Слайд 1Сопровождение подростка находящегося в трудной жизненной ситуации
Подготовила: магистр
психолого-педагогических наук ,
педагог-психолог Устинова Н.В.
Слайд 2Понятие и значение «сопровождения»
Понятие «сопровождение» близко таким понятиям, как «содействие», «совместное
передвижение», «помощь одного человека другому в преодолении трудностей».
Сопровождать – значит проходить с кем-либо часть его пути в качестве спутника или провожатого.
Сопровождение предусматривает поддержку естественно развивающихся реакций, процессов и состояний личности. Более того, успешно организованное социальное сопровождение открывает перспективы личностного роста, помогает ребенку войти в ту зону развития, которая ему пока еще недоступна.
Существенная характеристика сопровождения – создание условий для перехода личности к самопомощи.
Иначе говоря, в процессе сопровождения создаются условия, и оказывается необходимая поддержка для перехода от позиции
«Я не могу» к позиции «Я могу сам справляться со своими жизненными трудностями».
Слайд 3Современная система социально-педагогической поддержки детства рассматривается как:
последовательная работа по охране прав;
социальной
защите и опеке;
по предупреждению безнадзорности;
профилактике социальных отношений;
по восстановлению социального статуса;
сохранению темпов психофизического и личностного развития ребенка
Слайд 4
Цель социально-педагогической поддержки заключается в создании:
«дружественной социальной и социально-педагогической среды»,
«зоны безопасности, где растущий человек мог бы найти поддержку взрослого от агрессивной пропаганды, вседозволенности и насилия, научиться жить в меняющемся социуме».
Слайд 5Направления по обеспечению социально-педагогической поддержки подросткам в трудной жизненной ситуации
пропаганда и
разъяснение прав детей, семьи;
изучение, диагностирование, разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка, на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий;
выявление запросов, потребностей детей и разработка мер поддержки отдельных учащихся с привлечением специалистов из соответствующих организаций;
индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятию стресса, воспитанию детей в семье;
индивидуальное сопровождение ребенка, направленное на преодоление проблем познавательной, коммуникативной деятельности, в том числе обучение по индивидуальным образовательным программам и планам;
организация деятельности детей и подростков разных категорий в свободное от учебы время.
Слайд 6Основные группы трудностей в социализации подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию:
комплекс
социальных затруднений
(жилищно-бытовая неустроенность, несформированность социальных навыков, отсутствие позитивных социальных связей и, главное, отсутствие положительных жизненных планов);
комплекс психологических затруднений
(искаженное формирование «Я» - концепции, отсутствие доверия к людям, трудности в составлении профессиональных планов, деривация, перенос негативного опыта взаимоотношений в родительской семье на свою семью, низкая самостоятельность в решении жизненно-важных задач).
Слайд 7Я-концепция и её значение в подростковом возрасте
Бернс выделяет следующие основные ракурсы
или модальности самоустановок:
1. Реальное Я - установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он на самом деле.
2. Зеркальное (социальное) Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие.
3. Идеальное Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.
Слайд 8X. Ремшмидт выделяет следующие воздействия неблагоприятной Я-концепции:
1. Снижение самоуважения и часто как
следствие – социальная деградация, агрессивность и преступность.
2. Стимуляция конформистских реакций в трудных ситуациях. Такие молодые люди легко поддаются влиянию группы и втягиваются в преступные действия.
3. Глубокое изменение восприятия.
Так, молодые люди с негативной самооценкой с трудом сознают, что совершают хорошие поступки, так как считают себя неспособными к ним.
Слайд 9Самооценка относится к центральным образованиям личности, ее ядру.
Она в значительной
степени определяет социальную адаптацию или дезадаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности.
Потребность в уважении, признании является одной из важнейших потребностей личности.
В условиях, когда самооценка подростка не находит опоры в социуме, когда его оценка другими постоянно низка в сравнении с самооценкой, когда постоянно блокируется реализация одной из фундаментальных потребностей – потребность в уважении, развивается резкое ощущение личностного дискомфорта.
Личность не может пребывать постоянно в состоянии острого дискомфорта и дистресса, подросток не может не искать выхода из сложившейся ситуации.
Его самооценка должна найти адекватную опору в социальном пространстве.
Слайд 10“Модальность”- поставь себя на место другого
Слайд 11
Приёмы, способствующие привитию нравственных поступков и накоплению социально – положительного опыта:
-организация успехов в учении - заключается в организации помощи подроску, пока он не добьётся успешности в обучении;
-моральная поддержка - заключается в поднятии авторитета школьника среди сверстников, а также в укреплении веры ученика в себя;
-убеждения - заключается в разъяснении и доказательствах правильности поведения;
-доверие - заключается в том, чтобы поручать ученику ответственные задания;
-ожидание лучших результатов - учитель заявляет ученику, что ждёт от него более значительных успехов, это способствует формированию мотивации к учению.
Слайд 12Приёмы со скрытым действием:
-параллельное педагогическое действие - заключается в наказании
всего коллектива из-за нарушения, совершённого одним из учеников, чтобы в дальнейшем сам коллектив влиял на провинившегося;
-намёк - школьнику дают почувствовать свою вину, не прибегая к осуждению или наказанию;
-ласковый упрёк - беседа в благожелательном тоне, где как бы невзначай, высказывается в мягкой форме порицания;
-мнимое безразличие - создаётся такая педагогическая обстановка, когда на проделки ученика словно бы никто не обращает внимания, поэтому неловкое положение нарушителя вызывает у него чувство досады и разочарования;
-ирония - выставляют провинившегося ученика в смешном виде, разумеется, без оскорбления его личности.
Слайд 13Приёмы, содействующие улучшению взаимоотношений между педагогом и подростком:
-просьба - способствует
повышению авторитета ученика в коллективе, вызывает у него чувство собственного достоинства;
-авансирование личности - высказывание положительного мнения о подростке или предоставление ему определённого благо, несмотря на то, что он этого пока не заслуживает, в результате чего подросток ощущает моральную обязанность вести себя соответствующим образом;
-обходное движение - подразумевает отведение от подростка заслуженного обвинения со стороны коллектива, что вызывает у него чувство признательности к педагогу;
-проявление огорчения - пробуждает у подростка чувство стыда;
-прощение - в определённой ситуации педагог не прибегает к наказанию, не смотря на совершённый подростком проступок;
-поручительство - взятие виновного на поруки, обещание от своего имени, что ребёнок будет достойно себя вести);
Проявление умений и превосходство учителя (подростки уважают своего учителя, признают его авторитет, что способствует положительным изменениям в поведении).
Слайд 14Технологии социально-педагогической поддержки подростков включает в себя ряд этапов:
Слайд 15
1 этап:
Установление психологического контакта с
подростком.
Слайд 16Учитывая описанные приемы, эффективно добавить метод бесед.
В условиях доброжелательной беседы
педагогу легче и проще индивидуально подойти к ребёнку и глубже понять его поведение.
Успешно преодолевается педагогическая и социальная запущенность подростков с девиантным поведением, если формы и методы воспитательного воздействия дифференцируются в зависимости от конкретных условий жизни ребёнка.
Прежде всего необходим индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Необходимо найти с подростком общий язык, суметь разобраться с волнующими его проблемами.
Сила современного педагога в признании и уважении личности ребёнка, способствовании свободному развитию и совершенствованию его душевного мира.
Важно владеть методами и приёмами образовательно-коррекционной работы с трудными подростками.
Слайд 17
Войти в психологический контакт с ребенком может помочь следующий алгоритм
.
Снятие психоэмоционального напряжения.
Слайд 18Поиск нейтральных интересов и увлечений подростка.
Слайд 19Выяснение отрицательных качеств личности.
Слайд 20Вскрытие проблемы и создание программы дальнейших совместных действий.
Слайд 21
2 этап:
Диагностическая работа.
На данном этапе педагог-психолог проводит работу по определению
типа дезадаптации подростка.
Затем педагог-психолог совместно с социальным педагогом определяет затруднения, возникающие во взаимодействии преподавателя (взрослого) с подростками.
Далее педагог- психолог и социальный педагог изучает особенности включения подростка в общественную жизнь, его референтные ориентации, социальную ситуацию развития в связи с тем, что она в каждом конкретном случае специфична и знание ее необходимо для создания индивидуальной программы действий.
На основании полученных диагностических данных заполняется "Психолого-педагогическая карта воспитанника" .
Слайд 223 этап:
Составление программы дальнейших действий по оказанию помощи подростку, разработка
коррекционной программы.
Слайд 234 этап:
Определение эффективности проделанной работы.
Слайд 24Социально-педагогическая и психологическая помощь подростками находящихся в трудной жизненной ситуации происходит
по мере того, как накопившийся у него отрицательный жизненный опыт вытесняется положительным.
Это происходит в процессе общения и в в процессе различных видов учебно -
воспитательной деятельности.