Слайд 1Педагог-психолог МБУ Центр ППМС помощи Сальского района
А.А. Цыбанёва
Технологии работы с детьми
с ОВЗ, оказавшихся в
«группе риска» по употреблению ПАВ.
Слайд 2
На сегодняшний день проблема зависимого поведения среди несовершеннолетних учащихся является одной
из самых приоритетных.
В настоящее время, отмечается постоянный рост численности детей с проблемами в развитии. Учитывая присущие данным детям психологические особенности: в первую очередь, незрелость эмоционально-волевой сферы, трудности регуляции собственного поведения, проблемы самооценки и т.п. являются факторами повышенного риска вовлечения детей в наркотизацию.
Особенно незащищенным слоем населения, от внешнего нежелательного влияния, является ребенок с интеллектуальными нарушениями, психологические особенности которого отличаются внушаемостью и конформностью.
Поэтому проблема психологической профилактики зависимостей школьников с ОВЗ является актуальной и встает вопрос о проведении антинаркотической профилактической работы с подростками ОВЗ в общеобразовательной школе.
Слайд 3По результатам некоторых исследований, известно, что:
1. Подростки с ОВЗ больше интересуются
психоактивными веществами - чаще используют наркосленг и описывают способы употребления ПАВ;
2. Недооценивают последствия потребления - не считают опасной первую пробу, считают личность аддикта привлекательной, не знают или игнорируют последствия злоупотребления;
3. В микросоциальном окружении подростки с ОВЗ больше сверстников употребляют психоактивные вещества и чаще получают предложение попробовать ПАВ;
4. Дети с ОВЗ более терпимо относятся к потребителям ПАВ, при этом наиболее позитивное отношение у них к потребителям алкогольных напитков.
Слайд 4Выделяют следующие виды аддиктивного поведения:
Химическая зависимость (наркомания, токсикомания, курение, алкоголизм).
Нарушения пищевого
поведения (анорексия, голодание, булимия).
Нехимические типы зависимостей (игровая, компьютерная, сексуальная, навязчивые покупки, трудоголизм, пристрастие к громкой музыке, и т.д.).
Крайние степени увлечения каким-либо видом деятельности, приводящие к игнорированию имеющихся жизненных проблем и их усугублению (религиозный фанатизм, сектантство, МЛМ).
Слайд 5К факторам риска, лежащим в основе социальной дезадаптации и аддиктивного поведения
относят: дисфункциональность семьи; личностные особенности (возрастные, характерологические, психические и т. д.); школьную дезадаптацию; воздействие асоциальной неформальной среды; причины социально-экономического и демографического характера.
Провоцирующими факторами отклоняющегося, аддиктивного поведения считаются нервно-психическая неустойчивость, акцентуации характера (гипертимный, неустойчивый, конформный, истероидный, эпилептоидный типы), поведенческие реакции группирования, реакции эмансипации и другие особенности.
Наличие нарушений здоровья является дополнительным фактором риска, который может подтолкнуть ребенка к зависимому поведению.
Слайд 6 Для эффективной профилактики аддиктивного поведения детей с ОВЗ крайне важно раннее
её начало. Поэтому значительное внимание уделяется первичной профилактике – предупреждению возникновения зависимого поведения. Она включает следующие этапы:
1. Диагностический.
2. Информационный (профилактический).
3. Коррекционный.
Слайд 7Диагностический – выявление детей, личностные особенности которых свидетельствуют о возможности аддиктивного
поведения с помощью наблюдения и психологических методик. Для уточнения состава группы риска возможен сбор информации о моделях поведения детей, составе семьи, интересах ребёнка у педагогов.
Данный этап включает в себя диагностический комплекс, состоящий минимум из двух, трех методик, направленных на выявление склонностей к аддиктивному поведению. Например, следующие методики диагностики: «Опросник определения типов темперамента» Я. Стреляу, тест «Склонность к зависимому поведению» В.Д. Менделевича, наблюдение, беседа с родителями.
Данные методики для детей с ОВЗ должны быть модифицированы, то есть диагностика должна проводиться в индивидуальной форме, а вопросы упрощаться.
Слайд 8Информационный (профилактический) – распространение среди детей информации о вредных привычках, сексуальном
поведении, методиках борьбы со стрессом, технологиях общения.
На данном этапе в форме внеклассных мероприятий (бесед на классном часе, игровых упражнений) проводится профилактика возникновения зависимого поведения с помощью наглядных пособий, видеороликов, рекомендованных государственными службами, например, на сайте Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, в разделе родителям и детям, есть очень много полезных видео, советов и рекомендаций, которые можно демонстрировать с целью профилактики зависимого поведения несовершеннолетним учащимся.
Слайд 9Коррекционный – направлен на исправление негативных привычек и взглядов, формирование конструктивного
подхода к жизненным трудностям, прививание навыка работы над собой, эффективного общения.
Этот этап предполагает коррекцию выявленной предрасположенности у учащихся к аддиктивному поведению. Данная программа может быть реализована с помощью таких форм и видов деятельности, как куклотерапия, пескотерапия, сказкотерапия и так далее.
Таким образом, раннее выявление склонностей несовершеннолетних учащихся и своевременная коррекционная и профилактическая работа, позволяет предупредить аддиктивное поведение среди несовершеннолетних учащихся.