Слайд 1«Традиции и инновации в воспитательной системе школы. Потенциал школьных традиций» .
Подготовила
: Анюхина И.А., практический психолог УВК «Школа-лицей» №3 им. А.С. Макаренко
Слайд 3Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются своих родителей.
Видимо, конец мира уже не очень далек.
Древнеегипетский папирус. 2 тысячи лет до нашей эры
Слайд 4Эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы.
Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Младое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру.
Ассирийская клинопись. Х век до нашей эры
Слайд 5Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь
завтра возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна.
Гесиод, древнегреческий поэт. Конец VIII века до нашей эры
Слайд 6Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством
и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие.
Сократ, древнегреческий философ. V век до нашей эры
Слайд 7Если хочешь вырастить злую собаку – никогда не гладь щенка.
Китайская пословица
Слайд 8Лень (от лат. lenus — спокойный, медлительный, вялый) — отсутствие или
недостаток трудолюбия, предпочтение свободного времени трудовой деятельности. Традиционно расценивается как порок, поскольку считается, что ленивый человек является нахлебником общества.
Другое определение лени — «потребность в экономии энергии».
Слайд 9Лень — стремление человека отказаться от преодоления трудностей, устойчивое нежелание совершать
волевое усилие.
Причинами лени могут быть:
1. Переутомление, объективная вымотанность организма, растраченность физических, энергетических и эмоциональных ресурсов.
2. Несоответствие нашего «должен» нашему «хочу» — когда мы тратим время своей жизни на дела, не являющиеся для нас желанными.
3. Интуитивное ощущение ненужности выполняемой в данный момент задачи.
4.Часто лень может быть признаком депрессии.
В психологии лень — это отсутствие мотивации.
Слайд 12
Уроки, которые дает школа:
( Джон Тэйлор Гатто «Фабрика марионеток. Исповедь школьного
учителя»):
Первый урок – это урок бессистемности. Все, чему учат детей, часто дается учителем вне всякого контекста. Цель урока?
Второй урок – людей можно и нужно делить на группы: всяк сверчок знай свой шесток. (Еще до поступления в школу начинается борьба за место в престижном учебном заведении, и дети, попавшие, к примеру, в гимназический класс или в привилегированную школу, смотрят свысока на своих менее удачливых сверстников.)
Зачем нам образование?
Слайд 13Третий урок – это урок безразличного отношения к делу: когда звенит
школьный звонок, дети должны тут же бросить все, чем до этого занимались, как бы ни был важен процесс, и быстро бежать на следующий урок. В результате ученики никогда ничего не познают до конца.
Четвертый урок – это урок эмоциональной зависимости. С помощью звездочек, красных галочек, улыбок, хмурых взглядов, призов, почестей и наказаний школа учит детей подчинять свою волю командной системе.
Пятый урок – урок интеллектуальной зависимости. Ученики ждут, когда учитель скажет им, что надо делать. Часто дети должны просто воспроизводить то, что в них вкладывают, не привнося никакой своей оценки, не проявляя инициативы.
Шестой урок. Школа учит детей тому, что их представление о себе определяется мнением окружающих.
Седьмой урок – полная подконтрольность. У детей фактически нет личного пространства, нет личного времени.
Слайд 14Тридцать лет назад уроки жизни еще можно было постичь в
то время, которое оставалось после школы. Но телевидение съело большую часть этого времени, а сочетание телевидения, компьютеров, телефонов и стрессов, характерных для семей, где оба родителя много работают, или для неполных семей поглотило также большую часть семейного времени. У наших детей нет достаточного свободного времени, необходимого для полноценного человеческого развития, а в социальном плане вместо плодородной почвы им досталась выжженная пустыня.
Слайд 15 Из 168 часов, составляющих неделю, дети:
1- 56 часов - спят
2 -
55 часов в неделю дети смотрят телевизор, играют в ПК или на телефоне (данные исследований)
3 - 30 часов в неделю – уроки
4 – 10 часов – домашние задания
5 – 8 часов – уходит на прием пищи и дорогу в школу и обратно.
В течение этого времени они находятся под постоянным наблюдением и контролем взрослых. У них не остается ни личного времени, ни личного пространства, более того, если они пытаются проявить самостоятельность и использовать время или пространство так, как им хочется, их наказывают.
Итог: Ч истого личного времени каждому ребенку останется 9 часов, которые они могут потратить так, как они хотят
Слайд 161. Детям, которых я учу, безразличен мир взрослых. Это противоречит опыту предшествующих
тысячелетий. Попытка постичь, чем живут взрослые, всегда была самым увлекательным занятием молодежи, но в наше время никто не заинтересован в том, чтобы дети взрослели, и в первую очередь в этом не заинтересованы сами дети. И кто может их в этом винить? Мы сами создали им этот искусственный мир.
2. Дети, которых я учу, не проявляют почти никакой любознательности, а если и проявляют, то очень кратковременно. Они не могут ни на чем долго сосредоточиться, даже на выбранной ими самими деятельности. Не находите ли вы связи между непрерывными школьными звонками, заставляющими постоянно менять предмет деятельности, и этим феноменом ускользающего внимания?
3. У детей, которых я учу, очень слабое представление о будущем, о том, что завтрашний день неразрывно переплетается с сегодняшним. Они живут постоянным настоящим, мгновение, в котором они находятся, является пределом их осознания.
Слайд 174. Дети, которых я учу, антиисторичны; они понятия не имеют о том,
как прошлое предопределило их собственную жизнь, и это ограничивает возможность их выбора, влияет на формирование ценностей и жизненный путь.
5. Дети, которых я учу, жестоки по отношению друг к другу; им недостает сострадания, они смеются над проявлениями слабости; они презирают людей, чья потребность в помощи проявляется слишком очевидно.
6. Детям, которых я учу, чужды близкие откровенные отношения. Они не привыкли к настоящей искренности, потому что всю свою жизнь скрывали под внешней оболочкой, заимствованной у телевизионных кумиров или состряпанной в угоду учителям, свое тайное внутреннее «я». Так как они не те, за кого себя выдают, – а при близких отношениях этот грим стирается, – то они боятся таких отношений, всячески избегая их.
7. Дети, которых я учу, прагматичны; они подражают учителям, оценивающим все количественно, и телевизионным наставникам, предлагающим на продажу все на свете.
8. Дети, которых я учу, зависимы, пассивны и робки перед лицом неизвестности. Эта робость часто скрывается под маской внешней бравады, злобы или агрессии, но под маской – трусливая пустота.
Слайд 18- Отсутствие или недостаток любви к ребенку: нехватка времени, которая приводит
к стратегии откупа от ребенка – нанятый персонал, дорогие подарки, удовлетворение любых желаний ребенка
- отсутствие знаний в отношении воспитания ребенка и стратегий воспитания
- отсутствие у родителей осознанных ценностей, которых они придерживаются сами и которые последовательно формируют у ребенка
- отсутствие осознания и согласования стратегии воспитания между всеми взрослыми, которые берут участие в воспитании
- распространенность «приучения» ребенка к дисциплине с помощью жестокого наказания
Главные проблемы воспитания в семье:
Слайд 19- 5% детей видят негативную картину мира, выражаемую через насилие, агрессию
в отношении одноклассников
- у 30% детей картина мира искажена: в ней живут роботы, мутанты, пришельцы и т.д.
- деньги – самая главная ценность у 76%
- 58% детей за год ни разу не были в театре
- 44% - ни разу за год не были на концерте
- 11% за год не прочитали ни одной книги
Данные института социологии РАН:
Слайд 20О школе:
-7% детей ходят в школу с плохим настроением каждый день
-
29,1% устают от большого количества заданий на дом
- 3,1% учеников доверяют своему классному руководителю
Данные моих исследований в школе (опрошено 327 уч-ся 5-11 классов):
Слайд 21Данные моих исследований в школе ( опрошено 327 уч-ся 5-11 классов)
О
семье:
23,5% отмечают, что родители лишь иногда интересуются их учебой
3,2% - родителям безразлична жизнь ребенка
6,3% детей никогда не находят общего языка с родителями
4,8% детей не находят понимания ни с кем – ни с родителями, ни с учителями, ни с одноклассниками
- 7,9% - почти не общаются с родителями
Слайд 22Данные моих исследований в школе ( опрошено 327 уч-ся 5-11 классов)
О
школьной жизни вне уроков:
- у 18,1% - за год не было в классе ни одного мероприятия
-33,8 % - интересными мероприятиями в школе считают олимпиады
-33,1% - занимают себя на переменах посещением страниц интернет- сайтов, игр и т.д.
