текущего обследования (ЭКО и ТО) сборных команд страны включен блок оценки психологического состояния спортсмена.
Комплексным научным группам (КНГ) должны регулярно оценивать «психоэмоциональное» состояние спортсменов и содержательная направленность такой оценки регламентирована соответствующими документами Центра спортивной подготовки сборных команд страны (ЦСП).
Слайд 58По новому положению ЦСП психологический блок ЭКО предусматривает регистрацию следующих показателей:
уровня саморегуляции психических состояний и самоконтроля,
волевой мобилизации,
уровня притязаний
самооценки,
потребности.
Слайд 59Программа ТО, реализуемая в условиях сборов, должна включать оценку
уровня ситуативной
тревожности,
эмоционального состояния,
агрессивности,
психофизиологической работоспособности,
мотивационного состояния,
оценку самочувствия,
активности,
настроения и степени психического утомления.
Слайд 60 Этапное комплексное обследование
заполнения спортсменом личной карточки, содержащей основные сведения
о спортсмене - ФИО, вид спорта, разряд, звание, главное спортивное достижение, название и дату последнего и ближайшего соревнование.
После этого всем заполненным анкетам присваивается соответствующий код и они становятся «обезличенными» для всех, кроме психолога (члена КНГ), тренера и самого спортсмена.
Слайд 61 Мы рекомендуем следующее содержание психологического блока ЭКО:
Опросник «Оценка психической
надежности» (автор В.Э.Мильман) для оценки уровня саморегуляции и самоконтроля,
- Опросник «Оценка силы и длительности волевого усилия» для оценки волевой мобилизации,
- Опросник «Исследование самооценки» (авторы Дембо-Рубинштейн, модификация П.В.Яньшина) для оценки уровня притязаний и самооценки,
- Опросник «Диагностика личностных и групповых базовых потребностей» (автор Маслоу) для оценки потребностей.
При желании эту батарею можно дополнить опросником «Степень хронического утомления» (автор А.Б. Леонова.) и цветовым тестом Люшера.
Слайд 62Тестирование начинается с вводной инструкции, решающей следующие задачи
1) установление доверительных
рабочих отношений спортсмена с психологами, проводящими данное обследование,
2) гарантии конфиденциальности получаемой информации,
3) ознакомление с процедурой заполнения предлагаемых бланковых методик,
4) мотивация спортсмена на сознательную, самостоятельную и ответственную работу,
5) дополнительное информированиеспортсмена о возможностях последующей индивидуальной психологической подготовки или психологической помощи в сложных жизненных ситуациях.
Слайд 63Для оценки «психоэмоционального» состояния спортсменов в условиях сборов (ТО) мы предлагаем
использовать набор показателей, которые можно отнести к трем условным блокам
функциональному,
поведенческому
психологическому.
Слайд 64Психодиагностика личности спортсмена
Психодиагностика личности спортсмена
Слайд 65Цель профессионального спорта:
раскрытие биологических резервов, адаптационных возможностей организма на предельных или
околопредельных уровнях;
целостное духовно-физическое самосовершенствование личности человека.
Слайд 66Компоненты спортивной деятельности:
базовая подготовка;
начальная спортивная специализация;
углубленная спортивная специализация или спортивное совершенствование;
высшее
спортивное мастерство;
поддержание спортивной формы и активного спортивного долголетия.
Слайд 67Концепция профессиональной деятельности:
профессиональное самоопределение (вход в профессию);
профессиональная подготовка;
профессиональная адаптация;
повышение профессиональной
квалификации;
выход из профессии (адаптация к новым условиям жизнедеятельности).
Слайд 69Психодиагностика в спорте – это исследование и оценка спортивно-важных качеств, индивидуальных
и личностных особенностей, установок и состояний и готовности спортсменов к соревнованиям.
Слайд 70Оценка способностей
Способность- свойство личности, являющиеся условием успешного выполнения определенных видов деятельности.
Слайд 72Основные направления психодиагностики в спорте:
Выяснение того, каким видом спорта целесообразно заниматься
новичку (ребенку или подростку);
2) Формирование спортивного коллектива, выступающего на соревнованиях;
3) Отбор спортсменов с одинаково высоким уровнем квалификации (комплектование команды) для включения их, например, в национальную олимпийскую команду.
Слайд 73
Этап 1: Выяснение того, каким видом спорта целесообразно заниматься новичку (ребенку
или подростку);
Мотивация
достижения
Интеллект
Эмоц. устойчивость
Интерес к игре
Уровень
притязаний
лидерство
перцептивный
мыслительный
моторная
сенсорная
интеллектульная
сенсомоторный
Слайд 74Этап 2: Спортивная селекция.
Отбор ребенка (подростка) для определенного вида спорта;
Отбор перспективных молодых спортсменов в команды высшей лиги.
