Презентация, доклад на тему Сравнительная характеристика периодов эволюции в России и странах Западной Европы.

Содержание

Эволюция отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии Условными рубежами пяти выделенных периодов являются исторические прецеденты существенного изменения отношения государства к лицам с отклонениями в развитии.

Слайд 1Сравнительная характеристика периодов эволюции в России и странах Западной Европы.
Выполнила

: Опара Юлия

Сравнительная характеристика периодов эволюции в России и странах Западной Европы. Выполнила : Опара Юлия

Слайд 2Эволюция отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии

Условными

рубежами пяти выделенных периодов являются исторические прецеденты существенного изменения отношения государства к лицам с отклонениями в развитии.
Эволюция отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии Условными рубежами пяти выделенных периодов являются

Слайд 3В эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в

развитии в России воспроизводятся все те же периоды, что и в европейской цивилизации, но со значительным отставанием в масштабе исторического времени, вследствие чего в 90-е годы XX века Россия и Западная Европа переживают разные периоды эволюции отношения.
В эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии в России воспроизводятся все те

Слайд 4Первый период - от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости заботиться

о людях с отклонениями в развитии. Условной границей периода в Западной Европе является первый прецедент государственной заботы об инвалидах - открытие в Баварии первого приюта для слепых 1198 г. В России же прецеденты возникновения первых монастырских приютов приходятся на 1706 - 1715 гг. и связаны с реформами Петра.
Первый период - от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости заботиться о людях с отклонениями в развитии. Условной

Слайд 5Второй период - от осознания необходимости призрения лиц с отклонениями в

развитии к осознанию возможности обучения хотя бы части из них.Условной границей периода в Западной Европе можно считать переосмысление во Франции гражданских прав людей с сенсорными нарушениями и первые прецеденты открытия в Париже специальных школ: для глухонемых (1770) и для слепых (1784). В России прецеденты открытия первых специальных школ (в Петербурге: для глухих – 1806 и для слепых – 1807 гг.) связаны со знакомством императора Александра I с западным опытом и приглашением французского тифлопедагога Валентина Гаюи для работы в Россию.
Второй период - от осознания необходимости призрения лиц с отклонениями в развитии к осознанию возможности обучения хотя

Слайд 6Третий период - от осознания возможности к осознанию целесообразности обучения трех

категорий детей: с нарушениями слуха, зрения, умственно отсталых. Условной границей периода в Западной Европе можно считать последнюю четверть XIX века - время принятия в западноевропейских странах Законов об обязательном всеобщем начальном образовании и на их основе законов об обучении глухих, слепых и умственно отсталых детей. Это время создания параллельной образовательной системы - системы специального образования для трех категорий детей. В России оформление параллельной образовательной системы с теми же тремя типами специальных школ приходится на советский период - 1927 – 1935-е гг. и связано с Законом о всеобуче.
Третий период - от осознания возможности к осознанию целесообразности обучения трех категорий детей: с нарушениями слуха, зрения,

Слайд 7Четвертый период - от осознания необходимости обучения части аномальных детей к

пониманию необходимости обучения всех аномальных детей. Он приходится в Западной Европе на период от начала XX в. до конца 70-х гг. и характеризуется там развитием законодательной базы специального образования, структурным совершенствованием национальных систем (в некоторых странах имеется до 20 типов спецшкол). К концу 70-х гг. специальным образованием в странах Западной Европы охватывается от 5 до 15 % детей школьного возраста. В России же дифференциация системы, ее структурное совершенствование, переход от 3 к 8 типам спецшкол и 15 видам специального обучения осуществляется в 50 – 90-е гг. Однако специальным образованием на территории СССР было охвачено не более 3 % детей школьного возраста, а специальные образовательные учреждения и дефектологические кадры крайне неравномерно распределялись по территории страны.
Четвертый период - от осознания необходимости обучения части аномальных детей к пониманию необходимости обучения всех аномальных детей. Он

Слайд 8На смену старой парадигме общественного и государственного сознания «полноценное большинство» - «неполноценное

меньшинство» приходит новая - «единое сообщество, включающее людей с различными проблемами». Применительно к лицам с нарушениями в развитии - это Декларации ООН «О правах умственно отсталых лиц» (1971), «О правах инвалидов» (1975).
На смену старой парадигме общественного и государственного сознания «полноценное большинство» - «неполноценное меньшинство» приходит новая - «единое сообщество, включающее людей

Слайд 9В России же такая смена отношения совпадает с распадом СССР и

кардинальным изменением устройства государства. Объявив себя демократическим государством, РФ в 1991 г. ратифицировала Конвенции ООН «О правах ребенка», «О правах инвалидов», «О правах умственно отсталых лиц». Тем самым государство продекларировало смену отношения к инвалидам, их гражданским правам, что дает основание утверждать: переход в новый период эволюции, осуществленный в Европе в ходе эволюционного развития демократических государств в условиях экономического подъема в 70-е гг., в России начался на два десятилетия позже и был обусловлен кардинальной сменой общественного устройства, ценностных ориентаций государства и совпал с глубоким экономическим кризисом в стране в целом.
В России же такая смена отношения совпадает с распадом СССР и кардинальным изменением устройства государства. Объявив себя

Слайд 10Пятый период эволюции - от изоляции к интеграции. 
Интеграция инвалидов в общество

является в Западной Европе ведущей тенденцией этого периода эволюции, базирующейся на их полном гражданском равноправии и новой философии общества. Период характеризуется в западноевропейских странах перестройкой в 80 - 90-е гг. организационных основ специального образования, сокращением числа специальных школ и резким увеличением количества специальных классов в общеобразовательных школах, перестройкой взаимоотношений массового и специального образования.
Пятый период эволюции - от изоляции к интеграции. Интеграция инвалидов в общество является в Западной Европе ведущей тенденцией

Слайд 11Россия же в 1991 году, как мы уже показали, была только

на границе перехода к этому периоду эволюции отношения к лицам с отклонениями в развитии.
Итак, мы построили шкалу эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии, определили место современного периода России на этой эволюционной шкале, показали, что в 90-е гг. Россия находится на этапе перехода от четвертого к пятому периоду, в то время как Западная Европа уже более двух десятилетий переживает этот период и находится на его продвинутой стадии.

Россия же в 1991 году, как мы уже показали, была только на границе перехода к этому периоду

Слайд 12Хронологические сроки прохождения периодов эволюции отношения общества и
государства к лицам с

отклонениями в развитии в Западной Европе и в России
Хронологические сроки прохождения периодов эволюции отношения общества игосударства к лицам с отклонениями в развитии в Западной Европе

Слайд 13Этапы становления и развития национальных систем специального образования
- построение шкалы развития

национальных систем специального образования;
- определение соотношения между периодами эволюции отношения и этапами становления систем;
- определение места российской системы специального образования 90-х гг. на построенной шкале.
Этапы становления и развития национальных систем специального образования- построение шкалы развития национальных систем специального образования;- определение соотношения

Слайд 14Интегративный подход к обучению
Если считать 90-е гг. в России началом перехода

в пятой период эволюции отношения и, соответственно - на III этап развития системы специального образования, который Европа пережила в 70-х гг., то следует признать интеграцию ведущей тенденцией развития системы на данном историческом отрезке времени. Россия подошла к этому переходу на 20 лет позже Западной Европы, при этом тенденция к интеграции инвалидов в общество возникает в нашей стране в принципиально иных социо-культурных условиях. государства.
Интегративный подход к обучениюЕсли считать 90-е гг. в России началом перехода в пятой период эволюции отношения и,

Слайд 15Европа вошла в интегративный период на основе дальнейшего развития уже установившихся

норм демократии и во время экономического подъема, Россия же - в ситуации начала становления демократических норм, их самого первого законодательного оформления, глубочайшего экономического кризиса, а также кризисов всех институтов.
Европа вошла в интегративный период на основе дальнейшего развития уже установившихся норм демократии и во время экономического

Слайд 16ВЫВОД: Система специального образования является институтом государства, который возникает и развивается

как особая форма отражения и реализации его ценностных ориентаций и культурных норм общества, вследствие чего каждый этап истории развития системы специального образования соотносится с определенным периодом в эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии.
Социо-культурные факторы детерминируют качественные преобразования и переходы от одного этапа становления государственной системы специального образования к другому, а также преобразования внутри каждого из этапов.
ВЫВОД: Система специального образования является институтом государства, который возникает и развивается как особая форма отражения и реализации

Слайд 17Россия проходит все те же содержательные периоды в становлении отношения общества

и государства к лицам с отклонениями в развитии, что и Западная Европа, однако в более поздние исторические сроки и в принципиально иных социокультурных и экономических условиях.
Современный кризис в развитии национальной системы специального образования соотносится с закономерным этапом в эволюции отношения общества и государства к аномальным людям, а именно с кардинальным пересмотром отношения к людям с нарушениями в развитии и их гражданским правам (Западная Европа – 1971 - 1975 гг.; Россия – 1991 – 1993 гг.).
Россия проходит все те же содержательные периоды в становлении отношения общества и государства к лицам с отклонениями

Слайд 18Кризис 90-х гг. в системе специального образования в России соотносится с

началом перехода на тот качественно новый этап в развитии системы, который Западная Европа совершила в 70-е гг., а в настоящее время (90-е гг.) уже начинает критически осмысливать; однако в России начало перехода на III этап происходит в уникальный исторический момент, в экстремальных экономических и политических условиях и осуществляется на основе незавершенного предшествующего этапа в развитии системы специального образования.
Кризис 90-х гг. в системе специального образования в России соотносится с началом перехода на тот качественно новый

Слайд 19Освоение новой философии общества, нового понимания прав человека и прав ребенка,

начало освоения интеграционных подходов к обучению детей с нарушениями в развитии осуществляется в России в более сложных, по сравнению с Западной Европой, социальных, экономических, политических условиях, на базе организационной незавершенности предшествующего этапа развития системы специального образования. Прямой перенос западных интеграционных моделей 90-х гг. в систему специального образования в России 90-х гг. следует квалифицировать как грубую методологическую ошибку, носящую глобально деструктивный характер.
Построение научно обоснованной стратегии развитии национальной системы специального образования на современном этапе требует учета: эволюционного характера кризиса, специфики национальных социокультурных, экономических и политических условий его протекания; специфических особенностей и достигнутого к 90-м гг. уровня развития государственной национальной системы специального образования, - уникального потенциала отечественной дефектологической науки и перспективы - долгосрочной программы фундаментальных научных исследований.
Освоение новой философии общества, нового понимания прав человека и прав ребенка, начало освоения интеграционных подходов к обучению

Слайд 20.
Спасибо за внимание !
.

.Спасибо за внимание !.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть