Слайд 1ТЕХНИКА РЕЧИ КАК КОМПОНЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
к.п.н., профессор Смолькина Татьяна Петровна
Слайд 3Упражнение 1. Прочитайте эмоционально и четко артикулируя произведение Оскара Уайльда "Соловей
и роза"
Между тем соловей сидел на дубу и ждал, когда взойдёт луна. С её восходом он снялся и полетел к розовому кусту. Прижавшись грудью к острому шипу, он запел...
По мере того как одна песня сменяла другую, острый шип все больше и больше вонзался в грудь соловья, переливая его кровь в розовый куст. И всю ночь холодная серебряная луна слушала песни соловья.
А над шипом зацветала прекрасная роза; с каждой песней она развертывала по лепестку. Сначала роза была бледна, как туманная утренняя заря.
Но с проблесками рассвета она стала принимать нежно-розовую окраску.
— Прижимайся крепче, птичка, — сказал куст соловью,—иначе роза не расцветёт с наступлением дня...
Соловей стал крепче жаться к шипу и еще звонче начал петь, восхваляя нежную любовь молодости.
(продолжение на след.слайде)
Слайд 4 На лепестках розы появился лёгкий нежный румянец; но роза еще не
окрасилась пурпуром, потому что шип не коснулся пока сердца соловья.
— Ближе, крепче прижмись, иначе роза не расцветет до утра!— потребовал опять куст.
Соловей крепче прильнул к шипу, и шип коснулся его сердца. Острая боль зажглась в нем. Но ещё звучнее стала песнь соловья. Он пел о вечной, бессмертной любви, которая не боится даже и смерти.
И вдруг... роза зарделась и расцвела, как пурпурная заря востока. Её лепестки стали подобны рубину. Но что же с соловьем? Его голос вдруг ослабел, глаза затуманились, крылышки затрепетали... Он издал последний слабый звук... Казалось, что бледная луна позабыла о рассвете и застыла...
— Гляди, гляди,— закричало соловью деревцо,— ведь роза расцвела!
Но соловей уже не слыхал этого восклицания: он был мертв и лежал бездыханным на траве.
…окончание Оскар Уайльд «Соловей и роза»
Слайд 5Упражнение 2.«Вопросы-Ответы»
На этом упражнении осознается наличие в голосе двух режимов гортани:
грудного и фальцетного. Соответствие нефальцетного и фальцетного.
Исходное положение такое же. Рот открыт на максимум и пальцы контролируют мягкость щек. На этом упражнении мы проверяем регистровый порог. Основной элемент - скользящая восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из одного регистра в другой.
О? У И? Ы У? Э Ы? Е
Э? А Е? Ю А? И Ю? О
Слайд 6Упражнение 3. Произнесите следующие фразы с различной интонацией, выделяя отдельные слова.
Все слова фразы произносите слитно, спокойно, не роняйте концы фраз.
Вся фраза до конца должна быть хорошо озвучена.
1. Мимозы Мила маме купила?
2. Мимозы Мила маме купила.
3. Мимозы Мила маме купила?
4. Мимозы Мила маме купила.
5. Мимозы Мила маме купила?
6. Мимозы Мила маме купила.
7. Мимозы Мила маме купила?
8. Мимозы Мила маме купила!
Слайд 7Упражнение 4. Прочитайте стихотворение М.Ю.Лермонтова постепенно ПОВЫШАЯ интонацию на каждой последующей
строке:
8. Отдохнешь и ты.
7. Подожди немного
6. Не дрожат листы
5. Не пылит дорога,
4. Полны свежей мглой;
3. Тихие долины
2. Спят во тьме ночной
1. Горные вершины
Слайд 8Прочитайте стихотворение М.Ю.Лермонтова постепенно ПОНИЖАЯ интонацию на каждой последующей строке:
1.
Горные вершины
2. Спят во тьме ночной
3. Тихие долины
4. Полны свежей мглой;
5. Не пылит дорога,
6. Не дрожат листы
7. Подожди немного
8. Отдохнешь и ты.
