Презентация, доклад на тему Техника речи педагога (теория и упражнения)

Содержание

ПЛАНПонятие техники речи. Функции речи педагога.Речевой голос.Дыхание.Дикция и интонация.Упражнения для развития правильной речи, дикции и диафрагмального дыхания

Слайд 1ТЕХНИКА РЕЧИ КАК КОМПОНЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
к.п.н., профессор Смолькина Татьяна Петровна

ТЕХНИКА РЕЧИ КАК КОМПОНЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВАк.п.н., профессор Смолькина Татьяна Петровна

Слайд 2ПЛАН
Понятие техники речи.
Функции речи педагога.
Речевой голос.
Дыхание.
Дикция и интонация.
Упражнения для развития

правильной речи, дикции и диафрагмального дыхания



ПЛАНПонятие техники речи. Функции речи педагога.Речевой голос.Дыхание.Дикция и интонация.Упражнения для развития правильной речи, дикции и диафрагмального дыхания

Слайд 3ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЙ (лекция+семинар):
Изучить теоретическую основу техники речи и с помощью практических

упражнений начать
развивать правильные речевые навыки, отрабатывать дикцию и дыхание.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЙ (лекция+семинар):Изучить теоретическую основу техники речи и с помощью практических упражнений начать развивать правильные речевые навыки,

Слайд 4ГОСТЬ-ЭКСПЕРТ НА ЗАНЯТИИ
САМСОНОВ
ОЛЕГ ВАСИЛЬЕВИЧ

Образование: Карагандинский колледж искусств, артист театра

музыкальной комедии; Техника «Трансцендентальная Медитация»; Открытый университет Махариши - Курс «Наука Созидательного Разума»; он-лайн курс «Код Успеха» - школа бизнеса и личностного развития Алекса Яновского.
ГОСТЬ-ЭКСПЕРТ НА ЗАНЯТИИ САМСОНОВ ОЛЕГ ВАСИЛЬЕВИЧОбразование: Карагандинский колледж искусств, артист театра музыкальной комедии; Техника «Трансцендентальная Медитация»; Открытый

Слайд 5http://harizma.kz/

http://harizma.kz/

Слайд 6Опросник
Вам не нравится собственный голос или иногда не нравится?
У вас солидная

(юная) внешность, но голос звучит слишком молодо (по-взрослому)?
Вам приходится объяснять слушателям, что вы являетесь лектором (педагогом, учителем), потому что по вашей речи этого не скажешь?
Вы боитесь публичных выступлений и больших аудиторий?
У ваших слушателей через некоторое время начинает блуждать взгляд, поскольку ваша речь не увлекает слушателя?
Люди обращают внимание на то, что вы часто, возможно бессознательно, повторяете отдельные звуки, словечки или фразы, вроде, "мм", "гм", "ну", "как бы", "так", "значит", "типа" , "чисто" и т.д.?
Слушатели часто просят повторить Вас только что сказанные слова или, например, медленнее произнести предложение?
У вас устаёт горло после десятиминутного выступления?
Вы теряете контроль над голосом в конце длинного предложения?
Вам не хватает дыхания, когда Вы произносите длинное предложение?
У вас есть акцент или дефект речи?
ОпросникВам не нравится собственный голос или иногда не нравится?У вас солидная (юная) внешность, но голос звучит слишком

Слайд 7Пословицы:
Пулей попадешь в одного, а словом попадешь - в тысячу.
Ветер

горы разрушает, слово народы поднимает.

«Мы должны стремиться не к тому, чтобы нас всякий понимал, а к тому,
чтобы нас нельзя было не понять.»
Вергилий
«Не знаю ничего прекраснее, чем умение силою слова приковывать к себе толпу слушателей, привлекать их расположение,
направлять их волю куда хочешь
и отвращать её откуда хочешь.»
Марк Туллий Цицерон

Пословицы:Пулей попадешь в одного, а словом попадешь - в тысячу. Ветер горы разрушает, слово народы поднимает.«Мы должны

Слайд 8«…ни один воспитатель не может быть хорошим воспитателем, не может работать,

если у него не поставлен голос, он не умеет разговаривать с ребенком, и не знает, в каких случаях что и как надо говорить».

A.C Макаренко

«…ни один воспитатель не может быть хорошим воспитателем, не может работать, если у него не поставлен голос,

Слайд 9К речи педагога предъявляются и общекультурные, и профессиональные, педагогические требования, т.к.

учитель несет ответственность и за содержание, и за последствия своей речи, как устной, так и письменной.

РЕЧЬ ПЕДАГОГА РАССМАТРИВАЕТСЯ КАК ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА.

К речи педагога предъявляются и общекультурные, и профессиональные, педагогические требования, т.к. учитель несет ответственность и за содержание,

Слайд 10КУЛЬТУРА и ТЕХНИКА РЕЧИ - это
***
… умение правильно говорить и писать,

а также употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения.

/А. Г. Стульцев/

***
… умение четко и ясно выражать свои мысли, умение говорить грамотно, привлекать внимание аудитории не только содержанием своей речи,
но и эмоциональным воздействием на слушателей.

/Педагогический словарь/

***
… владение нормами устного и письменного литературного языка, правилами произношения, ударения, грамматики и др., а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.

/Л.И.Скворцов/

КУЛЬТУРА и ТЕХНИКА РЕЧИ - это***… умение правильно говорить и писать, а также употреблять языковые средства в

Слайд 11ТЕХНИКА РЕЧИ -
всеобъемлющее понятие, включающее в себя дикцию, дыхание, постановку

голоса, орфоэпию (от греч. orthos – правильный; epos – речь; правильное произношение в соответствии с нормами произношения в литературном языке), логико-интонационные особенности устной речи,
это обязательное и необходимое качество, которое помогает донести педагогу до ученика свои мысли, помогает воплотить в словах свои идеи.
ТЕХНИКА РЕЧИ - всеобъемлющее понятие, включающее в себя дикцию, дыхание, постановку голоса, орфоэпию (от греч. orthos –

Слайд 12Требования к коммуникативным свойствам речи педагога обусловлены прежде всего ее педагогическими

функциями.

1 функция – передача знаний.
Часто знания закрепляются в памяти благодаря именно педагогической речи: сохраняется интонация, запоминается эмоциональное отношение педагога к сообщаемому.

2 функция – обеспечение эффективной учебной деятельности.
Педагогическая речь должна обеспечивать эффективное учебное слушание. Педагогу нужно продумать и содержание, и темп, и ритм, и доступность, и логику речи.

3 функция – обеспечение продуктивных взаимоотношений между учителем и учащимися.
Сотрудничество между педагогом и воспитанниками важно, т.к. педагогический успех определяется характером человеческих отношений, сложившихся между учителем и учениками.


