Слайд 1«Участие социального педагога в профилактике и разрешении конфликтов.»
Социального педагога
МБОУ СОШ №2
г.Мичуринска Тамбовской обл.
Барашок Ольги Викторовны
Слайд 2Конфликт – это напряжение в отношениях возникшее в результате явных или
скрытых противоречий, столкновения различных мотивов, мнений, стремлений людей и ведущее к борьбе сторон.
Слайд 3Виды конфликтов:
Между личностями (ученик - ученик, ребенок – родитель, родитель –
учитель, учитель – ученик, учитель – учитель);
Внутри группы (учеников, учителей);
Между отдельными группами (учащимися разных классов, учителей разного возраста и разных профессиональных и ценностных ориентаций в школе).
Слайд 4Чтобы предупредить конфликт, необходимо:
Разобраться, есть ли проблема в тех случаях, когда
имеет место противоречие;
Установить направление развития конфликтной ситуации (обострение или угасание);
Определить состав участников конфликта;
Изучить их мотивы, ценностные ориентации, особенности, манеру поведения.
Слайд 5Стили поведения, которые могут провоцировать возникновение конфликтных ситуаций:
Стремление к главенству в
общении на основе консерватизма в мышлении и необоснованной критичности в отношении партнера;
Нарушение персонального пространства партнера;
Намеренное создание цейтнота (недостатка времени) при решении проблемы;
Неуважение личности партнера и его прав;
Постоянное навязывание своей точки зрения;
Акцентирование внимания на своей постоянной занятости;
Подчеркивание разницы с партнером в свою пользу;
Несправедливость, несдержанность, неискренность, негибкость.
Слайд 6При возникновении напряжения в общении необходимо:
Проявлять естественное внимание к собеседнику, доброжелательность,
терпимость, дружелюбие;
Держаться спокойно, не терять самоконтроля;
Установить контакт глазами и стараться не терять его;
Дать собеседнику выговориться, не перебивая его;
Дать собеседнику понять, что вы понимаете его состояние;
Признать свою вину, если объективно таковая есть;
Постараться предельно тактично показать собеседнику, в чем, как вам кажется он не прав;
Показывать, что вы заинтересованы в решении проблемы собеседника;
Разделять с собеседником ответственность за решение проблемы, определять план будущего сотрудничества.
Слайд 7Разрешение конфликта:
Анализ и оценка ситуации;
Выбор способа разрешения конфликта;
Формирование плана действий;
Его реализация;
Оценка
эффективности своих действий.
Слайд 8Успешность вмешательства социального педагога в конфликты подростков зависит от его позиции:
Позиция
авторитарного вмешательства, т.е подавление конфликта;
Позиция нейтралитета, т.е. стремление не замечать столкновений между подростками и не вмешиваться в них;
Позиция избегания конфликта: педагог убежден, что конфликт – показатель его неудач, в воспитательной работе с детьми;
Позиция целесообразного вмешательства в конфликт – педагог, опираясь на хорошее знание коллектива подростков, соответствующие знания и умения, анализирует причины возникновения конфликта, принимает решение – либо подавить, либо дать развиться до определенного предела.
Слайд 9Тактики посреднического поведения социального педагога:
Поочередное выслушивание на совместной встрече применяется для
уяснения ситуации в период острого конфликта;
Сделка (упор на принятие компромиссного решения);
Челночная дипломатия (посредник разделяет конфликтующие стороны и постоянно курсирует между ними, обсуждая аспекты соглашения;
Давление на одного из участников конфликта;
Директивная тактика (акцентирование внимания на слабых моментах в позициях оппонентов, ошибочности их действий по отношению друг к другу).
Слайд 10Правила по преодолению конфликта:
Стараться поставить себя на место конфликтующей стороны;
Не делать
поспешных выводов;
Не давать конфликту разрастись;
Преодолеть конфликт помогает общее дело и постоянный контакт между партнерами;
Определить момент для начала переговоров между участниками конфликта;
При обсуждениях анализировать мнения противников;
Конфликт разрешим при твердой гибкости обеих сторон к конструктивной дискуссии в интересах дела;
Разрешить любое напряжение, преодолеть межличностные противоречия возможно по частям, шаг за шагом.
Слайд 11Социальному педагогу важно не только самому руководствоваться этими правилами, но и
информировать о них соперников, использовать упражнения, тренинги для формирования неконфликтного поведения.