Презентация, доклад на тему Сопровождение подростка находящегося в трудной жизненной ситуации

Содержание

Понятие и значение «сопровождения»Понятие «сопровождение» близко таким понятиям, как «содействие», «совместное передвижение», «помощь одного человека другому в преодолении трудностей». Сопровождать – значит проходить с кем-либо часть его пути в качестве спутника или провожатого. Сопровождение предусматривает

Слайд 1Сопровождение подростка находящегося в трудной жизненной ситуации
Подготовила: магистр
психолого-педагогических наук ,


педагог-психолог Устинова Н.В.
Сопровождение подростка находящегося в трудной жизненной ситуацииПодготовила: магистр психолого-педагогических наук , педагог-психолог Устинова Н.В.

Слайд 2Понятие и значение «сопровождения»
Понятие «сопровождение» близко таким понятиям, как «содействие», «совместное

передвижение», «помощь одного человека другому в преодолении трудностей».
Сопровождать – значит проходить с кем-либо часть его пути в качестве спутника или провожатого. Сопровождение предусматривает поддержку естественно развивающихся реакций, процессов и состояний личности. Более того, успешно организованное социальное сопровождение открывает перспективы личностного роста, помогает ребенку войти в ту зону развития, которая ему пока еще недоступна.
Существенная характеристика сопровождения – создание условий для перехода личности к самопомощи. Иначе говоря, в процессе сопровождения создаются условия, и оказывается необходимая поддержка для перехода от позиции «Я не могу» к позиции «Я могу сам справляться со своими жизненными трудностями».
Понятие и значение «сопровождения»Понятие «сопровождение» близко таким понятиям, как «содействие», «совместное передвижение», «помощь одного человека другому в

Слайд 3Современная система социально-педагогической поддержки детства рассматривается как:

последовательная работа по охране прав;
социальной

защите и опеке;
по предупреждению безнадзорности;
профилактике социальных отношений;
по восстановлению социального статуса;
сохранению темпов психофизического и личностного развития ребенка
Современная система социально-педагогической поддержки детства рассматривается как:последовательная работа по охране прав;социальной защите и опеке;по предупреждению безнадзорности;профилактике социальных

Слайд 4

Цель социально-педагогической поддержки заключается в создании:
«дружественной социальной и социально-педагогической среды»,


«зоны безопасности, где растущий человек мог бы найти поддержку взрослого от агрессивной пропаганды, вседозволенности и насилия, научиться жить в меняющемся социуме».

Цель социально-педагогической поддержки заключается в создании: «дружественной социальной и социально-педагогической среды», «зоны безопасности, где растущий человек мог

Слайд 5Направления по обеспечению социально-педагогической поддержки подросткам в трудной жизненной ситуации
пропаганда и

разъяснение прав детей, семьи;
изучение, диагностирование, разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка, на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий;
выявление запросов, потребностей детей и разработка мер поддержки отдельных учащихся с привлечением специалистов из соответствующих организаций;
индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятию стресса, воспитанию детей в семье;
индивидуальное сопровождение ребенка, направленное на преодоление проблем познавательной, коммуникативной деятельности, в том числе обучение по индивидуальным образовательным программам и планам;
организация деятельности детей и подростков разных категорий в свободное от учебы время.

Направления по обеспечению социально-педагогической поддержки подросткам в трудной жизненной ситуациипропаганда и разъяснение прав детей, семьи;изучение, диагностирование, разрешение

Слайд 6Основные группы трудностей в социализации подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию:
комплекс

социальных затруднений 
(жилищно-бытовая неустроенность, несформированность социальных навыков, отсутствие позитивных социальных связей и, главное, отсутствие положительных жизненных планов);
комплекс психологических затруднений
(искаженное формирование «Я» - концепции, отсутствие доверия к людям, трудности в составлении профессиональных планов, деривация, перенос негативного опыта взаимоотношений в родительской семье на свою семью, низкая самостоятельность в решении жизненно-важных задач).

