Слайд 1Специальное образование в России и за рубежом
Воробьева Ольга Группа СДО-К- 15/м
Слайд 2Третий период
От осознания возможности к осознанию необходимости обучения
(70 - 80
гг. XVIII в. - нач. XX в.)
Слайд 3Третий период - это время кардинального изменения отношения общества и государства
к "неполноценному меньшинству", становления и утверждения нового, более гуманного и демократического взгляда на гражданские права лиц с выраженными отклонениями в развитии
Слайд 4 Три направления помощи
В указанный период окончательно оформляются три основных направления помощи
лицам с отклонениями в развитии:
христианско-филантропическое (цель - призрение инвалидов; организационная форма - приюты, богадельни, дома призрения);
медико-педагогическое (цель - лечение, воспитание и элементарное обучение детей с выраженными нарушениями в развитии, организационная форма - специальные отделения при больницах, медико-педагогические учреждения);
педагогическое (цель - образование детей с нарушением слуха, зрения, интеллекта, организационная форма - специальные классы, специальные школы, интернаты).
Слайд 5Опыт Германии
единое государство, единый народ, единое специальное образование.
Слайд 6Историческая справка
По условиям Вестфальского мира (1648) Германия утратила свою территориальную целостность.
После Тридцатилетней войны Германия вступила в период длительного политического и экономического кризиса, немецкие земли лежали в развалинах, население многих земель сократилось наполовину, а то и на три четверти. Экономический упадок усугублялся упадком культуры и огрублением нравов. Ученые Германии, разоренной войной и раздробленной на мелкие государства, в ХVIII в. находились под влиянием идей предшествующих столетий
Слайд 7Государственная идеология, консерватизм научной в том числе медицинской, мысли, кризис экономики
отразились на организации психиатрической помощи. Государственных (как и частных) психиатрических учреждений лечебного типа Германия не имела вплоть до ХIХ века. Существовавшие "дома для умалишенных", являвшиеся по сути отделениями при исправительных заведениях, как и монастырские "приюты" выполняли исключительно полицейские функции, не преследуя лечебных целей.
Слайд 8Немецкая идеалистическая философия определила суть немецкой педагогики ХVIII столетия. Было сформировано
понятие о двух сторонах образования:
-материальной (усвоение содержания обучения)
- формальной (развитие мыслительных операций).
немецкие педагоги стремились доказать, что формальное образование имеет большее значение в развитии ребенка, нежели материальное
Слайд 9Обучение глухонемых
к началу XX века в Германии сложилась:
национальная научная школа
сурдопедагогики;
сформирована сеть государственных учебных заведений для лиц с нарушением слуха;
целенаправленно велась подготовка педагогических кадров;
издавалась учебная и методическая литература по сурдопедагогике;
были разработаны нормативные акты, регулирующие деятельность специальных учебных заведений для неслышащих;
для руководства же ими создана соответствующая управленческая структура
Слайд 10Великие имена Третьего периода
В. Кергер (врач)и Георг Рафель (учитель)
(1673 - 1740)
Ими было положено начало специальному обучению глухонемых в стране.
Г. Рафель выстроил свою систему по сурдопедагогике в соответствии с рекомендациями И. К. Аммана. Опыт индивидуального обучения изложил в книге “ Искусство научить глухого и немого говорить” (1718).
Успехи в индивидуальном обучении, достигнутые Г. Рафелем не привели к открытию в Германии школ для глухих.
Слайд 11 С. Гейнике
автор системы обучения, вошедшей в историю сурдопедагогики под названием "чистый
устный метод".
в 1778 г. в Лейпциге открыл институт для глухонемых
в 1788г. открылась вторая школа для глухонемых в столице Пруссии – Берлине (ее возникновение обусловлено изменением государственной политики в области образования.)
Слайд 12В. Гумбольдт
возглавлял в 1809-10 гг. Департамент культов и народного просвещения в
Министерстве внутренних дел.
Благодаря его активной деятельности был основан берлинский Университет (1810)
получило развитие женское образование
открылась сеть учительских семинарий
семинариям были подчинены открывающиеся школы для глухих детей
семинариям была поручена подготовка кадров для этих школ
Слайд 13Фридрих Мориц Гилль (1805 - 1874)
Им был подготовлен ряд учебных пособий,
методических руководств для сурдопедагогов, учебников по языку для глухих
Его система обучения и воспитания “Естественный метод обучения глухих детей”, оказала принципиальное влияние на немецкую сурдопедагогику, определив направление ее развития на многие десятилетия вперед
Слайд 14ОБУЧЕНИЕ СЛЕПЫХ
В 1805 г. герцогство Шлезвиг-Гольштейн приняло закон об обязательном обучении
незрячих.
В мае 1874 г. Палата представителей Саксен-Веймарского герцогства получило закон об обязательном обучении слепых и глухонемых
Необходимость принятия такого закона его инициаторы аргументировали интересами государства. Получив образование, аномальные дети сделаются полезными гражданами, что, с одной стороны, сократит в будущем расходы государства на их содержание, а с другой - увеличит процент трудоспособного населения
Чтобы семья не препятствовала обучению аномального ребенка по своей косности, скупости или бедности, власти предусмотрели систему штрафов и даже тюремные наказания для нерадивых родителей.
Слайд 15Великие имена Третьего периода
А. Цейне (1778 - 1853)
тифлопедагог
В
1806 г. А. Цейне (1778 - 1853) с помощью француза В. Гаюи открыл первое учебное заведение для слепых в Пруссии БерлинскИЙ институт
постарался максимально приблизить программу обучения в Берлинском институте слепых к классической гимназической
По мнению А. Цейне, “слепой в состоянии достигнуть высокого уровня образования
Слайд 16Обучение умственно отсталых
Судьбой глубоко умственно отсталых детей, не подлежавших обучению, занимались
приюты для слабоумных. Эти учреждения, как правило, открывались пасторами, а их деятельность строилась на филантропическо-христианских принципах
В конце ХIХ столетия наблюдается особый подъем и к началу XX в. в Германии существовало уже около 74 приютов, а число, находящихся в них воспитанников достигало десяти тысяч
Слайд 17Великие имена Третьего периода
Й.Вайзе (1793 - 1859)
В 1803 г. в
школе для бедноты города Зайтц открывается особый класс (Nachhilfklasse) для умственно ограниченных детей, где с неуспевающими пять раз в неделю проводились дополнительные занятия по чтению, письму и арифметике.
Наблюдения за учениками "добавочного" класса изложил в книге «Размышления о слабоумных детях, с точки зрения их различия, основных причин, признаков и средств, приблизиться к ним легким способом с помощью обучения»
Оценивая слабоумных детей с позиций их обучаемости, Вайзе разделил их на три группы:- неспособные к обучению;- обладающие "спящими" духовными силами;- способные к обучению и поддающиеся воспитанию.
Педагогическая система Вайзе, уникальный опыт "добавочных" классов будут приняты во внимание государством только во второй половине ХIХ в., когда оно начнет создавать систему специального обучения
Слайд 18 Карл Керн (1814 - 1868)
Г. Штецнер (1832 - 1910)
К. Керн первый предложил создать для умственно отсталых специальные школы
К. Керн и Г. Штецнер (1832 - 1910) основали секцию врачебной педагогики, а чуть позже в Ганновере - Общество содействия воспитанию слабоумных детей.
Городское самоуправление Лейпцига настолько заинтересовалось мыслями Штецнера, что в 1865 г. поручило ему составить проект и смету вспомогательной школы. Три раза городская управа направляла проект в думу и трижды получала отказ, мотивированный сложностью диагностики и большими затратами.
Слайд 19Динамика роста числа классов вспомогательного обучения в городах Германии по данным
Е.В.Герье и Н.В.Чехова
Слайд 20 Опыт Франции
пионеры и аутсайдеры одновременно
Слайд 21Историческая справка
XVIII столетие вошло в историю европейской цивилизации как эпоха Просвещения.
Центром этого прогрессивного идейного течения стала Франция. Деятели Просвещения боролись за установление “царства разума”, основанного на “естественном равенстве”, политических свободах и гражданском равенстве. Великая Французская революция (1789 - 1793) подвела итог предыдущему столетию и задала программу развития ХIХ века. Идеи французских материалистов и идеи революции, провозглашенные во время переворота, определили вектор последующего эволюционного развития социальной жизни в самых разных аспектах и особенно важно, что они привели к кардинальному пересмотру отношения к страждущим, заложили философские основы воспитания и обучения аномальных детей. Идеологи революции понимали общественную помощь недееспособным гражданам не как милостыню, а как обязанность государства. Французская революция положила конец притеснениям и пыткам в психиатрических лечебницах.
Слайд 22Обучение умственно отсталых
Возможность обучения слабоумных воспринималась врачами и педагогами конца ХVIII
- начала ХIХ вв. более чем скептически
Жан Итар (1775 - 1838)
(главный врач Национального Института глухонемых в Париже)
-продемонстрировал возможность обучения даже глубокого идиота.
-Опыт Итара был положен в основу всех систем воспитания и обучения слабоумных, возникавших в первой половине ХIХ века в странах Европы.
Слайд 23Воодушевленные успехами Итара, его соотечественники создают практические учреждения помощи
1828 г. при
психиатрической лечебнице в Бесcетре открывается отделение для идиотов
1831 г. при больнице в Сальпетриере открываются отделения для идиотов.
1833 г. доктор Ж. Вуазен основал самостоятельное учреждение для слабоумных в Париже - Ортофренический институт.
1841 г. В Париже открывается частная школа для идиотов
1841 г. в горах Швейцарии открывается Абендбергский приют - учреждение для идиотов и эпилептиков
Так в Западной Европе было положено начало лечебно-педагогическому направлению помощи аномальным детям
Слайд 24ОБУЧЕНИЕ СЛЕПЫХ
Со времен открытия Людовиком IХ Хосписа для незрячих положение парижских
слепых было достаточно благополучным
Призреваемые интерны проживали в Хосписе, получая разные воспомоществования натурою или деньгами, обеспечивались пенсией.
во французском обществе сформировалось стойкое участливое отношение к слепым как к людям, нуждающимся в опеке и милостыне, но никому не приходило в голову организовать обучение незрячих
королевское разрешение собирать подаяние, повышенное внимание со стороны церкви и зажиточной части населения, христианско-благотворительная политика государства по отношению к слепым сделала их во Франции особой кастой
Слайд 25Великие имена Третьего периода
Валентин Гаюи (1745 - 1822)
- предложил свою концепцию
обучения слепых (1784), положив тем самым начало тифлопедагогике.
- ему принадлежит приоритет открытия образовательных учреждений для незрячих во Франции, Германии и России
- На родине великий тифлопедагог открывает Институт слепых в Париже
- выпустил книгу “Очерк об обучении слепых”, который является первой попыткой определить задачи, содержание и методы обучения слепых
- В период Реставрации Гаюи вынужден был покинуть Институт и попытался организовать частную школу. “Попытка В. Гаюи открыть в Париже институт для слепых детей зажиточных родителей успеха не имела
Слайд 26Во Франции педагогический опыт Гаюи не получил значительного развития. Государство и
общество понимали проблему слепых как проблему призрения, считая благотворительность достаточной заботой о незрячих, а их обучение - избыточным. Открытый в конце ХVIII в. Парижский институт и через 35 лет казался обывателям экзотическим учреждением, в силу чего распространение новаторского опыта во Франции не происходило. По документальным свидетельствам (1841) выпускники института, получив образование и овладев ремеслом, сталкивались за стенами учреждения со значительными трудностями. Зрячие готовы были жертвовать милостыню нищим слепым, но не терпели их как конкурентов.
Слайд 27Обучение глухонемых
Великие сурдопедагоги
Шарль Михель Эпе (1712 - 1789)
Роже Сикар
(1742 - 1822)
создали оригинальную национальную концепцию обучения неслышащих - “мимический метод”
Впервые в истории сурдопедагогики они ставит задачу умственного и нравственного развития глухих учеников
Ш. М. Эпе начинает обучение двух глухих девочек, а затем на личные средства открывает небольшую частную школу - Парижский институт глухих” (1770) - первое в мире училище для глухонемых, которое по существу явилось и первой школой сурдопедагогов
Слайд 28Александр Бланше (1817 - ?)
доктор медицины, отоларинголог
Противники “мимического метода”
служил врачом в
Парижском национальном институте глухих, был сторонником открытия специальных классов при народной школе
открыл в парижских школах отделения для глухих, имевших две формы обучения: специальные классы для глухих и интегрированные классы для слабослышащих
Однако специальные классы для неслышащих при общеобразовательной школе просуществовали недолго и закрылись в связи с тем, что Попечительство утратило интерес к эксперименту и отказало в поддержке
Слайд 29Франции, являясь пионером в теории тифлопедагогики и сурдопедагогики, первой в мире
открыв образовательные учреждения для глухих и слепых, лечебно-педагогические заведения для глубоко умственно отсталых, страна к концу описываемого периода оказалась аутсайдером в практике организации системы специального образования.
Слайд 30Опыт Англии
“британский путь” или забота о бедных и аномальных.
Слайд 31Историческая справка
Длительная борьба Великобритании с Францией за торговую и колониальную гегемонию
завершилась в XVIII в. ее победой. Политические и экономические реформы привели к изменению уклада жизни страны, обусловили изменение государственной политики в области образования. “После “Славной революции” 1688 г. получили распространение начальные (приходские) школы... Для детей из народа в XVIII в. на церковные и благотворительные средства стали открываться “школы для бедных” В конце XVIII в. “школы для бедных” пришли в упадок, так как промышленникам было выгодно использовать дешевый детский труд. В связи с этим возникло движение за создание воскресных школ для работающих детей. Для детей из беднейших слоев населения в конце XVIII в. стали организовывать индустриальные школы, где обучали ремеслам и начаткам грамоты. Начало государственной школьной системе было положено законом по народному образованию 1870 г. (акт Форстера); было введено обязательное обучение детей в возрасте 5 - 12 лет»
Слайд 32Обучение глухонемых
В период с 1760 по 1911 гг. Великобритания прошла путь
от открытия первой маленькой частной школы до принятия закона об обязательном обучении глухих и организации государственной школы - Королевского Национального Института для глухих.
Сеть учебных заведений для неслышащих расширялась за счет платных частных школ и благотворительных учебных учреждений для неимущих глухих. Деятельность этих учреждений обеспечивалась и контролировалась нормативными актами об общем и специальном образовании. В 1901 г. в Эдинбурге (Шотландия) открывается первое учреждение для воспитания и обучения слепоглухонемых.
Слайд 33ОБУЧЕНИЕ СЛЕПЫХ
Интерес англичан к проблеме образования незрячих возник благодаря Эдварду Раштону
- поэту, потерявшему зрение в результате инфекционного заболевания. Ослепший поэт, озабоченный судьбой незрячих, особенно неимущих, в 1791 г. открыл в Ливерпуле школу для бедных слепых, где разновозрастные ученики (от 14 до 45 лет) обучались ремеслам, церковному пению, игре на музыкальных инструментах. В 1793 г. открываются ремесленная школа-приют для слепых (Бристоль) и приют для слепых (Эдинбург), в 1799 г. - школа (Лондон). Названные учреждения занимались не столько образованием, сколько трудовым. к началу XIX столетия в Великобритании действовало 28 различных учреждений для незрячих, 5 из которых можно назвать учебными. Только в 1893 году руководству школ в Великобритании вменили в обязанность обеспечение начальным образованием глухих и слепых детей.
Слайд 34Обучение умственно отсталых
Реальное обучение умственно отсталых началось в Великобритании только в
XX веке, почти два столетия понадобилось британцам, чтобы осознать его необходимость.
Экономический расцвет страны приводит к быстрому росту благотворительных заведений для слабоумных, к 1871 г. в них воспитывалось 1100 человек. В 1891 г. Совет школ Лондона решает открыть "школы специального воспитания" для умственно отсталых детей. По мнению организаторов, их цель - подготовка ребенка с выраженными трудностями в обучении к обычной школе. Рекомендовалось при этих школах создавать детские сады для более раннего выявления умственно отсталых детей. В 90-е годы ХIХ века было положено начало обучению детей с легкими формами умственной отсталости. В 1892 г. открываются первые вспомогательные классы в Лондоне и Лестере. Активность общественного движения приводит к тому, что в начале ХХ века в Англии создается сеть специальных школ. В 1904/05 учебном году в 36 городах Англии действуют 152 школы, где обучаются 7400 детей, к 1913 г. школ уже - 177, а учеников в них - 12500
Слайд 35Опыт России
В эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями
в развитии в России воспроизводятся все те же периоды, что и в европейской цивилизации, но со значительным отставанием в масштабе исторического времени, вследствие чего в 90-е годы XX века Россия и Западная Европа переживают разные периоды эволюции отношения государтсва к детям с отклонениями в развитии.
В России оформление параллельной образовательной системы с теми же тремя типами специальных школ приходится на советский период - 1927 - 1935-е гг. и связано с Законом о всеобуче.
Слайд 36Соотношение периодов эволюции отношения общества и государства к аномальным лицам и
этапов становления систем специального образования в Западной Европе и в России
Слайд 37Для России этап становления и оформления национальной системы специального образования уникален
тем, что он прерван двумя революциями, приведшими к коренному переустройству государства и общества. Предпосылки формирования национальной системы специального образования складываются в монархической России, а оформляется она в России советской в уникальный исторический момент смены государственного строя, идеологии, ценностных ориентаций, морально-этических и культурных норм, глубокого экономического кризиса, разрухи, гражданской войны.
Слайд 38 Зарождение дефектологии в России связано с деятельностью выдающегося французского тифлопедагога В. Гаюи прибывшего
в С.-Петербург в сентябре 1806 по приглашению Александра I.
10 августа 1807 император подписал «Штаты института работающих слепых». Начиная с императора Александра I инициаторами в оказании помощи слепым и покровителями открывающихся учреждений для инвалидов по зрению были императоры и императрицы, члены царской семьи, многие высокопоставленные лица, а также частные лица.
Слайд 39В первой половине ХIХ века важные изменения произошли в обучении и
воспитании глухонемых
1806 г. - императрицей Марией Федоровной было открыто Санкт-Петербургское училище глухонемых
1810г.- по рекомендации директора Парижского института глухих аббата Сикара, в Россию был приглашен его ученик Жан Батист Жоффре, заведовавший начальной школой при Парижском институте глухих.
1817 г., было открыто Варшавское училище;
1843 г. в Одессе было открыто училище для глухонемых девочек.
Слайд 40Учреждения для умственно отсталых появились позже других
1858 г. в Риге доктором
Фридрихом Плятцем открыто первое в России учреждение для умственно отсталых детей
В первой половине ХIХ века проблемы помощи умственно отсталым интересовали в основном психиатров. Соответственно, им оказывалась только медицинская помощь.
