Слайд 1Средства для восстановления темпо-ритмо-интонационной стороны речи.
Слайд 2Принципы немецкой школы на основании личного опыта были модифицированы М. Е.
Хватцевым.Изложенная им методика, обобщающая практику многих специалистов, как отечественных, так и зарубежных, даже в самых трудных случаях дает положительные результаты, но требует от логопеда высокого мастерства и тонкого знания анатомии и физиологии речевого аппарата, а от больных — напряжения и прилежания. Он рекомендует сложный комплекс упражнений для развития речевого аппарата больного, большое количество механических приемов работы.Трудность этой методики и недостаточная эффективность неоднократно подчеркивались самим автором.«Пройденный в 3—4 месяца курс в особо тяжелых случаях не дает еще вполне чистой (негнусавой) и отчетливой внятной речи: на первых порах, несмотря на проделанную звукосочетательную работу и закрепление отдельных звуков в речи, вновь усвоенные звуки живой речи тормозят и извращают друг друга, часто совсем выпадают и заменяются старыми установками
Слайд 3Методика восстановления темпо-ритмо-интонационной стороны речи по методике Н.А. Чевелевой.
Система преодоления заикания у детей на основе развития у них связной речи, предложенной Н. А. Чевелевой, включает 5 периодов:
I период – пропедевтический.Основная цель – преодоление речевой импульсивности, неорганизованности детей. Как известно, многие заикающиеся дети очень возбудимы, двигательно беспокойны.
II период – сопровождающей или констатирующей речи.В этом периоде используется наиболее простая, доступная заикающимся речь, которая сопровождает их действия или действия логопеда, а также речь, констатирующая видимые предметы, их наглядные признаки, свойства, количество.
III период – завершающей речи или речи по зрительным представлениям.Дети овладевают умением отвечать на вопросы логопеда, пояснять, рассказывать, опираясь лишь на зрительные представления, сохраненные в памяти
Слайд 4IV период – планирующей речи или речи, лишенной зрительной опоры. На
занятиях этого периода используются наиболее сложные формы речи – планирующая, а также развернутые объяснения и рассказы детей, вовсе лишенные какой бы то ни было зрительной опоры. Отвечая на вопросы, детям приходится подробно рассказывать, рассуждать, делать выводы, обобщения. Иными словами – они пользуются контекстной речью.
V период – закрепление навыков связной речи.
Слайд 5Методика восстановления темпо-ритмо-интонационной стороны речи по методике В.И.Селиверстова,Н.А.Власовой.
Данная методика преимущественно
рассчитана для работы с детьми в медицинских учреждениях (в амбулаторных и стационарных условиях) и предполагает модификацию и одновременное использование разных (известных и новых) приёмов обследования.
Автор считает, что работа логопеда всегда должна быть творческой и поэтому в каждом конкретном случае необходим разный подход к детям в поиске наиболее эффективных приемов выявления заикания.
В предложенной автором схеме обследования последовательно выявляется степень самостоятельности речи, ее подготовленности, громкости и ритмичности, структуры, в разной сложности речевых ситуациях, зависящих от обстановки и социального окружения, от видов деятельности ребенка, в процессе которых происходит его речевое общение и развитие.
Слайд 6В зависимости от выявленного уровня (порога) свободной речи и особенностей проявления
заикания в каждом конкретном случае задачи и формы подбираемых речевых упражнений различаются для каждого ребенка.
В основу методик Н. А. Власовой положена разная степень речевой самостоятельности детей. Безусловная заслуга этих авторов состоит в том, что они впервые предложили и использовали поэтапную последовательность речевых упражнений в работе с маленькими детьми, разработали указания к отдельным этапам системы коррекции речи заикающихся дошкольников. На протяжении многих лет предложенная методика является одной из самых популярных в практической работе с заикающимися детьми. В настоящее время логопедами используются многие ее элементы
Слайд 7Методика восстановления темпо-ритмо-интонационной стороны речи по методике А.И.Богомоловой.
Методическая установка на
регулярные упражнения в речи с сопровождающим движением руки является основной, так как без ее выполнения невозможно исправление дефекта. Важную роль в деле контроля за соблюдением данной установки призваны сыграть родители и родственники заикающегося, а в школе – учителя. В комплексном методе движение рук имеет цель: снятие напряжения мышечного тонуса и отвлечение внимания учащегося от речевого акта. Кроме того, движение руки сочетается с плавной слитной речью, имеющей существенные недостатки.
Слайд 8Не менее важным является условие использования хоровой формы упражнений. Решающим преимуществом
хоровой формы упражнений является более полное использование способности учащихся к подражанию. Несомненным качеством этих упражнений являются благоприятные условия для исчезновения у учащихся страха речи. Основное назначение хоровых упражнений — это овладение навыком формируемой речи и механическая тренировка этого навыка.
Основные принципы построения работы по преодолению заикания:
1. Систематичность и последовательность обучения;
2. Прочность создаваемых навыков и знаний;
3. Сознательность и активность учащихся;
4. Роль педагога в процессе обучения.