Презентация, доклад на тему Учебное сотрудничество как фактор формирования эффективных учебных действий детей с ограниченными возможностями здоровья

Содержание

«Сотрудничество — это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов этой деятельности... В основе стратегии сотрудничества лежат идеи стимулирования и направления педагогом познавательных

Слайд 1 «Учебное сотрудничество как фактор формирования эффективных учебных действий детей с ограниченными

возможностями здоровья»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Хакасия для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Черногорская школа-интернат»




«Учебное сотрудничество как фактор формирования эффективных учебных действий детей с ограниченными возможностями здоровья» 	Государственное бюджетное

Слайд 2
«Сотрудничество — это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием,

проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов этой деятельности...
В основе стратегии сотрудничества лежат идеи стимулирования и направления педагогом познавательных интересов учащихся» А.Н. Леонтьев
«Сотрудничество — это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга,

Слайд 3Учебная работа:
«групповая работа»;
«совместная учебная деятельность»;
«совместно-распределенная учебная деятельность»;
«коллективно-распределенная учебная деятельность»;
«учебное

сотрудничество»
Учебная работа:«групповая работа»;«совместная учебная деятельность»;«совместно-распределенная учебная деятельность»; «коллективно-распределенная учебная деятельность»; «учебное сотрудничество»

Слайд 4Приемы учебного сотрудничества:

дискуссия;
обсуждение;
проблемный вопрос.

Приемы учебного сотрудничества:дискуссия; обсуждение; проблемный вопрос.

Слайд 5Основные формы сотрудничества
педагог — учащийся (учащиеся);
учащийся — учащийся в

парах и в тройках;
общегрупповое взаимодействие учащихся в учебном коллективе;
сотрудничество учащегося «с самим собой» (Г.А. Цукерман )
Основные формы сотрудничества педагог — учащийся (учащиеся); учащийся — учащийся в парах и в тройках; общегрупповое взаимодействие

Слайд 6Форма «учитель-ученик»
· задачи - «ловушки», различающие ориентацию ребенка на задачу

и на действия учителя. Учитель задает вопрос и, работая вместе с классом, предлагает неверный ответ (или присоединяется к детскому неверному ответу). Дети либо повторяют ответ учителя, либо дают свой собственный ответ - верный или неверный. При анализе поведения детей, спешащих присоединиться к учительской точки зрения (как и во всех остальных ситуациях, воспитывающих учебное сотрудничество), основной акцент должен быть сделан не на предметной стороне задания, на выяснение результата, а на правильном или неправильном способе действия детей.
· задачи, не имеющие решения, воспитывают не буквальное, не исполнительское отношение к заданию учителя.
· задания, позволяющие определить, способен ли ребенок ориентироваться на объективную возможность (или не возможность) действовать, или он склонен действовать неразумно, наугад,
Форма «учитель-ученик» · задачи - «ловушки», различающие ориентацию ребенка на задачу и на действия учителя. Учитель задает

Слайд 7
· задания для воспитания привычки «спрашивания» у учителя необходимые задания, переворачивающие

традиционно вопросно-ответную форму общения между учителем и детьми;
· задания, при которых ребенок не только овладевает самой вопросной формой (в ситуации прямого требования спрашивать), но и сам идёт, о чем надо спрашивать; где нужны ситуации открытого незнания, в которых дети точно знают, что они этого не знают.
· задания с недостающими данными, где ребенок должен не только отказаться от исполнительских установок, но и задать вопрос учителю для выяснения недостающих данных - достроить саму возможность предстоящего действия, что позволяет использовать схемы, которые необходимо уточнять с помощью дополнительных вопросов;

· задания для воспитания привычки «спрашивания» у учителя необходимые задания, переворачивающие традиционно вопросно-ответную форму общения между учителем

Слайд 8Форма «ученик-ученик»
Во-первых, дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой

многие школьники вообще не способны включиться в общую работу класса, без которой у робких и слабоуспевающих детей развивается школьная тревожность, а у «лидеров» могут проявиться неприятные черты характера;
во-вторых, дать каждому ребенку возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах, где нет ни довлеющего авторитета учителя, ни подавляющего внимания класса;
в-третьих, дать каждому ребенку опыт выполнения тех учительских функций, которые составляют основу умения учиться;
в-четвёртых, дать учителю, дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения возможность и необходимость органически сочетать на уроке обучение и воспитание: строить и человеческие, и деловые отношения детей.
При построении учебного сотрудничества детей необходимо учитывать, что такой формы общения в их опыте еще не было. Поэтому детское сотрудничество следует культивировать с той же тщательностью, что и любой другой учебный навык: не игнорируя мелочей, не пытаясь перейти к сложному до проработки простейшего.
Форма «ученик-ученик»Во-первых, дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие школьники вообще не способны включиться

Слайд 9 Как учить детей учебному сотрудничеству?
1)Как сесть за партой, чтобы смотреть

не на учителя (как обычно), а на партнера; как положить учебник, чтобы по нему удобней было работать вдвоем; как соглашаться и как возражать, когда споры необходимы, когда они недопустимы; как помогать и как просить о помощи - без проработки всех этих «ритуалов» взаимодействия невозможно организовывать более сложные творческие формы совместной работы учащихся.
2) Вводя каждую новую форму учебного сотрудничества, необходимо давать ее образец. Учитель вместе с кем-то из детей у доски показывает на одном примере весь ход работы, в том числе и форму обращения друг к другу (например, речевые клише «Ты согласен?», «Не возражаешь?», «Почему ты так думаешь?»).
Как учить детей учебному сотрудничеству?1)Как сесть за партой, чтобы смотреть не на учителя (как обычно), а

Слайд 10
3) По-настоящему образец совместной работы будет освоен только после разбора нескольких

ошибок.
4) Как соединять детей в группы? Разумеется, с учетом их личных склонностей, но не только по этому критерию. Самому слабому ученику нужен не столько сильный, сколько терпеливый и доброжелательный партнер. Упрямцу полезно помериться силами с упрямцем. Двух озорников соединять опасно, но при тактичной поддержке именно в таком взрывоопасном соединении можно наладить с недисциплинированными детьми первые доверительные контакты, показав им их собственные сильные стороны (озорники, как правило, чрезвычайно энергичны, и соревновательная обстановка групповой работы может направить их энергию в мирное русло). Самых развитых детей не стоит надолго прикреплять к слабым: им нужен партнер равной силы. По возможности лучше не соединять детей с плохой самоорганизацией, легко отвлекающихся, со слишком разным темпом работы. Но и в таких «группах риска» можно решить труднорешаемые воспитательные задачи: помочь детям увидеть свои недостатки и захотеть с ними справиться. И наконец, при планировании состава групп необходимо учитывать первое противопоказание, о котором будет сказано ниже.
3) По-настоящему образец совместной работы будет освоен только после разбора нескольких ошибок. 4) Как соединять детей в

Слайд 11
5)Нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы: дети должны обмениваться

мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища. Бороться надо лишь с возбужденными выкриками, с разговорами в полный голос. Но бороться мягко, помня, что младшие школьники, увлекшись задачей, не способны к полному самоконтролю. В классе полезен «шумомер» - звуковой сигнал, говорящий о превышении уровня шума.
6) Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе. Достаточным наказанием обидчику будет отказ партнера сегодня с ним работать. Но обидчик имеет право найти себе нового товарища для работы на этом уроке (договорившись на перемене и сообщив учителю до звонка).
5)Нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы: дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе

Слайд 12Технологии:
метод проектов в обучении и воспитательном процессе (тематические проекты;
технология встречных

усилий учителя и ученика;
информационно-коммуникационная технология;
введение системы методов и приемов поддержки мотивации достижений;
изменение системы управления домашними заданиями, введение перспективного планирования домашней работы, комплексных заданий, дифференцированных домашних заданий по выбору;
арт-терапия;
- театрально-игровая технология
Технологии: метод проектов в обучении и воспитательном процессе (тематические проекты;технология встречных усилий учителя и ученика;информационно-коммуникационная технология;введение системы

Слайд 13Методы контроля и оценки:
портфель достижений;
оценка без отметки;
система поощрений (жетоны, эмблемы, определение

мастеров в учебной деятельности и т.д.);
использование электронных средств для оценки знаний.
Методы контроля и оценки:портфель достижений;оценка без отметки;система поощрений (жетоны, эмблемы, определение мастеров в учебной деятельности и т.д.);использование

Слайд 14 «Учебное сотрудничество как фактор формирования эффективных учебных действий детей с ограниченными

возможностями здоровья»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Хакасия для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Черногорская школа-интернат»




«Учебное сотрудничество как фактор формирования эффективных учебных действий детей с ограниченными возможностями здоровья» 	Государственное бюджетное

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть