Слайд 1
Понятие
«имидж» педагога
(беседа с элементами тренинга)
Выполнил
педагог – психолог
МКОУ Венгеровской СОШ № 2
Мурая О.В.
С. Венгерово, 2015 г.
Слайд 2Как должен выглядеть современный педагог, чтобы быть интересным для ученика, его
родителей, общества в целом? Что включает в себя имидж современного педагога?
Слайд 3«Никто не может ничему
научиться у человека,
который не нравится».
древнегреческий философ
Ксенофонт
Слайд 4 Цель - информационно-психотехническое развитие педагогического профессионализма, систематизирование имеющихся
знаний педагогов об имидже.
Задачи:
включение педагогов в активное социально-психологического обучение (тренинговое взаимодействие, дискуссия, моделирование ситуаций);
дать представление о направлениях и методах оптимизации делового стиля;
анализ имиджа учителя, разработка профессиограммы педагога;
- знакомство с технологиями его реализации в учебной деятельности.
Слайд 5Правила работы в группе
Правило доверительности
Правило безоценочных высказываний
«Здесь и теперь»
Правило конфиденциальности
Правило недопустимости
Слайд 6 Педагог - профессия особенная. Учитель всегда на виду. С самого порога
класса начинается тонкое взаимодействие педагога с учениками, результат которого зависит от отношения учителя к миру, окружающим людям, к себе. Имидж оказывает влияние на личную и профессиональную сферу человека. Для педагога создание позитивного имиджа является ключом к успеху и неким залогом признания учеников.
Слайд 7Упражнение «КОМПЛИМЕНТ – ЭТО ЧУДЕСНО»
Подарим друг другу комплименты, вставляя в предложение
слова «потому что», чтобы общий комплимент приобрёл конкретный смысл.
«Вы очень милый, потому что всегда заботитесь о близких вам людях».
«Вы очень умный, потому что всегда находите время для каких-то приятных мелочей».
Слайд 9
(от англ. Image – образ) – ореол, создаваемый вокруг конкретной личности
с целью ее популяризации и оказания эмоционально-психологического воздействия на общественное мнение.
Имидж личности
эмоционально окрашенный стереотип восприятия ОБРАЗА учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании.
Имидж педагога
Слайд 10Структура имиджа педагога по Л.М. Митиной
тиной
Title
Внутренняя
составляющая
Процессуальна
Внешняя
Слайд 11
ОДЕЖДА
РЕЧЬ
МИМИКА
ПРИЧЕСКА
МАНЕРА
ВНЕШНОСТЬ
Внутренняя составляющая
ГОЛОС
ЖЕСТЫ
ПОХОДКА
Слайд 12Говоря об одежде, особо надо остановиться на аксессуарах. Деловой стиль предполагает
отсутствие бижутерии, а если используются украшения, то только из благородных металлов (золото, серебро, платина) и натуральных камней. Идеальным вариантом считается наличие часов (на руке или висящих на цепочке) и гладкого обручального кольца.
Если вы носите серьги, то надо остановиться на небольших, не висячих серьгах.
Классический стиль подразумевает, что ваш макияж будет модным, но не броским, в мягкой цветовой гамме. Аромат духов – легкий. Прическа – современная, но без остромодных деталей.
Инструментом мощного воздействия на учеников является лицо учителя. Этим «инструментом» надо научиться в совершенстве владеть, уметь очень точно им управлять.
Лицо учителя должно быть доброжелательно – заинтересованным. У ученика выражение лица учителя должно создавать впечатление, что он ждет и хочет общения именно с ним.
Слайд 13
Упражнение «Модель постановки улыбки»
1. Сядьте перед зеркалом и улыбнитесь себе –
мягко, ободряюще. Выберите 1-2 улыбки, которые понравились вам больше всего – те, которые делают лицо наиболее приветливым, красивым. «Играйте» не только губами, но и глазами, всей мимикой лица.
2. Теперь повторить улыбку, фиксируя различные положения головы: голова поднята и чуть опущена, слегка наклонена вбок; посмотрите на себя справа и слева.
Найдите наиболее удачный ракурс.
3. Попытайтесь добиться того, чтобы нужная
улыбка возникала у вас на лице автоматически –
при одной мысли, что она должна быть.
Воспроизведите ее в различных ситуациях.
Слайд 14www.themegallery.com
ВНУТРЕННИЕ СОТОЯВЛЯЮЩИЕ
Интеллект
Способ мышления
Цели, средства
Личность
Интересы
Эрудиция
Идеи
Помыслы
Слайд 15
Традиции
Темперамент
Профессионализм
Энергичность
Форма общения
Процессуальные составляющие
Пластичность, выразительность
Слайд 16Эмоционально богатый учитель, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и
целенаправленно их применяющий, способен оживить урок, сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению.
Слайд 17
Упражнение «Ассоциация со встречей»
Участникам предлагается высказать свои ассоциации с встречей.
Например:
«Если бы наша встреча была животным, то это была бы... Собака».
Слайд 19
Ядро имиджа
Позиции
Установки
легенда
Слайд 20
Факторы, влияющие на формирования имиджа педагога
Прагматическая и психологическая мотивация педагога
Фактор среды
Фактор
выбора модели поведения
Направленность действий на создание индивидуального стиля
Возможности самого педагога
Фактор результата деятельности
Отношение педагога к своей Я-концепции.
Слайд 221.Профессиональная - обеспечение высокого качества обучения и воспитания;
2. Социальная - развитие
творческой активности учащихся, повышение статуса и престижа профессии учителя, повышение общественной значимости этой профессии;
3. Духовно-нравственная - формирование личности ученика, проявляющееся в отношении к окружающим людям, к природе, к предметному миру, нравственных качеств учащихся.
4.Визуальная - формирование положительного внешнего впечатления, воспитывает культуру внешности.
Слайд 24Упражнения по выведению из аудиторного страха
1. «Двойной вдох». Непосредственно перед выступлением
сделайте вдох, отведя локти и плечи назад. Затем еще резко вдохните. Задержите дыхание примерно на две секунды и сделайте резкий выдох.
2. «Зонтик». При выступлении перед любой аудиторией представьте, что над всеми присутствующими вы раскрыли зонтик,
который скрывает вас от всех.
Ваша цель – уверенно, крепко и стабильно
держать ручку этого «зонтика» на протяжении всего выступления.
Слайд 25Упражнение «Дыхательная гимнастика»
Медленный вдох через нос и медленный выдох через узкое
отверстие, образованное губами, на свечу, которая стоит недалеко от вас. Пламя её должно плавно отклониться по ходу течения воздушной струи (от вас). Затем снова делаем медленный вдох и дуем медленно на свечу, которая стоит дальше, чем в первом случае. Снова медленный вдох и медленный выдох на свечу, стоящую уже на более далёком расстоянии. Вы ощущаете, что в зависимости от удаления свечи мышцы живота будут испытывать всё большее напряжение. Голову вперёд не тянуть.
Слайд 26Оценка имиджа
В предлагаемом тесте каждый компонент имиджа оценивается по одному из
предложенных уровней удовлетворенности.
Слайд 27УПРАЖНЕНИЕ «Ситуации»
Отреагируйте мгновенно на ситуацию при ограничении времени и информации и
объясните себе и окружающим, на чем основана ваша реакция.
1.Учитель дает задание, но один
из учеников говорит:
«Я не хочу этого делать!»
2.При выполнении самостоятельной работы в 7-м классе, когда стоит полная тишина, ученик громко мяукает. Смех.
«Я не хочу этого делать»
«Мяу»
Слайд 28
3.Ученик говорит вам: «Я снова забыл принести тетрадь».
4.Ученик говорит вам: «Я
чувствую, что уроки, которые вы ведете, не дают мне новых знаний. Я вообще думаю бросить занятия по вашему предмету».
5.Вы отбираете у ученика дневник, а он со злостью говорит вам: «Дура!»
Слайд 29
Практикум «Перевоплощение»
Эмоциональная палитра (по А.А. Мурашову)
Прочитайте приведенный ниже текст так, чтобы
каждая строка, вне зависимости от содержания, выражала какое-либо чувство, которое предстоит угадать аудитории.
восторг
безграничная радость
безудержное веселье
ирония
сочувствие
доверительность
усталость
угроза
отвращение
Слайд 30 Аудитория делится на актеров и педагогов – одни репетируют текст, другие
им помогают в этом, работая над их мимикой, маской и интонационным соответствием роли. На индивидуальных картах «актеров» написан ряд цифр (4, 9, 6 – значит, нужно прочитать три строки: первую с иронией, вторую – с отвращением, третью – доверительно).
Слушающие цифрами записывают код в зависимости от «прочтения» ролей, и лучший оратор группы – тот, чей код угадан большинством.
Слайд 31Ролевое обсуждение (по С.В. Ковалеву)
Участникам раздаются листы с обозначением ролей, в
которых они должны выступать в обсуждении (философ, эрудит, дипломат, скептик и т. п.).
Предмет обсуждения – любой, например, фильм, спектакль, книга. Он не должен быть слишком сложным или чересчур волнующим. После 7—10 мин дискуссии окружающие должны определить, кто был в какой роли.
Игроки, роль которых не узнали, считаются не справившимися с заданием.
Слайд 33Определяющие части имиджа
высокая самооценка, уверенность в себе
желание меняться и умение рисковать
при здоровом чувстве самосохранения
социальная и личная ответственность
вера в доброжелательность мира и вера в доброго человека
Слайд 34«Древо решений»
(техника для анализа современного портрета учителя и уровня корпоративной
культуры в отрасли)
Цель: составить современный портрет педагога.
Деление на 4 группы. Работа в группах (по четырем цветам, каждой группе – творческое задание) 15 минут. Группы формируются по цвету листьев.
Слайд 35Группа №1 – имидж современного учителя (красные листья).
Группа №2 – составляющие
современной профессиограммы учителя (зеленые листья).
Группа №3 – внешние факторы в формировании образа педагога. Государство, средства массовой информации, гражданское общество. (желтые листья).
Группа №4 – права и обязанности педагога и потребителя образовательных услуг. (оранжевые листья)
Слайд 37Упражнение «Аплодисменты по кругу»
- Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется
предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.
Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.
Слайд 38Измените свою жизненную установку (если она не способствует успеху), свой имидж
– и вас ждет успех!