Слайд 1Педсовет:
«Современные подходы к оценке образовательных достижений обучающихся в
основной школе в соответствии с требованиями ФГОС».
Слайд 2Введение Федерального государственного образовательного стандарта ставит перед учителями задачу изменения традиционных
подходов к оцениванию достижений учеников и расширению оценочного инструментария .
Сегодня на педсовете мы рассмотрим некоторые теоретические и практические аспекты нового подхода к оценке учебных достижений учащихся.
Слайд 3
Особенностями системы оценки по ФГОС являются:
критерии достижения – планируемые результаты;
оценка предметных,
метапредметных, личностных результатов;
оценка способности решать учебно-практические задачи;
сочетание внутренней и внешней оценки;
комплексный подход;
уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов;
накопительная система оценки индивидуальных достижений, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений;
использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся.
Слайд 4Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения.
Контроль —
это соотношение доступных результатов с запланированными целями обучения.
Слайд 5Цели контроля:
Обнаружить
достижения,
успехи,
пробелы.
Воспитание
ответствен- ности
и инициативы.
Обучение
учеников
приёмам
взаимоконтроля
самоконтроля.
Слайд 6
Формы и методы контроля:
Урочная деятельность:
Урочная деятельность:
Текущая аттестация: устный опрос, письменная самостоятельная
работа, диктанты, контрольное списывание, тестовые задания, графическая работа, изложение, доклад, творческая работа, наблюдения,
Итоговая аттестация (четверть, год): диагностическая - контрольная работа, тесты, диктанты, изложение, сочинение, контроль техники чтения, контроль вычислительных навыков, комплексные контрольные работы по предметам, контрольные работы на метапредметной основе, портфолио, анализ динамики текущей успеваемости и психолого-педагогических исследований.
Слайд 7
Внеурочная деятельность:
участие в выставках, конкурсах, соревнованиях, активность в
проектах и программах внеурочной деятельности, творческий отчет, портфолио.
Слайд 8
Условия реализации новой системы оценки:
Обучение учащихся способам оценивания и фиксации своих
результатов так, чтобы они могли это осуществлять самостоятельно, лишь при выборочном контроле учителя;
внедрение новых форм отчёта одновременно с компьютеризацией этого процесса: перевод большей части отчётов на цифровую, автоматизированную основу.
Слайд 9
Формы представления предметных результатов:
табель успеваемости по предметам, или таблица результатов, лист
оценки;
тексты итоговых диагностических контрольных работ, диктантов и анализ их выполнения обучающимся
оценка успешности результатов;
портфолио;
результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития отдельных интеллектуальных и личностных качеств обучающегося, УУД.
Слайд 10Лист оценки образовательных достижений
Лист может быть предметным или комплексным (включающим критерии
оценки предметных и метапредметных результатов).
Позволяет организовать обратную связь.
Организуется:
обсуждение критериев оценки с родителями и учащимися,
самооценка результатов,
оценка учителя,
обсуждение итогов.
Слайд 11Н а п р и м е р
Оценочный лист предметных
результатов
за ____ четверть по предмету ________________
обучающегося ______ класса __________(ФИ)_____.
Шкала самооценки:
«+» - знаю и умею применять.
«!» - знаю, но не всегда могу применить.
«?» - не уверен в своих знаниях.
«--» - пока не знаю и не умею.
Слайд 12
Контрольно-измерительные материалы, включающие задания трех уровней:
1 уровень. Необходимый уровень – решение
типовой задачи.
Это необходимо всем по любому предмету, «хорошо, но не отлично».
Слайд 13
2 уровень. Программный уровень– решение нестандартной задачи,
где потребовалось либо применить новые, изучаемые в данный момент, знания, либо старые знания и умения, но в новой непривычной ситуации.
Это отличает от необходимого всем уровня - «отлично».
Слайд 14
3 уровень. Максимальный уровень (!!! Необязательный) - решение не изучавшейся
в классе «сверхзадачи».
Это демонстрирует исключительные успехи сверхшкольных требований,
«превосходно».
Слайд 15
Что же оценивается
в личных результатах :
самоопределение (внутренняя позиция школьника,
самоуважение и самооценка),
мотивация (учебная, социальная);
границы собственного знания и «незнания»,
ценностная и морально-этическая ориентация(ориентация на выполнение морально-нравственных норм, способность к решению моральных проблем , оценка своих поступков).
Слайд 16
В метапредметных результатах оцениваются:
регулятивные УУД (управление своей деятельностью; контроль и
коррекция; инициативность и самостоятельность)
коммуникативные УУД (речевая деятельность, навыки сотрудничества)
познавательные УУД (работа с информацией, работа с учебными моделями, использование знако-символических средств, общих схем решения, выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие)
Слайд 17Система внутренней оценки метапредметных результатов:
решение задач творческого и поискового характера (творческие
задания, интеллектуальный марафон, информационный поиск, задания вариативного повышенного уровня);
проектная деятельность ;
текущие и итоговые проверочные работы, включающие задания на проверку метапредметных результатов обучения;
комплексные работы на межпредметной основе.
Слайд 18Оценка-это процесс, действие (деятельность) оценивания, которое осуществляется учителем.
Отметка выступает как результат
этого процесса, как его условно формальное выражение.
Слайд 19
Виды оценки:
внутренняя и внешняя оценка.
субъективные и объективизированные методы оценивания
самоанализ и самооценка
обучающихся.
интегральная оценка – портфолио, выставки, презентации.
словесная характеристика (оценка) и знак фиксации результатов (отметка) в 5-ти балльной системе, адаптированной к уровням успешности.
Слайд 20Н а п р и м е р
Учитель и ученик вместе
определяют оценку и отметку.
Алгоритм самооценки
(основные вопросы после выполнения задания)
1. Какова была цель задания (задачи)?
2. Удалось получить результат (решение, ответ)?
3. Правильно или с ошибкой?
4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?
Слайд 21
На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по “Алгоритму
самооценки” и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их.
После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.
Слайд 23Важно помнить!
Мы оцениваем только знания, которыми овладел учащийся, и не оцениванием
его деятельности на уроке, его личностных качеств.
Поэтому важнейшей составляющей педагогического процесса должно быть комфортное психологическое самочувствие учителей и обучающихся; создание благоприятного микроклимата в классе и в школе.
Слайд 24
Взять за основу выработанные требования к оцениванию знаний учащихся.
Обеспечить комплексный
подход к оценке результатов освоения ООП ООО, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов учащихся ООО.
Использовать для оценивания знаний разнообразные виды контроля.
Включать учащихся в оценочную деятельность.
Внедрять инновационные системы контроля.
Изучать и обобщать педагогический опыт по использованию эффективных форм оценивания образовательных достижений обучающихся в основной школе в соответствии с требованиями ФГОС.
РЕКОМЕНДАЦИИ по итогам ПЕДСОВЕТА:
Слайд 25Уважаемые коллеги,
желаем вам успехов
в таком нелегком, но очень благородном
труде!
Спасибо за внимание!