Слайд 1Ступени развития
компетенций учащихся
в УДО
Слайд 2Компетенция – заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке учащегося,
необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Проще говоря, знания в обучении перестают играть главную роль (вызубрил, молодец!). Знания, безусловно, важны, однако главная задача образования – научить учащегося пользоваться этими знаниями для решения различных проблем.
Слайд 3Современное образование требует прежде всего изменения личности самого педагога, готового достигать
ключевых компетенций, толерантности, высокого уровня образованности.
Слайд 41.Учебно - познавательные компетенции:
- ставить цель и организовывать ее достижение, уметь
пояснить свою цель;
- организовывать планирование, анализ, самооценку своей деятельности;
- задавать вопросы к наблюдаемым фактам;
- выступать устно и письменно о результатах своего исследования
2.Коммуникативные компетенции:
- уметь представить себя устно и письменно, заполнять анкету, письмо, поздравление;
- уметь представить свое объединение, группу, Дворец;
- владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо);
- владеть способами совместной деятельности в группе; умениями искать и находить компромиссы;
-готовность жить и уживаться в обществе с людьми иных культур,
Слайд 5 3.Информационные компетенции:
- владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами,
учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, каталогами, словарями;
- самостоятельно искать, извлекать , систематизировать и отбирать необходимую информацию, передавать ее;
- владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, магнитофона, мобильного телефона.
4.Компетенции личностного самосовершенствования. Здоровьесберегающие компетенции:
- владеть способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в непрерывном самопознании, развитии, необходимых современному человеку личностных качеств;
-формировать культуру мышления и поведения;
- иметь опыт ориентации в природной среде ( в лесу, в поле, на водоемах и др.)
-знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы
Слайд 6Реализовать индивидуальные пути формирования компетенций учащегося возможно при понимании педагогом необходимости
перехода к компетентностному подходу.
Слайд 7Компетентностный подход – это формы, способы в образовательном процессе:
-применение
педагогом словесных и наглядных средств;
-разработка и проведение нетрадиционных форм проведения занятий и различных мероприятий;
-организация групповой и индивидуальной работы;
-проведение презентаций проектов, исследований;
-тематическое консультирование;
-проведение для учащихся тематических мастер-классов;
-практические занятия, беседы, лекции, обучение в интерактивной форме;
-использование ИКТ, методов игры, проектов и др.;
-просмотр видеоматериалов, иллюстраций;
-здоровьесберегающие технологии;
-портфолио учащихся;
-поощрение новаторства и творчества;
-создание проблемных ситуаций;
-мозговой штурм;
-опережающее обучение;
-ТРИЗ.
Слайд 8В образовательном пространстве учрежденийдополнительного образования развитие компетенций можно представить как последовательное
достижение учащимся более высокого образовательного уровня, как движение по следующим ступеням:
Слайд 10Современные учреждения дополнительного образования ищут пути достижениея нового качества подготовки учащихся
за счет развития их общих компетенций.
Что мы понимаем под общими компетенциями?
Слайд 11Понятия:
-ключевые компетенции( овладение учащимся определенного набора способов деятельности);
-предметные компетенции(усвоение базовых ЗУНов
по определенным программам);
-общие компетенции - результат деятельности и развития учащегося в процессе усвоения им определенного социального опыта.
Ядро общих компетенций: социализация, адаптация, интеграция, самореализация.
Слайд 12Социализация
Когда человек выступает как объект, воспринимающий, принимающий, усваивающий традиции, нормы, роли,
созданные обществом;
социализация обеспечивает нормальное функционирование индивида в обществе. В ходе социализации осуществляются развитие, формирование и становление личности, в то же время социализация личности является необходимым условием адаптации индивида в обществе
Слайд 13Адаптация
это
-способность к гибкой переориентации содержания;
- адекватное восприятие окружающей действительности и
собственного организма;
- адекватная система отношений и общения с окружающими, способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха;
- изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других;
-постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды.
Слайд 14Интеграция в социум
Процесс упрочение и развитие имеющихся связей человека с социумом,
обеспечивающий его включенность в основные сферы жизнедеятельности: труд, быт, досуг.
Слайд 15Самореализация личности
Стремление индивида проявить себя в обществе и продемонстрировать свои положительные
стороны.
Самореализация это то, к чему стоит стремиться, это развитие самой личности.
Слайд 16Таким образом, ядро общих компетенций образуют адаптация, социализация, интеграция в социум
и самореализация личности.
Слайд 17Наиболее типичные обращения при данных подходах:
-сравни и сопоставь;
-докажи и дополни;
-выдели и
заверши;
-А как ты думаешь? Почему? И другие…
Распространенные фразы, воодушевляющие к размышлению:
-молодец, умница и т.д.
Слайд 18Пожелания педагогу при данном подходе:
1.Четко излагай новый материал.
2.Четко формулируй этапы занятий.
3.Обогащай
формы контроля как средства стимулирования.
4.Занимаясь делом, иди не только от головы, но и активно включай эмоции в любых исканиях.
5.Всех детей называй по имени.
6.Будь тактичен, терпелив и даже ласков.
7.Виртуозно показывай образцы действия.
Слайд 19 Успех развития компетенций зависит от того, будут ли созданы условия,
расширяющие круг заинтересованных и активных субъектов образовательного процесса. Особенно важна организация взаимодействия образовательного учреждения и родителей.
Этот аспект значим, поскольку родители определяют социальный заказ на образовательные услуги. Общение родителей, педагогов и детей создает благоприятные условия для формирования у учащихся компетенций, связанных с решением коммуникативных, социальных, практических проблем в жизни.
Слайд 20Основные задачи развития личности дают возможность определить критерии сформированности общих компетенций
учащихся. К ним относятся
-заинтересованность учащихся в посещении творческого объединения любой направленности;
-создание доброжелательной атмосферы на учебном занятии; -уважительное отношение к мнению каждого;
-умение при разработке проекта работать на индивидуальном или групповом уровнях;
-развитие навыков сотрудничества и сотворчества;
-формирование качеств Человека Культуры: свободной, нравственной, здоровой, практичной, творческой личности.
Слайд 21Работайте с удовольствием –
получайте профессиональный результат!