Основные группы трудностей в социализации подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию:комплекс социальных затруднений   (жилищно-бытовая неустроенность, несформированность социальных навыков,

Слайд 7Я-концепция и её значение в подростковом возрасте
Бернс выделяет следующие основные ракурсы

или модальности самоустановок:
1. Реальное Я - установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он на самом деле.
2. Зеркальное (социальное) Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие.
3. Идеальное Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.
Я-концепция и её значение в подростковом возрастеБернс выделяет следующие основные ракурсы или модальности самоустановок: 1. Реальное Я

Слайд 8X. Ремшмидт выделяет следующие воздействия неблагоприятной Я-концепции: 1. Снижение самоуважения и часто как

следствие – социальная деградация, агрессивность и преступность. 2. Стимуляция конформистских реакций в трудных ситуациях. Такие молодые люди легко поддаются влиянию группы и втягиваются в преступные действия. 3. Глубокое изменение восприятия. Так, молодые люди с негативной самооценкой с трудом сознают, что совершают хорошие поступки, так как считают себя неспособными к ним.
X. Ремшмидт выделяет следующие воздействия неблагоприятной Я-концепции:  1. Снижение самоуважения и часто как следствие – социальная деградация,

Слайд 9Самооценка относится к центральным образованиям личности, ее ядру. Она в значительной

степени определяет социальную адаптацию или дезадаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности. Потребность в уважении, признании является одной из важнейших потребностей личности. В условиях, когда самооценка подростка не находит опоры в социуме, когда его оценка другими постоянно низка в сравнении с самооценкой, когда постоянно блокируется реализация одной из фундаментальных потребностей – потребность в уважении, развивается резкое ощущение личностного дискомфорта. Личность не может пребывать постоянно в состоянии острого дискомфорта и дистресса, подросток не может не искать выхода из сложившейся ситуации. Его самооценка должна найти адекватную опору в социальном пространстве.
Самооценка относится к центральным образованиям личности, ее ядру.  Она в значительной степени определяет социальную адаптацию или

Слайд 10“Модальность”- поставь себя на место другого

“Модальность”- поставь себя на место другого

Слайд 11 Приёмы, способствующие привитию нравственных поступков и накоплению социально – положительного опыта:

-организация успехов в учении - заключается в организации помощи подроску, пока он не добьётся успешности в обучении; -моральная поддержка - заключается в поднятии авторитета школьника среди сверстников, а также в укреплении веры ученика в себя; -убеждения - заключается в разъяснении и доказательствах правильности поведения; -доверие - заключается в том, чтобы поручать ученику ответственные задания; -ожидание лучших результатов - учитель заявляет ученику, что ждёт от него более значительных успехов, это способствует формированию мотивации к учению.
Приёмы, способствующие привитию нравственных поступков и накоплению социально – положительного опыта:   -организация успехов

Слайд 12Приёмы со скрытым действием: -параллельное педагогическое действие - заключается в наказании

всего коллектива из-за нарушения, совершённого одним из учеников, чтобы в дальнейшем сам коллектив влиял на провинившегося; -намёк - школьнику дают почувствовать свою вину, не прибегая к осуждению или наказанию; -ласковый упрёк - беседа в благожелательном тоне, где как бы невзначай, высказывается в мягкой форме порицания; -мнимое безразличие - создаётся такая педагогическая обстановка, когда на проделки ученика словно бы никто не обращает внимания, поэтому неловкое положение нарушителя вызывает у него чувство досады и разочарования; -ирония - выставляют провинившегося ученика в смешном виде, разумеется, без оскорбления его личности.
Приёмы со скрытым действием:  -параллельное педагогическое действие - заключается в наказании всего коллектива из-за нарушения, совершённого

Слайд 13Приёмы, содействующие улучшению взаимоотношений между педагогом и подростком: -просьба - способствует

повышению авторитета ученика в коллективе, вызывает у него чувство собственного достоинства; -авансирование личности - высказывание положительного мнения о подростке или предоставление ему определённого благо, несмотря на то, что он этого пока не заслуживает, в результате чего подросток ощущает моральную обязанность вести себя соответствующим образом; -обходное движение - подразумевает отведение от подростка заслуженного обвинения со стороны коллектива, что вызывает у него чувство признательности к педагогу; -проявление огорчения - пробуждает у подростка чувство стыда; -прощение - в определённой ситуации педагог не прибегает к наказанию, не смотря на совершённый подростком проступок; -поручительство - взятие виновного на поруки, обещание от своего имени, что ребёнок будет достойно себя вести); Проявление умений и превосходство учителя (подростки уважают своего учителя, признают его авторитет, что способствует положительным изменениям в поведении).
Приёмы, содействующие улучшению взаимоотношений между педагогом и подростком:  -просьба - способствует повышению авторитета ученика в коллективе,

Слайд 14Технологии социально-педагогической поддержки подростков включает в себя ряд этапов:

Технологии социально-педагогической поддержки подростков включает в себя ряд этапов:

Слайд 15 1 этап: Установление психологического контакта с

подростком.
1 этап:  Установление психологического контакта с подростком.

Слайд 16Учитывая описанные приемы, эффективно добавить метод бесед. В условиях доброжелательной беседы

педагогу легче и проще индивидуально подойти к ребёнку и глубже понять его поведение. Успешно преодолевается педагогическая и социальная запущенность подростков с девиантным поведением, если формы и методы воспитательного воздействия дифференцируются в зависимости от конкретных условий жизни ребёнка. Прежде всего необходим индивидуальный подход к каждому ребёнку. Необходимо найти с подростком общий язык, суметь разобраться с волнующими его проблемами. Сила современного педагога в признании и уважении личности ребёнка, способствовании свободному развитию и совершенствованию его душевного мира. Важно владеть методами и приёмами образовательно-коррекционной работы с трудными подростками.
Учитывая описанные приемы, эффективно добавить метод бесед.  В условиях доброжелательной беседы педагогу легче и проще индивидуально

Слайд 17 Войти в психологический контакт с ребенком может помочь следующий алгоритм

. Снятие психоэмоционального напряжения.
Войти в психологический контакт с ребенком может помочь следующий алгоритм

Слайд 18Поиск нейтральных интересов и увлечений подростка.


Поиск нейтральных интересов и увлечений подростка.

Слайд 19Выяснение отрицательных качеств личности.

Выяснение отрицательных качеств личности.

Слайд 20Вскрытие проблемы и создание программы дальнейших совместных действий.

Вскрытие проблемы и создание программы дальнейших совместных действий.

Слайд 21 2 этап: Диагностическая работа. На данном этапе педагог-психолог проводит работу по определению

типа дезадаптации подростка. Затем педагог-психолог совместно с социальным педагогом определяет затруднения, возникающие во взаимодействии преподавателя (взрослого) с подростками. Далее педагог- психолог и социальный педагог изучает особенности включения подростка в общественную жизнь, его референтные ориентации, социальную ситуацию развития в связи с тем, что она в каждом конкретном случае специфична и знание ее необходимо для создания индивидуальной программы действий. На основании полученных диагностических данных заполняется "Психолого-педагогическая карта воспитанника" .
2 этап:  Диагностическая работа.  На данном этапе педагог-психолог проводит работу по определению

Слайд 223 этап: Составление программы дальнейших действий по оказанию помощи подростку, разработка

коррекционной программы.
3 этап:  Составление программы дальнейших действий по оказанию помощи подростку, разработка коррекционной программы.

Слайд 234 этап: Определение эффективности проделанной работы.

4 этап:  Определение эффективности проделанной работы.

Слайд 24Социально-педагогическая и психологическая помощь подростками находящихся в трудной жизненной ситуации происходит

по мере того, как накопившийся у него отрицательный жизненный опыт вытесняется положительным. Это происходит в процессе общения и в в процессе различных видов учебно - воспитательной деятельности.
Социально-педагогическая и психологическая помощь подростками находящихся в трудной жизненной ситуации происходит по мере того, как накопившийся у

Слайд 25 Спасибо за внимание!!!

Спасибо за внимание!!!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть