Слайд 1ТЕХНИКА РЕЧИ КАК КОМПОНЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
к.п.н., профессор Смолькина Татьяна Петровна
Слайд 2ПЛАН
Понятие техники речи.
Функции речи педагога.
Речевой голос.
Дыхание.
Дикция и интонация.
Упражнения для развития
правильной речи, дикции и диафрагмального дыхания
Слайд 3ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЙ (лекция+семинар):
Изучить теоретическую основу техники речи и с помощью практических
упражнений начать
развивать правильные речевые навыки, отрабатывать дикцию и дыхание.
Слайд 4ГОСТЬ-ЭКСПЕРТ НА ЗАНЯТИИ
САМСОНОВ
ОЛЕГ ВАСИЛЬЕВИЧ
Образование: Карагандинский колледж искусств, артист театра
музыкальной комедии; Техника «Трансцендентальная Медитация»; Открытый университет Махариши - Курс «Наука Созидательного Разума»; он-лайн курс «Код Успеха» - школа бизнеса и личностного развития Алекса Яновского.
Слайд 6Опросник
Вам не нравится собственный голос или иногда не нравится?
У вас солидная
(юная) внешность, но голос звучит слишком молодо (по-взрослому)?
Вам приходится объяснять слушателям, что вы являетесь лектором (педагогом, учителем), потому что по вашей речи этого не скажешь?
Вы боитесь публичных выступлений и больших аудиторий?
У ваших слушателей через некоторое время начинает блуждать взгляд, поскольку ваша речь не увлекает слушателя?
Люди обращают внимание на то, что вы часто, возможно бессознательно, повторяете отдельные звуки, словечки или фразы, вроде, "мм", "гм", "ну", "как бы", "так", "значит", "типа" , "чисто" и т.д.?
Слушатели часто просят повторить Вас только что сказанные слова или, например, медленнее произнести предложение?
У вас устаёт горло после десятиминутного выступления?
Вы теряете контроль над голосом в конце длинного предложения?
Вам не хватает дыхания, когда Вы произносите длинное предложение?
У вас есть акцент или дефект речи?
Слайд 7Пословицы:
Пулей попадешь в одного, а словом попадешь - в тысячу.
Ветер
горы разрушает, слово народы поднимает.
«Мы должны стремиться не к тому, чтобы нас всякий понимал, а к тому,
чтобы нас нельзя было не понять.»
Вергилий
«Не знаю ничего прекраснее, чем умение силою слова приковывать к себе толпу слушателей, привлекать их расположение,
направлять их волю куда хочешь
и отвращать её откуда хочешь.»
Марк Туллий Цицерон
Слайд 8«…ни один воспитатель не может быть хорошим воспитателем, не может работать,
если у него не поставлен голос, он не умеет разговаривать с ребенком, и не знает, в каких случаях что и как надо говорить».
A.C Макаренко
Слайд 9К речи педагога предъявляются и общекультурные, и профессиональные, педагогические требования, т.к.
учитель несет ответственность и за содержание, и за последствия своей речи, как устной, так и письменной.
РЕЧЬ ПЕДАГОГА РАССМАТРИВАЕТСЯ КАК ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА.
Слайд 10КУЛЬТУРА и ТЕХНИКА РЕЧИ - это
***
… умение правильно говорить и писать,
а также употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения.
/А. Г. Стульцев/
***
… умение четко и ясно выражать свои мысли, умение говорить грамотно, привлекать внимание аудитории не только содержанием своей речи,
но и эмоциональным воздействием на слушателей.
/Педагогический словарь/
***
… владение нормами устного и письменного литературного языка, правилами произношения, ударения, грамматики и др., а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.
/Л.И.Скворцов/
Слайд 11ТЕХНИКА РЕЧИ -
всеобъемлющее понятие, включающее в себя дикцию, дыхание, постановку
голоса, орфоэпию (от греч. orthos – правильный; epos – речь; правильное произношение в соответствии с нормами произношения в литературном языке), логико-интонационные особенности устной речи,
это обязательное и необходимое качество, которое помогает донести педагогу до ученика свои мысли, помогает воплотить в словах свои идеи.
Слайд 12Требования к коммуникативным свойствам речи педагога обусловлены прежде всего ее педагогическими
функциями.
1 функция – передача знаний.
Часто знания закрепляются в памяти благодаря именно педагогической речи: сохраняется интонация, запоминается эмоциональное отношение педагога к сообщаемому.
2 функция – обеспечение эффективной учебной деятельности.
Педагогическая речь должна обеспечивать эффективное учебное слушание. Педагогу нужно продумать и содержание, и темп, и ритм, и доступность, и логику речи.
3 функция – обеспечение продуктивных взаимоотношений между учителем и учащимися.
Сотрудничество между педагогом и воспитанниками важно, т.к. педагогический успех определяется характером человеческих отношений, сложившихся между учителем и учениками.
Слайд 13Речь педагога характеризуется:
содержательностью (объем выраженных мыслей, зависящий от подготовленности учителя),
понятностью
(избирательный отбор материала, доступного ученикам),
выразительностью (эмоциональная насыщенность, обеспечивающаяся интонацией и смысловыми акцентами),
действенностью (влияние на мысли, чувства, поведение слушателей с учетом их индивидуальных особенностей).
