Слайд 1Рекомендации родителям по психологической поддержке учащихся в период подготовки к
ОГЭ
и ЕГЭ
Педагог-психолог Белявских Л.Ф.
Слайд 2Психологическая готовность к ГИА - сформированность психических процессов и функций, личностных
характеристик и поведенческих навыков, обеспечивающих успешность выпускника при сдаче ГИА
Слайд 3Психологические трудности ГИА
Познавательные
Личностные
Процессуальные
Слайд 4Познавательные трудности
Причины:
Недостаточные объём знаний
Недостаточная сформированность навыков
работы с тестовыми заданиями
Неспособность гибко оперировать системой учебных понятий предмета
Необходимые психические функции
Высокая мобильность, переключаемость
Высокий уровень организации деятельности.
Высокая и устойчивая работоспособность
Высокий уровень концентрации внимания, произвольности
Четкость и структурированность мышления, комбинаторность
Сформированность внутреннего плана действий
Слайд 5Личностные трудности
Причины
Недостаток информации о
процедуре
Отсутствие возможности получить поддержку взрослых
Основное проявление личностных трудностей:
повышенный уровень тревоги учащихся на экзамене,
что приводит к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания и работоспособности
Слайд 6Процессуальные трудности
Причины трудностей:
недостаточное знакомство с процедурой экзамена
отсутствие четкой стратегии деятельности.
Виды трудностей:
трудности,
связанные со спецификой фиксирования ответов
трудности, связанные с ролью взрослого
трудности, связанные с критериями оценки.
Слайд 7Советы для родителей –
поддержка ребёнка
Родительская поддержка - это процесс:
в ходе, которого родитель сосредотачивается на достоинствах ребенка с целью укрепления его самооценки;
который помогает ребенку поверить в себя и в свои способности.
Слайд 8Продумать образовательные маршруты
Выбрать несколько учреждений среднего специального образования или вузов с
разным рейтингом популярности, но одинаковыми или смежными факультетами, которые соответствуют выбранной профессии,
если не получится сразу поступить в желанное учреждение, в дальнейшем можно рассмотреть вариант перевода,
рассмотреть возможность поэтапного обучения.
Слайд 9Психологическая поддержка
Рассказать ребёнку о том, что отметка или количество баллов не
являются показателем его возможностей,
изменить привычный стиль общения с ребёнком (вместо того, чтобы обращать внимание на ошибки, взрослому необходимо сконцентрироваться на позитивной стороне его поступков, научиться понимать его переживания),
поддерживать можно с помощью совместных действий, физического соучастия, выражения лица, прикосновений: обнять, положить руку на плечо и т. д.
Слайд 10«Ловушки поддержки»
Гиперопека,
создание зависимости ребенка от взрослого,
навязывание нереальных для ребенка
стандартов,
стимулирование соперничества со сверстниками ,
излишняя суета, опека, тотальный контроль.
Слайд 11Чтобы показать веру в ребенка, родитель должен сделать следующее:
забыть о прошлых
неудачах ребенка;
помочь ему обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;
помнить о прошлых удачах и возвращаться именно к ним, а не к ошибкам.
Слайд 12Психофизиологическая помощь
Наблюдайте за самочувствием ребенка. При первых признаках переутомления целесообразно сделать
перерыв, сменить деятельность, отвлечься.
Контролируйте режим подготовки к экзаменам, не допускайте перегрузок, не стоит позволять ребенку заниматься по ночам (заканчивать занятия необходимо не позже 22.00.).
Вместе с ребенком определите его
биоритмы, при этом сложные темы
можно изучать в периоды наиболее
высокой мозговой активности,
а хорошо знакомые темы оставлять
на периоды спада.
Слайд 13Психофизиологическая помощь
Оптимально выбрать режим занятий периодами по 1,5 ч
(в режиме 40 мин + 40 мин) с получасовыми перерывами,
бесполезной будет попытка ребенка сосредоточиться на материале в комнате, в которой работает телевизор или музыкальный центр. Если подросток хочет работать под музыку, то договоритесь, чтобы эта музыка была без слов и звучала в фоновом режиме,
дома у ребенка должно быть удобное место для занятий,
накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен хорошо отдохнуть и как следует выспаться.
Слайд 14Питание в период подготовки к экзаменам
Питание должно быть регулярным, не менее
5 раз в день, но есть перед сном не рекомендуется.
Чтобы улучшить интеллектуальную деятельность,
включите в рацион:
свежие овощи, фрукты, ягоды (брусника, клюква, черника, черная смородина), лимоны и апельсины
творог
орехи
курагу
бутерброды
суп
сыр
несоленые орешки
йогурт
только что сделанный молочный коктейль
сбалансированный комплекс витаминов
Важно, чтобы ребенок обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), полезны соки, компоты.
Слайд 15Методическая помощь
Обсудите с ребёнком, какой учебный материал нужно повторить. Вместе составьте
план подготовки. Помогите распределить темы подготовки по дням.
Заранее во время тренировки по заданиям приучайте сына или дочь ориентироваться во времени и умении его распределять.
Занятия при подготовке к экзаменам стоит начинать не с самого трудного, а с того, что хорошо знакомо, дает положительные эмоции и создает позитивный настрой.
Слайд 16Методическая помощь
Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам (разбирая задание, полезно
писать заметки, выделять главное, определять связи, результаты, делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану).
«Перескакивать» при подготовке с математики на историю нецелесообразно, уйдет много времени на включение в специфику предмета. Лучше работать «с погружением»: сегодня – одно, завтра – другое.
Поднимает настроение и дает удовлетворение подведение итогов («это выучил, это разобрал, это знаю…»).
Слайд 17 Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:
В
начале экзамена внимательно прочитать инструкцию, которая предшествует каждой части КИМ. В инструкции четко прописаны правила заполнения бланка с ответами;
пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
Слайд 18 Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:
если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант ответа.
Слайд 20Психологический портрет человека, готового успешно сдать экзамены:
1. Принимает ответственные решения по
поводу подготовки к экзаменам, инициативен в самоподготовке.
2. Формирует вокруг себя интеллектуальную и творческую среду развития.
3. Умеет ставить адекватные учебные задачи и поэтапно их решать.
4. Ценит и развивает в себе пунктуальность, обязательность, аккуратность.
5. Эффективно использует время, отведенное на подготовку к экзаменам, не откладывает дела на потом.
6. Доводит начатое дело до завершения. Успех или неудачу воспринимает как жизненный урок.