Слайд 41Вторая половина XIX века - начало ХХ века
Во второй половине ХIХ
века произошли значительные изменения в воспитании и обучении этих трёх категорий детей. Это было связано с глубокими социально-экономическими изменениями в жизни страны: освобождением крестьян от крепостного рабства. Существовавшая система образования, ориентированная на воспитание и обучение небольшой части населения, уже не могла удовлетворять потребностям общества. В связи с этим произошла реформа образования. Она привела к ряду положительных изменений в образовании, среди которых можно назвать развитие сети воскресных школ для взрослых, доступность образования для всех слоёв общества, попытка установления общественного контроля над образованием, разрешение органам местного самоуправления, общественным и частным лицам открывать новые начальные училища. Эти изменения коснулись и воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии.
Слайд 42Вторая половина ХIХ века и начало ХХ века являются важным этапом
в развитии обучения и воспитания рассматриваемых категорий детей. Как отмечает Н.Н. Малофеев, именно в этот период складываются национальные научные школы сурдо-,тифло– и олигофренопедагогики, начинают подниматься вопросы социальной адаптации и интеграции детей с отклонениями в развитии в общество посредством воспитания. Именно в этот период воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии стало формироваться как педагогический компонент социализации.
Слайд 431882 г.- И.В. Малеревский открыл одно из первых в России медико-педагогическое
заведение для умственно отсталых детей
1913 г.- по всей России, от Малороссии до Якутии, было открыто 15 отделений Попечительства Императрицы Марии Федоровны о глухонемых
Утвердившаяся в начале ХХ века мысль об общественном характере образования детей с отклонениями в развитии получила реализацию в обучении и воспитании разных категорий детей. Появилось значительное, по сравнению с прошлым, число учебных заведений для таких детей. Снизилось количество учреждений, где осуществлялось только призрение и отсутствовало воспитание. Набирают силу общественные учебные заведения для глухонемых детей. Н.Н. Малофеев пишет о них: «Признавая небольшие размеры и очевидную финансовую нужду многих частных учебных заведений, не стоит недооценивать темпы развития и расширения географии сети в целом»
Слайд 44В одном из первых в России медико-педагогическом заведении для умственно отсталых
детей, которое открыл в 1882 г. И.В. Малеревский, воспитательные влияния были направлены на адаптацию детей к будущей жизни посредством привития им трудовых умений. Заведение И.В. Малеревского существовало 20 лет (с 1882 по 1903гг.) Оно выпустило 401 воспитанника обоих полов. В заведение принимались дети с разной степенью умственной отсталости: от самой тяжёлой до относительно лёгкой. Подготовка воспитанников к жизни осуществлялась во Врачебно-педагогическом институте для умственно недостаточных, отсталых и нервных детей, созданном в 1904 г. в Киеве О.И. Сикорской и Е.И. Сикорской. За время существования института в нём обучалось около 50 детей от 4 до 19 лет. Воспитанники делились на старшую, среднюю и младшую группы. В каждой – по 3-4 воспитанника.
Слайд 45Великие имена Третьего периода
К.Д.Ушинский - Основа его педагогической системы — требование
демократизации народного образования и идея народности воспитания. Педагогические идеи Ушинского отражены в книгах для первоначального классного чтения «Детский мир» (1861) и «Родное слово» (1864), фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (2 т. 1868—1869) и других педагогических работах. В его трудах получили глубокую разработку проблемы общественного воспитания и гуманизации образования. Именно он глубоко научно проанализировал и сформулировал дальнейшие пути развития отечественного образования и педагогики как самостоятельной научной отрасли.
Слайд 46Великие имена Третьего периода
П.И.Ковалевский - известный врач, профессор, научный консультант Петербургского
приюта-колонии для идиотов. В 1906 году выходит его работа «Отсталые дети (идиоты, отсталые и преступные дети) В работе подробно раскрывается зарубежный опыт изучения и воспитания умственно отсталых, обращается внимание на возможность воспитания даже глубоко умственно отсталых. Автор отмечает необходимость привлечения учёных и общественности к делу изучения и воспитания умственно отсталых детей.
