Слайд 1Требования к кадровым условиям и материально-техническому обеспечению реализации федерального государственного образовательного
стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Емельянова С.В., учитель начальных классов
МБОУ кадетская школа №1 имени Ф.Ф. Ушакова
г. Хабаровск
Слайд 3
С 1 января 2015 года утвержден и начнет работать профессиональный стандарт
"Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)".
Слайд 4
В профессиональном стандарте указывается, что педагог должен использовать специальные подходы к
обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников в том числе со специальными образовательными потребностями: одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и т.д.
Слайд 5Педагог должен быть готовым принять разных детей, вне зависимости от их
реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья, иметь профессиональную установку на оказание помощи любому ребенку.
Слайд 6Педагог должен обладать способностью в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей,
связанные с особенностями их развития, быть способным оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.
Слайд 7Работая с детьми с ОВЗ, педагог должен быть готовым к взаимодействию
с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума, уметь составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка, владеть специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу, уметь отслеживать динамику развития ребенка.
Слайд 8Требования к кадровым условиям в образовательной организации, отраженные во СФГОС, включают:
укомплектованность образовательного учреждения педагогическими, руководящими и иными работниками;
уровень квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения;
непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения.
Слайд 9Педагоги, которые реализуют адаптированную основную образовательную программу (вариант А и В),
должны иметь высшее профессиональное образование, предусматривающее:
а) получение степени/квалификации бакалавра или магистра
по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование»
по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование»
б) курсы повышения квалификации по основам инклюзивного образования в объеме не менее 72 ч.
в) прохождение профессиональной переподготовки (повышения квалификации) в области специальной (коррекционной) педагогики не менее 520 ч.
Слайд 10Педагоги, реализующие адаптированную образовательную программу (вариант С и Д), должны иметь
а) квалификацию/степень не ниже бакалавра, предусматривающую получение высшего профессионального образования:
по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование»
по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование»
по направлению подготовки 050700 «Специальное (дефектологическое) образование».
б) профессиональная переподготовка в области сурдопедагогики, тифлопедагогики или олигофренопедагогики в объеме не менее 520 ч
в) курсы повышения квалификации по основам инклюзивного образования в объеме не менее 72 ч.
Слайд 11В штат специалистов образовательной организации, реализующей адаптированную образовательную программу должны входить
учителя-олигофренопедагоги,
воспитатели, логопеды, педагоги-психологи, специалисты по адаптивной физкультуре (лечебной физкультуре), социальные педагоги, музыкальный работник, медицинские работники.
Слайд 12Обучающимся детям с ОВЗ может потребоваться временное подключение тьютора (ассистента, помощника).
Уровень его образования должен быть не ниже степени/квалификации бакалавра:
а)по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»;
б)по направлению «Педагогическое образование»;
в) по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование».
Слайд 13Для профессиональной и личностной подготовки педагогов необходимы следующие психолого-педагогические знания:
- знание
психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития детей в условиях инклюзивной образовательной среды;
- знание методов психологического и дидактического проектирования учебного процесса для совместного обучения детей с ОВЗ и нормальным развитием;
- умение реализовать различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (с учениками по отдельности и в группе, с родителями, коллегами-учителями, специалистами, руководством) представление и понимание того, что такое инклюзивное образование, в чем его отличие от традиционных форм образования;
Слайд 14Педагог-психолог должен обладать знаниями о психофизических и личностных особенностях детей с
ОВЗ, умениями организовать своевременную и эффективную диагностику, профилактику и коррекцию поведенческих, нервно-психических и патохарактерологических расстройств.
Слайд 15Учитель-логопед должен обладать знаниями об особенностях развития детей с ОВЗ, умениями
организовать своевременную и эффективную диагностику, профилактику и коррекцию устной и письменной речи.
Учитель физического воспитания должен обладать знаниями о нарушениях обучающегося и возможных ограничениях при фронтальных занятиях физкультурой. Все предъявляемые ребенку задания должны соответствовать его двигательным возможностям.
Слайд 16Музыкальный работник, учитель адаптивной физкультуры, рисования, трудового обучения, воспитатели, занятые в
образовании обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития и умственной отсталостью должны иметь уровень образования не ниже среднего профессионального по профилю преподаваемой дисциплины с обязательным прохождением профессиональной переподготовки или повышением квалификации в области специальной педагогики или специальной психологии, подтвержденной сертификатом установленного образца.
Слайд 17Медицинский работник - штатный медицинский работник образовательной организации, в которой обучается
ребенок с ОВЗ, имеющий уровень образования не ниже среднего профессионального по профилю с обязательным прохождением профессиональной переподготовки или повышением квалификации в области медицинского сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, подтвержденной сертификатом установленного образца.
Слайд 18В случае недостаточности кадрового обеспечения образовательной организации специалистами (педагогами, врачами) возможно
использование сетевых форм реализации образовательных программ, при которых специалисты других организаций привлекаются к работе с детьми с ОВЗ. Необходимую медико-социальную помощь дети с ОВЗ могут получать в специализированных центрах.
Слайд 19Все работники образовательной организации, в которой обучается ребенок (дети) с ОВЗ
не реже чем каждые пять лет направляются на курсы повышения квалификации по дополнительным профессиональным образовательным программам в объеме не менее 72 часов. Повышение квалификации должно проводиться в сфере научно-обоснованных и экспериментально проверенных разработок в области обучения детей с ОВЗ.
Слайд 20Материально-техническое обеспечение
Слайд 21Материально-техническое обеспечение – одно из важнейших условий реализации как основной образовательной
программы, так и разных вариантов ее адаптации в соответствии со специальными образовательными потребностями детей с ОВЗ. СФГОС определяет материально-техническое обеспечение как общие характеристики инфраструктуры общего и специального образования, включая параметры информационно-образовательной среды.
Слайд 22Материально-технические условия реализации основной образовательной программы общего образования и программы коррекционной
работы для обучающихся с ОВЗ должны …
Слайд 23обеспечивать:
возможность достижения обучающимися установленных Стандартом требований к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования и программы коррекционной работы для обучающихся с ОВЗ различных категорий;
Слайд 24обеспечивать:
соблюдение:
- санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому
режиму и т. д.);
- санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т. д.);
- социально-бытовых условий (наличие оборудованного рабочего места, учительской, комнаты психологической разгрузки и т.д.);
- пожарной и электробезопасности;
- требований охраны труда;
- своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта;
Слайд 25возможность для беспрепятственного доступа обучающихся к информации, объектам инфраструктуры образовательного учреждения.
обеспечивать:
Слайд 26Материально-техническое и информационное оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность:
- создания
и использования информации (в том числе запись и обработка изображений и звука, выступления с аудио-видео сопровождением и графическим сопровождением, общение в сети Интернет и др.);
Слайд 27получения информации различными способами из разных источников (поиск информации в сети
Интернет, работа в библиотеке и др.);
- проведения экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций основных математических и естественнонаучных объектов и явлений; цифрового (электронного) и традиционного измерения;
Слайд 28наблюдений (включая наблюдение микрообъектов), определение местонахождения, наглядного представления и анализа данных,
использования цифровых планов и карт, спутниковых изображений;
создания материальных объектов, в том числе произведений искусства;
обработки материалов и информации с использованием технологических инструментов;
- проектирования и конструирования, в том числе моделей с цифровым управлением и обратной связью;
Слайд 29исполнения, сочинения и аранжировки музыкальных произведений с применением традиционных инструментов и
цифровых технологий;
физического развития, участия в спортивных соревнованиях и играх;
- планирования учебного процесса, фиксирования его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов);
- размещения своих материалов и работ в информационной среде образовательного учреждения;
- проведения массовых мероприятий, собраний, представлений;
- организации отдыха и питания.
