Презентация, доклад на тему Технологии коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Содержание

Современный подход к образованию предлагает совместное обучение нормотипичных детей и детей с особыми возможностями здоровья – инклюзию. МБОУ СКНШДС №71 «Аист»

Слайд 1Технология коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями

Нарушение письменной речи

у младших школьников: дисграфия и дислексия.

Митина Ирина Николаевна
МБОУ СКНШДС №71 «Аист»

Технология коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностямиНарушение письменной речи у младших школьников: дисграфия и дислексия.Митина

Слайд 2Современный подход к образованию предлагает совместное обучение нормотипичных детей и детей

с особыми возможностями здоровья – инклюзию.

МБОУ СКНШДС №71 «Аист»

Современный подход к образованию предлагает совместное обучение нормотипичных детей и детей с особыми возможностями здоровья – инклюзию.

Слайд 3Расстройства речи неоднородны по своей структуре, имеют разную этиологию и механизмы

формирования, отличаются по тяжести проявлений и по-разному могут влиять на успешность ребенка в обучении и его социализацию в школьном коллективе.

МБОУ СКНШДС №71 «Аист»


Значительную группу «особых» детей представляют дети с речевыми расстройствами.

Расстройства речи неоднородны по своей структуре, имеют разную этиологию и механизмы формирования, отличаются по тяжести проявлений и

Слайд 4Значит, к началу школьного обучения здоровый ребенок умеет:

связно и логично

выражать свои мысли;
пользуется развернутой фразой;
имеет достаточный запас слов;
правильно и точно понимает и называет предметы и понятия;
говорит грамматически и фонетически верно.

МБОУ СКНШДС №71 «Аист»


Сегодня считается, что к шести годам- а не к пяти, как раньше - устная речь, одна из высших психических функций, должна быть сформирована.

Значит, к началу школьного обучения здоровый ребенок умеет: связно и логично выражать свои мысли;пользуется развернутой фразой; имеет

Слайд 5Но сегодня все практикующие специалисты (педагоги, врачи, исследователи-аналитики) единодушны во мнении:


подрастает поколение плохо говорящих (неговорящих) детей.
Огромное количество первоклассников еще не овладели в полной мере устной речью. А школа дает им новую установку – обучение чтению и письму, овладение новой сложнейшей функцией - письменной речью.
Возникает проблема несовпадения возможностей ребенка и школьных требований.
В результате неуспеваемость, школьная депривация, и нередко невротизация детей.

МБОУ СКНШДС №71 «Аист»

Но сегодня все практикующие специалисты (педагоги, врачи, исследователи-аналитики) единодушны во мнении: подрастает поколение плохо говорящих (неговорящих) детей.

Слайд 6На опыте нашей специальной коррекционной школы хочется обратить Ваше внимание на

некоторые особенности детей с речевыми нарушениями. Ведь практически любой особенный ученик нашей школы мог бы учиться в общеобразовательной школе.
Поскольку в соответствии с действующим положением о ПМПК, заключение комиссии носит только рекомендательный характер.
Чтобы не упустить таких детей, вовремя оказать необходимую помощь, учитель массовой школы сегодня должен обладать некоторыми специальными знаниями.

МБОУ СКНШДС №71 «Аист»

На опыте нашей специальной коррекционной школы хочется обратить Ваше внимание на некоторые особенности детей с речевыми нарушениями.

Слайд 7Уже в начале обучения, особенно, в послебукварный период выявляются специфические сложности

освоения детьми навыков чтения и письма. Эти сложности имеют устойчивый, повторяющийся характер и не поддаются стандартным методам исправления.
Это те самые ошибки, которые принято называть «логопедическими».
Обусловлены они:
незрелостью функциональных зон коры,
слабостью межполушарных связей,
недостаточной координацией слухового, зрительного, двигательного анализаторов.

МБОУ СКНШДС №71 «Аист»

Уже в начале обучения, особенно, в послебукварный период выявляются специфические сложности освоения детьми навыков чтения и письма.

Слайд 8Таким детям необходим индивидуальный подход, специальные методики и длительная системная коррекция.

За эффективной помощью родители должны обратиться к специалисту. Педагог в школе может выделить учеников со специфическими трудностями и рекомендовать родителям правильные действия.

МБОУ СКНШДС №71 «Аист»

Таким детям необходим индивидуальный подход, специальные методики и длительная системная коррекция. За эффективной помощью родители должны обратиться

Слайд 9В логопедии существует два типа классификации речевых нарушений у детей:
МБОУ

СКНШДС №71 «Аист»

клиническая или медицинская классификация;

психолого-педагогическая классификация;

В логопедии существует два типа классификации речевых нарушений у детей: МБОУ СКНШДС №71 «Аист»клиническая или медицинская классификация;психолого-педагогическая

Слайд 10МБОУ СКНШДС №71 «Аист»
В соответствии с педагогической классификацией наши особенные «речевые»

дети младшего, - и не только - школьного возраста часто имеют несформированность (нарушения) навыков чтения и письма.
На языке медицинской классификации это состояние обозначается термином
дислексия (чтение) и дисграфия (письмо).
МБОУ СКНШДС №71 «Аист»В соответствии с педагогической классификацией наши особенные «речевые» дети младшего, - и не только

Слайд 11Дислексики первично интеллектуально сохранные дети.
Причина трудностей в другом:
либо в фонетико-фонематическом

недоразвитии,
либо в неразвитой способности к языковому анализу, в том числе звуко-слоговому,
либо в недоразвитии оптико-пространственных представлений,
либо в общем недоразвитии всех языковых компонентов, когда ребенок плохо владеет морфологическими, синтаксическими обобщениями.

МБОУ СКНШДС №71 «Аист»

И это далеко не всё. В любом случае именно механизмом дисграфии определяется выбор методики ее коррекции

Дислексики первично интеллектуально сохранные дети. Причина трудностей в другом:либо в фонетико-фонематическом недоразвитии, либо в неразвитой способности к

Слайд 12Сегодня мы выделим несколько наиболее распространенных типов ошибок на письме, дисграфических

ошибок.
Но хочется зафиксировать внимание на особом подходе к детям с трудностями чтения. При любой форме дислексии, даже при элементах нарушений, нельзя требовать от ребенка нормативной для общеобразовательной школы скорости чтения. Проверки на скорость чтения вообще не для этих детей и только усугубляют трудности, травмируют ребенка и, подчас, отбрасывают его назад, мешают преодолению проблем. Зато при дисграфиях и дислексиях дети очень отзывчивы на различные речевые игры, на занимательность заданий, это облегчает им освоение навыков чтения и письма.

МБОУ СКНШДС №71 «Аист»

Сегодня мы выделим несколько наиболее распространенных типов ошибок на письме, дисграфических ошибок. Но хочется зафиксировать внимание на

Слайд 13
При фонологической (слуховой) дисграфии ребенок не слышит, не различает близкие по

значимым признакам фонемы:

МБОУ СКНШДС №71 «Аист»

смешивает шипящие-свистящие,лабиализованные гласные, соноры, аффрикативные звуки.

не различает твердые-мягкие,

на письме заменяет звонкие-глухие согласные

При этом все замены носят постоянный стойкий характер.

При фонологической (слуховой) дисграфии ребенок не слышит, не различает близкие по значимым признакам фонемы:МБОУ СКНШДС №71 «Аист»смешивает

Слайд 14


При фонологической дисграфии помогает работа:



МБОУ СКНШДС №71 «Аист»
по развитию фонематических дифференциаций,

различению фонем на слух по всем значимым противопоставлениям

одновременно необходимо формировать четкие
звуко-буквенные связи, чтобы ребенок запомнил, какой буквой обозначается данный звук

При фонологической дисграфии помогает работа:МБОУ СКНШДС №71 «Аист»по развитию фонематических дифференциаций, различению фонем на слух по всем

Слайд 15

Отрабатывать навыки различения звуков необходимо системно в разных видах речевой деятельности:




МБОУ СКНШДС №71 «Аист»

в повторении на слух

прочитывании

в написании под диктовку слогов, слов, фраз, текстов

Отрабатывать навыки различения звуков необходимо системно в разных видах речевой деятельности: МБОУ СКНШДС №71 «Аист»в повторении на

Слайд 16При оптико-пространственной форме дисграфии страдает буквенное зрение.
Ребенок путает буквы, схожие

по написанию или по движению руки во время письма.
Сюда относят случаи зеркального письма, связанные с проблемами межполушарной латерализации. Коррекция этих ошибок строится на тренировке буквенного гнозиса, то есть, способности опознавать и правильно изображать графему.

МБОУ СКНШДС №71 «Аист»

При оптико-пространственной форме дисграфии страдает буквенное зрение. Ребенок путает буквы, схожие по написанию или по движению руки

Слайд 17
Буквенное зрение традиционно развивают запоминанием буквы как картинки.
Чтобы ребенок легче

усвоил зрительный образ буквы, предлагают смысловую опору, то есть, картинку, очень похожую на букву (буква Ж похожа на Жука, буква С похожа на месяц).
представлений.

МБОУ СКНШДС №71 «Аист»


Дети с удовольствием конструируют буквы из разных деталей, сравнивают их, заменяют элементы, переворачивают, из одной буквы создают другую. Помогают игры и задания на развитие пространственных представлений.

Буквенное зрение традиционно развивают запоминанием буквы как картинки. Чтобы ребенок легче усвоил зрительный образ буквы, предлагают смысловую

Слайд 18
Достаточно часто дисграфические ошибки вызваны несформированной функцией звукового анализа. Ребенок не

может вычленить все звуковые элементы в слове, упрощает слоговую структуру, пропускает буквы и слоги.
Ему трудно определять последовательность звуков в слове, он переставляет буквы местами.
В словах более сложной слоговой структуры часто происходит перестановка слогов. В стечениях согласных ребенок вставляет дополнительную гласную.


МБОУ СКНШДС №71 «Аист»

Достаточно часто дисграфические ошибки вызваны несформированной функцией звукового анализа. Ребенок не может вычленить все звуковые элементы в

Слайд 19
В данном случае один из методов коррекции – цифровое «письмо» без

тетради и ручки по методике Садовниковой.
С опорой на цифровой ряд ребенок проговаривает слово по звукам.
Постепенно достигается согласованное действие всех анализаторов, которые обеспечивают процесс письма и чтения.
Последовательное движение руки и взора слева направо совпадает с произнесением и слуховым восприятием звуков слова.
Ребенок начинает свободно ориентироваться внутри слова, увеличивается объем оперативной памяти, необходимый для правильного прочтения и написания слов.


МБОУ СКНШДС №71 «Аист»

В данном случае один из методов коррекции – цифровое «письмо» без тетради и ручки по методике Садовниковой.

Слайд 20
Ребенок не чувствует морфемную структуру слов и допускает многочисленные ошибки в

согласовании, управлении, словообразовании. При этой форме дисграфии необходимо развивать «языковое чутье» на родственные слова, обращать внимание на смыслы слов, на принятые в языке способы словоизменения. Все это отрабатывается длительной тренировкой и специальными упражнениями.

МБОУ СКНШДС №71 «Аист»

Аграмматическая форма дисграфии

Ребенок не чувствует морфемную структуру слов и допускает многочисленные ошибки в согласовании, управлении, словообразовании. При этой форме

Слайд 21И в заключении напомню, что в 2017 году в России впервые

был отмечен Всемирный День знаний о дислексии.
На вопрос «Лечится ли дислексия?»
зав.кафедройлогопатологии СПбГПМУАлександр Николаевич Корнев отвечает так
«Никакими лекарствами дислексию не устранить. Помогают специальные психолого-педагогические методы коррекции, которые приходится использовать довольно долго, несколько лет. В некоторых случаях приходится добавлять лекарственное сопровождение». Считается, что нарушения письма это несколько более легкое состояние, создающее меньше трудностей. Но исправление дисграфии также трудоемкий длительный процесс, который требует значительных усилий от ребенка, педагогов и родителей.

МБОУ СКНШДС №71 «Аист»

И в заключении напомню, что в 2017 году в России впервые был отмечен Всемирный День знаний о

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть