Презентация, доклад на тему Специфика использования игры, как средство формирования мыслительной деятельности детей с ЗПР

Содержание

- основной вид деятельности детей; - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. - обучающая, которую преследует взрослый; - игровая, ради которой действует ребенок. - игровая мотивация действий;

Слайд 1Специфика использования игры, как средство формирования мыслительной деятельности детей с ЗПР
Учитель-дефектолог

МБДОУ «Детский сад №56 «Гусельки»»
Якушина Людмила Михайловна
Специфика использования игры, как средство формирования мыслительной деятельности детей с ЗПРУчитель-дефектолог МБДОУ «Детский сад №56 «Гусельки»»Якушина Людмила

Слайд 2 - основной вид деятельности детей; - одна из форм обучающего воздействия взрослого

на ребенка. - обучающая, которую преследует взрослый; - игровая, ради которой действует ребенок. - игровая мотивация действий; - доступность заданий; - постепенное усложнение практических задач; - повторяемость; - самостоятельный поиск решения задачи; - наблюдение детей за действиями сверстников для подкрепления собственного опыта опытом наблюдения; - включение речи в процесс решения проблемно-практических задач.

Игра:

Основные задачи:

Принципы:

- основной вид деятельности детей; - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка.

Слайд 3трудность формирования сферы образов-представлений;
сложность создания целого из частей и выделения частей

из целого;
трудность в пространственном оперировании образами;
снижение способности к творческому созданию новых образов;
неумение ориентироваться в условиях проблемной практической задачи;
недостаточная связь между практическими действиями и их словесным обозначением ;
сложность формирования словесно-логического мышления.

Особенности мыслительной деятельности детей с ЗПР

трудность формирования сферы образов-представлений;сложность создания целого из частей и выделения частей из целого;трудность в пространственном оперировании образами;снижение

Слайд 4Игровая деятельность по формированию наглядно-действенного мышления;

Игровая деятельность по формированию наглядно-образного мышления;

Игровая

деятельность по формированию элементов логического мышления.

Направления формирования интеллектуальных способностей детей с зпр в игре

Игровая деятельность по формированию наглядно-действенного мышления;Игровая деятельность по формированию наглядно-образного мышления;Игровая деятельность по формированию элементов логического мышления.Направления

Слайд 5Система игр-упражнений, направленная на формирование наглядно-действенного мышления
Первый - игры-упражнения, в процессе

которых у детей формируются обобщенные представления о вспомогательных средствах и орудиях фиксированного назначения, которые человек использует в каждодневной жизни.
Второй-игры-упражнения, в процессе которых дети знакомятся с проблемными практическими ситуациями, учатся анализировать эти ситуации и использовать предметы заместители.
Третий - игры-упражнения в ходе которых формируются способы ориентировки в условиях проблемной практической задачи, а также метод проб как основной способ решения наглядно-действенных задач.
Четвертый-_игры-упражнения на определение причины, нарушевшей привычный ход действия или явления.

«Лови шарик!», «Покорми мишку!», «Покатаем зайчиков!», «Испечем пироги!», «Перевезем игрушки!», «На чем сидим?» и т.д.


«Достань ключик!», «Достань мишке мячик!, «Воздушные шары», «Украсим комнату!», «Достань камушки!», «Что поможет достать машинку?»и т.д.

«Звени ,колокольчик!», «Угадай, что в трубке лежит?», «Напои птичку!», «Построй забор» и т.д.

«Почему скатился мячик?», «Плавает или тонет?», «Почему шарик не упал?», «Угадай, что в коробочке?» и т.д.


этапы

игры

Система игр-упражнений, направленная на формирование наглядно-действенного мышленияПервый - игры-упражнения, в процессе которых у детей формируются обобщенные представления

Слайд 6Совместные действия с ребенком;
Подражание;
Пробы, попытки;
Перемещения;
Использование вспомогательных средств, предметов;
Активизация самостоятельных поисковых

способов.

Приемы формирования целенаправленных действий

Совместные действия с ребенком;Подражание;Пробы, попытки; Перемещения;Использование вспомогательных средств, предметов;Активизация самостоятельных поисковых способов.Приемы формирования целенаправленных действий

Слайд 7Система игр-упражнений, направленная на формирование наглядно-образного мышления
Первый-формирование целостного восприятия ситуации, изображенных

на картинках тесной связи между практическим, жизненным опытом и наглядно-чувственными представлениями детей .
Второй-формирование понимание внутренней логики действий в сюжете, в котором предлагается динамическое изменение объектов.
Третий-формирование понимания явлений, связанных между собой причинно-следственными зависимостями.
Четвертый-формирование понимания последовательности событий, изображенных на картинках.
Пятый-формирование обобщенных представлений о свойствах и качествах предметов, соотношения между словом и образом.

«Как построить поезд?», «Помоги детям украсить комнату!», «Помоги достать игрушку!», «Полей цветок!» и т.д.

«В песочнице», «Весна», «Рыболов», «Зимой», «Чего не хватает», «Сгруппируй картинки» и т.д.