Слайд 75Этап 3: Комплектование команд.
Отбор спортсменов в олимпийские команды РФ, в сборные
команды ведомств и обществ для участия в первенствах России, международных соревнованиях.
Слайд 76Виды психодиагностических методик.
Изучение индивидуальных особенностей личности спортсмена:
изучение направленности, интересов;
- личностные, характеризующие
структурные компоненты личности;
- исследование личности спортсмена в системе общественных отношений, его авторитетности в коллективе;
- изучение особенностей мышления;
Слайд 77выявление патологических особенностей психики;
определение творческих способностей;
изучение психических процессов;
исследование психомоторных процессов, координации
и точности движений;
диагностика эмоционально-волевой сферы;
- оценки психических состояний.
Слайд 78По форме применения:
наблюдение (в естественных условиях, в процессе тестирования);
- беседа (индив.
и группов.);
- опросники и анкеты (открытые и закрытые);
- социометрические методики;
- тесты;
- специальные контрольные физические упражнения;
- комплексные методики.
Слайд 90Методика на определение
подходящего вида спорта
Слайд 91Общительный
Взрывной
Дисциплинированный
Агрессивный
Боевой
Сосредоточенный
Любящий риск
Слайд 93Психология физического воспитания и спорта / Под общ. ред. Т.Т.Джамгарова и
А. Ц. Пуни. — М., 1979.
Слайд 94В психологии выделяют три стадии психического перенапряжения, имеющие общие и специфические
для каждой из них признаки.
Слайд 95Общие признаки:
быстрая утомляемость,
снижение работоспособности,
расстройство сна,
отсутствие чувства свежести бодрости
после сна,
эпизодические головные боли.
Слайд 96Специфические признаки:
Нервозность — капризность, неустойчивость настроения, внутренняя раздражительность, возникновение неприятных
ощущений (в основном мышечные). Вначале эти признаки проявляются нечасто и выражены неярко.
Капризность: спортсмен остается дисциплинированным, организованным, как обычно, качественно выполняет задание тренера, но периодически выражает недовольство общением, заданием, условиями и т.д. Это проявляется в мимике, жестах, тоне речи. Такую реакцию можно рассматривать как своеобразную адаптацию к возрастающим нервно-психическим напряжениям. Но оставлять их без внимания нельзя.
Неустойчивость настроения: проявляется в быстрой смене и неадекватности реакции. Незначительный успех вызывает бурную радость, которая может быстро смениться неудовольствием всем, что окружает.
Слайд 97Специфические признаки
Внутренняя раздражительность: чаще всего выражается в мимике и пантомимике,
в поведенческих актах не проявляется.
Неприятные ощущения: в определенной мере являются оправданием спортсмена в тех случаях, когда он отказывается выполнять какие-либо задания или неудачно выступает в соревнованиях.
Такие настроения необходимо мягко, но неуклонно пресекать. Жалобы чаще всего бывают на болезненные ощущения, но они, как правило, быстро проходят.
Прочная стеничность — нарастающая, несдерживаемая раздражительность, эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость, беспокойство, напряженное ожидание неприятностей.
Нарастающая, несдерживаемая раздражительность выражается в том, что спортсмен утрачивает самообладание, направляя свой гнев на товарищей, тренера, совершенно случайных людей; некоторое время он еще пытается объяснить причины гнева, затем теряет самокритичность, все реже испытывает угрызения совести; становится нетерпимым к недостаткам окружающих людей.
Эмоциональная неустойчивость, т.е. неустойчивость настроения, приводит к резким колебаниям работоспособности.
Слайд 98Внутреннее беспокойство, т.е. напряженное ожидание неприятностей, которое выражается в том, что
спортсмен воспринимает как отклонение от нормы то, что раньше казалось ему естественным, само собой разумеющимся.
Астеничность — общий депрессивный фон настроения, тревожность, неуверенность в своих силах, высокая ранимость, сенситивность.
Общий депрессивный фон настроения — это подавленность, угнетенность, заторможенность, отсутствие бодрости, снижающие мотивацию деятельности.
Тревожность — это нарушение внутреннего психического комфорта, беспокойство или страх в ситуациях, ранее относительно безразличных для спортсмена.
Неуверенность в своих силах возникает у спортсмена вследствие возникновения мысли о несоответствии своих возможностей достижению поставленной цели. В крайних случаях приводит его к отказу от достижения цели и уходу из спорта.
Высокая ранимость, сенситивность — свойства психики, приводящие к тому, что спортсмен очень чутко реагирует на малейшее недоброжелательство во взаимоотношениях, на изменение режима тренировочных занятий или задач соревнований.
Зная признаки психического перенапряжения, тренер может вносить коррективы в тренировочный процесс спортсмена сообразно с динамикой его психического состояния.