-16,5% - ни в чем не участвовали за год обучения в школе
Слайд 23Дети учатся на примере того, как они живут.
Заприте детей в
классе, и они проживут жизнь в невидимой клетке, лишенные опыта общинной жизни; все время прерывайте их занятия звонками, и они привыкнут, что дело любой важности может быть прервано; заставьте их вымаливать разрешение на то, чтобы справить естественную нужду, и они станут лгунами и подхалимами; высмеивайте их, и они будут избегать человеческого общения; стыдите их, и они найдут сотни способов поквитаться с вами.
Слайд 24Необходимо, чтобы дети проводили достаточно времени в своей семье, в которой
можно найти необходимые жизненные стимулы, научиться быть упорным, поверить в собственные силы, обрести мужество, достоинство, научиться любить и помогать другим – то есть получить ключевые уроки семейной и общинной жизни.
Слайд 25Общины – это добровольные сообщества людей, в них входят не только
члены семьи, но и друзья. Понятие «семья» понимается ими очень широко, поскольку общинные отношения распространяются не только на кровных родственников, но и на других людей, близких по духу. Несмотря на то что люди не живут в одном доме, между ними существуют сложные взаимоотношения общности и взаимных обязательств, характерные для семьи.
Слайд 26Сензитивный период развития ребенка
0
1
2
3
4
5
6
7
Математические
способности
Символизация
Язык
Социальные навыки
Привычные формы реагирования
Регуляция эмоций
Бинокулярное зрение
Центральная слуховая
система
(лет)
навыки:
Критический
период
Затухание
Слайд 27Первопричина социальных отклонений у ребенка – утрата крепких связей с родительским
очагом.
Дефицит общения со взрослыми приводит к одиночеству и агрессии. Оставаясь один на один с жизнью, ребенок эмоционально отчужден: в семье – из-за постоянных указаний вместо общения, в школе – из-за отсутствия контакта с учителями, отсутствия взаимопонимания.
Слайд 28Родителям о воспитании:
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители пример
ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит,
Что с лихвой получит
От них все то, чему их учит….
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе.
(Себастьян Брандт)
Слайд 29Чего хотят ученики в школе:
Искреннего общения с учителем
Интереса к себе
не только как к ученику, но как к личности
Учителя, знающего их достоинства и сильные стороны так же хорошо, как и недостатки
Похвалы и поддержки – в 2 раза чаще! – после каждого замечания
Слайд 30Как улучшить отношения:
Улыбайтесь до того, как начать говорить
Открыто проявляйте интерес к
ребенку
Старайтесь ответить на каждый поставленный вопрос
Будьте терпимы и оптимистичны
Внимательно слушайте и не отмахивайтесь от ребенка
Осторожно давайте оценку поступкам и поведению
Меньше говорите сами, больше слушайте
Слайд 31Что ученики хотят делать в школе:
Общаться и узнавать друг друга как
личности (играть, петь, танцевать, выступать и т.д.)
Найти свои достоинства и склонности
Сформировать навыки общения с разными людьми
Убедить других в своей значимости и ценности
Слайд 32Как помочь им в этом:
Классные мероприятия !!!
Общие – межгрупповые, межклассные и
т.д.- игры, круглые столы, семинары , танцевальные вечера, балы, викторины и т.д. - не по приказу, а по инициативе учителя и учеников
Общение с учителем с позиции равенства личностей, а не верховенства знания! Обучение и воспитание примером и поддержкой!
Слайд 33«Это невозможно» — сказала Причина.
«Это безрассудно» — заметил Опыт.
«Это бесполезно» —
отрезала Гордость.
«Попробуй…» — шепнула Мечта.