Слайд 1МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФГАОУ ВО «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Академия психологии и педагогики.
Тифлотехника и специальное
оборудование, приспособление, приборы для обучения детей с нарушением зрения.
Направление подготовки
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование
Профиль «Дошкольная дефектология»
Академический бакалавр
Выполнила:
студентка 5 курса ЗО
Брус Е.В
Проверила:
Болдинова О.Г
Слайд 2В современном обществе технологии окружают нас везде — от компьютера до
пульта дистанционного управления, которым вы переключаете каналы на телевизоре.
Слайд 3 Тифлотехникой называют отрасль приборостроения особого назначения.
Она относится к разработке технических средств, направленных:
- на обучение,
- политехническую, производственную подготовку,
- трудовую деятельность и
культурно-бытовое обслуживание слепых, слабовидящих, а также слепоглухих.
- выполняет задачи коррекции, развития и восстановления зрения
Слайд 4 В основе создания всех тифлотехнических средств для незрячих, которые необходимы
для коррекции и компенсации нарушений зрения лежит знание перекодирования зрительной информации в осязательную и слуховую.
Слайд 5 В переводе с греческого языка слово тифлос означает слепой.
Слайд 6Тифлотехника – это техника для слепых
К ней относятся и простейшие
приспособления, и приборы высокой сложности, для замены визуального (зрительного) контроля другими видами чувствительности.
Слайд 7Цель создания тифлотехники одна — заменить визуальный (зрительный) контроль другими видами
чувствительности. Таким образом, тифлотехника является одним из мощных факторов компенсации дефекта зрения.
Слайд 8Главная функция тифлотехники.
Создание для слепого человека возможностей получения полной информации об
окружающем мире и применение ее для самостоятельной адаптации в жизни общества.
Слайд 9Основные задачи тифлотехники.
Уменьшение ограниченности в ориентировании слепых в пространстве, вызванной полной
или частичной потерей зрения;
Создание необходимых технических условий для разностороннего развития и получения дополнительного необходимого образования, с дальнейшим повышением культурного уровня;
Расширение возможности применения труда незрячих на современных механизированных производствах;
Повышение производительности и экономической эффективности их труда;
Облегчение ориентировки слепых в быту, создание возможности организации культурного отдыха и досуга.
Слайд 10При разработке устройств тифлотехники опираются на принципы
Замещение функции зрения функциями остальных
сохранных анализаторов при использовании акустических, тактильных, проприоцептивных вариантов отображения информации;
Создание визуального сигнала, превышающего помехи, создаваемые дефектом зрительного анализатора;
Рациональное использование сохранных анализаторов.
Слайд 11Классификация тифлотехники.
Тифлотехника без оптики
Оптические устройства
Электронная тифлотехника
подставка для чтения;
чёрные гелевые ручки или
тонкие маркеры для письма;
тетради для слабовидящих в крупную яркую клетку и линейку;
калькулятор с крупными кнопками и контрастным экраном;
панама и тёмные очки для защиты глаз от чересчур яркого света ( при светобоязни).
различные типы луп и линз (налобные, карманные и настольные лупы, линзы Френеля и т.д.);
ручные монокуляры для ориентирования на улице;
электронные лупы и видеоувелечители.
программы речевого экранного доступа;
экранная лупа;
брайлевский ноутбук;
брайлевский дисплей;
читающая машина.
Слайд 12Тифлотехнические средства подразделяются
Слайд 13Бытовые тифлотехнические средства, преследующие расширение познавательной деятельности слепых и слабовидящих в бытовых
условиях и представляющие собой базу для повышения их культурного уровня и физического развития
Слайд 14Проекционная аппаратура, устройства для чтения с разным увеличением
Прибор-подставка «Сигма»
VideoLight-VGA (увеличивающее устройство).
SenseView - карманная электронная лупа.
Слайд 15Средства передвижения, обеспечивающие доступность, безопасность и самостоятельность в передвижении, ориентировки в
пространстве
специальные трости (длинные, складные, опорные, лазерные и т.д.)
системы для ориентации – локаторы лазерные, световые, принцип действия которых основан на отражении волн, посылаемых прибором от препятствия
различные электронные приборы со звуковой или тактильной сигнализацией
портативный прибор «Ориентир»
электронный компас "Пеленг-01".
Слайд 16Средства культурно-бытового и хозяйственного назначения ускоряют и облегчают процесс формирования умений и
навыков самообслуживания .
говорящий бытовой безмен «Сонар-Б1»
рулетка с речевым выводом VOX-Tape;
акустический маяк «Кенар»
электронный таймер
медицинский термометр DX6623В с речевым выходом
весы электронные бытовые говорящие
тонометр с речевым выходом
калькулятор говорящий
Слайд 17Учебная тифлотехника, обогащающая содержание и методы обучения слепых, слабовидящих и слепоглухонемых
в специальных общеобразовательных школах, высших учебных заведениях, а также в учебных заведениях, дающих им узкую специальную профессиональную подготовку.
Слайд 18Специальные программы экранного доступа для слабовидящих
ZoomText фирмы Ai Squared. специальные программы,
позволяющие не только увеличивать изображение, но и применять различные режимы увеличения как по виду увеличения .
«Kutzweil» американской фирмы Lernout & Hauspie, позволяющая увеличивать изображение на экране в различных режимах работы, сканировать и распознавать текст.
Слайд 19Специальные программы синтезирования речи
Речевая программа JAWS для работы с ОС WINDOWS (В
2008 году появилось целых шесть новых русскоязычных синтезаторов и голосов)
Речевая программа EPARD для работы с DOS
Речевая программа Вирго-позволяет незрячему работать в ОС Windows как с брайлевской строкой, так и через синтезатор.
Речевая программа NVDA стала первым свободным продуктом с полной русификацией и активно формирующимся сообществом русскоязычных пользователей.
Слайд 20 Технические средства .Средства информационного обеспечения способствуют независимому и быстрому
доступу учащихся с нарушениями зрения к информации.
разные типы приборов и приспособления для чтения, письма по Брайлю;
специальные пишущие машинки;
азбука-колодка Брайлевская, кубик – буква Брайлевская
электронная тифлотехника - позволяет при отсутствии зрения опосредствованно получать объективную, достоверную информацию о предметах, визуальных процессах и явлениях действительности. В частности, это «озвученная книга».
Слайд 21Использование компьютерной технологии в коррекционно-развивающей работе с незрячими учащимися это
возможность создания игровой среды с учетом коррекционных задач;
разнообразие в подаче материала;
постоянный контроль за действиями обучаемого;
регулирование оптимального темпа прохождения каждым учеником заданий, их сложности.
Слайд 22 компьютерные средства обучения.
Читающие машины, преобразующие обычные буквы в слуховые,
тактильные, тактильно-вибрационные сигналы, дающие на выходе звуковые мелодии букв
Специальные компьютерные устройства
компьютеры Макинтош, DAVID, субноутбуки. использовании Брайлевских принтеров:
Индекс-Эверест, Индекс 4 Х 4 PRO.
использовании Брайлевских дисплев: "Vario",
"SuperVario".
Электронные «записные книжки» для незрячих
Слайд 23Какими тифлотехническими средствами могут пользоваться дети?
Слайд 24Ваш ребёнок растёт, и его потребности меняются. Для того, чтобы быть успешным
в учёбе и, позднее, на работе, незрячему или слабовидящему человеку нужно уверенно владеть целым набором разнообразных устройств и инструментов так, чтобы он мог выбрать наиболее подходящее средство решения каждой конкретной задачи.
Слайд 25Интернет ресурсы
mgkl.ru›patient/stati/tiflotekhnika-dlya-slepykh…
pptcloud.ru›Презентации неотсортированные›…-s-narusheniyam
sfgos-vision.su›tiflotehnika/