Требования к коммуникативным свойствам речи педагога обусловлены прежде всего ее педагогическими функциями.1 функция – передача знаний. Часто

Слайд 13Речь педагога характеризуется:

содержательностью (объем выраженных мыслей, зависящий от подготовленности учителя),
понятностью

(избирательный отбор материала, доступного ученикам),
выразительностью (эмоциональная насыщенность, обеспечивающаяся интонацией и смысловыми акцентами),
действенностью (влияние на мысли, чувства, поведение слушателей с учетом их индивидуальных особенностей).
Речь педагога характеризуется:содержательностью (объем выраженных мыслей, зависящий от подготовленности учителя), понятностью (избирательный отбор материала, доступного ученикам),выразительностью (эмоциональная

Слайд 14ПРАВИЛЬНОСТЬ РЕЧИ.
Обеспечивается соответствием речевым нормам современного русского литературного языка, точностью

словоупотребления.
Предложения должны быть построены синтаксически правильно, что ускоряет усвоение услышанного.
ПРАВИЛЬНОСТЬ РЕЧИ. Обеспечивается соответствием речевым нормам современного русского литературного языка, точностью словоупотребления. Предложения должны быть построены синтаксически

Слайд 15aвгуcтoвcкий
балoвать, балoванный, балoватьcя, балoвcтвo
бoмбардирoвать
бoчкoвый, бoчкoвое
виза, визовый режим (не визовой)
девичий, девичья
деньги,

деньгам, деньгами, o деньгах
договор, договоры, договорный
жалюзи
звoнит, звoнишь, звонят
кулинария

лoсось и лосось
маркетинг, маркетинговый
oбнял
oткупoрить
плoмбирoвать, плoмбированный
разрежённый
рододендрон
cвёкла
тапки, одна тапка, в одной тапке - жен. род (тапка — она !!!)
юрисконсульт

aвгуcтoвcкийбалoвать, балoванный, балoватьcя, балoвcтвoбoмбардирoвать бoчкoвый, бoчкoвоевиза, визовый режим (не визовой)девичий, девичьяденьги, деньгам, деньгами, o деньгах договор, договоры,

Слайд 16БОГАТСТВО РЕЧИ
Умение доходчиво и в то же время ярко и впечатляюще

выразить любую мысль.
Богатство речи определяется прежде всего активным и пассивным словарным и фразеологическим запасом человека, а также стилистической гибкостью при пользовании этим запасом
БОГАТСТВО РЕЧИУмение доходчиво и в то же время ярко и впечатляюще выразить любую мысль.Богатство речи определяется прежде

Слайд 17КРАТКОСТЬ И ЛАКОНИЧНОСТЬ
Умение освободить речь от лишних слов, от «воды».
Ненужные

слова, слова-паразиты, небрежные формулиров­ки, неоправданные повторения и отступления засоряют речь, лишают ее живости и естественности
КРАТКОСТЬ И ЛАКОНИЧНОСТЬУмение освободить речь от лишних слов, от «воды». Ненужные слова, слова-паразиты, небрежные формулиров­ки, неоправданные повторения

Слайд 18ЯСНОСТЬ И ТОЧНОСТЬ
Умение найти словесную форму, доступную для учеников.
Это свойство

зависит от того, насколько педагог знает учеников, уровень их развития, особенности восприятия и мышления.
Простота и ясность - не столько плод импровизации, сколько результат большого труда педагога.
ЯСНОСТЬ И ТОЧНОСТЬУмение найти словесную форму, доступную для учеников. Это свойство зависит от того, насколько педагог знает

Слайд 19ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ
Необходимый рабочий элемент речи педагога.
Цель работы учителя - наилучшим образом

воздействовать на учеников, с тем, чтобы материал был понят и усвоен учениками.
Заставляет думать и стимулирует определенные эмоции учащихся.
ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬНеобходимый рабочий элемент речи педагога. Цель работы учителя - наилучшим образом воздействовать на учеников, с тем, чтобы

Слайд 20ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ
Слова в переносном значении,
Метафоры
Сравнения,
Гиперболы,
Аллегории,
Фразеологические

обороты,
Крылатые слова,
Пословицы и поговорки
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ Слова в переносном значении,Метафоры Сравнения,Гиперболы,Аллегории, Фразеологические обороты, Крылатые слова, Пословицы и поговорки

Слайд 21Вывод 1. РЕЧЬ ПЕДАГОГА ПРИЗВАНА ОБЕСПЕЧИТЬ:
продуктивное взаимодействие между педагогом и учениками;
положительное

воздействие учителя на сознание, чувства учени­ков с целью формирования и коррекции их убеждений и мотивов дея­тельности;
полноценное восприятие, осознание и закрепление знаний в процессе обучения;
рациональную организацию учебной и практической деятельно­сти учащихся.

Вывод 1.  РЕЧЬ ПЕДАГОГА ПРИЗВАНА ОБЕСПЕЧИТЬ:продуктивное взаимодействие между педагогом и учениками;положительное воздействие учителя на сознание, чувства

Слайд 22Что такое техника речи?
Каким путем можно добиться совершенной техники речи?
Что

нужно сделать для развития речи, для возможности общения в педагогическом процессе?

СЛОВО ЭКСПЕРТУ

Что такое техника речи?Каким путем можно добиться совершенной техники речи? Что нужно сделать для развития речи, для

Слайд 23Вспомните, пожалуйста, следующие ситуации:
-  когда Вы повышаете голос в разговоре?

когда Вы ускоряете темп речи?
-  когда Ваш голос становится тихим и слабым?

Проанализируйте, от чего это происходит.
Вспомните, пожалуйста, следующие ситуации:-  когда Вы повышаете голос в разговоре? -  когда Вы ускоряете темп речи?-  когда

Слайд 24
это набор практических навыков в 
области дыхания, постановки голоса дикции, артикуляции 
  доведенных до автоматических навыков, обеспечивающих эффективность осуществления

речевого воздействия на собеседника.

ТЕХНИКА РЕЧИ

это набор практических навыков в области дыхания, постановки голоса дикции, артикуляции   доведенных до автоматических навыков, обеспечивающих эффективность осуществления речевого воздействия на собеседника.ТЕХНИКА РЕЧИ

Слайд 25ГОЛОС — СПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ИЗДАВАТЬ ЗВУКИ ПРИ РАЗГОВОРЕ.
Голосообразование происходит путём выдыхания

воздуха из легких через рот и нос, при этом голосовые складки вибрируют и создают звуковые колебания в проходящем через них воздухе.
ГОЛОС — СПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ИЗДАВАТЬ ЗВУКИ ПРИ РАЗГОВОРЕ.Голосообразование происходит путём выдыхания воздуха из легких через рот и

Слайд 26СВОЙСТВА ГОЛОСА
Сила- зависит от напряжения, с которым выдыхается воздух, силы

смыкания и амплитуды голосовых связок, развития резонаторных полостей; определяется размахом, или амплитудой колебания голосовых связок.
Тембр- обусловлен анатомическими особенностями гортани. В образовании тембра участвуют мягкое небо, губы, щеки, язык, нижняя челюсть и гортань.
Высота - зависит от частоты колебаний голосовых связок в секунду, получивших импульс от центральной нервной системы. Чем больше число колебаний, тем выше голос, и наоборот.
Диапазон - зависит от количества речевых тонов.
СВОЙСТВА ГОЛОСА Сила- зависит от напряжения, с которым выдыхается воздух, силы смыкания и амплитуды голосовых связок, развития

Слайд 27Основные качества речевого голоса
Звуч­ность (не путать с громкостью). Это понятие субъективное,

связанное с индивидуальным восприяти­ем голоса. Звучность предполагает достаточное восприятие в любой аудитории. При усилении и ослаблении звучный голос не вызывает у слушателей затруднения в восприятии, даже шепот может услышать каждый слушатель.
Подвижность, гибкость (регистровый диапазон). Во многом именно им определяется богатство голоса. Чем шире голосовой диапазон (от самого низкого до самого высокого звука), тем ярче голос.
Полётность звука. Способность голоса «лететь» вдаль, выде­ляясь на фоне других, но не смешиваясь и не теряясь в них.
Тембр. Тембр дан человеку от природы, это его индивиду­альная голосовая окраска.
Чистота голоса. Отсут­ствие в нем хриплости, гнусавости, придыхания.
Вы­носливость . Малая утомляемость, позволяющая го­лосу выдерживать значительные нагрузки.

Основные качества речевого голосаЗвуч­ность (не путать с громкостью). Это понятие субъективное, связанное с индивидуальным восприяти­ем голоса. Звучность

Слайд 28Голос не должен вызывать неприятных ощущений, а должен обладать благозвучностью.
Педагог должен

уметь изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения.
Педагогу необходимо уметь управлять своим голосом в общении с другими людьми, говорить не для себя, а для слушателей.
С помощью голоса педагог должен уметь внушить слушателям определенные требования и добиться их выполнения.
Голос педагога должен быть достаточно вынослив.


Требования к речевому голосу:

Голос не должен вызывать неприятных ощущений, а должен обладать благозвучностью.Педагог должен уметь изменять характеристики своего голоса с

Слайд 29Различают голоса
сильные — слабые,
высокие — низкие,
чистые — нечистые,


звонкие — глу­хие,
визжащие — ворчащие
и т.д.
Различают голоса сильные — слабые, высокие — низкие, чистые — нечистые, звонкие — глу­хие, визжащие — ворчащие

Слайд 30Характеристики хорошей постановки голоса
приятный,
вибрирующий,
спокойный,
хорошо модулированный,
низкого тембра,
доверительный,
управляемый,
теплый,
мелодичный,

заботливый,
уверенный,
дружеский,


окрашенный интонацией,
выразительный,
естественный,
богатый,
наполненный,
звучный,
доброжелательный.
Характеристики хорошей постановки голоса приятный, вибрирующий,спокойный,хорошо модулированный,низкого тембра,доверительный,управляемый,теплый, мелодичный,заботливый, уверенный, дружеский, окрашенный интонацией, выразительный, естественный, богатый, наполненный,

Слайд 31Правильный (хороший для восприятия) речевой голос от­личается гибкостью, подвижностью, эластичностью, звучностью,

полётностью, чистотой.

Первый этап работы над речевым голосом — работа с дыханием, снятие избыточного мышечного на­пряжения в голосовом аппарате, освобождение фонацион­ных путей.
Второй — развитие артикуляционного аппарата и тренировка дикции.

ВЫВОД 2.

Правильный (хороший для восприятия) речевой голос от­личается гибкостью, подвижностью, эластичностью, звучностью, полётностью, чистотой.Первый этап работы над речевым

Слайд 32Дыхание представляет собой основу, базу речеобразования, ведь для образования звуков необходим

воздух, ко­торый, в момент выдоха выталкиваясь из легких, озву­чивается голосом. 

Первым компонентом речевой техники является ФОНАЦИОННОЕ (ЗВУКОВОЕ) ДЫХАНИЕ

Дыхание представляет собой основу, базу речеобразования, ведь для образования звуков необходим воздух, ко­торый, в момент выдоха выталкиваясь

Слайд 33ДЫХАНИЕ
Дыхание лежит в основе речи, так как звуки речи образуются именно

при выдохе.
Во время публичного выступления (монолога), в отличие от обычных ситуаций, вдох и выдох не равны: выдох гораздо длиннее вдоха.
После короткого и интенсивного вдоха следует пауза, напрягаются брюшные и грудные мышцы для удержания воздуха в легких, а затем происходит длинный выдох, проходящий через голосовые мышцы и образующий звуки нашей речи.
ДЫХАНИЕДыхание лежит в основе речи, так как звуки речи образуются именно при выдохе. Во время публичного выступления

Слайд 34Правильное речевое ды­хание является основой звучащей речи. Оно обеспечи­вает нормальное голосо-

и звукообразование, сохраня­ет плавность и музыкальность речи.
Правильное речевое ды­хание является основой звучащей речи. Оно обеспечи­вает нормальное голосо- и звукообразование, сохраня­ет плавность и музыкальность

Слайд 35непроизвольное: вдох — вы­дох — пауза;
произвольное, фонационное (звукообразовательное): вдох —

пауза — выдох.

Сила и продолжитель­ность звука зависит от объема выдыхаемого воздуха.
Активность речевого дыхания обеспе­чивает плавное звучание голоса.

Дыхание бывает….

непроизвольное: вдох — вы­дох — пауза; произвольное, фонационное (звукообразовательное): вдох — пауза — выдох. Сила и продолжитель­ность

Слайд 36ключичное (плечевое),
грудное (реберное),
диафрагмальное (диафрагменное, брюшное),
реберно-диафрагмальное.
Последний тип дыхания называют

правильным, или поставленным, так как оно помогает наилучшим об­разом и незаметно для окружающих реализовать ра­боту голоса. Правильное дыхание — это дыхание сво­бодное (лишенное напряжения), глубокое, частое (но не учащенное), незаметное, автоматически подчинен­ное воле говорящего.

ВИДЫ ДЫХА­НИЯ:

ключичное (плечевое),грудное (реберное),диафрагмальное (диафрагменное, брюшное),реберно-диафрагмальное.   Последний тип дыхания называют правильным, или поставленным, так как оно

Слайд 37ДИАФРАГМАЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ
«Правильное » дыхание, при котором во вдыхании воздуха участвует весь

объем легких и голос формируется и идет как бы «изнутри», от диафрагмы, а не от верхних дыхательных путей.
Речевое дыхание называется фонационным (от греч. phono – звук)

  . 

ДИАФРАГМАЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ«Правильное » дыхание, при котором во вдыхании воздуха участвует весь объем легких и голос формируется и

Слайд 38ФОНАЦИОННОЕ ДЫХАНИЕ
 Речь и чтение требуют большего количества воздуха, экономного его расходования

и своевременного его возобновления.
Последовательность дыхания : короткий вдох - пауза, а затем длинный звуковой выдох. (10)
ФОНАЦИОННОЕ ДЫХАНИЕ Речь и чтение требуют большего количества воздуха, экономного его расходования и своевременного его возобновления. Последовательность дыхания

Слайд 39Особенность фонационного дыхания — распределение воздуха, т.е. умение распределять весь объем

выдыхаемого воздуха на приблизительно равномерные порции.

Владение этим умением освобо­дит от необходимости увеличивать объем, постоянно добирая воздух, и поможет экономичнее и рациональ­нее использовать уже имеющийся.
Особенность фонационного дыхания — распределение воздуха, т.е. умение распределять весь объем выдыхаемого воздуха на приблизительно равномерные порции.

Слайд 40ТРЕНИРОВКА ВЫДОХА

Организация выдоха имеет первостепенное значение для постановки речевого

дыхания и голоса, для их развития и совершенствования.

Конечной целью тренировки речевого дыхания является тренировка длинного выдоха, тренировка умения рационально расходовать запас воздуха во время речи
ТРЕНИРОВКА ВЫДОХА Организация выдоха имеет  первостепенное значение для постановки речевого дыхания и голоса, для их развития

Слайд 41Необхо­димое умение для фонационного дыхания — добирать воздух в процессе речи

(незаметно для слушателя в каждой удобной для говорящего пау­зе).
Не следует задерживать дыхание в паузах, а также рас­ходовать в процессе речи весь набранный воздух, что­бы не захлебнуться.

«ДОБОР ВОЗДУХА» В ПРОЦЕССЕ РЕЧИ

Необхо­димое умение для фонационного дыхания — добирать воздух в процессе речи (незаметно для слушателя в каждой удобной

Слайд 42Фонационное дыхание играет очень важную роль в технике речи. Для постановки

и совершенствования дыхания существуют специальные упражнения.

Подготовительный этап разработки фонационно­го дыхания - физические упраж­нения для выработки активного реберно-диафрагменного дыхания или дыхательная гимнасти­ка.

Вывод 3.

Фонационное дыхание играет очень важную роль в технике речи. Для постановки и совершенствования дыхания существуют специальные упражнения.

Слайд 43Хорошая, четкая дикция напрямую зависит от того, насколько развит и насколько

хорошо работает ваш артикуляционный аппарат.  

Третий компонентом речевой техники - дикция.

Хорошая, четкая дикция напрямую зависит от того, насколько развит и насколько хорошо работает ваш артикуляционный аппарат.  Третий

Слайд 44Дикция.
Способность отчетливо произносить звуки, слоги и слова.
Чистота звучания речи зависит

от правильной и активной работы артикуляционного аппарата.
Дикцию можно сравнить с почерком: текст, написанный человеком с плохим почерком сложно читать, а речь, произнесенную человеком с плохой дикцией – сложно слушать, воспринимать.
Дикция.Способность отчетливо произносить звуки, слоги и слова. Чистота звучания речи зависит от правильной и активной работы артикуляционного

Слайд 45Дикция — это широкое понятие, которое включает в себя три основных показателя:
правильность

артикуляции,
степень ее отчетливости
манеру выговаривать слова
Значение дикции для устной речи можно сравнить со значением красивого почерка для письменной.
Дикция — это широкое понятие, которое включает в себя три основных показателя:правильность артикуляции,степень ее отчетливостиманеру выговаривать слова

Слайд 46ИНТОНАЦИЯ
Это эмоционально-экспрессивная окрашенность голоса, способствующая выражению в речи говорящего его чувств

и намерений.

Интонация тесно связана с собственно голосовыми характеристиками и создается с помощью таких средств произнесения речи, как увеличение или ослабление силы голоса, паузы, убыстрение или замедление темпа речи, протягивание звуков или ударение на определенные звуки.

С помощью интонации можно выразить основные коммуникативные намерения: утверждение, вопрос, восклицание, побуждение.

ИНТОНАЦИЯЭто эмоционально-экспрессивная окрашенность голоса, способствующая выражению в речи говорящего его чувств и намерений. Интонация тесно связана с

Слайд 47Органы, непосредственно участвующие в образовании звуков речи, называются артикуляторными органами.

Активные

органы:
губы, язык (его кончик, передняя, средняя и задняя часть спинки, корень),
мягкое небо,
маленький язычок (uvula),
задняя стенка глотки.

Пассивные органы
зубы,
альвеолы,
твердое небо.

Пассивные органы неподвижные и являются лишь точкой опоры

АРТИКУЛЯЦИЯ – работа органов речи по воспроизведению звуков. 

Органы, непосредственно участвующие в образовании звуков речи, называются артикуляторными органами. Активные органы:губы, язык (его кончик, передняя, средняя

Слайд 48это такие движения органов артикуляции, которые соответствуют нужному месту и способу

образования звука;
этот показатель свидетельствует о том, насколько хорошо человек усвоил необходимые артикуляторные движения.
   

Правильность артикуляции -

это такие движения органов артикуляции, которые соответствуют нужному месту и способу образования звука; этот показатель свидетельствует о

Слайд 49вялость губ,
зажатость челюстей (речь сквозь зубы),
склонность передней части языка к сужению

- призубность произнесения,
малоподвижность мягкого нёба, общая небрежность.

Наиболее распространенные недостатки артикуляции, отрицательно влияющие на отчетливость произнесения:

вялость губ,зажатость челюстей (речь сквозь зубы),склонность передней части языка к сужению - призубность произнесения,малоподвижность мягкого нёба, общая

Слайд 50Выделяются следующие недостатки речи, которые можно отнести к манере произношения.

Они

не являются языковыми.

1. Эканье — вставка паразитических звуков типа [э], [м:] и т.п. в паузах между фразами или словами, часто как знак размышления или колебания.

2. Продление гласных и иногда согласных в конце фразы также как знак раздумья или колебания. Чаще всего продляются гласные в союзах что, и, в словах-паразитах ну, вот, в некоторых предлогах, в слове это.

3. Шумные вздохи (вдох и выдох) перед началом фразы. Они также неуместны и нежелательны с точки зрения речевой этики в официальной обстановке.

Выделяются следующие недостатки речи, которые можно отнести к манере произношения. Они не являются языковыми.	1. Эканье — вставка паразитических звуков

Слайд 51 4. Чмоканье — шумное «отлипание» средней части спинки языка от неба и боков

языка от щек. Чмоканье обычно заполняет часть паузы, необходимой для обдумывания, а в спонтанной речи — также для выбора. Оно меньше контролируется говорящим, чем эканье или шумные вздохи. Слабое чмоканье — смачивание полости рта, сглатывание — физиологически свойственно всем и производится машинально. Чмоканье неприятно для слушателя, важно уметь контролировать этот процесс.

5. Назализация — произнесение в нос конечных гласных в словах. Это происходит из-за небрежного, преждевременного опускания мягкого неба (и язычка) еще до окончания фразы.

6. Эмканье — смыкание губ в конце слов, когда гласный еще звучит (в городе[м], девушки[м] и т.п.). Это также результат речевой небрежности, которую следует преодолевать.
4. Чмоканье — шумное «отлипание» средней части спинки языка от неба и боков языка от щек. Чмоканье обычно заполняет

Слайд 52ТЕМП РЕЧИ
Умение варьировать, при необходимости,
скорость произнесения слов и фраз

.
Темп речи очень сильно связан со свойствами личности и поэтому зачастую с трудом поддается корректировке.
ТЕМП РЕЧИУмение варьировать, при необходимости,  скорость произнесения слов и фраз .Темп речи очень сильно связан со

Слайд 53ГИГИЕНА ГОЛОСОВОГО АППАРАТА И ОБЩАЯ ГИГИЕНА ПЕДАГОГА
Для того чтобы речевой голос

всегда был в хорошей форме, педагог должен соблюдать определенный режим и строгие гигиенические условия.
1.Укрепление нервной системы. Правильный режим сна: очень важно, чтобы сон был спокойным и глубоким и педагог просыпался отдохнувшим (следует помнить, что частой причиной неврозов является недосыпание, а невроз отрицательно влияет на голосовой аппарат).

2. Борьба с простудными заболеваниями путем закаливания должна занять в быту учителя одно из первых мест.
ГИГИЕНА ГОЛОСОВОГО АППАРАТА И  ОБЩАЯ ГИГИЕНА ПЕДАГОГА Для того чтобы речевой голос всегда был в хорошей

Слайд 54♦ полоскание горла, сначала комнатной, а потом холодной подсоленной водой по

нескольку раз в день — это закаливает носоглотку; полезно и обмывание шеи холодной водой (сначала также комнатной);
♦ умывание лица холодной водой с последующим растиранием по типу косметического массажа кожи.

Для педагога должна быть обязательной утренняя гимнастика. Подбирать упражнения следует с учетом работы мышц брюшного пресса, спинных мышц. Проведение упражнений утренней гимнастики следует сочетать с упражнениями, рекомендуемыми для тренировки дыхательного и голосового аппарата.

После проведения утренней гимнастики следует обязательно провести носовую дыхательную гимнастику: 10–15 вдохов и выдохов через каждую ноздрю с закрытым ртом.

Закаливание речеголосового аппарата:

♦ полоскание горла, сначала комнатной, а потом холодной подсоленной водой по нескольку раз в день — это

Слайд 55Упражнения
по технике речи

Упражнения по технике речи

Слайд 56Упражнение 1. Прочитайте эмоционально и четко артикулируя произведение Оскара Уайльда "Соловей

и роза"

Между тем соловей сидел на дубу и ждал, когда взойдёт луна. С её восходом он снялся и полетел к розовому кусту. Прижавшись грудью к острому шипу, он запел...
По мере того как одна песня сменяла другую, острый шип все больше и больше вонзался в грудь соловья, переливая его кровь в розовый куст. И всю ночь холодная серебряная луна слушала песни соловья.
А над шипом зацветала прекрасная роза; с каждой песней она развертывала по лепестку. Сначала роза была бледна, как туманная утренняя заря.
Но с проблесками рассвета она стала принимать нежно-розовую окраску.
— Прижимайся крепче, птичка, — сказал куст соловью,—иначе роза не расцветёт с наступлением дня...
Соловей стал крепче жаться к шипу и еще звонче начал петь, восхваляя нежную любовь молодости.
(продолжение на след.слайде)

Упражнение 1. Прочитайте эмоционально и четко артикулируя произведение Оскара Уайльда

Слайд 57 На лепестках розы появился лёгкий нежный румянец; но роза еще не

окрасилась пурпуром, потому что шип не коснулся пока сердца соловья.
— Ближе, крепче прижмись, иначе роза не расцветет до утра!— потребовал опять куст.
Соловей крепче прильнул к шипу, и шип коснулся его сердца. Острая боль зажглась в нем. Но ещё звучнее стала песнь соловья. Он пел о вечной, бессмертной любви, которая не боится даже и смерти.
И вдруг... роза зарделась и расцвела, как пурпурная заря востока. Её лепестки стали подобны рубину. Но что же с соловьем? Его голос вдруг ослабел, глаза затуманились, крылышки затрепетали... Он издал последний слабый звук... Казалось, что бледная луна позабыла о рассвете и застыла...
— Гляди, гляди,— закричало соловью деревцо,— ведь роза расцвела!
Но соловей уже не слыхал этого восклицания: он был мертв и лежал бездыханным на траве.

…окончание Оскар Уайльд «Соловей и роза»

На лепестках розы появился лёгкий нежный румянец; но роза еще не окрасилась пурпуром, потому что шип не

Слайд 58Упражнение 2.«Вопросы-Ответы»
На этом упражнении осознается наличие в голосе двух режимов гортани:

грудного и фальцетного. Соответствие нефальцетного и фальцетного.
Исходное положение такое же. Рот открыт на максимум и пальцы контролируют мягкость щек. На этом упражнении мы проверяем регистровый порог. Основной элемент - скользящая восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из одного регистра в другой.
 
О? У И? Ы У? Э Ы? Е
Э? А Е? Ю А? И Ю? О
 
Упражнение 2.«Вопросы-Ответы»	На этом упражнении осознается наличие в голосе двух режимов гортани: грудного и фальцетного. Соответствие нефальцетного и

Слайд 59Упражнение 3. Произнесите следующие фразы с различной интонацией, выделяя отдельные слова.

Все слова фразы произносите слитно, спокойно, не роняйте концы фраз. Вся фраза до конца должна быть хорошо озвучена.

1. Мимозы Мила маме купила? 2. Мимозы Мила маме купила. 3. Мимозы Мила маме купила? 4. Мимозы Мила маме купила. 5. Мимозы Мила маме купила? 6. Мимозы Мила маме купила. 7. Мимозы Мила маме купила? 8. Мимозы Мила маме купила!

Упражнение 3. Произнесите следующие фразы с различной интонацией, выделяя отдельные слова. Все слова фразы произносите слитно, спокойно,

Слайд 60Упражнение 4. Прочитайте стихотворение М.Ю.Лермонтова постепенно ПОВЫШАЯ интонацию на каждой последующей

строке:

8. Отдохнешь и ты. 7. Подожди немного 6. Не дрожат листы
5. Не пылит дорога, 4. Полны свежей мглой; 3. Тихие долины 2. Спят во тьме ночной
1. Горные вершины

Упражнение 4. Прочитайте стихотворение М.Ю.Лермонтова постепенно ПОВЫШАЯ интонацию на каждой последующей строке:

Слайд 61Прочитайте стихотворение М.Ю.Лермонтова постепенно ПОНИЖАЯ интонацию на каждой последующей строке:
1.

Горные вершины
2. Спят во тьме ночной
3. Тихие долины
4. Полны свежей мглой;
5. Не пылит дорога,
6. Не дрожат листы
7. Подожди немного
8. Отдохнешь и ты.

Прочитайте стихотворение М.Ю.Лермонтова постепенно ПОНИЖАЯ интонацию на каждой последующей строке: 1. Горные вершины   2. Спят

Слайд 62Упражнение 5. «Сделаешь, по-моему»
Сообщаете. Речь звучит свободно Яблоко Алле.
Предупреждаете с угрозой

Яблоко Алле.
Приказываете Яблоко Алле!

Напоминаете Ландыши Ларе.
Предупреждаете Ландыши Ларе.
Торжественно Ландыши Ларе!
Приказываете Ландыши Ларе!

Следите за тем, чтобы не было слишком больших интервалов в повышении. Рассчитывайте силовые возможности голоса. остерегайтесь срывов на верхних тонах.
Упражнение 5. «Сделаешь, по-моему»Сообщаете. Речь звучит свободно 		Яблоко Алле.Предупреждаете с угрозой 			Яблоко Алле.Приказываете 				Яблоко Алле!Напоминаете 					Ландыши Ларе.Предупреждаете

Слайд 63Упражнение 6. «Чудо лесенка»
Что бы не забывать об «опоре» при работе

над диапазоном голоса, полезно повышая строку стихотворения, говорить текст чётко, по слогам, подбрасывая их вверх – в головной резонатор, как бы слегка «подлаивая». Так можно ощущать опору звука на каждом произносимом слоге:
( низкий тон ) - чу-до-ле-сен-кой-ша-га-ю,
( выше) - вы-со-ту-я-на-би-ра-ю;
( выше) - шаг-на-го-ры,
( ещё выше) - шаг-на-ту-чи…
( выше) - а-под-ъём-всё-вы-ше-кру-че…
( выше) - не-ро-бею-петь-хо-чу,
(самый высокий тон) - пря-мо-к-солн-цу-я-ле-чу!

Рассчитайте свой диапазон. Интервалы очень маленькие. Едва уловимые человеческим слухом! Хватило голоса? Нет! Ещё раз попробуйте. Ещё больше сдерживайте голос и его стремление вверх! Постепенность, повышения, понижения голоса – важная краска в арсенале
выразительных средств речи.
Упражнение 6. «Чудо лесенка»Что бы не забывать об «опоре» при работе над диапазоном голоса, полезно повышая строку

Слайд 64Упражнение 7. «Со скакалкой»
Со скакалкой я скачу.
Научиться я хочу,
Так владеть дыханьем,
чтобы
Звук

держать оно могло бы.
Глубоко, ритмично было
И меня не подводило.


Я скачу без передышки,
И не чувствую одышки.
Голос звучен, льётся ровно
И не прыгаю я словно.

Раз – два! Раз – два!
Раз – два! Раз.
Можно прыгать
целый час!...

Отрывок читайте вслух, скандируя по слогам, в ритме человека прыгающего со скакалкой. Можно слегка подпрыгивать.
Не торопитесь! Успевайте добирать дыхание, следите за его равномерностью. Не «разваливайте» гласные звуки, они должны быть сфокусированы на кончиках губ.

Упражнение 7. «Со скакалкой»Со скакалкой я скачу.Научиться я хочу,Так владеть дыханьем,чтобыЗвук держать оно могло бы.Глубоко, ритмично былоИ

Слайд 65 Упражнение 8. Произнесите по очереди звуки, внимательно прислушиваясь к ощущениям в

теле.


Звук ИИИИИ – вызывает колебания в голове
Звук ЭЭЭЭЭ – в головном мозге
Звук ААААА – в голове
Звук ООООО – в диафрагме
Звук УУУУУ – в гортани

Упражнение 8.  Произнесите по очереди звуки, внимательно прислушиваясь к ощущениям в теле. Звук ИИИИИ –

Слайд 66Упражнение 9. Сделав короткий вдох, на выдохе (спокойном, плавном) нужно произнести

пары звуков. Таким образом, чтобы один звук четко, но плавно переходил в другой.

ААААОООО
ООООУУУУ
УУУУИИИИ
ИИИИЭЭЭЭ
ЭЭЭЭАААА
ЫЫЫЫАААА

Упражнение 9.  Сделав короткий вдох, на выдохе (спокойном, плавном) нужно произнести пары звуков. Таким образом, чтобы

Слайд 67Упражнение 10. Произнесите по очереди сочетания согласных с гласными звуками
А Е

Ё И О У Ы Э Ю Я
Б В Г Д Ж З К Л М Н
П Р С Т Ф Х Ц Ч Ш Щ
НАПРИМЕР:
БА, ВА, ГА, ДА, ЖА, ЗА, КА, ЛА, МА, НА,
ПА, РА, СА, ТА, ФА, ХА, ЦА, ЧА, ША, ЩА

Упражнение 10.  Произнесите по очереди сочетания согласных с гласными звукамиА Е Ё И О У Ы

Слайд 68Упражнение 11. Произнесите по очереди сочетания согласных с гласными звуками
Б В

Г Д Ж З К Л М Н
П Р С Т Ф Х Ц Ч Ш Щ
А Е Ё И О У Ы Э Ю Я
НАПРИМЕР:
БА, БЕ, БЁ, БИ, БО, БУ, БЫ, БЭ, БЮ, БЯ
ВА,ВЕ, ВЁ, ВИ, ВО, ВУ, ВЫ, ВЭ, ВЮ, ВЯ и т.д.
Упражнение 11.  Произнесите по очереди сочетания согласных с гласными звукамиБ В Г Д Ж З К

Слайд 69 Упражнение 12.
Гимнастика мягкого нёба
Зевание с открытым ртом
Движения языком, собранным

в «лопатку» до мягкого нёба и возвращение к альвеолам
Произношение гласных звуков с позёвываниями
Имитация полоскания горла
Гимнастика губ
Напряжённая улыбка с сомкнутыми зубами и вытягивание губ трубочкой
Различные движения губ с сомкнутыми зубами: вверх-вниз, влево-вправо, круговые
Натягивание губ на зубы и последующая улыбка со скольжением губ по зубам
Подтягивание верхней губы с обнажением верхних зубов, затем нижней губы с обнажением нижних зубов
Фырканье
Упражнение 12. Гимнастика мягкого нёбаЗевание с открытым ртомДвижения языком, собранным в «лопатку» до мягкого нёба и

Слайд 70
Упражнение

13.

