Слайд 1Презентацию выполнила :
педагог-психолог
Студии семейного развития «АВС»
Ломакина Татьяна Юрьевна
Г. Саратов 2017
г.
«Профилактика семейного неблагополучия, жестокого обращения с несовершеннолетними»
Слайд 2Под жестоким обращением принято понимать действия (или бездействие) родителей, воспитателей и
иных лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.
Сюда же относятся:
побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и др. способы калечащие ребенка. Так же сюда относятся унижение, издеевательства, различные формы пренебрежения нуждами ребенка, которые наносят психологическую травму несовершеннолетнему.
Слайд 3
Статистика Российской Федерации неумолима:
Ежегодно кончают жизнь самоубийством примерно 2 тыс. детей
и подростков;
50 тыс. уходят из семьи;
25-26 тыс. несовершеннолетних становятся жертвами преступных посягательств.
Из них:
2 тыс. погибают, 8-9 тыс. получают телесные повреждения; 17 тыс. преступлений связаны с сексуальным насилием.
За минувшие 7 месяцев 2015 года на территории Саратовской области количество преступлений, совершенных в отношении детей увеличилось более чем на 20%.
Слайд 4Самое распространенное насилие в современном обществе-
эмоциональное (психологическое насилие)
Формы эмоционального насилия:
Угрозы
в адрес ребенка в словесной форме без применения физической силы. Это оскорбление, унижение достоинства ребенка; открытое непринятие, постоянная критика;
Лишение ребенка необходимой стимуляции и эмпатии, игнорирование его основных нужд в безопасном окружении, предъявление ребенку чрезмерные необоснованных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;
Однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму;
Преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов;
Вовлечение ребенка или поощрение к антисоциальному поведению (алкоголизму, наркомании)
Отсутствие эмоционального тепла от матери, пренебрежение интересами, нуждами ребенка, оставление без присмотра
Слайд 5Особенности поведения ребенка, подвергающегося эмоциональному насилию:
ЗПР, трудно сконцентрироваться, расторможенность;
плохая успеваемость;
низкая
самооценка;
агрессивные проявления, чаще обращенные против себя или подавленное состояние;
избыточная потребность во внимании;
депрессивный фон настроения, отсутствие интереса к окружающим событиям;
трудность в общении (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность);
ложь, воровство, девиации в поведении;
нервно-психические заболевания: неврозы, энурезы, тики, расстройства сна, нарушение аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма, задержка речевого развития;
для младших школьников –проблемы с обучением, отвержение со стороны сверстников, плохие социальные навыки;
в пубертатном периоде-депрессии, рост агрессивности, саморазрушающее поведение, безразличие к последствиям в ситуации острого конфликта, самовольные уходы.
Слайд 6
Особенности поведения взрослых, совершающих эмоциональное насилие:
не утешают ребенка, когда тот в
этом нуждается;
публично оскорбляют, бранять, унижают, осмеивают ребенка, проклинают, дают негативные установки-предсказания;
сравнивают с другими детьми не в пользу, постоянно сверхкритично относятся к нему;
обвиняют его во всех неудачах, делают из ребенка козла отпущения;
обесценивают положительные качества ребенка, «выпячивая» неудачи несовершеннолетнего.
Слайд 7Особенности поведения ребенка, подвергающегося физическому насилию:
Возраст от 3 до 7 лет:
заискивающее
поведение, чрезмерная уступчивость;
пассивная реакция на боль;
негативизм, агрессивность;
жестокость по отношению к животным;
лживость, воровство;
отставание в речевом развитии.
Младший школьный возраст:
стремление скрыть причину повреждений и травм;
боязнь идти домой после школы;
одиночество, отсутствие друзей;
плохая успеваемость, неспособность сосредоточиться;
высокий уровень агрессии.
Подростковый возраст:
побеги из дома;
употребление алкоголя, наркотиков;
попытка самоубийства;
экстремальные виды увлечений;
криминальное или антиобщественное поведение;
конфликты с родителями, протестное поведение
Слайд 8Особенности поведения родителей или опекунов, совершающее физическое насилие над несовершеннолетним:
Противоречивые, путанные
объяснения причин травм у детей;
Обвинение в травмах самого ребенка;
Позднее обращение или необращение за мед.помощью;
Отсутствие эмоциональной поддержки и ласки в обращении с ребенком;
Неспровоцированная агрессия по отношению к персоналу, административным работникам;
Больше рассказывают о своих проблемах, чем о повереждениях у ребенка;
Уходят от ответов, переводят тему разговора, переключают внимание на незначительные моменты в общении;
Заискивающее поведение, чрезмерная учтивость, услужливость
Причины втягивания несовершеннолетнего в сексуальное насилие:
1. н/л не обладает свободой воли, находится в зависимости от взрослого;
2. может не осознавать значение сексуальных действий в силу функциональной незрелости;
3. Не может в полной мере предвидеть все негативные последствия этих действий;
4. В момент насилия ребенок испытывает жуткий страх, который сковывает его и превращает в «живую куклу», так работает сознание ребенка, так как он еще маленький.
Слайд 9Особенности психического состояния и поведения ребенка подвергающийся сексуальному насилию:
Дети дошкольного возраста:
Ночные
кошмары; страхи; регрессивное поведение (поступки, характерные для более младшего возраста);
Несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении, а так же сексуальные игры с самим собой, сверстниками, игрушками;
Открытая мастурбация
Дети младшего школьного возраста:
Резкое ухудшение успеваемости;
Невозможность сосредоточиться;
Несвойственные возрасту знания о половых вопросах, сексуально окрашенное поведение;
Гнев, агрессивное поведение;
Ухудшение взаимоотношений со сверстниками, родителями, не являющимися насильниками;
Деструктивное поведение;
Мастурбация.
Слайд 10Особенности психического состояния и поведения ребенка подвергающийся сексуальному насилию:
Подростки: депрессия; низкая
самооценка; агрессивное, антисоциальное поведение; затруднение с половой идентификацией; сексуализированное поведение; угрозы, попытки самоубийства; употребление алкоголя, наркотиков;
проституция, беспорядочные половые связи; уходы из дома; насилие (в том числе сексуальное, могут стать инициаторами развратных действий и втягивать в них большое число участников) по отношению к более слабым и беззащитным; вызывающее, эгоцентричное поведение, плохой сон (кошмары).
На заметку:
80% случаев сексуального насилия над ребенком совершается его родственником или знакомым (отчимом)
Слайд 11Как помочь ребенку в ситуации жестокого обращения с несовершеннолетним:
1. Не отворачивайтесь
от чужого горя. Так может случиться с каждым ребенком.
2. Постарайтесь поговорить с ребенком, внимательно его выслушайте, поддержите его эмоционально, общайтесь с ребенком безоценочно, нейтрально.
3. Будьте тактичными, внимательными, если ребенок отказывается говорить на болезненную тему- уважайте его желание, просто будьте рядом. И если ему понадобиться помощь, подставьте свое «плечо»
4. Обратитесь в органы опеки и попечительства, КДН и ЗП по месту физического проживания ребенка
5. Обратитесь в милицию или прокуратуру
6. Обратитесь в любой ближайший центр психологической помощи или на телефон Доверия. Не оставайтесь с бедой один на один, всегда есть люди, которые готовы протянуть руку помощи.
Слайд 12
Телефон доверия
92-96-56
Телефон информационно-диспетчерской службы
Саратовской области ГБУ СО СРЦ «Возвращение»
Круглосуточно
68-29-15
8-800-2000-122 (звонок
бесплатный)
Наш адрес: 410022
Г. Саратов, ул. Азина, д. 28 А
Ул. Новокрекингская д.18, Здание №2