Слайд 47Великие имена Третьего периода
Г.И. Россилимо - представитель педологического движения. Сферой его
научных интересов были клинико-психологические исследования интеллектуального развития, как в норме, так и при патологии. Огромное значение Г.И. Россолимо придавал исследованиям, результатом которых было улучшение состояния воспитания умственно отсталых детей.
А.М. Шуберт - известный исследователь в области умственной отсталости, доктор философии . Вел экспериментальные психолого-педагогические исследования. В 1912 году в сборнике, посвящённом работе санатория-школы, А.М. Шуберт публикует научную работу, в которой приводит результаты своих экспериментальных исследований: «Опыт экспериментально психологического определения степени умственного развития воспитанников санатория-школы д-ра Кащенко».
Слайд 48Великие имена Третьего периода
Г.Я. Трошин - вёл активную деятельность, направленную на
помощь детям с отклонениями в развитии. Многолетний опыт работы в школе-лечебнице для ненормальных детей, созданной им в 1906 году, позволил учёному глубоко научно изучить проблемы развития ребёнка с отклонениями. Результатом его научно-исследовательской деятельности стал фундаментальный труд «Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей», который он посвятил памяти К.Д. Ушинского. В своём труде Г.Я. Трошин подошёл к изучению ребёнка с отклонениями в развитии с позиций комплексного подхода, опираясь на антропологическое направление в педагогике, заложенное К.Д. Ушинским. Пути развития ребёнка с отклонениями он рассматривал с гуманистических позиций, целостно, понимая необходимость глубокого изучения физиологической, психологической и социальной природы человека с целью поиска неиспользованных возможностей для воспитания.
Слайд 49Великие имена Третьего периода
А.В. Владимирский - Одним из первых экспериментально-педагогических исследований
глухонемых детей является работа А.В. Владимирского «Умственная работоспособность в разные часы школьного дня . Экспериментальное исследование над воспитанниками Санкт-Петербургского училища глухонемых». А.В. Владимирский был известным врачом и дефектологом, активно вовлечённым в педологические исследования начала века. С 1908 года он работал в Психоневрологическом институте под руководством В.М. Бехтерева. Позднее он руководил организованной при этом институте вспомогательной школой.
Слайд 50В первые послереволюционные годы научные исследования в области дефектологии были малочисленны
и в основном продолжали линию исследований, которые велись до революции. Активную деятельность вели крупные исследователи, начавшие разработку проблем помощи детям с отклонениями ещё с самого начала ХХ века. Среди них: А.В. Владимирский, В.П. Кащенко, А.А. Крогиус, Г.И. Россолимо и др. Основные силы специалистов были направлены в первые послереволюционные годы на организацию учреждений для воспитания и обучения дефективных детей. Тяжёлая социально-экономическая ситуация, сложившаяся в стране, привела к значительному ухудшению состояния образования детей с отклонениями. В большинстве учреждений воспитание и обучение было на низком уровне либо вообще отсутствовало. Начиная с 1924 года, Л.С. Выготский начинает активную научную деятельность в области дефектологии. Кризис в развитии дефектологии Л.С. Выготский рассматривает с позиций общих изменений в науках о человеке: психологии, медицине, педагогике, которые интенсивно проходят в эти годы. Благодаря исследованиям Л.С. Выготского, проблема изучения ребёнка с отклонениями была поднята на совершенно другой уровень.
Слайд 51Резюме
на отрезок времени с конца XVIII до начала XX века приходятся
глобальные сдвиги в жизни “неполноценного меньшинства”, обусловленные кардинальными изменениями европейского менталитета. Осуществлен переход от осознания возможности к осознанию необходимости и целесообразности обучения глухих, слепых и умственно отсталых. Впервые в истории европейской цивилизации инвалиды становятся объектом внимания не отдельных альтруистов (монархов, священников, ученых), а правительств и общественных движений. Россия, к сожалению, отставала в темпе от европейских коллег, но третий период тоже стал для нее значительным рывком в развитии дефектологии и педагогики в целом.