Слайд 9Упражнение 5. «Сделаешь, по-моему»
Сообщаете. Речь звучит свободно Яблоко Алле.
Предупреждаете с угрозой
Яблоко Алле.
Приказываете Яблоко Алле!
Напоминаете Ландыши Ларе.
Предупреждаете Ландыши Ларе.
Торжественно Ландыши Ларе!
Приказываете Ландыши Ларе!
Следите за тем, чтобы не было слишком больших интервалов в повышении. Рассчитывайте силовые возможности голоса. остерегайтесь срывов на верхних тонах.
Слайд 10Упражнение 6. «Чудо лесенка»
Что бы не забывать об «опоре» при работе
над диапазоном голоса, полезно повышая строку стихотворения, говорить текст чётко, по слогам, подбрасывая их вверх – в головной резонатор, как бы слегка «подлаивая». Так можно ощущать опору звука на каждом произносимом слоге:
( низкий тон ) - чу-до-ле-сен-кой-ша-га-ю,
( выше) - вы-со-ту-я-на-би-ра-ю;
( выше) - шаг-на-го-ры,
( ещё выше) - шаг-на-ту-чи…
( выше) - а-под-ъём-всё-вы-ше-кру-че…
( выше) - не-ро-бею-петь-хо-чу,
(самый высокий тон) - пря-мо-к-солн-цу-я-ле-чу!
Рассчитайте свой диапазон. Интервалы очень маленькие. Едва уловимые человеческим слухом! Хватило голоса? Нет! Ещё раз попробуйте. Ещё больше сдерживайте голос и его стремление вверх! Постепенность, повышения, понижения голоса – важная краска в арсенале
выразительных средств речи.
Слайд 11Упражнение 7. «Со скакалкой»
Со скакалкой я скачу.
Научиться я хочу,
Так владеть дыханьем,
чтобы
Звук
держать оно могло бы.
Глубоко, ритмично было
И меня не подводило.
Я скачу без передышки,
И не чувствую одышки.
Голос звучен, льётся ровно
И не прыгаю я словно.
Раз – два! Раз – два!
Раз – два! Раз.
Можно прыгать
целый час!...
Отрывок читайте вслух, скандируя по слогам, в ритме человека прыгающего со скакалкой. Можно слегка подпрыгивать.
Не торопитесь! Успевайте добирать дыхание, следите за его равномерностью. Не «разваливайте» гласные звуки, они должны быть сфокусированы на кончиках губ.
Слайд 12
Упражнение 8.
Произнесите по очереди звуки, внимательно прислушиваясь к ощущениям в
теле.
Звук ИИИИИ – вызывает колебания в голове
Звук ЭЭЭЭЭ – в головном мозге
Звук ААААА – в голове
Звук ООООО – в диафрагме
Звук УУУУУ – в гортани
Слайд 13Упражнение 9.
Сделав короткий вдох, на выдохе (спокойном, плавном) нужно произнести
пары звуков. Таким образом, чтобы один звук четко, но плавно переходил в другой.
ААААОООО
ООООУУУУ
УУУУИИИИ
ИИИИЭЭЭЭ
ЭЭЭЭАААА
ЫЫЫЫАААА
Слайд 14Упражнение 10.
Произнесите по очереди сочетания согласных с гласными звуками
А Е
Ё И О У Ы Э Ю Я
Б В Г Д Ж З К Л М Н
П Р С Т Ф Х Ц Ч Ш Щ
НАПРИМЕР:
БА, ВА, ГА, ДА, ЖА, ЗА, КА, ЛА, МА, НА,
ПА, РА, СА, ТА, ФА, ХА, ЦА, ЧА, ША, ЩА
Слайд 15Упражнение 11.