Слайд 30В структуре материально-технического обеспечения должны быть отражены специфика требований к:
Организации пространства,
в котором обучается ребенок с ограниченными возможностями здоровья;
Организации временного режима обучения;
Организации рабочего места ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
Слайд 31Техническим средствам обеспечения комфортного доступа ребенка с ограниченными возможностями здоровья к
образованию (ассистирующие средства и технологии);
Техническим средствам обучения для каждой категории детей с ограниченными возможностями здоровья (включая специализированные компьютерные инструменты обучения, ориентированные на удовлетворение особых образовательных потребностей).
Слайд 33 1. В структуре материально – технического обеспечения должна
быть отражена специфика требований, в том числе к:
организации пространственно – временного режима, архитектурным и техническим средствам обучения для каждой категории детей с ограниченными возможностями здоровья
организации внеклассных мероприятий
организации питания и медицинского обслуживания
Слайд 34 2. Работая с детьми с ОВЗ, педагог должен:
взаимодействовать с
другими специалистами в рамках психолого – медико – педагогического консилиума для разработки адаптированной образовательной программы
использовать разработанную психологом адаптированную образовательную программу
самостоятельно разрабатывать адаптированную образовательную программу для ребёнка
Слайд 35 3. На ПМПК, после проведения комплексной диагностики и выявления
необходимости в создании для ребёнка с ОВЗ специальных образовательных условий, прописываются:
рекомендации по специальным условиям образования
направление в образовательное учреждение
образовательный маршрут
Слайд 36 4. В профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в
сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» указывается что:
педагог должен определить реальные возможности ребёнка и порекомендовать родителям образовательную организацию, соответствующую возможностям ребёнка
педагог должен набирать в класс детей в соответствии с их учебными возможностями
педагог должен быть готовым принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей
Слайд 37 5. Педагоги (учителя начальных классов), которые реализуют адаптированную
основную образовательную программу (вариант А и В), должны иметь высшее профессиональное образование, предусматривающее:
получение степени/квалификации бакалавра или магистра по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование»
получение степени/квалификации бакалавра или магистра по направлениям «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование»
получение степени/квалификации бакалавра или магистра по направлениям «Педагогическое образование» и «Специальное (дефектологическое) образование»
Слайд 39 1. В структуре материально – технического обеспечения должна
быть отражена специфика требований, в том числе к:
организации пространственно – временного режима, архитектурным и техническим средствам обучения для каждой категории детей с ограниченными возможностями здоровья
организации внеклассных мероприятий
организации питания и медицинского обслуживания
Слайд 40 2. Работая с детьми с ОВЗ, педагог должен:
взаимодействовать с
другими специалистами в рамках психолого – медико – педагогического консилиума для разработки адаптированной образовательной программы
использовать разработанную психологом адаптированную образовательную программу
самостоятельно разрабатывать адаптированную образовательную программу для ребёнка
Слайд 41 3. На ПМПК, после проведения комплексной диагностики и выявления
необходимости в создании для ребёнка с ОВЗ специальных образовательных условий, прописываются:
рекомендации по специальным условиям образования
направление в образовательное учреждение
образовательный маршрут
Слайд 42 4. В профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в
сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» указывается что:
педагог должен определить реальные возможности ребёнка и порекомендовать родителям образовательную организацию, соответствующую возможностям ребёнка
педагог должен набирать в класс детей в соответствии с их учебными возможностями
педагог должен быть готовым принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей
Слайд 43 5. Педагоги (учителя начальных классов), которые реализуют адаптированную
основную образовательную программу (вариант А и В), должны иметь высшее профессиональное образование, предусматривающее:
получение степени/квалификации бакалавра или магистра по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование»
получение степени/квалификации бакалавра или магистра по направлениям «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование»
получение степени/квалификации бакалавра или магистра по направлениям «Педагогическое образование» и «Специальное (дефектологическое) образование»