Слайд 14ПРАВИЛЬНОСТЬ РЕЧИ.
Обеспечивается соответствием речевым нормам современного русского литературного языка, точностью
словоупотребления.
Предложения должны быть построены синтаксически правильно, что ускоряет усвоение услышанного.
Слайд 15aвгуcтoвcкий
балoвать, балoванный, балoватьcя, балoвcтвo
бoмбардирoвать
бoчкoвый, бoчкoвое
виза, визовый режим (не визовой)
девичий, девичья
деньги,
деньгам, деньгами, o деньгах
договор, договоры, договорный
жалюзи
звoнит, звoнишь, звонят
кулинария
лoсось и лосось
маркетинг, маркетинговый
oбнял
oткупoрить
плoмбирoвать, плoмбированный
разрежённый
рододендрон
cвёкла
тапки, одна тапка, в одной тапке - жен. род (тапка — она !!!)
юрисконсульт
Слайд 16БОГАТСТВО РЕЧИ
Умение доходчиво и в то же время ярко и впечатляюще
выразить любую мысль.
Богатство речи определяется прежде всего активным и пассивным словарным и фразеологическим запасом человека, а также стилистической гибкостью при пользовании этим запасом
Слайд 17КРАТКОСТЬ И ЛАКОНИЧНОСТЬ
Умение освободить речь от лишних слов, от «воды».
Ненужные
слова, слова-паразиты, небрежные формулировки, неоправданные повторения и отступления засоряют речь, лишают ее живости и естественности
Слайд 18ЯСНОСТЬ И ТОЧНОСТЬ
Умение найти словесную форму, доступную для учеников.
Это свойство
зависит от того, насколько педагог знает учеников, уровень их развития, особенности восприятия и мышления.
Простота и ясность - не столько плод импровизации, сколько результат большого труда педагога.
Слайд 19ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ
Необходимый рабочий элемент речи педагога.
Цель работы учителя - наилучшим образом
воздействовать на учеников, с тем, чтобы материал был понят и усвоен учениками.
Заставляет думать и стимулирует определенные эмоции учащихся.
Слайд 20ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ
Слова в переносном значении,
Метафоры
Сравнения,
Гиперболы,
Аллегории,
Фразеологические
обороты,
Крылатые слова,
Пословицы и поговорки
Слайд 21Вывод 1.
РЕЧЬ ПЕДАГОГА ПРИЗВАНА ОБЕСПЕЧИТЬ:
продуктивное взаимодействие между педагогом и учениками;
положительное
воздействие учителя на сознание, чувства учеников с целью формирования и коррекции их убеждений и мотивов деятельности;
полноценное восприятие, осознание и закрепление знаний в процессе обучения;
рациональную организацию учебной и практической деятельности учащихся.
Слайд 22Что такое техника речи?
Каким путем можно добиться совершенной техники речи?
Что
нужно сделать для развития речи, для возможности общения в педагогическом процессе?
СЛОВО ЭКСПЕРТУ
Слайд 23Вспомните, пожалуйста, следующие ситуации:
- когда Вы повышаете голос в разговоре?
-
когда Вы ускоряете темп речи?
- когда Ваш голос становится тихим и слабым?
Проанализируйте, от чего это происходит.
Слайд 24
это набор практических навыков в
области дыхания, постановки голоса дикции, артикуляции
доведенных до автоматических навыков, обеспечивающих эффективность осуществления
речевого воздействия на собеседника.
ТЕХНИКА РЕЧИ
Слайд 25ГОЛОС — СПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ИЗДАВАТЬ ЗВУКИ ПРИ РАЗГОВОРЕ.
Голосообразование происходит путём выдыхания
воздуха из легких через рот и нос, при этом голосовые складки вибрируют и создают звуковые колебания в проходящем через них воздухе.
Слайд 26СВОЙСТВА ГОЛОСА
Сила- зависит от напряжения, с которым выдыхается воздух, силы
смыкания и амплитуды голосовых связок, развития резонаторных полостей; определяется размахом, или амплитудой колебания голосовых связок.
Тембр- обусловлен анатомическими особенностями гортани. В образовании тембра участвуют мягкое небо, губы, щеки, язык, нижняя челюсть и гортань.
Высота - зависит от частоты колебаний голосовых связок в секунду, получивших импульс от центральной нервной системы. Чем больше число колебаний, тем выше голос, и наоборот.
Диапазон - зависит от количества речевых тонов.
Слайд 27Основные качества речевого голоса
Звучность (не путать с громкостью). Это понятие субъективное,
связанное с индивидуальным восприятием голоса. Звучность предполагает достаточное восприятие в любой аудитории. При усилении и ослаблении звучный голос не вызывает у слушателей затруднения в восприятии, даже шепот может услышать каждый слушатель.
Подвижность, гибкость (регистровый диапазон). Во многом именно им определяется богатство голоса. Чем шире голосовой диапазон (от самого низкого до самого высокого звука), тем ярче голос.
Полётность звука. Способность голоса «лететь» вдаль, выделяясь на фоне других, но не смешиваясь и не теряясь в них.
Тембр. Тембр дан человеку от природы, это его индивидуальная голосовая окраска.
Чистота голоса. Отсутствие в нем хриплости, гнусавости, придыхания.
Выносливость . Малая утомляемость, позволяющая голосу выдерживать значительные нагрузки.
Слайд 28Голос не должен вызывать неприятных ощущений, а должен обладать благозвучностью.
Педагог должен
уметь изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения.
Педагогу необходимо уметь управлять своим голосом в общении с другими людьми, говорить не для себя, а для слушателей.
С помощью голоса педагог должен уметь внушить слушателям определенные требования и добиться их выполнения.
Голос педагога должен быть достаточно вынослив.
Требования к речевому голосу:
Слайд 29Различают голоса
сильные — слабые,
высокие — низкие,
чистые — нечистые,
звонкие — глухие,
визжащие — ворчащие
и т.д.
Слайд 30Характеристики хорошей постановки голоса
приятный,
вибрирующий,
спокойный,
хорошо модулированный,
низкого тембра,
доверительный,
управляемый,
теплый,
мелодичный,
заботливый,
уверенный,
дружеский,
окрашенный интонацией,
выразительный,
естественный,
богатый,
наполненный,
звучный,
доброжелательный.
Слайд 31Правильный (хороший для восприятия) речевой голос отличается гибкостью, подвижностью, эластичностью, звучностью,
полётностью, чистотой.
Первый этап работы над речевым голосом — работа с дыханием, снятие избыточного мышечного напряжения в голосовом аппарате, освобождение фонационных путей.
Второй — развитие артикуляционного аппарата и тренировка дикции.
ВЫВОД 2.
Слайд 32Дыхание представляет собой основу, базу речеобразования, ведь для образования звуков необходим
воздух, который, в момент выдоха выталкиваясь из легких, озвучивается голосом.
Первым компонентом речевой техники является ФОНАЦИОННОЕ (ЗВУКОВОЕ) ДЫХАНИЕ
Слайд 33ДЫХАНИЕ
Дыхание лежит в основе речи, так как звуки речи образуются именно
при выдохе.
Во время публичного выступления (монолога), в отличие от обычных ситуаций, вдох и выдох не равны: выдох гораздо длиннее вдоха.
После короткого и интенсивного вдоха следует пауза, напрягаются брюшные и грудные мышцы для удержания воздуха в легких, а затем происходит длинный выдох, проходящий через голосовые мышцы и образующий звуки нашей речи.
Слайд 34Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо-
и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.
Слайд 35непроизвольное: вдох — выдох — пауза;
произвольное, фонационное (звукообразовательное): вдох —
пауза — выдох.
Сила и продолжительность звука зависит от объема выдыхаемого воздуха.
Активность речевого дыхания обеспечивает плавное звучание голоса.
Дыхание бывает….
Слайд 36ключичное (плечевое),
грудное (реберное),
диафрагмальное (диафрагменное, брюшное),
реберно-диафрагмальное.
Последний тип дыхания называют
правильным, или поставленным, так как оно помогает наилучшим образом и незаметно для окружающих реализовать работу голоса. Правильное дыхание — это дыхание свободное (лишенное напряжения), глубокое, частое (но не учащенное), незаметное, автоматически подчиненное воле говорящего.
ВИДЫ ДЫХАНИЯ:
Слайд 37ДИАФРАГМАЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ
«Правильное » дыхание, при котором во вдыхании воздуха участвует весь
объем легких и голос формируется и идет как бы «изнутри», от диафрагмы, а не от верхних дыхательных путей.
Речевое дыхание называется фонационным (от греч. phono – звук)
.
Слайд 38ФОНАЦИОННОЕ ДЫХАНИЕ
Речь и чтение требуют большего количества воздуха, экономного его расходования
и своевременного его возобновления.
Последовательность дыхания : короткий вдох - пауза, а затем длинный звуковой выдох. (10)
Слайд 39Особенность фонационного дыхания — распределение воздуха, т.е. умение распределять весь объем
выдыхаемого воздуха на приблизительно равномерные порции.
Владение этим умением освободит от необходимости увеличивать объем, постоянно добирая воздух, и поможет экономичнее и рациональнее использовать уже имеющийся.
Слайд 40ТРЕНИРОВКА ВЫДОХА
Организация выдоха имеет первостепенное значение для постановки речевого
дыхания и голоса, для их развития и совершенствования.
Конечной целью тренировки речевого дыхания является тренировка длинного выдоха, тренировка умения рационально расходовать запас воздуха во время речи
Слайд 41Необходимое умение для фонационного дыхания — добирать воздух в процессе речи
(незаметно для слушателя в каждой удобной для говорящего паузе).
Не следует задерживать дыхание в паузах, а также расходовать в процессе речи весь набранный воздух, чтобы не захлебнуться.
«ДОБОР ВОЗДУХА» В ПРОЦЕССЕ РЕЧИ
Слайд 42Фонационное дыхание играет очень важную роль в технике речи. Для постановки
и совершенствования дыхания существуют специальные упражнения.
Подготовительный этап разработки фонационного дыхания - физические упражнения для выработки активного реберно-диафрагменного дыхания или дыхательная гимнастика.
Вывод 3.
Слайд 43Хорошая, четкая дикция напрямую зависит от того, насколько развит и насколько
хорошо работает ваш артикуляционный аппарат.
Третий компонентом речевой техники - дикция.
Слайд 44Дикция.
Способность отчетливо произносить звуки, слоги и слова.
Чистота звучания речи зависит
от правильной и активной работы артикуляционного аппарата.
Дикцию можно сравнить с почерком: текст, написанный человеком с плохим почерком сложно читать, а речь, произнесенную человеком с плохой дикцией – сложно слушать, воспринимать.
Слайд 45Дикция — это широкое понятие, которое включает в себя три основных показателя:
правильность
артикуляции,
степень ее отчетливости
манеру выговаривать слова
Значение дикции для устной речи можно сравнить со значением красивого почерка для письменной.
Слайд 46ИНТОНАЦИЯ
Это эмоционально-экспрессивная окрашенность голоса, способствующая выражению в речи говорящего его чувств
и намерений.
Интонация тесно связана с собственно голосовыми характеристиками и создается с помощью таких средств произнесения речи, как увеличение или ослабление силы голоса, паузы, убыстрение или замедление темпа речи, протягивание звуков или ударение на определенные звуки.
С помощью интонации можно выразить основные коммуникативные намерения: утверждение, вопрос, восклицание, побуждение.
Слайд 47Органы, непосредственно участвующие в образовании звуков речи, называются артикуляторными органами.
Активные
органы:
губы, язык (его кончик, передняя, средняя и задняя часть спинки, корень),
мягкое небо,
маленький язычок (uvula),
задняя стенка глотки.
Пассивные органы
зубы,
альвеолы,
твердое небо.
Пассивные органы неподвижные и являются лишь точкой опоры
АРТИКУЛЯЦИЯ – работа органов речи по воспроизведению звуков.
Слайд 48это такие движения органов артикуляции, которые соответствуют нужному месту и способу
образования звука;
этот показатель свидетельствует о том, насколько хорошо человек усвоил необходимые артикуляторные движения.
Правильность артикуляции -
Слайд 49вялость губ,
зажатость челюстей (речь сквозь зубы),
склонность передней части языка к сужению
- призубность произнесения,
малоподвижность мягкого нёба, общая небрежность.
Наиболее распространенные недостатки артикуляции, отрицательно влияющие на отчетливость произнесения:
Слайд 50Выделяются следующие недостатки речи, которые можно отнести к манере произношения.
Они
не являются языковыми.
1. Эканье — вставка паразитических звуков типа [э], [м:] и т.п. в паузах между фразами или словами, часто как знак размышления или колебания.
2. Продление гласных и иногда согласных в конце фразы также как знак раздумья или колебания. Чаще всего продляются гласные в союзах что, и, в словах-паразитах ну, вот, в некоторых предлогах, в слове это.
3. Шумные вздохи (вдох и выдох) перед началом фразы. Они также неуместны и нежелательны с точки зрения речевой этики в официальной обстановке.
Слайд 51 4. Чмоканье — шумное «отлипание» средней части спинки языка от неба и боков
языка от щек. Чмоканье обычно заполняет часть паузы, необходимой для обдумывания, а в спонтанной речи — также для выбора. Оно меньше контролируется говорящим, чем эканье или шумные вздохи. Слабое чмоканье — смачивание полости рта, сглатывание — физиологически свойственно всем и производится машинально. Чмоканье неприятно для слушателя, важно уметь контролировать этот процесс.
5. Назализация — произнесение в нос конечных гласных в словах. Это происходит из-за небрежного, преждевременного опускания мягкого неба (и язычка) еще до окончания фразы.
6. Эмканье — смыкание губ в конце слов, когда гласный еще звучит (в городе[м], девушки[м] и т.п.). Это также результат речевой небрежности, которую следует преодолевать.
Слайд 52ТЕМП РЕЧИ
Умение варьировать, при необходимости,
скорость произнесения слов и фраз
.
Темп речи очень сильно связан со свойствами личности и поэтому зачастую с трудом поддается корректировке.
Слайд 53ГИГИЕНА ГОЛОСОВОГО АППАРАТА И
ОБЩАЯ ГИГИЕНА ПЕДАГОГА
Для того чтобы речевой голос
всегда был в хорошей форме, педагог должен соблюдать определенный режим и строгие гигиенические условия.
1.Укрепление нервной системы. Правильный режим сна: очень важно, чтобы сон был спокойным и глубоким и педагог просыпался отдохнувшим (следует помнить, что частой причиной неврозов является недосыпание, а невроз отрицательно влияет на голосовой аппарат).
2. Борьба с простудными заболеваниями путем закаливания должна занять в быту учителя одно из первых мест.
Слайд 54♦ полоскание горла, сначала комнатной, а потом холодной подсоленной водой по
нескольку раз в день — это закаливает носоглотку; полезно и обмывание шеи холодной водой (сначала также комнатной);
♦ умывание лица холодной водой с последующим растиранием по типу косметического массажа кожи.
Для педагога должна быть обязательной утренняя гимнастика. Подбирать упражнения следует с учетом работы мышц брюшного пресса, спинных мышц. Проведение упражнений утренней гимнастики следует сочетать с упражнениями, рекомендуемыми для тренировки дыхательного и голосового аппарата.
После проведения утренней гимнастики следует обязательно провести носовую дыхательную гимнастику: 10–15 вдохов и выдохов через каждую ноздрю с закрытым ртом.
Закаливание речеголосового аппарата:
Слайд 56Упражнение 1. Прочитайте эмоционально и четко артикулируя произведение Оскара Уайльда "Соловей
и роза"
Между тем соловей сидел на дубу и ждал, когда взойдёт луна. С её восходом он снялся и полетел к розовому кусту. Прижавшись грудью к острому шипу, он запел...
По мере того как одна песня сменяла другую, острый шип все больше и больше вонзался в грудь соловья, переливая его кровь в розовый куст. И всю ночь холодная серебряная луна слушала песни соловья.
А над шипом зацветала прекрасная роза; с каждой песней она развертывала по лепестку. Сначала роза была бледна, как туманная утренняя заря.
Но с проблесками рассвета она стала принимать нежно-розовую окраску.
— Прижимайся крепче, птичка, — сказал куст соловью,—иначе роза не расцветёт с наступлением дня...
Соловей стал крепче жаться к шипу и еще звонче начал петь, восхваляя нежную любовь молодости.
(продолжение на след.слайде)
Слайд 57 На лепестках розы появился лёгкий нежный румянец; но роза еще не
окрасилась пурпуром, потому что шип не коснулся пока сердца соловья.
— Ближе, крепче прижмись, иначе роза не расцветет до утра!— потребовал опять куст.
Соловей крепче прильнул к шипу, и шип коснулся его сердца. Острая боль зажглась в нем. Но ещё звучнее стала песнь соловья. Он пел о вечной, бессмертной любви, которая не боится даже и смерти.
И вдруг... роза зарделась и расцвела, как пурпурная заря востока. Её лепестки стали подобны рубину. Но что же с соловьем? Его голос вдруг ослабел, глаза затуманились, крылышки затрепетали... Он издал последний слабый звук... Казалось, что бледная луна позабыла о рассвете и застыла...
— Гляди, гляди,— закричало соловью деревцо,— ведь роза расцвела!
Но соловей уже не слыхал этого восклицания: он был мертв и лежал бездыханным на траве.
…окончание Оскар Уайльд «Соловей и роза»
Слайд 58Упражнение 2.«Вопросы-Ответы»
На этом упражнении осознается наличие в голосе двух режимов гортани:
грудного и фальцетного. Соответствие нефальцетного и фальцетного.
Исходное положение такое же. Рот открыт на максимум и пальцы контролируют мягкость щек. На этом упражнении мы проверяем регистровый порог. Основной элемент - скользящая восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из одного регистра в другой.
О? У И? Ы У? Э Ы? Е
Э? А Е? Ю А? И Ю? О
Слайд 59Упражнение 3. Произнесите следующие фразы с различной интонацией, выделяя отдельные слова.
Все слова фразы произносите слитно, спокойно, не роняйте концы фраз.
Вся фраза до конца должна быть хорошо озвучена.
1. Мимозы Мила маме купила?
2. Мимозы Мила маме купила.
3. Мимозы Мила маме купила?
4. Мимозы Мила маме купила.
5. Мимозы Мила маме купила?
6. Мимозы Мила маме купила.
7. Мимозы Мила маме купила?
8. Мимозы Мила маме купила!
Слайд 60Упражнение 4. Прочитайте стихотворение М.Ю.Лермонтова постепенно ПОВЫШАЯ интонацию на каждой последующей
строке:
8. Отдохнешь и ты.
7. Подожди немного
6. Не дрожат листы
5. Не пылит дорога,
4. Полны свежей мглой;
3. Тихие долины
2. Спят во тьме ночной
1. Горные вершины
Слайд 61Прочитайте стихотворение М.Ю.Лермонтова постепенно ПОНИЖАЯ интонацию на каждой последующей строке:
1.
Горные вершины
2. Спят во тьме ночной
3. Тихие долины
4. Полны свежей мглой;
5. Не пылит дорога,
6. Не дрожат листы
7. Подожди немного
8. Отдохнешь и ты.
Слайд 62Упражнение 5. «Сделаешь, по-моему»
Сообщаете. Речь звучит свободно Яблоко Алле.
Предупреждаете с угрозой
Яблоко Алле.
Приказываете Яблоко Алле!
Напоминаете Ландыши Ларе.
Предупреждаете Ландыши Ларе.
Торжественно Ландыши Ларе!
Приказываете Ландыши Ларе!
Следите за тем, чтобы не было слишком больших интервалов в повышении. Рассчитывайте силовые возможности голоса. остерегайтесь срывов на верхних тонах.
Слайд 63Упражнение 6. «Чудо лесенка»
Что бы не забывать об «опоре» при работе
над диапазоном голоса, полезно повышая строку стихотворения, говорить текст чётко, по слогам, подбрасывая их вверх – в головной резонатор, как бы слегка «подлаивая». Так можно ощущать опору звука на каждом произносимом слоге:
( низкий тон ) - чу-до-ле-сен-кой-ша-га-ю,
( выше) - вы-со-ту-я-на-би-ра-ю;
( выше) - шаг-на-го-ры,
( ещё выше) - шаг-на-ту-чи…
( выше) - а-под-ъём-всё-вы-ше-кру-че…
( выше) - не-ро-бею-петь-хо-чу,
(самый высокий тон) - пря-мо-к-солн-цу-я-ле-чу!
Рассчитайте свой диапазон. Интервалы очень маленькие. Едва уловимые человеческим слухом! Хватило голоса? Нет! Ещё раз попробуйте. Ещё больше сдерживайте голос и его стремление вверх! Постепенность, повышения, понижения голоса – важная краска в арсенале
выразительных средств речи.
Слайд 64Упражнение 7. «Со скакалкой»
Со скакалкой я скачу.
Научиться я хочу,
Так владеть дыханьем,
чтобы
Звук
держать оно могло бы.
Глубоко, ритмично было
И меня не подводило.
Я скачу без передышки,
И не чувствую одышки.
Голос звучен, льётся ровно
И не прыгаю я словно.
Раз – два! Раз – два!
Раз – два! Раз.
Можно прыгать
целый час!...
Отрывок читайте вслух, скандируя по слогам, в ритме человека прыгающего со скакалкой. Можно слегка подпрыгивать.
Не торопитесь! Успевайте добирать дыхание, следите за его равномерностью. Не «разваливайте» гласные звуки, они должны быть сфокусированы на кончиках губ.
Слайд 65
Упражнение 8.
Произнесите по очереди звуки, внимательно прислушиваясь к ощущениям в
теле.
Звук ИИИИИ – вызывает колебания в голове
Звук ЭЭЭЭЭ – в головном мозге
Звук ААААА – в голове
Звук ООООО – в диафрагме
Звук УУУУУ – в гортани
Слайд 66Упражнение 9.
Сделав короткий вдох, на выдохе (спокойном, плавном) нужно произнести
пары звуков. Таким образом, чтобы один звук четко, но плавно переходил в другой.
ААААОООО
ООООУУУУ
УУУУИИИИ
ИИИИЭЭЭЭ
ЭЭЭЭАААА
ЫЫЫЫАААА
Слайд 67Упражнение 10.
Произнесите по очереди сочетания согласных с гласными звуками
А Е
Ё И О У Ы Э Ю Я
Б В Г Д Ж З К Л М Н
П Р С Т Ф Х Ц Ч Ш Щ
НАПРИМЕР:
БА, ВА, ГА, ДА, ЖА, ЗА, КА, ЛА, МА, НА,
ПА, РА, СА, ТА, ФА, ХА, ЦА, ЧА, ША, ЩА
Слайд 68Упражнение 11.
Произнесите по очереди сочетания согласных с гласными звуками
Б В
Г Д Ж З К Л М Н
П Р С Т Ф Х Ц Ч Ш Щ
А Е Ё И О У Ы Э Ю Я
НАПРИМЕР:
БА, БЕ, БЁ, БИ, БО, БУ, БЫ, БЭ, БЮ, БЯ
ВА,ВЕ, ВЁ, ВИ, ВО, ВУ, ВЫ, ВЭ, ВЮ, ВЯ и т.д.
Слайд 69 Упражнение 12.
Гимнастика мягкого нёба
Зевание с открытым ртом
Движения языком, собранным
в «лопатку» до мягкого нёба и возвращение к альвеолам
Произношение гласных звуков с позёвываниями
Имитация полоскания горла
Гимнастика губ
Напряжённая улыбка с сомкнутыми зубами и вытягивание губ трубочкой
Различные движения губ с сомкнутыми зубами: вверх-вниз, влево-вправо, круговые
Натягивание губ на зубы и последующая улыбка со скольжением губ по зубам
Подтягивание верхней губы с обнажением верхних зубов, затем нижней губы с обнажением нижних зубов
Фырканье
13.
Гимнастика языка
Вращение языком по кругу в пространстве между губами и зубами и задержка языка под правой и под левой щёками поочерёдно
«Пожёвывание языка»
Похлопывание языка губами
Вытягивание языка вперёд «иголочкой»
Попытки достать языком до подбородка и до носа
Переворачивание языка на разные бока
Удерживание языка у верхнего нёба
Слайд 71Упражнение 14. «Фиксированный выдох»
После спокойного вдоха сделать плавный выдох через рот
, периодически изменяя величину раствора губ. Щеки не надувать.
Распределить длину выдоха на 10-12-15 секунд(мысленный счет).
Произнести гласные,распределяя произнесение на всю длину выдоха.
Слайд 72Упражнение 15. «Свеча»
Возьмите узкую полоску бумаги (шириной 2 см и длиной
7-10 см) и, представив, что это свеча, дуйте на неё. Следите за ровностью выдыхаемого воздуха - она будет ровной, если бумага отклоняется под одним и тем же углом.
Обратите внимание на напряжение мышц диафрагмы и межреберных мышц.
Слайд 73Упражнение 16. «Вежливый поклон»
Подняться на носки, руки в стороны (вдох). Медленно
наклоняться вперёд, по
степенно сводя руки и, прижимая их по восточному к груди. Склоняясь, произнести растянутое на звуке «с» слово «здрасссссссте». Следите за тем, чтобы последний слог «те» прозвучал громко, отчетливо, для чего необходимо сохранять
полноценную порцию воздуха.
Слайд 74Упражнение 17. «Проколотый мяч»
Представьте, что у вас в руках на
уровне груди большой резиновый мяч. Он оказался проколотым. Если на него нажимать, слышно, как из него выходит воздух. Имитируйте его звукоподражательным «сссс...».
Нажимайте на мяч ладонями легко, без усилии, чтобы воздух выходил подольше. Руки сходятся медленно-медленно. Наконец они сошлись, последний воздух активно вышел.
Слайд 75Упражнение 18. «Пильщики»
Группа разбивается на пары. Первый участник берет правой рукой
«пилу» и тянет на себя, имитируя ее звук «зззз...». Затем второй своей правой рукой берет «пилу» на себя, имитируя «сссс...».
Так, по очереди, беря на себя «пилу», тренируются «пильщики».
«Пилить» надо энергично, весело, не задерживая руку, когда партнер берет «пилу» на себя. Дыхание должно быть равномерным и ритмичным.
Слайд 76Упражнение 19. «Лыжник»
Встать в позу бегущего лыжника.
Имитировать движения лыжника, отталкивающегося
палками.
На выдохе произнести са-со-сы-си-су.
Слайд 77Упражнение 20.
Произнесите вслух на одном дыхании
Как на горке на пригорке
жили тридцать три Егорки. Раз Егорка, два Егорка, три Егорка, четыре Егорка, пять Егорка, шесть Егорка, семь Егорка, восемь Егорка, девять Егорка, десять Егорка ….
….. и так далее до тридцать трех.
(можно и больше, пока хватит дыхания)
Слайд 78Упражнение 21 «После грозы»
Закройте глаза. Нарисуйте в своем воображении картину: вы
находитесь в лесу, только что отгремела гроза, прошел дождь, блестят мокрые листья на березах, на траве — серебристые капли... Как хорошо пахнет в лесу. Как легко дышится. Вон ландыши. Сорвите их... Вдохните их запах... Вдыхайте медленно, ровно, глубоко.
Слайд 79Вспомните звуки природного мира и воспроизведите их:
Шелест деревьев: «Шшшшшшш…»
Свист ветра: «Ссссссс…»
Жужжанье
шмеля: «Жжжжжжж…»
Трескотня сороки: «Трр! Трр! Трр!…»
Рокот работающего двигателя: «Ррррррр…»
Карканье вороны: «Карр! Карр! Карр!…»
Звук электрического звонка: «Рьрьрьрьрьрьрь…»
Обратите внимание на работу диафрагмы: ее не следует сильно напрягать. Воздух словно вытекая в природу при шелесте листьев или жужжании шмеля. При рокоте работающего двигателя или звуке электрического звонка напряжение должно усиливаться, а воздух с силой выгоняется. При трескотне сороки, карканье вороны диафрагма активно и энергично двигается, выталкивая рывками воздух.
Упражнение 22. «Имитация природных звуков»
Слайд 80Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Произвести
медленный выдох с сопротивлением в губах, через маленькое отверстие между ними, мысленно читая небольшой текст:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.
2. То же самое — во время ходьбы.
3. То же самое — во время бега на месте.
Упражнение 23.
Слайд 81Поупражняйтесь в модуляциях своего голоса по высоте тона. Произнесите пары слов
— предложений с повествовательной и вопросительной интонацией (повторите каждую пару несколько раз, прислушиваясь к работе ваших голосовых связок).
Там. Там? Вот. Вот? Здесь. Здесь? Иди. Иди?
Тут. Тут? Ты. Ты? Наш. Наш? Он. Он?
Едет. Едет? Их. Их? Идут. Идут?
Разыщут. Разыщут?
Упражнение 24.
Слайд 82Поупражняйтесь в модуляциях своего голоса по силе, высоте тона.
Прочитайте загадку следующим
образом:
а) так, чтобы слышал вас только товарищ по парте;
б) так, чтобы слышали вас сидящие за второй от вас партой;
в) так, чтобы слышали вас все, присутствующие в комнате;
г) так, чтобы слышали вас в следующей комнате.
Бежала лиска около леса близко, ни стежки, ни дорожки, только золотые ножки.
(Солнце)
Упражнение 25
Слайд 83Упражнение 26.
Произнесите предложения с логическим ударением на слове «Толя», следя за
тем, как повышается ваш голос на ударном звуке о в слове «Толя» (высота тона условно отмечена цифрами 1, 2, 3, 4, 5).
1. Толя приехал.
2. Кто приехал? Толя?
3. Толя приехал?
4. Кто же приехал? — Да Толя же.
5. Ба! Толя! Да ты ли это?
Слайд 84Упражнение 27.
Прочитать строки колыбельной песни, как бы укачивая засыпающего ребенка:
Спи, младенец
мой прекрасный, (не очень громко)
Баюшки-баю,
Тихо смотрит месяц ясный (тише)
В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки, (еще тише)
Песенку спою,
Ты ж дремли, закрывши глазки, (тихо, но не шепотом)
Баюшки-баю.
(М. Лермонтов)
Слайд 85Упражнение 28. «Молоточек»
Забиваем воображаемые гвозди с буквосочетанием БДГ. Выполняя это речевое
упражнение, представим себе, что у нас в руке маленький молоточек, которым мы забиваем воображаемые гвоздики, одновременно с произнесением буквосочетаний:
гбдИ, гбдЭ, гбдА, гбдО, гбдУ, гбдгЫ!
Бдги! Бдгэ! Бдга! Бдго! Бдгу! Бдгы!
Слайд 86 Упражнение 29.
Развитие артикуляционного аппарата
№ 1. Чтение вслух, оно
помогает правильно расставлять акценты, делать нужные ударения и интонации.
№ 2. Для чистого формирования звуков разрабатывайте язык: «почистите» языком десна, сделайте «уколы» языком в щёки, поводите по нёбу, вытягивайте язык, пощелкайте им.
№ 3. Разминка для челюсти: возьмите себя двумя руками за нижнюю челюсть и откройте ее несколько раз, без усилий, не резко, только при помощи рук – это упражнение помогает снять напряжение с подчелюстных мышц.
.
Слайд 87№ 4. Разминка для щек: надуть щеки, «покатать» воздух внутри рта,
потом сбросить напряжение сделав «тпруу».
№ 5. Чтобы речь была четкой и легкой, разрабатывайте губы: вытягивайте «трубочкой» и вращайте по кругу в обе стороны, произносите «ути – ути», вытягивайте трубочкой и захватывайте ими воздух, шлепайте расслабленными губами «пя-пя-пя» и собирайте их на «п-б-п-б», натягивайте губы на зубы.
№ 6. Исходное положение — сидя или стоя. Спина прямая, поза свободная, лицо спокойное. Не двигая головой, «нарисуйте» носом яблоко, ананас, дерево. То же самое повторите губами, затем — глазами, бровями. «Рисуйте» разные картины всеми подвижными частями лица.
Слайд 88Упражнение 30.
Определите, какие нормы нарушены в приведенных предложениях. Исправьте предложения.
Историк объективно описывает ихние нравы.
Были приняты все мероприятия для поражения врага.
Горожане строили укрепления, защищавшим себя от врага.
Большое внимание в войсках отводится боевой подготовке солдат, именно это занимает большинство времени.
Хочу подчеркнуть о том, что сейчас особенно важно.
Наши намерения заключить этот договор и подписать итоговый документ искренни.
Хозяева делали все, чтобы облегчить жизнь своим холопам.
Ветераны-то в основном люди изрядного возраста.
Эта борьба ведется под тезисом защиты прав человека.
Слайд 89Какие синтаксические нормы нарушены?
Определите и исправьте ошибки.
Общаясь с детьми, речь
учителя не должна быть слишком громкой или слишком тихой. Придя в институт, занятия по культуре речи помогли мне. Показали народ по телевизору, который был в Караганде. Внушать о том детям не нужно. Учитель должен всегда следить о своей внешности. Здесь хотелось бы привести пример об отношениях учеников к нам. Необходимо придерживаться в поведении этим нормам.
Упражнение 31.
Слайд 90Прочтите предложения, употребляя числительные и глаголы в нужной форме.
В середине XVI
в. в Нидерландах проживал.. 3 миллиона человек, насчитывалось около 300 городов и 6500 сел. Весь путь до Реймса в 300 км армия прошла за две недели. Около 630 года большинство арабских племен принял.. ислам и признал.. власть Мухаммеда. Тиберий предложил принять новый закон, по которому одна римская семья могла пользоваться не более чем 250 гектарами земли. В римской армии был.. около 80 тысяч пехоты и 6 тысяч конницы, а в карфагенской — около 40 тысяч пехоты и 10 тысяч конницы. При Ярославе Мудром в Киеве уже числилось около 4000 церквей.
Упражнение 32.
Слайд 91Рефлексия
https://www.youtube.com/watch?v=YgEB_ZB3PPY
Слайд 92
ТРЕНИРУЙТЕ ДИКЦИЮ.
ТРЕНИРУЙТЕ ДЫХАНИЕ.
ТРЕНИРУЙТЕ ТЕМП РЕЧИ.
УЛУЧШАЙТЕ ТЕМБР.
УСПЕХОВ ВАМ!