Слайд 1СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
Володина Н.Л.
Учитель математики МКУ СОШ №9
Слайд 2ПРОБЛЕМА:
Почему контроль знаний волнует учителя, но не волнует ученика?
Слайд 3ЦЕЛЬ:
Получить от контроля знаний максимум пользы для обучающихся , минимум нервов
для учителя. Дать возможность ученику поверить в то, что контроль знаний не унижает его, а даёт возможность для роста, повышения самооценки и самоутверждения.
Слайд 4ЗАДАЧИ:
1.Выявить социально-психологические аспекты контроля знаний
2.Выявить тенденции возрастного изменения значимости педагогической оценки.
3.Определить
персональную значимость оценки.
4.Обозначить виды контроля, наиболее приемлемые в нашем современном мире.
Слайд 5ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1. Превращение формального контроля в реальный путём искоренения трёхбалльной оценки.
2.Взаимосвязь
оценки учителя и самооценки обучающегося.
3. Разнообразие видов контроля.
Слайд 6ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
1.ИСКОРЕНЕНИЕ СЕРЬЁЗНЫХ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ, таких, как проявление процентомании
в установках учителя, использование им угроз, нотаций, недоброжелательной иронии в адрес ученика, сравнение успеваемости и способностей учащихся, не равных в этом отношении, отсутствие оценки после опроса
Слайд 83.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ВИДОВ КОНТРОЛЯ, т.к. это быстро, интересно, актуально и сразу
виден результат.
-Тестирование
-Программируемый контроль
-Презентации детей
-Приглашение «помочь учителю» в подготовке каких-либо работ
-Помощь в проверке каких-либо работ
-Творческие работы
и т.д.
Слайд 94.КОММЕНТАРИИ НЕ ИЗЛИШНИ:
значительное положительное влияние на учебную деятельность и личностное развитие
детей оказывает развёрнутые содержательные оценки учителем ученических ответов и работ, сопоставление успехов учеников с его прежними достижениями, констатация правильности выполнения задания и эмоциональная поддержка ученика в ходе работы, использование в разных формах самооценок учащихся.
Слайд 105.ПОДКЛЮЧИТЬ РОДИТЕЛЕЙ
К ПРОЦЕССУ
НЕНАВЯЗЧИВОГО КОНТРОЛЯ
Слайд 11Выводы:
Контроль и оценка нужны для успешного осуществления учебной деятельности. Отсутствие информации
о правильности выполнения задания дезорганизует учащихся, искажает их самооценку. Кроме этого, оценка – мощное средство воспитания, воздействующее не только на самооценку, но и на развитие личности в целом.
Слайд 12Это надо запомнить!!!
Предоставляя ученику возможность отстаивать своё мнение и тактично направляя
рассуждения ребёнка, учитель тем самым помогает ему формировать собственную оценочную деятельность, развивать умение анализировать оценочные суждения учителя и тем самым формировать самооценку.
Слайд 13
Следует подчеркнуть, что влияние оценок учителя становится благотворным при наличии
доверия к нему у школьника. В возникновении отношений доверия между учеником и учителем важную, часто решающую роль играют особенности личности учителя, его ожидания, общая позиция, стиль его общения с классом, способность создать атмосферу психологического комфорта. И самое важное, ученик должен чётко знать, что от него требует учитель.
Слайд 14УЧИТЕЛЬ! ПОМНИ!
Именно от твоей оценки зависит комфортное существование ребёнка в
дальнейшей жизни
Именно ты поможешь ученику в огромном мире различных знаний чувствовать себя, как рыба в воде
Слайд 15РЕЗУЛЬТАТ:
Не заставит себя долго ждать …
Слайд 16Общие понятия
Основные социально-психологические аспекты контроля знаний :
1.В условиях различных культур в
системе обучения и воспитания отдается предпочтение разным видам педагогических оценок. В одном случае, например, в современных обществах североамериканского и западноевропейского типа, наиболее действенными являются материальные стимулы;
в условиях азиатских культур исламского направления - морально-религиозные стимулы;
в некоторых других странах, например в Японии, социально-психологические стимулы (кроме традиционных материальных). Это же относится и к развиваемым у детей мотивам учения и воспитания.
В России – надежда на то, что это кому-нибудь надо???...
Слайд 17Педагогическая оценка, ее выбор и эффективность
зависят от возраста ребенка. Индивидуальные
особенности детей определяют их восприимчивость к различным стимулам, а также мотивацию учебно-познавательной и личностно-развивающей деятельности. Достигнутый ребенком уровень интеллектуального развития влияет на его познавательные интересы, а личностное развитие влияет на стремление иметь у себя определенные персональные качества.
Слайд 18Основные тенденции возрастного изменения значимости педагогической оценки заключаются в следующем:
С
возрастом, во-первых, растет понимание необходимости приобретения новых знаний, умений и навыков.
Во-вторых, в детстве из года в год увеличивается значимость обладания определенными качествами личности.
В-третьих, по мере взросления, особенно в школьные годы, возрастает роль социально-психологических стимулов.
Наконец, в-четвертых, намечается тенденция постепенного перехода от ориентации на внешние к учету внутренних стимулов.