Гимнастика языка

Вращение языком по кругу в пространстве между губами и зубами и задержка языка под правой и под левой щёками поочерёдно
«Пожёвывание языка»
Похлопывание языка губами
Вытягивание языка вперёд «иголочкой»
Попытки достать языком до подбородка и до носа
Переворачивание языка на разные бока
Удерживание языка у верхнего нёба
Упражнение 13.  Гимнастика языкаВращение языком по кругу

Слайд 71Упражнение 14. «Фиксированный выдох»
После спокойного вдоха сделать плавный выдох через рот

, периодически изменяя величину раствора губ. Щеки не надувать.
Распределить длину выдоха на 10-12-15 секунд(мысленный счет).
Произнести гласные,распределяя произнесение на всю длину выдоха.
Упражнение 14. «Фиксированный выдох»После спокойного вдоха сделать плавный выдох через рот , периодически изменяя величину раствора губ.

Слайд 72Упражнение 15. «Свеча»
Возьмите узкую полоску бумаги (шириной 2 см и длиной

7-10 см) и, представив, что это свеча, дуйте на неё. Следите за ровностью выдыхаемого воздуха - она будет ровной, если бумага отклоняется под одним и тем же углом.

Обратите внимание на напряжение мышц диафрагмы и межреберных мышц.
Упражнение 15. «Свеча»Возьмите узкую полоску бумаги (шириной 2 см и длиной 7-10 см) и, представив, что это

Слайд 73Упражнение 16. «Вежливый поклон»
Подняться на носки, руки в стороны (вдох). Медленно

наклоняться вперёд, по
степенно сводя руки и, прижимая их по восточному к груди. Склоняясь, произнести растянутое на звуке «с» слово «здрасссссссте». Следите за тем, чтобы последний слог «те» прозвучал громко, отчетливо, для чего необходимо сохранять
полноценную порцию воздуха.
Упражнение 16. «Вежливый поклон»Подняться на носки, руки в стороны (вдох). Медленно наклоняться вперёд, постепенно сводя руки и,

Слайд 74Упражнение 17. «Проколотый мяч»
Представьте, что у вас в руках на

уровне груди большой резиновый мяч. Он оказался проколотым. Если на него нажимать, слышно, как из него выходит воздух. Имитируйте его звукоподражательным «сссс...».
Нажимайте на мяч ладонями легко, без усилии, чтобы воздух выходил подольше. Руки сходятся медленно-медленно. Наконец они сошлись, последний воздух активно вышел.
Упражнение 17. «Проколотый мяч» Представьте, что у вас в руках на уровне груди большой резиновый мяч. Он

Слайд 75Упражнение 18. «Пильщики»
Группа разбивается на пары. Первый участник берет правой рукой

«пилу» и тянет на себя, имитируя ее звук «зззз...». Затем второй своей правой рукой берет «пилу» на себя, имитируя «сссс...».
Так, по очереди, беря на себя «пилу», тренируются «пильщики».
«Пилить» надо энергично, весело, не задерживая руку, когда партнер берет «пилу» на себя. Дыхание должно быть равномерным и ритмичным.
Упражнение 18. «Пильщики»Группа разбивается на пары. Первый участник берет правой рукой «пилу» и тянет на себя, имитируя

Слайд 76Упражнение 19. «Лыжник»
Встать в позу бегущего лыжника.
Имитировать движения лыжника, отталкивающегося

палками.
На выдохе произнести са-со-сы-си-су.
Упражнение 19. «Лыжник»Встать в позу бегущего лыжника. Имитировать движения лыжника, отталкивающегося палками. На выдохе произнести са-со-сы-си-су.

Слайд 77Упражнение 20. Произнесите вслух на одном дыхании
Как на горке на пригорке

жили тридцать три Егорки. Раз Егорка, два Егорка, три Егорка, четыре Егорка, пять Егорка, шесть Егорка, семь Егорка, восемь Егорка, девять Егорка, десять Егорка ….
….. и так далее до тридцать трех.
(можно и больше, пока хватит дыхания)
Упражнение 20.  Произнесите вслух на одном дыханииКак на горке на пригорке жили тридцать три Егорки. Раз

Слайд 78Упражнение 21 «После грозы»

Закройте глаза. Нарисуйте в своем воображении кар­тину: вы

находитесь в лесу, только что отгремела гроза, прошел дождь, блестят мокрые листья на березах, на траве — серебристые капли... Как хорошо пахнет в лесу. Как легко дышится. Вон ландыши. Сорвите их... Вдох­ните их запах... Вдыхайте медленно, ровно, глубоко.

Упражнение 21 «После грозы»Закройте глаза. Нарисуйте в своем воображении кар­тину: вы находитесь в лесу, только что отгремела

Слайд 79Вспомните звуки природного мира и воспроизведите их:
 Шелест деревьев: «Шшшшшшш…»
Свист ветра: «Ссссссс…»
Жужжанье

шмеля: «Жжжжжжж…»
Трескотня сороки: «Трр! Трр! Трр!…»
Рокот работающего двигателя: «Ррррррр…»
Карканье вороны: «Карр! Карр! Карр!…»
Звук электрического звонка: «Рьрьрьрьрьрьрь…»

Обратите внимание на работу диафрагмы: ее не следует сильно напрягать. Воздух словно вытекая в природу при шелесте листьев или жужжании шмеля. При рокоте работающего двигателя или звуке электрического звонка напряжение должно усиливаться, а воздух с силой выгоняется. При трескотне сороки, карканье вороны диафрагма активно и энергично двигается, выталкивая рывками воздух.

Упражнение 22. «Имитация природных звуков»

Вспомните звуки природного мира и воспроизведите их: Шелест деревьев: «Шшшшшшш…»Свист ветра: «Ссссссс…»Жужжанье шмеля: «Жжжжжжж…»Трескотня сороки: «Трр! Трр! Трр!…»Рокот

Слайд 80Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Произвести

медленный выдох с сопротивлением в губах, через маленькое отверстие между ними, мысленно читая небольшой текст:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.
2. То же самое — во время ходьбы.
3. То же самое — во время бега на месте.

Упражнение 23.

Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Произвести медленный выдох с сопротивлением в губах,

Слайд 81Поупражняйтесь в модуляциях своего голоса по вы­соте тона. Произнесите пары слов

— предложений с повествовательной и вопросительной интонаци­ей (повторите каждую пару несколько раз, прислу­шиваясь к работе ваших голосовых связок). Там. Там? Вот. Вот? Здесь. Здесь? Иди. Иди? Тут. Тут? Ты. Ты? Наш. Наш? Он. Он? Едет. Едет? Их. Их? Идут. Идут? Разыщут. Разыщут?

Упражнение 24.

Поупражняйтесь в модуляциях своего голоса по вы­соте тона. Произнесите пары слов — предложений с повествовательной и вопросительной

Слайд 82Поупражняйтесь в модуляциях своего голоса по силе, высоте тона. Прочитайте загадку следующим

образом: а) так, чтобы слышал вас только товарищ по парте; б) так, чтобы слышали вас сидящие за второй от вас партой; в) так, чтобы слышали вас все, присутствующие в комнате; г) так, чтобы слышали вас в следующей комнате.
Бежала лиска около леса близко, ни стежки, ни дорожки, только золотые ножки. (Солнце)

Упражнение 25

Поупражняйтесь в модуляциях своего голоса по силе, высоте тона. Прочитайте загадку следующим образом: а) так, чтобы слышал

Слайд 83Упражнение 26.

