Слайд 1СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВЫХ И НЕРЕЧЕВЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ДИСЛАЛИИ, ДИЗАРТРИИ И РИНОЛАЛИИ
Подготовила: Маковкина
В.А.
Слайд 2ДИСЛАЛИЯ
нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата.
Нарушения звукопроизношения
определяется как уклонение в произношении звуков в речевом потоке от норм, общепринятых в данной языковой системе.
Обычно страдает произношение согласных и звуков, наиболее сложных по артикуляции (тех, которые позже усваиваются в процессе развития). Гласные и простые согласные звуки нарушаются очень редко.
Слайд 3ДИСЛАЛИЯ
Нарушения звукопроизношения выражаются в следующих формах (или сочетаниях):
1. Пропуск (элизия),
при котором звук не опознается, выпадает. Наблюдается полное отсутствие звука (рыба - ыба).
2. Замена (субституция) звуков, при которой вместо правильного звука произносится звук, сходный по способу образования или по месту артикуляции, парный по глухости/звонкости, твердости/мягкости (рыба - лыба).
3. Смешение звуков, при котором ребенок, умея произносить те или иные звуки, путает их в речи.
4. Искажение звуков, при котором вместо правильного звука произносится звук, которого нет в фонетической системе родного языка.
Слайд 4ДИСЛАЛИЯ
В современных логопедических исследованиях, опирающихся на положения лингвистики, звуковые нарушения подразделяются
на две разноуровневые категории:
1. Замены и смешения звуков квалифицируются как фонологические (Ф. Ф. Pay), или как фонематические (Р. Е. Левина), или как сенсорные (О. А Токарева) дефекты, при которых нарушена система языка.
2. Искажения звуков квалифицируются как антропофонические (Ф. Ф. Pay), или фонетические (Р. Е. Левина), или моторные (О. А Токарева) дефекты, при которых нарушена произносительная норма речи.
Слайд 5ДИСЛАЛИЯ
О. В. Правдина выделяет три уровня нарушенного произношения: неумение правильно
произносить звук или группу звуков;
неправильное произношение их в речи при правильном произношении изолированно или в легких словах;
недостаточное дифференцирование (смешение) двух близких по звучанию или по артикуляции звуков при умении правильно произносить оба звука
Слайд 6ДИЗАРТРИЯ
нарушение произношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате
поражения нервной системы.
При дизартрии ограничена подвижность органов речи (мягкого нёба, языка, губ), из-за чего затруднена артикуляция. У взрослых дизартрия не сопровождается распадом речевой системы: нарушением восприятия речи на слух, чтения, письма. В детском же возрасте дизартрия нередко приводит к нарушению произнесения слов и, как следствие, к нарушению чтения и письма, а иногда к общему недоразвитию речи.
Слайд 7ДИЗАРТРИЯ
Классификация дизартрии по принципу локализации поражения мозговых структур:
Корковая (очаговые
поражения двигательных зон коры мозга, ответсветнные за наиболее тонкую иннервацию речевой мускулатуры и за формирование речевого праксиса)
Подкорковая (экстрапирамидная) (поражение подкоркового ядра, ответсветнные за регуляцию мышечного тонуса и эмоциональную выразительность речи)
Мозжечковая (поражение ядра и проводящие пути мозжечка, ответственные за синхронность (координированность) в работе дыхательного, голосового и артикуляционного аппарата и за эмоциональную выразительность речи)
Псевдобульбарная (поражены проводящие системы, обеспечивающие проведение нервных импульсов от коры головного мозга к ядрам продолговатого мозга)
Бульбарная (поражены ядра периферических двигательных нервов, расположенные в стволе головного мозга)
Слайд 8ДИЗАРТРИЯ
Классификация дизартрии по степени выраженности:
Анартрия – отсутствие речи из-за полного
паралича речедвигательных мышц.
Дизартрия – нечленораздельная речь из-за частичных параличей (парезов) речедвигательных мышц.
Стёртая дизартрия – Менее выраженная форма дизартрии, связанная с «точечным» поражением головного мозга и проявляющаяся в основном в специфических нарушениях произношения отдельных групп звуков.
Слайд 9ДИЗАРТРИЯ
При дизартрии нарушается реализация двигательной программы за счет несформированности операций
внешнего оформления высказывания.
Слайд 10РИНОЛАЛИЯ
- нарушение тембра голоса (гнусавость) и звукопроизношения, образующееся в результате
излишнего или недостаточного в процессе речи резонирования в носовой полости, такое нарушение резонанса происходит от неправильного направления голосовыдыхательной струи вследствие либо органических дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого и твёрдого нёба, либо расстройств мягкого нёба.
Слайд 11РИНОЛАЛИЯ
В зависимости от причины возникновения выделяют органическую (механическую) и функциональную; врожденную и приобретенную
ринолалию.
Выделяют три формы ринолалии:
открытая – патологическое изменение тембра голоса и искаженное произношение звуков речи, возникающее, когда мягкое небо при произнесении звуков сильно отстает от задней стенки глотки, оставляя значительную щель (укорочение мягкого неба) или при механических дефектах твердого и мягкого неба, когда значительная часть воздуха попадает в носовую полость.
закрытая – речевой выдох направлен только через рот при всех звуках, в результате чего страдает артикуляционная и акустическая характеристика носовых звуков м, н, м’, н’ и тембр голоса.
смешанная – состояние, когда при носовой непроходимости имеется также недостаточный небно-глоточный затвор. На произношение это отражается понижением носового резонанса, главным образом для носовых фонем, при одновременном искажении остальных фонем, тембр которых становится как при открытой ринолалии.
Слайд 12Сравнительный анализ дислалии, ринолалии, дизартрии.
ЭТИОЛОГИЯ
Слайд 13Сравнительная характеристика дислалии, ринолалии, дизартрии
Структура речевого дефекта
Речевые симптомы
Слайд 14Сравнительная характеристика дислалии, ринолалии, дизартрии
Структура речевого дефекта
Неречевые симптомы
Слайд 15Сравнительная характеристика дислалии, ринолалии, дизартрии
Особенности нарушений звукопроизношения