Слайд 19Персональная значимость оценки:
Со временем может меняться, т.к. 1) от ситуации к
ситуации изменяется иерархия человеческих потребностей по мере их удовлетворения и 2) с возрастом происходят существенные личностные изменения детей, и те оценки, которые раньше были значимыми для них, теряют свою стимулирующую роль, а вместо них на первое место выходят другие, которые более соответствуют возрастным интересам ребенка.
Наконец, существуют индивидуальные различия между детьми, в силу которых то, что является стимулом для одного ребенка, может не быть им для другого.
Например, если Даша получает 2 за домашнюю работу, то на следующий день она принесёт полтетради с самостоятельными домашними работами, а Вове на всё это попросту начихать.
Света обязательно выполнит работу над ошибками, а Денис «будет забывать дома» тетрадь с якобы выполненной работой.
Слайд 20
2.Социально-специфический характер педагогической оценки проявляется в том, что такая оценка может
быть различной по своей эффективности в зависимости от социальной ситуации, в которой она дается. Различные педагогические оценки, предлагаемые в разных ситуациях, могут обладать неодинаковой валентностью (ценностью, значимостью для ребенка) и с разной степенью вероятности вести к удовлетворению актуальных для него потребностей. Та педагогическая оценка, которая обладает в данной ситуации наибольшей валентностью и обеспечивает наивысшую вероятность достижения успеха, является предпочтительной в этой ситуации.
Слайд 21Такой способ работы учителя очень эффективен не только для воспитания учащихся
(корректирует их поведение, предупреждает развитие высокомерия, завышенной самооценки либо, наоборот, неуверенности в себе, ощущения своей неполноценности), но и для развития его собственных профессиональных качеств, таких, как уважение к ребёнку, терпеливость, педагогический такт, эмпатия
Слайд 22 Значимость социально-психологических стимулов как факторов повышения мотивации учебной деятельности можно усилить:
через
раскрытие ребенку жизненного смысла формируемых у него качеств личности, знаний и умений,
через развитие у него потребности в достижении успехов, высокого уровня притязаний и низкой тревожности.
Данные качества личности сами по себе могут побуждать ребенка к тому, чтобы всегда быть первым среди равных, а для этого необходимо иметь глубокие и прочные знания, развитые умения и навыки, настойчивость и силу воли, иначе трудно будет выдержать конкуренцию.
Слайд 23Виды контроля
1.Опрос
2.Контрольные работы
3.Тесты
4.Домашние работы
5.Практические работы
6.Моделирование
Слайд 24Таким образом, контроль и оценка, необходимы. Вопрос в том, в какой
форме они должны осуществляться. Основные традиционные формы – опрос и отметка – вносят много отрицательных моментов. Наиболее серьёзные негативные последствия имеют проявления процентомании в установках учителя, использование им угроз, нотаций, недоброжелательной иронии в адрес ученика, сравнение успеваемости и способностей учащихся, не равных в этом отношении, отсутствие оценки после опроса.
Слайд 25Опрос как форма успешности
В школьной практике установлена зависимость учёта успешности от
психологических особенностей ситуации: от мнения учителя об ученике, случайных представлений о нём, настроения учителя в момент учёта и т.д.
Вместе с тем, обстановка опроса нарушает обычное состояние ученика, возбуждая или угнетая его, расстраивая его систему мышления и память, нарушая тем самым субординацию знаний и волевых возможностей их целевого использования.
Слайд 26Например, Ваня вполне правильно решает в тетради, но теряется у доски
или во время устного опроса.
Петя с места отвечает правильно, но допускает много ошибок в письменных работах
Маша всегда готова, уверена в своих знаниях, даже чересчур самоуверенна, поэтому ошибается в досадных мелочах и т.д.
Все дети индивидуальны, поэтому реакция на такой контроль знаний у них разная.
Слайд 27ФУНКЦИИ ОЦЕНКИ
1.Ориентация обучающегося в состоянии его знаний и степени соответствия их
требованиям учёта
2.Непосредственная или опосредованная информация об успехе или неуспехе в данной ситуации
3.Выражение общего мнения и суждения учителя о данном ученике
Слайд 28Взаимосвязь оценки учителя и самооценки обучающегося
Оценочная деятельность учителя обычно осуществляется в
форме отметки в журнал и в вербальной форме. Между ними имеется существенная разница. Оценка в журнал является официальной, выставляемой на основе специально разработанных критериев.
Вербальные оценки не контролируются строгими показателями, но они должны быть гуманными, должны способствовать развитию обучающихся.
Слайд 29Самооценка школьника в основном ориентирована на оценки, выставленные в журнал. Однако,
вербальные оценки могут играть доминирующую роль в формировании самооценки ученика, если учитель умеет правильно ими пользоваться. Это связано с тем, что эти оценки более эмоционально окрашены, более доходчивы до обучающихся.
Подавляющее большинство учителей считают, что ученики средних классов всегда согласны с их оценками, поэтому учителя не анализируют свои оценочные суждения и не пытаются искать причин своих неудач в этом направлении.