Произнесите предложения с логическим ударени­ем на слове «Толя», следя за

тем, как повышается ваш голос на ударном звуке о в слове «Толя» (вы­сота тона условно отмечена цифрами 1, 2, 3, 4, 5).

1. Толя приехал.
2. Кто приехал? Толя?
3. Толя приехал?
4. Кто же приехал? — Да Толя же.
5. Ба! Толя! Да ты ли это?
Упражнение 26.Произнесите предложения с логическим ударени­ем на слове «Толя», следя за тем, как повышается ваш голос на

Слайд 84Упражнение 27.

Прочитать строки колыбельной песни, как бы ука­чивая засыпающего ребенка:
Спи, младенец

мой прекрасный, (не очень громко)
Баюшки-баю,
Тихо смотрит месяц ясный (тише)
В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки, (еще тише)
Песенку спою,
Ты ж дремли, закрывши глазки, (тихо, но не шепотом)
Баюшки-баю.
(М. Лермонтов)
Упражнение 27.Прочитать строки колыбельной песни, как бы ука­чивая засыпающего ребенка:Спи, младенец мой прекрасный, (не очень громко)Баюшки-баю,Тихо смотрит

Слайд 85Упражнение 28. «Молоточек»

Забиваем воображаемые гвозди с буквосочетанием БДГ. Выполняя это речевое

упражнение, представим себе, что у нас в руке маленький молоточек, которым мы забиваем воображаемые гвоздики, одновременно с произнесением буквосочетаний:

гбдИ, гбдЭ, гбдА, гбдО, гбдУ, гбдгЫ!
Бдги! Бдгэ! Бдга! Бдго! Бдгу! Бдгы!

Упражнение 28. «Молоточек»Забиваем воображаемые гвозди с буквосочетанием БДГ. Выполняя это речевое упражнение, представим себе, что у нас

Слайд 86 Упражнение 29.
Развитие артикуляционного аппарата

№ 1. Чтение вслух, оно

помогает правильно расставлять акценты, делать нужные ударения и интонации.

№ 2. Для чистого формирования звуков разрабатывайте язык: «почистите» языком десна, сделайте «уколы» языком в щёки, поводите по  нёбу, вытягивайте язык, пощелкайте им.

№ 3. Разминка для челюсти: возьмите себя двумя руками за нижнюю челюсть и откройте ее несколько раз, без усилий, не резко, только при помощи рук – это упражнение помогает снять напряжение с подчелюстных мышц.
.
Упражнение 29. Развитие артикуляционного аппарата № 1. Чтение вслух, оно помогает правильно расставлять акценты, делать нужные

Слайд 87№ 4. Разминка для щек: надуть  щеки, «покатать» воздух внутри рта,

потом сбросить напряжение сделав «тпруу».

№ 5. Чтобы речь была четкой и легкой, разрабатывайте губы: вытягивайте «трубочкой» и вращайте по кругу в обе стороны, произносите «ути – ути», вытягивайте трубочкой и захватывайте ими воздух, шлепайте расслабленными губами «пя-пя-пя» и собирайте их на «п-б-п-б», натягивайте губы на зубы.

№ 6. Исходное положение — сидя или стоя. Спина прямая, поза свободная, лицо спокойное. Не двигая головой, «нарисуйте» носом яблоко, ананас, дерево. То же самое повторите губами, затем — глазами, бровями. «Рисуйте» разные картины всеми подвижными частями лица.

№ 4. Разминка для щек: надуть  щеки, «покатать» воздух внутри рта, потом сбросить напряжение сделав «тпруу».№ 5.

Слайд 88Упражнение 30.
Определите, какие нормы нарушены в приведенных предложениях. Исправьте предложения.



Историк объективно описывает ихние нравы.
Были приняты все мероприятия для поражения врага.
Горожане строили укрепления, защищавшим себя от врага.
Большое внимание в войсках отводится боевой подготовке солдат, именно это занимает большинство времени.
Хочу подчеркнуть о том, что сейчас особенно важно.
Наши намерения заключить этот договор и подписать итоговый документ искренни.
Хозяева делали все, чтобы облегчить жизнь своим холопам.
Ветераны-то в основном люди изрядного возраста.
Эта борьба ведется под тезисом защиты прав человека.
Упражнение 30. Определите, какие нормы нарушены в приведенных предложениях. Исправьте предложения. Историк объективно описывает ихние нравы. Были

Слайд 89Какие синтаксические нормы нарушены?
Определите и исправьте ошибки.

Общаясь с детьми, речь

учителя не должна быть слишком громкой или слишком тихой. Придя в институт, занятия по культуре речи помогли мне. Показали народ по телевизору, который был в Караганде. Внушать о том детям не нужно. Учитель должен всегда следить о своей внешности. Здесь хотелось бы привести пример об отношениях учеников к нам. Необходимо придерживаться в поведении этим нормам.

Упражнение 31.

Какие синтаксические нормы нарушены? Определите и исправьте ошибки.Общаясь с детьми, речь учителя не должна быть слишком громкой

Слайд 90Прочтите предложения, употребляя числительные и глаголы в нужной форме.

В середине XVI

в. в Нидерландах проживал.. 3 миллиона человек, насчитывалось около 300 городов и 6500 сел. Весь путь до Реймса в 300 км армия прошла за две недели. Около 630 года большинство арабских племен принял.. ислам и признал.. власть Мухаммеда. Тиберий предложил принять новый закон, по которому одна римская семья могла пользоваться не более чем 250 гектарами земли. В римской армии был.. около 80 тысяч пехоты и 6 тысяч конницы, а в карфагенской — около 40 тысяч пехоты и 10 тысяч конницы. При Ярославе Мудром в Киеве уже числилось около 4000 церквей.

Упражнение 32.

Прочтите предложения, употребляя числительные и глаголы в нужной форме.В середине XVI в. в Нидерландах проживал.. 3 миллиона

Слайд 91Рефлексия
https://www.youtube.com/watch?v=YgEB_ZB3PPY

Рефлексияhttps://www.youtube.com/watch?v=YgEB_ZB3PPY

Слайд 92 ТРЕНИРУЙТЕ ДИКЦИЮ. ТРЕНИРУЙТЕ ДЫХАНИЕ. ТРЕНИРУЙТЕ ТЕМП РЕЧИ. УЛУЧШАЙТЕ ТЕМБР. УСПЕХОВ ВАМ!

ТРЕНИРУЙТЕ ДИКЦИЮ.  ТРЕНИРУЙТЕ ДЫХАНИЕ.  ТРЕНИРУЙТЕ ТЕМП РЕЧИ.  УЛУЧШАЙТЕ ТЕМБР.  УСПЕХОВ ВАМ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть