Слайд 1СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ЛОГОПЕДА
УЧИТЕЛЮ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Подготовила: учитель-логопед
МБОУ СОШ
№45 города Ставрополя
Борцова Л.Н.
Слайд 2Хорошая речь – одно из главных условий успешного обучения ребенка в
школе.
С каждым годом в начальных классах увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии. Недостаточное речевое развитие является одной из причин школьных проблем. Известно, что длительная неуспеваемость способствует угасанию интереса к учебной деятельности.
Поэтому для преодоления трудностей, обучающимся должна оказываться комплексная психолого-педагогическая и логопедическая помощь.
Слайд 3 С какими же речевыми проблемами мы сталкиваемся: дефекты звукопроизношения, скудность словарного запаса,
неумение грамматически правильно согласовывать слова в предложении и многое др. Подобные проявления в дошкольный период обычно не настораживают родителей. Однако в школе к языку ставят высокие требования, и ребенок с недостаточным речевым развитием попадает в сложное положение.
У него возникают трудности в процессе овладения навыками чтения и письма, появляются стойкие специфические ошибки.
Если в самом начале обучения не помочь ребенку преодолеть эти трудности, со временем они усиливаются и, чтобы их решить, необходимо затрачивать много времени и усилий логопедов, родителей и учителей.
Слайд 4Мы, логопеды, рекомендуем на уроках при изучении букв проводить c детьми логопедические минутки.
Применение учителями начальных
классов логопедических
мероприятий в своей работе дает двойную пользу:
устраняет недостатки произношения и речи у учащихся,
способствует совершенствованию методики обучения,
правильному формированию речи и мышления учащихся.
Кроме того, положительно влияет на настроение детей с определенными речевыми нарушениями, лишает их неуверенности в себе, разочарования, а также значительно поднимает авторитет учителя перед детьми и их родителями.
Слайд 5Начинать такую работу следует с первых дней обучения. К примеру, на
уроке ознакомления со звуком и буквой «С» можно и нужно провести логопедическую минутку. Показать детям правильную артикуляцию звука «С». То есть: улыбка как у клоуна, язык упирается в нижние зубы, будто кошка на солнышке прогибается и выдуваем воздух. Детям нужно предложить подуть на руку и они должны почувствовать холодный воздух.
Слайд 6Для закрепления звука «Ш» можно использовать такую игру: «Лопнул шарик».
Дети поднимают руки и делают
круг, будто надувают шарик. По сигналу учителя «шарик лопнул» - дети опускают руки и произносят звук «Ш».
Для звука «Ж» используем игру «Жуки».
Дети изображают жуков. Жуки сидят в своих домиках (за партами).
По сигналу учителя – «Жуки полетели» - дети встают, машут руками, будто летают и жужжат: «жжжж».
По сигналу – «Дождь» - садятся на места.
Также и с другими звуками проводится артикуляционная гимнастика.
Слайд 7Эффективными методами исправления произношения на уроках является изучение скороговорок и чистоговорок,
которые помогают формировать речевой аппарат ребенка, приучают к сложным сочетаниям звуков. Их можно использовать в начале урока как речевую гимнастику. Чтобы речь ребенка была выразительной, доходчивой, надо его научить владеть артикуляционным аппаратом, говорить энергично, четко, легко и весело, чтобы вместо одного звука ребенок не пытался сказать другой.
Рекомендуемые правила работы над скороговорками и чистоговорками:
1) Учитель проговаривает чистоговорки четко артикулируя.
2) Учащиеся хором повторяют, пытаясь воспроизвести то, что услышали.
3) 2-3 ученика самостоятельно говорят приведенный текст.
Например: Са-са-са - вот летит оса.
Со-со-со - у Сони колесо.
Су-су-су - яблоко несу.
Косарь скосил весь овес.
Коси коса, пока роса.
Слайд 8Для предупреждения речевых расстройств, а также дисграфий, дислексий, предлагается использовать на
уроках физкультминутки с элементами пальчиковой гимнастики. Это прежде всего необходимо потому, что в кончиках пальцев сконцентрированы рецепторы, импульсы от которых поступают в языковые моторные зоны коры головного мозга. Если при выполнении таких элементарных упражнений: нанизывание бусинок, застегивание пуговиц, шнуровка, выполнения аппликаций, рисования, ребенок испытывает трудности, это может быть свидетельством того, что у него могут возникнуть логопедические проблемы.
Слайд 9Значительный процент среди других нарушений речи составляет нарушение письма. Это является
серьезной преградой для овладения учащимися школьной программой.
Так что же это такое - нарушение письма и чтения? Как учителю вовремя распознать и помочь ребенку?
Дисграфия - это частичное специфическое нарушение процесса письма.
Дислексия - это частичное специфическое нарушение процесса чтения.
В этих процессах принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный и общедвигательный.
Слайд 10Существуют следующие специфические ошибки, которые могут проявляться на письме:
I. Ошибки,
обусловленные несформированностью фонематического восприятия.
Эти ошибки вызваны трудностью дифференциации звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство. В письменной речи наблюдается смешение букв.
Смешиваются обычно:
1) лабиализованные гласные: «рочей» (ручей), «тюплый» (тёплый);
2) звонкие и глухие парные согласные в чёткой позиции: «деди» (дети), «ситит» (сидит), «кослик» (козлик);
3) свистящие и шипящие согласные: «шиски» (шишки), «зелезо» (железо);
4) сонорные согласные;
5) аффрикаты: «чапля» (цапля), «утитель» (учитель), «пцицы» (птицы), «в туцах» (в тучах), «куриса» (курица);
6) нарушения смягчения согласных – «васелки» (васильки), «смали» (смяли), «кон» (конь).
Слайд 11II. Ошибки, связанные с нарушением звукового анализ и синтеза.
В звуковом анализе
слова выделяются простые и сложные формы: узнавание звука среди других звуков, выделение звука из слова в начальной позиции и полный звуковой анализ слова. Простые формы анализа в форме формируются спонтанно ещё в дошкольном возрасте, а сложные – в процессе обучения грамоте. Затруднения при звуковом и слоговом анализе проявляются у детей на письме в виде таких специфических ошибок:
пропуск букв и слогов – «прощла» (прощала), «жадые» (жадные), «ишка» (игрушка)
перестановка букв и слогов – «онко» (окно), «звял» (взял), «пеперисал» (переписал), «натуспила» (наступила);
недописывание букв и слогов – «дела» (делала), «лопат» (лопата), «набухл» (набухли);
наращивание слов лишними буквами и слогами – «тарава» (трава), «катораые» (которые), «бабабушка» (бабушка);
искажение слова – «наотух» (на охоту), «хабаб» (храбрый), «щёки» (щёки);
слитное написание слов и их произвольное деление – «насто» (на сто), «виситнастене» (висит на стене), «у стала» (устала)
Слайд 12III. Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:
Часто у детей с недостаточным
речевым развитием:
1)нарушается функция словообразования (при подборе проверочных слов):
кот – котик,
шаг – шагик,
лёд – лёдик,
хвост белки – бельчачий;
2) нарушение связи слов в словосочетании и предложениях: «жёлтая солнце», «скоро облетит деревья», «мы пели с огромным радостью», «на лесных полян», «Дети сидели на большими стулья».
Слайд 13IV. Смешение букв по оптическому сходству.
Буквы рукописного шрифта – это различные
комбинации определённых элементов, принятых в графической системе языка. Оптическое сходство букв, которое особенно усиливается в условиях скорописи, провоцирует возникновение ошибок у детей с несформированными оптико-моторными навыками.
Оптически сходные буквы:
с –е, о – е, у – д – з, л – и, м – ш, в – д.
V. Смешение букв по кинетическому сходству.
Кинетическое сходство имеют следующие буквы русского языка:
о – а, б – д, и – у, У –Ч, п – т, П – Т, л – м, х – ж, ч – ъ, Г – Р, н – ю, и – ш, л – я, Н – К, а – д.
Примеры смешения букв по кинетическому сходству:
1) гласные, в том числе под ударением: «кулок» (кулак), «чошка» (чашка), «памощь» (помощь), «луст» (лист), «миха» (муха);
2) прочие смешения: «длюдце» (блюдце), «доль» (боль), «тепрадь» (тетрадь), «нохик» (ножик), «классная рабата», «Тома мюбит куклу».
Слайд 14Ещё хочется отметить, что перечисленные выше ошибки при чтении и письме
возникают у учеников не от лени, невнимательности или недоучивания орфографических правил. Такие ошибки появляются вследствие неправильного или недостаточного развития зон головного мозга, контролирующих речевые и неречевые процессы в ходе письма и чтения.
Когда ребенок делает много ошибок, родители часто слышат от учителей рекомендации - больше читать и писать. Подход к ребенку, страдающему дислексией и дисграфией, должен быть совершенно другим.
На первых этапах работа идет в основном устная: упражнения на развитие фонематического восприятия, звукового анализа слова.
Слайд 15Вы можете посоветовать родителям или сами давать на уроке упражнение "корректурная проба". Оно
принесет пользу любому ученику. Что это такое? Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р - л, с-ш и т. д.
Ребенок смотрит на таблицу и быстро подсчитывает, сколько раз встречается в таблице каждое из чисел от О до 9. Если он сбился при выполнении задания, то начинает сначала.
Через 2-2,5 месяца таких упражнений (но при условии - ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.
Слайд 16
Часто ученики с нарушением речи испытывают серьезные трудности и при запоминании
стихотворений, причины этих трудностей:
отставание в развитии слухового внимания и слуховой памяти;
нарушения чувства ритма;
отклонения в формировании слоговой структуры слова;
отставание в развитии всех сторон речевой функциональной системы;
нарушения в моторики;
недостаточная мотивация к заучиванию стихотворений. Этот процесс можно облегчить, используя приём мнемотехники.
При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы.
Слайд 18Рекомендации логопеда учителю:
1.Соблюдать педагогический такт по отношению к детям-логопатам.
2.При изучении каждой
новой буквы давать четкую артикуляцию звука (как он произносится), особое внимание уделять детям, которые не могут правильно произносить эти звуки.
3.Закреплять на уроках поставленные логопедом звуки.
4.Заучивать с детьми скороговорки, чистоговорки, стихотворения с контрольными звуками.
5.Следить за правильным произношением звуков детей-логопатов.
6.Давать упражнения на развитие фонематического слуха, предупреждая этим возникновение дисграфии.
7.Контролировать посещение детьми с дефектами речи логопедических занятий.