Слайд 1Технология работы и функции школьного библиотекаря
1. Библиотека как технологическая система. Миссия,
цели, задачи ШБ
2. Обеспечение ШБ регламентирующими документами
3. Функции библиотекаря: планирование, отчетность, средние показатели
Слайд 2Школьная библиотека – технологическая система
Технологическая система:
Совокупность функционально взаимосвязанных предметов
труда, средств технологического оснащения и исполнителей, производящих продукты и услуги с заданными свойствами
Технологические подсистемы:
Предметы труда – документы и запросы
Процессы библиотечной деятельности
Информационные продукты и услуги (итог)
Ресурсное обеспечение (фонды, финансы, кадры)
Нормативно-методическое обеспечение
Организационное управление, контроль качества
Слайд 3Школьная библиотека – технологическая система
Предметы труда – документы и запросы
Фонд: локальные
и сетевые документы
Запросы: информационные потребности пользователей
Процессы библиотечной деятельности
Комплектование, обработка, организация СБА,
Библиотечное, информационное обслуживание
Информационные продукты и услуги (итог)
Документы (запросы)
Производственный
процесс
Информационные
продукты
(услуги)
Слайд 4Школьная библиотека – технологическая система
Ресурсное обеспечение (фонды, финансы, кадры, технические, лингвистические,
программные средства, материалы)
Нормативно-методическое обеспечение (нормы, требования, правила, порядок осуществления и образцы услуг)
Организационное управление, контроль качества (организация, нормирование технол. процессов. Оценка цены и качества)
Слайд 5Информационные продукты и услуги
Информационный продукт – результат создания или переработки информации
в документированной форме, допускающей многократное использование (статьи, обзоры, дайджесты, др.)
Информационная услуга – предоставление пользователю информ. продуктов в соответствии с запросом (неосязаема, часто неотделима от производителя, качество зависит от исполнителя)
Информационный сервис - сочетает продукты и услуги
Границы не абсолютны. Один и тот же продукт – для разных услуг. Библиотечные услуги – на базе фондов.
Слайд 6Информационные продукты и услуги
Библиографические (каталоги и базы данных , в т.ч.
машиночитаемые) –списки, справки
Фактографические (тематические досье, летописи, базы данных) – справки
Научно-аналитические, программные продукты (справки, обзоры, доклады)
Копировально-множительные, рекламные, образовательные, досуговые и др.
Слайд 7Школьная библиотека – система
ШБ предоставляет пользователям специфические виды продуктов и услуг
- отсюда ее социальные функции, стратегии и тактика развития.
Миссия, цели и задачи ШБ в международных и российских документах
Слайд 8Манифест ИФЛА –ЮНЕСКО
для школьных библиотек
Миссия:
ШБ предоставляет информацию и идеи необходимые
для успешного существования в современном информационном обществе, где знания играют важнейшую роль. ШБ прививают учащимся потребность в постоянном самообразовании, развивают воображение, воспитывают гражданскую ответственность.
Задачи школьных библиотек
ШБ предоставляет обучающие программы, книги и иные информационные ресурсы всем членам школьного коллектива, побуждая пользователей развивать критическое мышление и эффективно использовать все виды информации.
Доступ к службам и фондам должен основываться на принципах Всемирной декларации прав и свобод человека ООН и не должен подвергаться каким-либо формам идеологической, политической и религиозной цензуры или коммерческому давлению.
Слайд 9Манифест школьных библиотек РФ
(проект) Миссия:
концентрируют документальные источники образования на традиционных и
электронных носителях, в т. ч. — на сетевых;
приобщают школьников к чтению как основному виду познавательной деятельности и и досуга, содействуют сохранению и развитию русского языка;
содействуют получению навыков непрерывного самообразования
формируют информационную культуру личности, участвуют в адаптации школьников к условиям жизни в современном обществе, ориентированном на информации и знаниях;
способствуют формированию ответственной гражданской позиции школьников.
Слайд 10Школьные библиотеки – неотъемлемая часть образовательного процесса
Функции библиотек:
Образовательная – поддерживает и
обеспечивает образовательные цели, сформулированные в концепции школы,работает по направлениям школы
Информационная - обеспечивает образовательный процесс информационными ресурсами на различных носителях
Культурная – мероприятия по культурному и социальному самосознанию, содействующие развитию пользователей
Слайд 11Школьные библиотеки – неотъемлемая часть образовательного процесса
Задачи библиотек:
Обеспечить доступ к информации,
знаниям, идеям, культурным ценностям
Обеспечить образовательный процесс информационными ресурсами на различных носителях
Совершенствование и освоение библиотечных технологий
Работать с учащимися, учителями, администрацией и родителями, содействуя реализации задач школы и др.
Слайд 122. Обеспечение библиотечной деятельности регламентирующими документами
Международные документы
Всеобщая декларация прав человека
Декларация
прав ребенка
Конвенция ООН о правах ребенка;
Документы ИФЛА\ЮНЕСКО
Слайд 13Регламентирующие документы
Федеральные документы
Конституция РФ
ФЗ «Об образовании»
ФЗ «О библиотечном деле»
Примерное
положение о библиотеке ОУ (2004 г.);
Письма Минобразования (об учете фондов, … создании медиатек)
Слайд 14Регламентирующие документы
Региональные документы
Конституции (республик,краев)
Законы областные;
Программы развития муниципального образования
Инструкции, методические
указания (областные, МО, района)
Слайд 15Регламентирующие документы
Локальные
Устав ОУ и правила внутреннего распорядка
Должностная инструкция работника библиотеки.
Договор о полной материальной ответственности
Правила пользования школьной библиотекой. Паспорт библиотеки
Годовой план, ежемесячный, перспективный
Инструкции по ТБ, пожарной безопасности
Слайд 163. Школьные библиотеки – основные направления работы
Библиотечное обслуживание
Планирование и отчетность. Выполнение
средних показателей
Организация книжного фонда. Учет. Сохранность
Комплектование
Повышение квалификации
Слайд 17Библиотечное обслуживание
Деятельность библиотеки по пропаганде и выдаче произведений печати и других
документов или их копий, оказание помощи в их выборе и использовании обеспечению (ГОСТ 7.26-80)
Совокупность разных видов деятельности библиотеки по удовлетворению потребностей пользователей путем предоставления библиотечных услуг (ГОСТ 7.0-99)
Слайд 18Принципы БО
Систематичность
Дифференцированный подход
Диалогичность
Наглядность
Целесообразность развития
Демократизации
Комфортности
Слайд 19Процесс организации обслуживания
Изучение пользователей
Выбор режима и формы обслуживания
Анализ информационных ресурсов
Анализ эффективности
инструментов навигации
Подготовка или приобретение информационной продукции
Изучение эффективности обслуживания
Слайд 20Структура библиотечного обслуживания
Абонемент
Читальный зал
Уголок СБА
МБА
Пункты внестационарного обслуживания
Слайд 21Основные направления библиотечного обслуживания
Индивидуальное
Групповое
Фронтальное (массовое)
Слайд 22Основные контрольные показатели работы
Книжный фонд, учебный фонд (количественный и качественный состав)
Библиотечное
обслуживание (% охвата)
Книговыдача, читаемость, посещаемость
Обращаемость фонда, книгообеспеченность
Массовая работа (количество и охват)
Уроки информационной культуры (в т.ч. библиотечные уроки)
Слайд 23Стратегическое планирование
Процесс создания и поддержания соответствия между целями и возможностями библиотеки.
Опирается
на цели и задачи, финансовые ресурсные возможности
На 3-5 лет
Слайд 24Текущее планирование
На основе стратегического плана, на 1 год
Утверждается директором школы
Соответствует плану
ОУ
Конкретизация целей и задач, определение сроков, распределение по направлениям, формам, возрасту
Слайд 25Целевое планирование
По отдельным направлениям работы (краеведение, экология)
Формулировка цели, разработка плана ее
достижения, контроль и измерение качества работы, принятие корректирующих мер