«Увядшие цветы», «Ветренная погода», «Шкодливая кошка». «Шарик улетел!», «Дождик», «Кошка и молоко» и т.д.
«Купание куклы», «Утро мальчика», «Одевание на прогулку», «Зимние забавы» и т.д.
«Отгадай», «Найди пару», «Сложи картинку», «Мы шоферы», «Найди мальчика» и т.д.



этапы

игры

Система игр-упражнений, направленная на формирование наглядно-образного мышленияПервый-формирование целостного восприятия ситуации, изображенных на картинках тесной связи между практическим,

Слайд 8Создание практических ситуаций;
Наблюдения за действиями сверстников;
Словесный отчет о последовательных действиях;
Прием припоминания;
Организация

целенаправленных наблюдений за явлениями природы;
Беседа;
Сюжетно-ролевые, подвижные и дидактические игры;
Выбор и соотнесение иллюстраций с текстом;
Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Приемы формирования целостного восприятия ситуации

Создание практических ситуаций;Наблюдения за действиями сверстников;Словесный отчет о последовательных действиях;Прием припоминания;Организация целенаправленных наблюдений за явлениями природы;Беседа;Сюжетно-ролевые, подвижные

Слайд 9Система игр-упражнений, направленная на формирование элементов логического мышления
Первый-формирование умений выполнять классификацию,

выделять существенное и второстепенное, объединять предметы по различным основаниям, в одну группу на основе общих признаков.
Второй-формирование умений выполнять систематизацию, сравнивать предметы, располагать их в определенном порядке, выделив при этом существенный признак.
Третий-формирование количественных представлений.
Четвертый-формирование умений устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.
Пятый-формирование понимания скрытого смысла, понимания юмора, развития адекватных реакций на юмор.

«Разложи игрушки», «Подбери недостающую картинку», «Живое-неживое», «Кто старше?» и т.д.



«Помоги поставить по росту!», «Домики для животных», «Что ярче светит?», «Кто быстрее?» и т.д.

«Реши задачу?», «Задача в стихах», «Сколько птичек за забором?» и т.д.
«Угадай-ка:плывет-тонет?», «Что тает , что растет?», «Рассказы-загадки», «Загадки-отгадки».

«Что перепутал художник?», «Кто больше заметит небылиц», «Подбери слово», «Будь внимательным» и т.д.




этапы

игры

Система игр-упражнений, направленная на формирование элементов логического мышленияПервый-формирование умений выполнять классификацию, выделять существенное и второстепенное, объединять предметы

Слайд 10Сравнение;
Обобщение;
Противопоставления;
Аналогии;
Установление связей между явлениями и объектами природы;
Классификация и систематизация известных фактов;
Формулирование

выводов в виде суждения и умозаключения

Приемы установления причинно-следственных связей и зависимостей.

Сравнение;Обобщение;Противопоставления;Аналогии;Установление связей между явлениями и объектами природы;Классификация и систематизация известных фактов;Формулирование выводов в виде суждения и умозаключенияПриемы

Слайд 11Последовательность использования системы игр-упражнений по формированию мыслительной деятельности детей с ЗПР

позволяет сформировать у них:
Последовательность использования системы игр-упражнений по формированию мыслительной деятельности детей с ЗПР позволяет сформировать у них:

Слайд 12Способствуют развитию:
внимания, памяти, пространственного и логического мышления;
воображения, творческих способностей;

умения конструировать плоскостные фигуры, пользуясь пооперационной схемой или собственным замыслом;
числовых представлений (количественный и порядковый счет, представление о составе числа);
мелкой моторики рук

Счетные палочки Х.Кюизенера

Способствуют развитию: внимания, памяти, пространственного и логического мышления; воображения, творческих способностей; умения конструировать плоскостные фигуры, пользуясь пооперационной

Слайд 13Виды игр:
«Найди такие же фигуры, как эта» (по цвету, форме, по

размеру, по толщине)
«Найди не такие фигуры как эта» (по форме, по размеру, по цвету, по толщине)
«Найди треугольные» (синие, квадратные, большие, желтые, толстые и т.д.)
«Назови, какая это фигура по цвету» (по форме, по размеру, по толщине)

Логические блоки Дьенеша

Виды игр:«Найди такие же фигуры, как эта» (по цвету, форме, по размеру, по толщине)«Найди не такие фигуры

Слайд 15Способствует развитию:
внимания, пространственного воображения, сообразительности и логического мышления;
навыков счета и

графических способностей;
цветоощущения;
умения анализировать, синтезировать и комбинировать;
навыков классификации;
мелкой моторики рук.

Сложи узор

Способствует развитию:внимания, пространственного воображения, сообразительности и логического мышления; навыков счета и графических способностей; цветоощущения;умения анализировать, синтезировать и

Слайд 16Головоломки

Головоломки

Слайд 17Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии,М., ВЛАДОС,2001
Борякова

Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников, М., «Гном-Пресс», 1999
Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка, М.,1988
Катаева А.А. Сенсорное развитие и сенсорное воспитание аномальных детей дошкольного, М., 1977
Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников, М., 1993
Войлокова Е.Ф., Андрухович Ю.В., Ковалева Л.Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью, СПб, КАРО,2005

Литература:

Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии,М., ВЛАДОС,2001Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум

Слайд 18СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть