Слайд 1Трудности адаптационного периода в 5 классе и их пути преодоления
«Душевное слово всегда удивительно, В том его сила и главная суть,
Что душу другого оно доверительно
Может почтительно вмиг распахнуть»
Г.Цадаса
Шура Наталья Викторовна,
учитель МАОУ СОШ №10
РГО СО
Слайд 3«Второй адаптационный период»
Смена одного учителя на нескольких
Предметное обучение
Увеличение школьной нагрузки
Кабинетная система
Изменение
внутреннего мира ребёнка
Слайд 4Особенности социальной ситуации
(отношения ребёнка к окружающему миру)
Младший школьный возраст
(7-11лет)
Ребёнок стремится к общению со взрослыми. Мир взрослых является для него идеальным миром, он подражает отношениям взрослых.
Подростковый возраст (11-15лет)
Предпочитает общение со сверстниками. Отношение к миру взрослых меняется. Подростки моделируют отношения со сверстниками, воспроизводя отношения взрослых.
Слайд 5 Ведущая деятельность
(деятельность, которая вносит наибольший
вклад в развитие)
7-11лет
Развитие ребёнка происходит в учебной деятельности.
Школа является важнейшим социальным пространством
11-15лет
Развитие происходит в процессе общения со сверстниками. Появляется способность переходить от одного вида деятельности к другому.
Слайд 6Особенности системы ценностей
7-11лет
Ребёнок односторонне судит о способностях сверстников и о себе
по школьным отметкам.
11-15лет
Подросток оценивает себя и других с различных позиций: с точки зрения способностей в общении, спорте, художественных способностей и т. п.
Слайд 7Физиологические особенности
7-11лет
Развитие костно-мышечной системы.
Развитие лобных долей головного мозга
11-15лет
Начинается процесс полового
созревания, происходят бурные физиологические изменения в организме
Слайд 8 Проблемы, возникающие в
адаптационный период
(мнение пятиклассников)
Трудности при взаимодействии с учителями
Тревожность при ответах у доски
Страх перед контрольными работами
Неспособность писать и думать в задаваемом учителем темпе
Увеличение учебной нагрузки при выполнении домашних заданий
Слайд 9 Анкета для детей
Хочется ли вам
перейти в 5 класс?
Чего вы ждете от себя в 5 классе?
Хотите ли вы изменить что-либо в себе?
Чего вы ждете от своих одноклассников?
Чего вы ждёте от будущих учителей и классного руководителя?
Чего ожидаете от родителей?
Что вас пугает, чего вы боитесь, чего плохого ждёте от 5 класса?
Чего хорошего вы ждёте от 5 класса?
Что пожелаете сами себе?
Что бы вы посоветовали будущим учителям?
Слайд 10 Ожидания учащихся
Позитивные
Буду получать хорошие знания, учителя и родители будут помогать
У нас появятся новые предметы
Стану лучше учиться
Получу хорошее образование
Надеюсь на помощь родителей
Хочу получить нужные для жизни знания
Хочу, чтобы учителя и родители понимали меня
Жду интересных учителей
Хочу, чтобы были новые предметы
Хочу стать умнее, самостоятельнее
Жду от себя и других успехов в учёбе
Жду дружбы от одноклассников
Хочу, чтобы были интересные уроки, праздники
Слайд 11 Ожидания детей
Негативные
Не хочу, чтобы ребята
ушли в другую школу
У нас будет большая нагрузка
Я боюсь, что в класс придут плохие ребята
Родители будут меньше помогать
Боюсь, что не найду нужный кабинет и опоздаю на урок
Боюсь, что появятся новые предметы
Боюсь трудной программы, плохих отметок
Родители будут ругать
Боюсь, что не буду успевать писать на уроках
Будем ходить по разным кабинетам
Боюсь, что будут плохие учителя
Боюсь, что будет много домашних заданий
Слайд 12 План мероприятий
Встреча детей и родителей
с будущими учителями и классным руководителем
Диагностическое педагогическое исследование детских ожиданий от 5 класса
Посещение уроков учителями среднего звена
Проведение адаптационной недели, на которой уроки в классе давали учителя-предметники
Проведение классного часа: «Скоро стану пятиклассником»
Учителям-предметникам разработать единые требования к пятиклассникам
Обеспечить щадящий режим в период адаптации
Изготовить и выдать план кабинетов в школе
Слайд 13 План мероприятий
Родителям создать
благоприятную домашнюю обстановку для преодоления трудностей в период адаптации
Слайд 14 Памятка для родителей
Каждый день спрашивайте сына
или дочку «Как дела?»Пусть ваш голос при этом выражает заинтересованность
Внимательно слушайте ребёнка, пусть он видит, что вы уважаете его чувства, цените его мнение
Будьте готовы поговорить с ребёнком тогда, когда ему это необходимо
Поговорите с каждым из школьных учителей хотя бы раз в год
Спрашивайте ребёнка о проблемах, опасениях, связанных со школой
Пусть ребёнок самостоятельно делает то, что должен делать, но знает, что вы в любой момент придете на помощь
Чаще обнимайте, целуйте сына или дочку, хвалите их. Не думайте, что ребёнок и так знает, что вы его любите. Это неправда, что с возрастом детям всё меньше нравятся физические контакты с родителями
Сделайте всё, чтобы сыну или дочке было спокойно, комфортно
дома, чтобы со своими проблемами они шли домой, а не к чужим
людям и в сомнительные компании
Слайд 15 Спасибо за внимание
Желаю всем
творческих
успехов!