Презентация, доклад на тему Техника речи учителя. Скороговорки.

Содержание

Техника речи - всеобъемлющее понятие, включающее в себя дикцию, дыхание, постановку голоса, орфоэпию (от греч. orthos – правильный; epos – речь; правильное произношение в соответствии с нормами произношения в литературном языке), логико-интонационные особенности устной речи, это

Слайд 1Техника речи, интонация, дикция.
*
к.п.н., профессор
Смолькина Татьяна Петровна

Техника речи,  интонация,  дикция.*к.п.н., профессорСмолькина Татьяна Петровна

Слайд 2Техника речи -
всеобъемлющее понятие, включающее в себя дикцию, дыхание, постановку

голоса, орфоэпию (от греч. orthos – правильный; epos – речь; правильное произношение в соответствии с нормами произношения в литературном языке), логико-интонационные особенности устной речи,
это обязательное и необходимое качество, которое помогает донести педагогу до ученика свои мысли, помогает воплотить в словах свои идеи.

*

Техника речи - всеобъемлющее понятие, включающее в себя дикцию, дыхание, постановку голоса, орфоэпию (от греч. orthos –

Слайд 3Речь педагога характеризуется:
содержательностью,
понятностью,
выразительностью,
действенностью.

*

Речь педагога характеризуется:содержательностью, понятностью,выразительностью,действенностью.*

Слайд 4Правильность речи.
Обеспечивается соответствием речевым нормам современного русского литературного языка, точностью

словоупотребления.
Предложения должны быть построены синтаксически правильно, что ускоряет усвоение услышанного.

*

Правильность речи. Обеспечивается соответствием речевым нормам современного русского литературного языка, точностью словоупотребления. Предложения должны быть построены синтаксически

Слайд 5Богатство речи
Умение доходчиво и в то же время ярко и впечатляюще'

выразить любую мысль.
Богатство речи определяется прежде всего активным и пассивным словарным и фразеологическим запасом человека, а также стилистической гибкостью при пользовании этим запасом

*

Богатство речиУмение доходчиво и в то же время ярко и впечатляюще' выразить любую мысль.Богатство речи определяется прежде

Слайд 6Краткость и лаконичность
Умение освободить речь от лишних слов, от «воды».
Ненужные

слова, слова-паразиты, небрежные формулиров­ки, неоправданные повторения и отступления засоряют речь, лишают ее живости и естественности

*

Краткость и лаконичностьУмение освободить речь от лишних слов, от «воды». Ненужные слова, слова-паразиты, небрежные формулиров­ки, неоправданные повторения

Слайд 7Ясность и точность
Умение найти словесную форму, доступную для учеников.
Зависит от

того, насколько педагог знает учеников, уровень их развития, особенности восприятия и мышления.
Простота и ясность - не столько плод импровизации, сколько результат большого труда педагога.

*

Ясность и точностьУмение найти словесную форму, доступную для учеников. Зависит от того, насколько педагог знает учеников, уровень

Слайд 8Эмоциональность
Необходимый рабочий элемент речи педагога.
Цель работы учителя - наилучшим образом

воздействовать на учеников, с тем, чтобы материал был понят и усвоен учениками.
Заставляет думать и стимулирует определенные эмоции учащихся.

*

ЭмоциональностьНеобходимый рабочий элемент речи педагога. Цель работы учителя - наилучшим образом воздействовать на учеников, с тем, чтобы

Слайд 9Использование лексических средств изобразительности
Слова в переносном значении,
Метафоры
Сравнения,
Гиперболы,
Аллегории,
Фразеологические обороты,


Крылатые слова,
Пословицы и поговорки

*

Использование лексических средств изобразительности Слова в переносном значении,Метафоры Сравнения,Гиперболы,Аллегории, Фразеологические обороты, Крылатые слова, Пословицы и поговорки*

Слайд 10Техника речи и дикция
Вспомните, пожалуйста, следующие ситуации:
-  когда Вы повышаете голос

в разговоре?
-  когда Вы ускоряете темп речи?
-  когда Ваш голос становится тихим и слабым?

Проанализируйте, от чего это происходит.

*

Техника речи и дикцияВспомните, пожалуйста, следующие ситуации:-  когда Вы повышаете голос в разговоре? -  когда Вы ускоряете

Слайд 11Опросник
Вам не нравится собственный голос и никогда не нравился.
У вас

солидная внешность, но голос звучит слишком молодо.
Вам приходится объяснять слушателям, что вы являетесь педагогом, потому что по вашей речи этого не скажешь.
Вы боитесь публичных выступлений.
У ваших слушателей через некоторое время начинает блуждать взгляд, поскольку вы говорите монотонно.
Люди обращают внимание на то, что вы часто, возможно бессознательно, повторяете отдельные звуки, словечки или фразы, вроде, "мм", "гм", "ну", "как бы", "так", "значит", "типа" , "чисто", "знаете ли", "на самом деле" и т.д.
Слушатели часто просят повторить только что сказанные вами слова.
У вас устает горло после десятиминутного разговора.
Вы теряете контроль над голосом в конце длинного предложения.
Вам не хватает дыхания
У вас заметный акцент.

*

ОпросникВам не нравится собственный голос и никогда не нравился. У вас солидная внешность, но голос звучит слишком

Слайд 12Характеристики хорошей постановки голоса
приятный,
вибрирующий,
спокойный,
хорошо модулированный,
низкого тембра,
доверительный,
управляемый,
теплый,
мелодичный,

*
заботливый,
уверенный,
дружеский,


окрашенный интонацией,
выразительный,
естественный,
богатый,
наполненный,
звучный,
доброжелательный.
Характеристики хорошей постановки голоса приятный, вибрирующий,спокойный,хорошо модулированный,низкого тембра,доверительный,управляемый,теплый, мелодичный,*заботливый, уверенный, дружеский, окрашенный интонацией, выразительный, естественный, богатый, наполненный,

Слайд 13Свойства речевого голоса
Сила- зависит от напряжения, с которым выдыхается воздух,

силы смыкания и ампли­туды голосовых связок, развития резонаторных полостей; определяется размахом, или амплитудой колебания голосовых связок.
Тембр- обусловлен анатомическими особенностями гортани. В образовании тембра участвуют мягкое небо, губы, щеки, язык, нижняя челюсть и гортань.
Высота - зависит от частоты колебаний голосовых связок в секунду, получивших импульс от центральной нервной системы. Чем больше число колебаний, тем выше голос, и наоборот.
Диапазон - зависит от количества речевых тонов.

*

Свойства речевого голоса Сила- зависит от напряжения, с которым выдыхается воздух, силы смыкания и ампли­туды голосовых связок,

Слайд 14«Диафрагмальное» дыхание
«Правильноеым» дыхание, при котором во вдыхании воздуха участвует весь объем

легких и голос формируется и идет как бы «изнутри», от диафрагмы, а не от верхних дыхательных путей.

*

«Диафрагмальное» дыхание«Правильноеым» дыхание, при котором во вдыхании воздуха участвует весь объем легких и голос формируется и идет

Слайд 15Речь педагога призвана обеспечить:
а) продуктивное взаимодействие между педагогом и учениками;
б) положительное

воздействие учителя на сознание, чувства учени­ков с целью формирования и коррекции их убеждений и мотивов дея­тельности;
в) полноценное восприятие, осознание и закрепление знаний в процессе обучения;
г) рациональную организацию учебной и практической деятельно­сти учащихся.

*

Речь педагога призвана обеспечить:а) продуктивное взаимодействие между педагогом и учениками;б) положительное воздействие учителя на сознание, чувства учени­ков

Слайд 16Произнесите по очереди звуки, внимательно прислушиваясь к ощущениям в теле.

Звук

ИИИИИ – вызывает колебания в голове
Звук ЭЭЭЭЭ – в головном мозге
Звук ААААА – в голове
Звук ООООО – в диафрагме
Звук УУУУУ – в гортани

*

Произнесите по очереди звуки, внимательно прислушиваясь к ощущениям в теле. Звук ИИИИИ – вызывает колебания в головеЗвук

Слайд 17Упражнение «Свеча»
Возьмите узкую полоску бумаги (шириной 2 см и длиной 7-10

см) и, представив, что это свеча, дуйте на нее. Следите за ровностью выдыхаемого воздуха - она будет ровной, если бумага отклоняется под одним и тем же углом. Обратите внимание на напряжение мышц диафрагмы и межреберных мышц.

*

Упражнение «Свеча» Возьмите узкую полоску бумаги (шириной 2 см и длиной 7-10 см) и, представив, что это

Слайд 18Упражнение «Проколотый мяч»
Представьте, что у вас в руках на уровне

груди большой резиновый мяч. Он оказался проколотым. Если на него нажимать, слышно, как из него выходит воздух. Имитируйте его звукоподражательным «сссс...». Нажимайте на мяч ладонями легко, без усилии, чтобы воздух выходил подольше. Руки сходятся медленно-медленно. Наконец они сошлись, последний воздух активно вышел.

*

Упражнение «Проколотый мяч»  Представьте, что у вас в руках на уровне груди большой резиновый мяч. Он

Слайд 19Упражнение Пильщики»
Группа разбивается на пары. Первый участник берет правой рукой «пилу»

и тянет на себя, имитируя ее звук «зззз...». Затем второй своей правой рукой берет «пилу» на себя, имитируя «сссс...» Так, по очереди, беря на себя «пилу», тренируются «пильщики». «Пилить» надо энергично, весело, не задерживая руку, когда партнер берет «пилу» на себя. Дыхание должно быть равномерным и ритмичным.

*

Упражнение Пильщики» Группа разбивается на пары. Первый участник берет правой рукой «пилу» и тянет на себя, имитируя

Слайд 20А. Рот закрыт. Опустить гортань (кадык) – сделать скрытый зевок. Время

выполнения 1 мин. Б. Рот полузакрыт, губы разомкнуты, зубы сомкнуты. Опустить гортань (кадык) – сделать скрытый зевок. Время выполнения 1 мин. В. Рот открыт, нос закрыть пальцами. Опустить гортань (кадык) – сделать скрытый зевок. Время выполнения 1 мин. Г. Рот открыт, расстояние между верхней и нижней челюстью 2-3 см. Опустить гортань (кадык) – сделать скрытый зевок. Время выполнения 1 мин.

Артикуляционная гимнастика

*

А. Рот закрыт. Опустить гортань (кадык) – сделать скрытый зевок. Время выполнения 1 мин. Б. Рот полузакрыт,

Слайд 21Техника вибрационного массажа:
Стоя или сидя энергично постукивай пальцами обеих рук: по

лбу с произнесением звука [м] (мычание);
по крыльям носа с произнесением звука [м];
по верхней губе с произнесением звука [в]; по нижней губе с произнесением звука [з];
по верхней части груди с произнесением звука [ж];
по нижним боковым частям грудной клетки справа и слева с произнесением звука [м];
по спине справа и слева, сзади в области поясницы и по направлению к лопаткам с произнесением звука [м].

*

Техника вибрационного массажа: Стоя или сидя энергично постукивай пальцами обеих рук:  по лбу с произнесением звука

Слайд 22Сделав короткий вдох, на выдохе (спокойном, плавном) нужно произнести пары звуков.

Таким образом, чтобы один звук четко, но плавно переходил в другой.

ААААОООО
ООООУУУУ
УУУУИИИИ
ИИИИЭЭЭЭ
ЭЭЭЭАААА
ЫЫЫЫАААА

*

Сделав короткий вдох, на выдохе (спокойном, плавном) нужно произнести пары звуков. Таким образом, чтобы один звук четко,

Слайд 23Произнесите по очереди сочетания согласных с гласными звуками
А Е Ё И

О У Ы Э Ю Я
Б В Г Д Ж З К Л М Н
П Р С Т Ф Х Ц Ч Ш Щ
НАПРИМЕР:
БА, ВА, ГА, ДА, ЖА, ЗА, КА, ЛА, МА, НА,
ПА, РА, СА, ТА, ФА, ХА, ЦА, ЧА, ША, ЩА

*

Произнесите по очереди сочетания согласных с гласными звукамиА Е Ё И О У Ы Э Ю ЯБ

Слайд 24Произнесите по очереди сочетания согласных с гласными звуками
Б В Г Д

Ж З К Л М Н
П Р С Т Ф Х Ц Ч Ш Щ
А Е Ё И О У Ы Э Ю Я
НАПРИМЕР:
БА, БЕ, БЁ, БИ, БО, БУ, БЫ, БЭ, БЮ, БЯ
ВА,ВЕ, ВЁ, ВИ, ВО, ВУ, ВЫ, ВЭ, ВЮ, ВЯ и т.д.

*

Произнесите по очереди сочетания согласных с гласными звукамиБ В Г Д Ж З К Л М Н

Слайд 25Произнесите следующие фразы с различной интонацией, выделяя отдельные слова. Все слова

фразы произносите слитно, спокойно, не роняйте концы фраз. Вся фраза до конца должна быть хорошо озвучена.

1. Мимозы Мила маме купила? 2. Мимозы Мила маме купила. 3. Мимозы Мила маме купила? 4. Мимозы Мила маме купила. 5. Мимозы Мила маме купила? 6. Мимозы Мила маме купила. 7. Мимозы Мила маме купила? 8. Мимозы Мила маме купила!

*

Произнесите следующие фразы с различной интонацией, выделяя отдельные слова. Все слова фразы произносите слитно, спокойно, не роняйте

Слайд 26Прочитайте стихотворение М.Ю.Лермонтова постепенно повышая интонацию на каждой последующей строке:

8. Отдохнешь и ты. 7. Подожди немного 6. Не дрожат листы
5. Не пылит дорога, 4. Полны свежей мглой; 3. Тихие долины 2. Спят во тьме ночной
1. Горные вершины

*

Прочитайте стихотворение М.Ю.Лермонтова постепенно повышая интонацию  на каждой последующей строке:

Слайд 27Скороговорки
Произнесите
скороговорки и чистоговорки
сначала беззвучно, затем вслух,
четко артикулируя
*

СкороговоркиПроизнесите скороговорки и чистоговорки сначала беззвучно, затем вслух, четко артикулируя *

Слайд 28Бык туп, тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа.
В

Чите течет Читинка.
Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон.
От топота копыт пыль по полю летит.
Повар Петр, повар Павел, Петр плавал, Павел плавал.
Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.

*

Бык туп, тупогуб, тупогубенький бычок.  У быка бела губа была тупа.В Чите течет Читинка.Кукушка кукушонку купила

Слайд 29Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
Добыл бобыль бобов.
Вакул бабу обул, да

и Вакула баба обула.
Один, Клим, клин колоти.
Купи кипу пик, купи кипу пуха.
Стоит копна с подприкопеночком.
В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.

*

Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.Добыл бобыль бобов.Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.Один, Клим, клин

Слайд 30Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб, сено, граблями краб

грабь.
Хвалю Халву.
Сидел тетерев на дереве, а тетерка с тетеревами на ветке.
У нас гость унес трость.
Дробью по перепелам, да по тетеревам.
Клара — краля кралась к Ларе.
На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

*

Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб, сено, граблями краб грабь.Хвалю Халву.Сидел тетерев на дереве, а

Слайд 31Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
Съел молодец три

пирога с пирогом, да все с творогом.
Тарелка таллер стоит.
Идти на рать, так бердыш брать.
Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.

*

Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.Съел молодец три пирога с пирогом, да все с

Слайд 32Город Нерль на Нерли реке.
А мне не до недомогания.
На горе Арарат

рвала Варвара виноград.
У сени и Сани в сенях сом с усами.
У осы не усы, не усища, а усики.
Осип охрип, Архип осип.
Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.
Сачок зацепился за сучок.
По семеро в сани уселись сами.

*

Город Нерль на Нерли реке.А мне не до недомогания.На горе Арарат рвала Варвара виноград.У сени и Сани

Слайд 33Свиристель свиристит свиристелью.
По шоссе Саша шел, саше на шоссе Саша нашел.
Самшит,

самшит, как ты крепко сшит.
Около колодца кольцо не найдется.
Жужжит жужжелица, жужжит, да не кружиться.
Яшма в замше замшела.
Жал Зямка замшу, жевал Зямка жамку в замке.

*

Свиристель свиристит свиристелью.По шоссе Саша шел, саше на шоссе Саша нашел.Самшит, самшит, как ты крепко сшит.Около колодца

Слайд 34Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ша, ща, ж, ч, ша, ща.
Цыпленок

цапли цепко цеплялся за цеп.
Щипцы да клещи — вот наши вещи.
Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
Рододендроны из дендрария.
Король - орёл

*

Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ша, ща, ж, ч, ша, ща.Цыпленок цапли цепко цеплялся за цеп.Щипцы да

Слайд 35Поставьте несложные игровые задачи к следующим скороговоркам произнесите их вслух

Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Понкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.
33 корабля лавировали — лавировали да не вылавировали.
Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.

*

Поставьте несложные игровые задачи к следующим скороговоркам произнесите их вслух Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Понкрату без

Слайд 36Рапотовал, да недорапотовал, стал дорапортовывать — зарапортовался.
Сшит колпак не по-колпаковски, вышит

колокол не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

*

Рапотовал, да недорапотовал, стал дорапортовывать — зарапортовался.Сшит колпак не по-колпаковски, вышит колокол не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать,

Слайд 37Произнесите вслух на одном дыхании
Как на горке на пригорке жили тридцать

три Егорки. Раз Егорка, два Егорка, три Егорка, четыре Егорка, пять Егорка, шесть Егорка, семь Егорка, восемь Егорка, девять Егорка, десять Егорка ….
….. и так далее до тридцать трех.
(можно и больше, пока хватит дыхания)

*

Произнесите вслух на одном дыханииКак на горке на пригорке жили тридцать три Егорки. Раз Егорка, два Егорка,

Слайд 38 ТРЕНИРУЙТЕ ДИКЦИЮ ТРЕНИРУЙТЕ ДЫХАНИЕ ТРЕНИРУЙТЕ ТЕМП РЕЧИ УСПЕХОВ ВАМ, КОЛЛЕГИ!
*

ТРЕНИРУЙТЕ ДИКЦИЮ  ТРЕНИРУЙТЕ ДЫХАНИЕ  ТРЕНИРУЙТЕ ТЕМП РЕЧИ  УСПЕХОВ ВАМ, КОЛЛЕГИ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть