Слайд 1Трудности школьников
при переходе в 5 класс и
пути их преодоления
Слайд 2Адаптация – процесс приспособления
к изменяющимся условиям
внешней среды.
Адаптационные периоды в жизни ребёнка:
1. Поступление в первый класс;
2. Переход из начальной школы в среднюю;
3. Переход из средней в старшую школу.
Слайд 3Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее
педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного обучения.
обострение всех прежних проблем детей как явных,
так и скрытых ;
появляются новые проблемы, связанные с изменением отношения к себе, к окружающим, учёбе.
Слайд 4 На что нужно обратить внимание
родителям в этот период?
1. Начало
подросткового периода.
становление собственного «Я»
сопоставляет себя с другими;
Слайд 52. Изменение условий обучения.
в начальной школе – один учитель.
в
5 классе
Много учителей-предметников.
Много новых кабинетов.
Выучить Ф.И.О. учителей.
Завоевать авторитет у новых учителей.
Выработать свои отношения с учителем.
Слайд 6 Всю начальную школу вашему ребенку помогал один учитель. Он
выполнял функцию и учителя, и классного руководителя, и контролера.
Быстро выучив все особенности ребенка, учитель помогает контролировать учебный процесс. Одному ребенку напомнит, что надо выполнить домашнее задание, другому – чтобы тот принес карандаши, третьему простит невыполненное упражнение и останется с ним после уроков.
Учитель мог отслеживать выполнение всех заданий всеми учениками. При переходе в пятый класс такой индивидуальный подход нарушается. Происходит как бы обезличивание школьника. Есть только пятиклассники в целом. У каждого предметника большая нагрузка и много учащихся.
Слайд 7Каждый учитель по-своему реагирует на происходящее в классе и предъявляет ученикам
определенные требования. Например, для одного шум во время урока может быть естественным фоном его объяснений, а другой строго наказывает за малейшее отвлечение. Ребенку необходимо время, чтобы привыкнуть и научиться вести себя в соответствии с требованиями.
Слайд 83. Изменение требований.
рассогласованность разных учителей-
предметников.
Чем можно помочь?
1. Учить ребёнка строить
отношения с разными людьми, становясь более гибким.
Слайд 9Еще усложняет период адаптации рассогласованность требований разных учителей-предметников. Один просит завести
тетрадь в 48 листов, другой тоненькие тетрадки, но их должно быть 3 штуки. Преподаватель русского языка требует все выделить зеленой ручкой, преподаватель математики – карандашом и т.д.
Как быть в этом случае? Во-первых, постарайтесь увидеть плюсы этих «рассогласованностей». Эти «мелочи», которые по началу так затрудняют школьную жизнь ребенку, приносят и пользу. Ребенок учится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать трудности – а значит, учится взрослой жизни, где «многотребовательность» - норма вещей. Во-вторых, это учит ребенка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким.
Слайд 104. Отсутствие контроля.
в начальной школе – индивидуальный подход учителя.
в
5 классе нарушается индивидуальный подход.
- можно что-то не сделать – в общей массе детей это может пройти незамеченным; (накапливаются неусвоенные темы)
- появляется некоторая «безнадзорность»
(«Я никому не нужен!!!»)
у некоторых детей появляется регрессия – начинает капризничать как маленький или бегать за классным руководителем. А у других, наоборот, восторженное опьянение свободой передвижений.
Слайд 115. Проблемы в знаниях.
Не усвоив тему в пятом классе, ребенок рискует
не понять материал следующий. Материал усложняется от урока к уроку. И если предыдущие темы были не усвоены, то школьник потянет этот шлейф дальше, затягивая узел незнаний.
Что же делать?
Перед выполнением домашних заданий проверьте, усвоен ли классный материал.
Важно добиться, чтобы ребенок понимал мельчайшие детали выполнения заданий и мог выполнить аналогичные. Объяснить ещё раз.
Слайд 12Чем можно помочь?
Будьте терпеливы.
Чаще расспрашивайте ребёнка о школьной жизни.
Контролируйте выполнение домашних заданий с учетом требований учителя (ДНЕВНИК!!!!)
Если видите проблемы, не затягивайте, подойдите к учителю, выясните причину появившихся сложностей. Расскажите об особенностях своего ребёнка.
Слайд 13Сложный для ребёнка этап перехода из начальной школы в среднюю всегда
можно смягчить.
При условии, если ребёнок
будет делать это не в одиночку.
Слайд 14 Какую же помощь могут оказать
родители
своим детям в период адаптации?
В период адаптации обеспечьте ребенку спокойную, щадящую обстановку, соблюдайте четкий режим, т. е. сделайте так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал вашу поддержку и помощь.
Если процесс адаптации затянулся более 2-3 месяцев, обращайтесь к учителю, психологу.
Основное внимание уделяйте развитию учебной деятельности детей, их умению учиться, приобретать с помощью взрослых и самостоятельно новые знания и навыки.
Слайд 15Поддерживайте веру ребёнка в себя, в свои способности, возможности, в положительные
стороны характера.
На первых порах помогайте и в подготовке домашних заданий (даже, если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей в учебе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в среднем звене.
Никогда не ругайте детей за плохие отметки, тогда они не будут хитрить и обманывать. Наоборот, между вами установятся доверительные отношения.
Интересуйтесь успеваемостью своего ребенка каждый день, а не только в конце недели, подписывая дневник, и не в конце четверти, когда уже поздно исправлять двойку на тройку.
Слайд 16Не ждите следующего родительского собрания. Почаще получайте информацию "из первых рук".
Заглядывайте ежедневно в электронный дневник. Найдите время подойти к классному руководителю. Учитель скажет вам правду и даст необходимый совет.
Если возникла проблемная ситуация, никогда не говорите плохо об учителе в присутствии ребенка. Тем более не спешите выносить поспешный приговор. Лучше отправляйтесь в школу и вместе с учителем разрешите возникшую ситуацию. Помните, моральные нормы в ребенке закладывает, прежде всего, не школа, а семья. Неуважительное отношение к старшим (будь то незнакомый человек или учитель в школе) – плохая черта. От неё лучше избавиться уже в детстве.