Слайд 1ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГА: ОТКАЗ ОТ ШАБЛОНОВ И СТЕРЕОТИПОВ ИЛИ КАК ДОБИТЬСЯ УСПЕХА
И ИЗБЕЖАТЬ НЕУДАЧ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
СИСТЕМА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ. ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА».
ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА:
ВОСПИТАТЕЛЬ: ХУДОБЕЦ О.В.
2018 Г.
Смоленское областное бюджетное общеобразовательное учреждение для детей, нуждающихся в длительном лечении,
«Красноборская санаторно-лесная школа»
Слайд 2
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности обучающихся
(кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Согласно новому Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.
Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию обучающихся и в формах, отличных от урочной системы обучения
Слайд 4Виды и направления внеурочной деятельности.
Для реализации в школе доступны следующие
виды внеурочной деятельности:
1) игровая деятельность;
2) познавательная деятельность;
3) проблемно-ценностное общение;
4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
5) художественное творчество;
6) социальное творчество (социально преобразующая
добровольческая деятельность);
Слайд 5
ВИДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
7) ТРУДОВАЯ (ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ;
8) СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ;
9) ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
В
БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЫДЕЛЕНЫ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ, ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ, НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ, ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ, ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Слайд 7РЕЗУЛЬТАТЫ И ЭФФЕКТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
При организации внеурочной деятельности обучающихся необходимо
понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности.
Результат –
то, что стало непосредственным итогом участия обучающегося в деятельности. Например, ребенок, пройдя туристический маршрут, не только переместился в пространстве из одной географической точки в другую, преодолел сложности пути (фактический результат), но и приобрел некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт самостоятельного действия (воспитательный результат).
Слайд 8
Эффект –
это последствие результата; то, к чему привело достижение
результата.
Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.
То есть развитие личности ребенка – это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания и социализации (в том числе, сам ребенок) достигли своих результатов.
Слайд 9КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слайд 10ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ РАСПРЕДЕЛЯЮТСЯ ПО ТРЕМ УРОВНЯМ:
Первый уровень результатов
–
приобретение социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся со своими учителями, воспитателями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Слайд 11
Виды и направления внеурочной деятельности обучающихся тесно связаны между собой.
Например,
ряд направлений совпадает с видами деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество).
Военно-патриотическое направление и проектная деятельность могут быть реализованы в любом из видов внеурочной деятельности. Они представляют собой содержательные приоритеты при организации внеурочных занятий.
Общественно-полезная деятельность может быть опредмечена в таких видах внеурочной деятельности, как социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность.
Следовательно, все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих воспитательских программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности обучающихся основывать на видах деятельности.
Слайд 12
Второй уровень результатов –
получение опыта переживания и позитивного
отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде.
Именно в такой близкой социальной среде обучающийся получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Слайд 13
Третий уровень результатов –
получение опыта самостоятельного общественного действия.
Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Слайд 14
Взаимосвязь результатов и форм внеурочной деятельности
Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует
своя образовательная форма(структурно близкие формы)
1 уровень + 2 уровень = 3 уровень(высший)
Этическая беседа (сюжет, проблема)
Дебаты, тематический диспут (игровая форма коммуникации)
Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов
Слайд 15
Невозможно достичь результата второго и тем более третьего уровня формами, которые
соответствуют первому уровню результатов.
И в то же время, в формах, нацеленных на результат высшего уровня, достижимы результат предшествующего уровня.
Слайд 16
Понимание взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности позволяет воспитателям:
Разрабатывать образовательные программы
внеурочной деятельности с четким и внятным представление о результате;
Подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определенного уровня;
Выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к другому;
Диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности;
Оценивать качество программ внеурочной деятельности(по тому, на достижение какого результата они претендуют, соответствуют ли избранные формы предполагаемым результатам)