Слайд 1«Стратегия успеха»
в формировании социально-адаптивной личности школьника
Слайд 2Цель программы
Формирование социально-мировоззренческих
компетентностей и рост социального опыта учащихся как совокупности социальных знаний, ролей и навыков социально-адекватного поведения.
Естественно- культурные:
- создание условий и возможностей для физического развития личности в соответствии с возрастными и половыми особенностями и в соответствии с нормами общества.
Социально- культурные:
- создание условий для интеллектуального и духовного развития личности, интересов и способностей, творческого, художественного и гносеологического потенциала;
- формирование гуманистической ориентации ценностно - смысловой сферы.
Социально- психологические:
- создание условий для самопознания, самоопределения, самореализации, саморазвитие личности в соответствии с индивидуальными личностными особенностями.
Слайд 4Практические результаты
Расширение социального опыта ребенка в его общественных
связях, разнообразии социальных действий;
Рост социальной и личностной активности;
Рост актуальных социальных знаний, умений и навыков;
Наличие четкой перспективной линии развития (карьерных и образовательных планов).
Слайд 5Социальная адаптивность
– это способность к социальному, нравственному, бытовому (физическому и коммуникативному)
выживанию, статусному самоутверждению, сотрудничеству в существующих и новых, ожидаемых и непредвиденных обстоятельствах, реальная и потенциальная возможность вырабатывать адекватные условиям способы поведения и деятельности.
Слайд 65-6 классы
«Шаги к познанию себя и мира»
7-8 классы
«Воспитание характера»
9 класс
«Ключ»
(личностное и профессиональное самоопределение)
Слайд 7Основные содержательные элементы программы
Социально- психологический тренинг
Групповая работа
Шаблоны
Дневник развития
Промежуточный проект
Презентация
Аналитический разговор
Эдвайс-встреча
Информационный стенд
Индивидуальная
консультация
Слайд 8Сборник понятий
Тренинг – это психологическая практика, мотивом которой выступает тренировка тех
или иных психических, психологических, психосоциальных свойств личности или группы.
Шаблоны – набор педагогических приемов организации обсуждения, общего разговора, анализа, проблемной работы в группе.
Дневник развития – комплект материалов, определяющих содержание деятельности детей по программе, отражающих их основные успехи и достижения.
Проект и промежуточный проект – это форма индивидуальной или групповой работы участников, направленной на улучшение окружающей жизни и собственное развитие.
Презентация – способ общественного представления и защиты идей, предложений.
Эдвайс – встреча – форма работы с родителями.
Фаворитизм- стремление благоприятствовать членам собственной группы в противовес членам другой группы.
Способности – это психическое свойство личности, отражающее проявления таких ее особенностей, которые позволяют успешно заниматься и овладевать одним или несколькими видами деятельности.
Талант – высокая степень одаренности, реализованная человеком в определенной области.
Толерантность - терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
Интолерантность – противоположное толерантности.
Критическое мышление – вид интеллектуальной деятельности, характеризующийся высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода.
Социально – строительные компетентности – компетентности личности, обеспечивающие его успешность в социальном развитии и социализации в целом.
Самоактуализация – стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.
Социальная зрелость - состояние оптимального здоровья, самостоятельности в принятии решения, опора на собственные силы, смелость, умение пойти на риск, чтобы вырваться из тупика.
Слайд 9Программа занятий
«Шаги к познанию себя и мира»
Слайд 12Занятие 1
«Правила в группе»
Цель: подвести учащихся к мысли о том, что человек проявляется как личность в сообществе других людей и чтобы достичь взаимопонимания, нужны определенные правила.
10 правил работы в группе:
1. Уважение к говорящему;
2. Активное участие в работе (говорить не запрещаем, но и не заставляем, однако нам важно мнение всех);
3. Критикуя, не обижай, а предлагай лучшее;
4. Говори сначала о хорошем, а потом критикуй;
5. Говори точно и только по делу, не повторяясь;
6. Говори от себя - «Я думаю, я считаю…»;
7. Умей видеть и отметить хорошее в каждом;
8. Откровенность и искренность приветствуются и не критикуются;
9. Доброжелательность в высказываниях обязательна;
10. Цель любого обсуждения – узнать больше о себе, о других, сделать мир лучше.
Слайд 13Занятие 2
«Книга про меня»
Цель:
- закрепить навыки и правила работы в группе;
-
определить способы работы над дневником развития;
- мотивировать интерес к самопознанию и целеполаганию к деятельности по программе. Анкета- интервью
Имя, фамилия, отчество
Возраст, дата рождения
Увлечения
Любимый предмет в школе
Любимая книга
Любимая игра
Любимый урок
Любимый цвет
Любимое животное
Страна, где хотел бы жить
Кем хотел бы стать
Любимая еда
Любимый фильм или сериал
Знак зодиака
Внешние данные
Цвет глаз, цвет волос
Адрес
Любимое время года
Любимый музыкант (певец)
Любимая погода
Любимый день в году
Мечта
Цель учебы
Цель жизни
Главные интересы
Занятие 3
«Я буду, или Программа развития»
Цель:
- развитие потребности к саморазвитию;
- активизация деятельности по самосовершенствованию.
Образ будущего:
Вопросы для обсуждения, касающиеся навыков целеполагания. Обсуждаются, насколько реальны поставленные цели.
Каким я хочу стать;
Какое я хочу видеть окружение;
На какой работе я вижу себя;
Определи свой ресурс (способности, наклонности, что я умею из того, что не умеют другие);
Могу ли я долг и упорно работать или интенсивно, но краткосрочно;
Какие предметы мне легче даются;
Какие предметы мне даются труднее;
Какое мое хобби;
Слайд 16Занятие 4
Промежуточный проект
«Моя программа развития»
Слайд 17
Занятие 5
«Определение индивидуальных способностей»
Цель:
- определение различных видов способностей у участников
программы;
- развитие навыков групповой и самостоятельной работы.
Слайд 18Занятие 6
Эдвайс-встреча
«Что такое толерантность»
Цель:
- ознакомить подростков и родителей с понятием «толерантность»;
-
стимулировать воображение участников в поисках собственного понимания толерантности.
Упражнение «Мы похожи»: « Выйди в круг ко мне, т.к. мы похожи - у нас белые волосы» и так дот тех пор пока все не окажутся в кругу.
Упражнение «Комплименты»: Бросаем мяч и говорим комплимент: «Саша, ты справедливый» и т. д.Важно, чтобы комплимент был сказан каждому.
Упражнение «Лукошко»: Игрушка-синоним толерантности.
Упражнение «Превращения»: «Если бы я был книгой… ( то я был бы словарем Даля».
Упражнение «Волшебная лавка»: Мне нужно «терпение» (для чего?), а взамен я дам чувство юмора.
Упражнение «Построиться по росту»: или встать по кругу с закрытыми глазами (несколько попыток).
Упражнение «Аплодисменты»: Сидим по кругу. Ведущий просит встать тех, кто обладает определенным умением «Встаньте те, кто умеет вышивать. Вам аплодисменты ».
Обсуждается понятие «толерантность» и «интолерантность»:
Дать определение: «Терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.»
Значение данного качества для человека в его жизни.
Черты толерантной личности
Цель: формирование и тренинг понятия черты толерантной личности
Слайд 20Диагностика коммуникативной толерантности
Цель:
- Определить уровень коммуникативной толерантности
Вам представляется возможность совершить экскурс
в многообразие человеческих отношений. Вы ознакомились с некоторыми поведенческими признаками, свидетельствующие о низком уровне общей коммуникативной толерантности. Сделайте вывод: чем больше баллов, тем ниже уровень общей коммуникативной толерантности.
Слайд 21Проверьте себя: насколько вы способны принимать индивидуальности других людей.
Медлительные люди обычно
действуют мне на нервы.
Меня раздражают суетливые, непоседливые люди.
Шумные детские игры переношу с трудом.
Проверьте себя: нет ли у вас тенденции оценивать людей, исходя из собственного «Я».
Меня обычно выводит из равновесия несообразительный собеседник.
Меня раздражают любители поговорить.
Мне трудно найти общий язык с людьми иного интеллектуального уровня, чем я.
Проверьте себя: в какой мере категоричны или неизменны ваши оценки в адрес окружающих.
Так называемые «новые русские» обычно производят неприятное впечатление либо бескультурьем, либо рвачеством.
Представители некоторых национальностей в моем окружении откровенно несимпатичны мне.
Проверьте себя: в какой степени вы умеете скрывать или сглаживать неприятные впечатления при столкновении с некоммуникабельными качествами людей.
Считаю, что на грубость надо отвечать тем же.
Мне трудно скрыть, если человек чем – либо неприятен.
Меня раздражают люди, стремящиеся в споре настоять на своем.
Проверьте себя: есть ли у вас склонность переделывать или перевоспитывать других людей.
Я имею привычку поучать окружающих.
Я люблю командовать близкими.
Проверьте себя: в какой степени вы склонны подгонять партнеров под себя, делать их удобными.
Меня раздражают старики в транспорте или в магазинах.
Я проявляю нетерпение, когда мне возражают.
Проверьте себя: в какой степени вы терпимы к дискомфортным состояниям окружающих.
Я осуждаю людей, которые плачутся в чужую жилетку.
Иногда мне нравится позлить кого – нибудь из родных и друзей.
Слайд 22Занятие 8
Особенности памяти, мышления, внимания
Цель: определение индивидуальных особенностей внимания, памяти и
мышления.
Слайд 23Занятие 9
Тренинг памяти, мышления, внимания
Цель:
- сформировать потребность и интерес к развитию
внимания, памяти и мышления;
- развитие общего познавательного интереса.
Составление памятки
Слайд 24Занятие 10
«Алфавит эмоций и чувств»
Цель: развитие умений контролировать свои чувства и
эмоции.
Отрицательные чувства и эмоции
Положительные чувства и эмоции
Занятие 11
Промежуточный проект «Образ Я»
Цель:
- собрать, обобщить, проанализировать и представить все, что ты открыл в своем «Я».
Форма представления (яркая визитка твоего Я):
- журнал, газета, стенд с фото, компьютерная презентация, «раскладушка», видеоролик, другое.
Информация по разделам:
Ф.И.О.
возраст
выявленные и проявленные способности, ЗУН
личные увлечения
результаты и отзывы о промежуточных проектах
личные достижения
благодарственные письма, благодарности устные
фото
анализ личностного роста (чего достиг, что изменилось в жизни, в учебе, во взаимопонимании с окружающими).
оценка других людей
перспективы развития