Слайд 1Специфика деятельности педагога-психолога в рамках обеспечения ППМС сопровождения обучающихся воспитанников с
ОВЗ
Галахова Л.П.
педагог-психолог
КГБСКОУ «Барнаульская краевая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VI вида»
Слайд 2
Во всех видах и типах специальных образовательных организациях:
должны существовать и оценка
состояния ребенка, и оценка динамики его развития и образования;
остается необходимость в организации специализированной помощи – в виде коррекционно-развивающей и немедицинской психотерапевтической работы;
необходимы – консультативная работа с родителями и педагогами, организация экспертной, просветительско-профилактической и методической работы, планирование и ведение документации.
Слайд 3 Психолого-медико-педагогический консилиум, мы понимаем не только как обсуждения специалистами особенностей развития
того или иного ребенка или образовательной ситуации, в которой он находится, но постоянно действующий, скоординированный, объединенный общими целями коллектив специалистов, реализующий ту или иную стратегию сопровождения ребенка.
М. М. Семаго, Н. Я. Семаго
Слайд 4Цель психологического сопровождения
на основе понимания причин, механизмов конкретного варианта отклоняющегося
развития разработать адекватные им коррекционные (в широком смысле слова) мероприятия с целью обеспечения максимальной социально-психологической адаптации ребенка в образовательной среде
Слайд 5 Задачи психологического сопровождения :
определение наиболее адекватных путей и средств
коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированностей или нарушений в когнитивной, моторной, соматической, эмоционально-личностной сфере поведения;
прогнозирование развития ребенка и возможностей обучения на основе выделенных особенностей развития;
реализация собственно психологической коррекционно-развивающей работы на протяжении всего образовательного процесса.
Слайд 6 Дополнительной задачей психолога следует считать координацию деятельности всех специалистов,
проводящих консилиум объединить свои усилия с усилиями учителя-логопеда, социального педагога, учителя-дефектолога, врача и организовать единую слаженную команду по ППМС сопровождению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 7 Решение задач психолого-педагогического сопровождения ребенка не может быть ограничено областью непосредственного
взаимодействия психолога с ребенком, требуется организация работы с педагогами и родителями как участниками учебно-воспитательного процесса.
Специальную работу следует вести с родителями данной категории детей по обеспечению их необходимыми знаниями об особенностях ребенка, оптимальных формах взаимодействия, обучению эффективным методам помощи.
Слайд 8
Деятельность психолога, связанная с консилиумом проходит в двух
режимах
В рамках экспертной деятельности психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации;
В рамках специального сопровождения тех детей (групп), которые выделены по каким-либо параметрам и нуждаются в специализированной помощи.
Слайд 9
Технология процесса психологического сопровождения:
постоянное отслеживание (в режиме мониторинга) развития детей в
соответствии с выделяемыми критериями;
выявление детей группы риска по дизадаптивному состоянию (детей находящихся в пограничных с дизадаптивной зонах);
анализ особенностей предполагаемой дизадаптации детей, выявляемых в результате мониторинга;
Слайд 10оценка уровня актуального развития детей, в том числе их индивидуальных адаптационных
и ресурсных возможностей на данный момент времени;
индивидуализация образовательного маршрута ребенка и участие в реализации индивидуально-ориентированного образовательного маршрута всех специалистов сопровождения;
оценка эффективности проведенных мероприятий по взаимному изменению образовательной среды и ребенка.
Слайд 12Задачи, которые решают педагоги
Сиюминутные проблемы обучения ;
Кратковременные проблемы поведения, связанные
в первую очередь с сиюминутной ситуацией в семье, с начинающимся заболеванием ребенка (а не с постоянным его болезненным состоянием или отклоняющимся психологическим статусом);
Разработка программ, воспитательных мер в рамках учебно-воспитательного процесса, рекомендуемых классному руководителю, учителю-предметнику и другим участникам образовательного процесса.
Слайд 13 Деятельность педагога-психолога ориентирована в первую очередь на работу с детьми, испытывающими
трудности обучения, имеющими те или иные формы неадекватного поведения