Слайд 1МБОУ Воротынская средняя школа
Учебная ситуация как способ формирования универсальных учебных действий
Вотякова
Маргарита Николаевна,
учитель географии
2017 г
Слайд 2ФГОС ОО
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ
УСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Слайд 3Единственный путь, ведущий к знанию, -
это деятельность
Б. Шоу
Главная задача педагога –
организация условий,
активизирующих детское
действие. Основное
направление по формированию
УУД – создание учебных
ситуаций на уроках.
Слайд 4Обучение на основе учебных ситуаций
Цель учебной ситуации на уроке состоит в
построении такой среды, которая бы позволила ученикам творчески реализовать себя и получить собственную продукцию определенного качества.
Создание каждой учебной ситуации – процесс сугубо индивидуальный. Казалось бы, методически разработаны и пути, и способы создания учебных ситуаций, но всё же в каждом отдельном случае этот процесс требует чёткой
продуманности и не всегда может соответствовать
какой-то уже известной модели.
Слайд 5Особенность технологии создания
учебных ситуаций
Психолог С.Г.Рубинштейн справедливо
утверждал, что «ученик не открывает, а лишь усваивает добытые человечеством знания, он не открывает знания для человечества, но для себя лично он их открывает». А это открытие ребёнок может сделать только тогда, когда он сам найдет ответ на нужный вопрос или выберет такой путь, который однозначно приведёт его к нужному ответу. Особенность технологии создания учебных ситуаций состоит в том, чтобы создать на уроке возможности и условия для творческого усвоения знаний.
Слайд 6Что такое учебная ситуация?
Учебная ситуация – это такая особая единица
учебного процесса, в которой дети с помощью учителя:
обнаруживают предмет своего действия,
исследуют его, совершая разнообразные учебные действия,
преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д.,
частично – запоминают
Учебная ситуация - особая структурная единица учебной деятельности, содержащая ее полный замкнутый цикл
Слайд 7
Перевод учебной задачи
в учебную ситуацию
Учебная ситуация
Слайд 8Перевод учебной задачи
в учебную ситуацию
Учебная задача
Целевая
установка
Содержание
задачи
Критерии
оценки
Учебная ситуация
Деятель-ность
РЕЗУЛЬТАТ
метапредметный
предметный
личностный
Слайд 9Виды учебных ситуаций
учебная ситуация целеполагания
учебная ситуация планирования
проблемная ситуация и ее решение
учебная
ситуация моделирования
учебная ситуация наблюдения
учебная ситуация обучения
самоконтролю и самооценке
учебная ситуация рефлексии
учебная ситуация формирования
ценностного отношения к событиям,
явлениям.
Слайд 10Виды учебных ситуаций
по типу деятельности
С элементами игровой деятельности:
соревнования;
сюжетные игры («поиск
сокровищ»);
ролевые игры
С элементами исследовательской деятельности:
эксперименты;
маркировка, группировка, сравнение,
сопоставление;
проведение мини-исследований
С элементами творческой, конструктивной, социальной деятельности
«иллюстрируем текст»,
«составляем схему, кластер и т.д.»,
«разрабатываем алгоритм
Слайд 11Проектируя учебные ситуации,
необходимо иметь в виду:
возраст ребенка,
специфику учебного
предмета,
меры сформированности действий учащихся
включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Слайд 12Создание учебной ситуации предполагает:
наличие у детей познавательного мотива и конкретной
учебной цели;
выполнение учениками определенных действий для приобретения недостающих знаний;
выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
формирование у школьников умения контролировать свои действия.
Слайд 13Типология учебных ситуаций
ситуация-проблема — прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения;
ситуация-иллюстрация
— прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал;
ситуация-оценка — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своё адекватное решение;
ситуация-тренинг — прототип стандартной или другой ситуации.
Слайд 14Ситуация - проблема
У деревьев умеренных широт за год образуется одно годичное
кольцо, но у известного растения среднеазиатских пустынь саксаула в некоторые годы образуется 3, а то и более колец. У тропических растений они могут вообще отсутствовать. Объясните, с чем это связано?
Слайд 15Ситуация - иллюстрация
Какие факторы могли привести к таким изменениям у живых
организмов?
Слайд 16 Учащиеся составляют проекты, заслушивают презентации, высказывают
свое мнение о каждой работе, придерживаясь определенных правил (отмечают достоинства и недостатки, задают вопросы по содержанию и результатам работы и т.д.)
Ситуация - оценка
Слайд 17Ситуация - тренинг
Берем интервью
После изучения темы урока учащиеся берут
интервью у друг друга. Один партнер задает вопросы, а другой отвечает от имени специалиста по данной теме.
Слайд 18Вывод
Создание учебных ситуаций на уроке:
ставит школьника в позицию
субъекта своего обучения в новой системно-деятельностной образовательной парадигме;
помогает учителю сделать современный урок развивающим, где минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества. А это, в конечном итоге, и есть наша главная образовательная задача - вывести обучение на метапредметный уровень.
Слайд 19Используемые ресурсы
http://gimnaz271.ucoz.ru/inovaz/uchebnaja_situacija.pdf
https://doc4web.ru/pedagogika/konspekt-uroka-na-temu-uchebnaya-situaciya-kak-sredstvo-formirov.html
http://lusana.ru
http://www.dpo-smolensk.ru/biblioteka/inform_obespech/kaf-EMC/uch-situaciya.pdf
https://www.1urok.ru/categories/14/articles/751
http://lusana.ru/presentation/8290
http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2016/12/16/metodicheskiy-seminar-uchebnaya
yandex.ru/images
Лебедева М. Ю. Учебная ситуация как способ реализации системно -
деятельностного подхода в рамках ФГОС II поколения. [http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskii-yazyk/library/uchebnaya-situaciya-kak-sposob-realizacii]