Произнесите по очереди сочетания согласных с гласными звуками
Б В
Г Д Ж З К Л М Н
П Р С Т Ф Х Ц Ч Ш Щ
А Е Ё И О У Ы Э Ю Я
НАПРИМЕР:
БА, БЕ, БЁ, БИ, БО, БУ, БЫ, БЭ, БЮ, БЯ
ВА,ВЕ, ВЁ, ВИ, ВО, ВУ, ВЫ, ВЭ, ВЮ, ВЯ и т.д.
Слайд 16 Упражнение 12.
Гимнастика мягкого нёба
Зевание с открытым ртом
Движения языком, собранным
в «лопатку» до мягкого нёба и возвращение к альвеолам
Произношение гласных звуков с позёвываниями
Имитация полоскания горла
Гимнастика губ
Напряжённая улыбка с сомкнутыми зубами и вытягивание губ трубочкой
Различные движения губ с сомкнутыми зубами: вверх-вниз, влево-вправо, круговые
Натягивание губ на зубы и последующая улыбка со скольжением губ по зубам
Подтягивание верхней губы с обнажением верхних зубов, затем нижней губы с обнажением нижних зубов
Фырканье
13.
Гимнастика языка
Вращение языком по кругу в пространстве между губами и зубами и задержка языка под правой и под левой щёками поочерёдно
«Пожёвывание языка»
Похлопывание языка губами
Вытягивание языка вперёд «иголочкой»
Попытки достать языком до подбородка и до носа
Переворачивание языка на разные бока
Удерживание языка у верхнего нёба
Слайд 18Упражнение 14. «Фиксированный выдох»
После спокойного вдоха сделать плавный выдох через рот
, периодически изменяя величину раствора губ. Щеки не надувать.
Распределить длину выдоха на 10-12-15 секунд(мысленный счет).
Произнести гласные,распределяя произнесение на всю длину выдоха.
Слайд 19Упражнение 15. «Свеча»
Возьмите узкую полоску бумаги (шириной 2 см и длиной
7-10 см) и, представив, что это свеча, дуйте на неё. Следите за ровностью выдыхаемого воздуха - она будет ровной, если бумага отклоняется под одним и тем же углом.
Обратите внимание на напряжение мышц диафрагмы и межреберных мышц.
Слайд 20Упражнение 16. «Вежливый поклон»
Подняться на носки, руки в стороны (вдох). Медленно
наклоняться вперёд, по
степенно сводя руки и, прижимая их по восточному к груди. Склоняясь, произнести растянутое на звуке «с» слово «здрасссссссте». Следите за тем, чтобы последний слог «те» прозвучал громко, отчетливо, для чего необходимо сохранять
полноценную порцию воздуха.
Слайд 21Упражнение 17. «Проколотый мяч»
Представьте, что у вас в руках на
уровне груди большой резиновый мяч. Он оказался проколотым. Если на него нажимать, слышно, как из него выходит воздух. Имитируйте его звукоподражательным «сссс...».
Нажимайте на мяч ладонями легко, без усилии, чтобы воздух выходил подольше. Руки сходятся медленно-медленно. Наконец они сошлись, последний воздух активно вышел.
Слайд 22Упражнение 18. «Пильщики»
Группа разбивается на пары. Первый участник берет правой рукой
«пилу» и тянет на себя, имитируя ее звук «зззз...». Затем второй своей правой рукой берет «пилу» на себя, имитируя «сссс...».
Так, по очереди, беря на себя «пилу», тренируются «пильщики».
«Пилить» надо энергично, весело, не задерживая руку, когда партнер берет «пилу» на себя. Дыхание должно быть равномерным и ритмичным.
Слайд 23Упражнение 19. «Лыжник»
Встать в позу бегущего лыжника.
Имитировать движения лыжника, отталкивающегося
палками.
На выдохе произнести са-со-сы-си-су.
Слайд 24Упражнение 20.
Произнесите вслух на одном дыхании
Как на горке на пригорке
жили тридцать три Егорки. Раз Егорка, два Егорка, три Егорка, четыре Егорка, пять Егорка, шесть Егорка, семь Егорка, восемь Егорка, девять Егорка, десять Егорка ….
….. и так далее до тридцать трех.
(можно и больше, пока хватит дыхания)
Слайд 25Упражнение 21 «После грозы»
Закройте глаза. Нарисуйте в своем воображении картину: вы
находитесь в лесу, только что отгремела гроза, прошел дождь, блестят мокрые листья на березах, на траве — серебристые капли... Как хорошо пахнет в лесу. Как легко дышится. Вон ландыши. Сорвите их... Вдохните их запах... Вдыхайте медленно, ровно, глубоко.
Слайд 26Вспомните звуки природного мира и воспроизведите их:
Шелест деревьев: «Шшшшшшш…»
Свист ветра: «Ссссссс…»
Жужжанье
шмеля: «Жжжжжжж…»
Трескотня сороки: «Трр! Трр! Трр!…»
Рокот работающего двигателя: «Ррррррр…»
Карканье вороны: «Карр! Карр! Карр!…»
Звук электрического звонка: «Рьрьрьрьрьрьрь…»
Обратите внимание на работу диафрагмы: ее не следует сильно напрягать. Воздух словно вытекая в природу при шелесте листьев или жужжании шмеля. При рокоте работающего двигателя или звуке электрического звонка напряжение должно усиливаться, а воздух с силой выгоняется. При трескотне сороки, карканье вороны диафрагма активно и энергично двигается, выталкивая рывками воздух.
Упражнение 22. «Имитация природных звуков»
Слайд 27Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Произвести
медленный выдох с сопротивлением в губах, через маленькое отверстие между ними, мысленно читая небольшой текст:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.
2. То же самое — во время ходьбы.
3. То же самое — во время бега на месте.
Упражнение 23.
Слайд 28Поупражняйтесь в модуляциях своего голоса по высоте тона. Произнесите пары слов
— предложений с повествовательной и вопросительной интонацией (повторите каждую пару несколько раз, прислушиваясь к работе ваших голосовых связок).
Там. Там? Вот. Вот? Здесь. Здесь? Иди. Иди?
Тут. Тут? Ты. Ты? Наш. Наш? Он. Он?
Едет. Едет? Их. Их? Идут. Идут?
Разыщут. Разыщут?
Упражнение 24.
Слайд 29Поупражняйтесь в модуляциях своего голоса по силе, высоте тона.
Прочитайте загадку следующим
образом:
а) так, чтобы слышал вас только товарищ по парте;
б) так, чтобы слышали вас сидящие за второй от вас партой;
в) так, чтобы слышали вас все, присутствующие в комнате;
г) так, чтобы слышали вас в следующей комнате.
Бежала лиска около леса близко, ни стежки, ни дорожки, только золотые ножки.
(Солнце)
Упражнение 25
Слайд 30Упражнение 26.
Произнесите предложения с логическим ударением на слове «Толя», следя за
тем, как повышается ваш голос на ударном звуке о в слове «Толя» (высота тона условно отмечена цифрами 1, 2, 3, 4, 5).
1. Толя приехал.
2. Кто приехал? Толя?
3. Толя приехал?
4. Кто же приехал? — Да Толя же.
5. Ба! Толя! Да ты ли это?
Слайд 31Упражнение 27.
Прочитать строки колыбельной песни, как бы укачивая засыпающего ребенка:
Спи, младенец
мой прекрасный, (не очень громко)
Баюшки-баю,
Тихо смотрит месяц ясный (тише)
В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки, (еще тише)
Песенку спою,
Ты ж дремли, закрывши глазки, (тихо, но не шепотом)
Баюшки-баю.
(М. Лермонтов)
Слайд 32Упражнение 28. «Молоточек»
Забиваем воображаемые гвозди с буквосочетанием БДГ. Выполняя это речевое
упражнение, представим себе, что у нас в руке маленький молоточек, которым мы забиваем воображаемые гвоздики, одновременно с произнесением буквосочетаний:
гбдИ, гбдЭ, гбдА, гбдО, гбдУ, гбдгЫ!
Бдги! Бдгэ! Бдга! Бдго! Бдгу! Бдгы!
Слайд 33 Упражнение 29.
Развитие артикуляционного аппарата
№ 1. Чтение вслух, оно
помогает правильно расставлять акценты, делать нужные ударения и интонации.
№ 2. Для чистого формирования звуков разрабатывайте язык: «почистите» языком десна, сделайте «уколы» языком в щёки, поводите по нёбу, вытягивайте язык, пощелкайте им.
№ 3. Разминка для челюсти: возьмите себя двумя руками за нижнюю челюсть и откройте ее несколько раз, без усилий, не резко, только при помощи рук – это упражнение помогает снять напряжение с подчелюстных мышц.
.
Слайд 34№ 4. Разминка для щек: надуть щеки, «покатать» воздух внутри рта,
потом сбросить напряжение сделав «тпруу».
№ 5. Чтобы речь была четкой и легкой, разрабатывайте губы: вытягивайте «трубочкой» и вращайте по кругу в обе стороны, произносите «ути – ути», вытягивайте трубочкой и захватывайте ими воздух, шлепайте расслабленными губами «пя-пя-пя» и собирайте их на «п-б-п-б», натягивайте губы на зубы.
№ 6. Исходное положение — сидя или стоя. Спина прямая, поза свободная, лицо спокойное. Не двигая головой, «нарисуйте» носом яблоко, ананас, дерево. То же самое повторите губами, затем — глазами, бровями. «Рисуйте» разные картины всеми подвижными частями лица.
Слайд 35Упражнение 30.
Определите, какие нормы нарушены в приведенных предложениях. Исправьте предложения.
Историк объективно описывает ихние нравы.
Были приняты все мероприятия для поражения врага.
Горожане строили укрепления, защищавшим себя от врага.
Большое внимание в войсках отводится боевой подготовке солдат, именно это занимает большинство времени.
Хочу подчеркнуть о том, что сейчас особенно важно.
Наши намерения заключить этот договор и подписать итоговый документ искренни.
Хозяева делали все, чтобы облегчить жизнь своим холопам.
Ветераны-то в основном люди изрядного возраста.
Эта борьба ведется под тезисом защиты прав человека.
Слайд 36Какие синтаксические нормы нарушены?
Определите и исправьте ошибки.
Общаясь с детьми, речь
учителя не должна быть слишком громкой или слишком тихой. Придя в институт, занятия по культуре речи помогли мне. Показали народ по телевизору, который был в Караганде. Внушать о том детям не нужно. Учитель должен всегда следить о своей внешности. Здесь хотелось бы привести пример об отношениях учеников к нам. Необходимо придерживаться в поведении этим нормам.
Упражнение 31.
Слайд 37Прочтите предложения, употребляя числительные и глаголы в нужной форме.
В середине XVI
в. в Нидерландах проживал.. 3 миллиона человек, насчитывалось около 300 городов и 6500 сел. Весь путь до Реймса в 300 км армия прошла за две недели. Около 630 года большинство арабских племен принял.. ислам и признал.. власть Мухаммеда. Тиберий предложил принять новый закон, по которому одна римская семья могла пользоваться не более чем 250 гектарами земли. В римской армии был.. около 80 тысяч пехоты и 6 тысяч конницы, а в карфагенской — около 40 тысяч пехоты и 10 тысяч конницы. При Ярославе Мудром в Киеве уже числилось около 4000 церквей.
Упражнение 32.
Слайд 38Рефлексия
https://www.youtube.com/watch?v=YgEB_ZB3PPY
Слайд 39
ТРЕНИРУЙТЕ ДИКЦИЮ.
ТРЕНИРУЙТЕ ДЫХАНИЕ.
ТРЕНИРУЙТЕ ТЕМП РЕЧИ.
УЛУЧШАЙТЕ ТЕМБР.
УСПЕХОВ ВАМ!