Слайд 1СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
Слайд 2ПРИЧИНЫ ДЕВИАЦИИ В ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ
Отклонение от нормы в состоянии здоровья
Нарушения в
сфере межличностных взаимоотношений
Ошибки педагогов
Ошибки семейного воспитания
Социальные причины
Психотравмирующие ситуации
Слайд 3МЕТОДИКА РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ, ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ
Школьная дезадаптация
– несоответствие психофизичечкого и социопсихологического состояния ребенка требованиям школьного обучения, при котором овладение знаниями, умениями и навыками становится затруднительным, в крайних случаях – невозможным
Направления деятельности педагога:
Социально-педагогическая поддержка
Поиск полезных интересов
Перестройка на эмоционально положительные отношения
Слайд 4
Социальная дезадаптация- более глубокая степень дезадаптации, которой свойственны ассоциальные проявления и
отчуждение от семьи и школы; трудности в профессиональном самоопределении; снижается уровень усвоения нравственных и ценностных представлений, норм морали и права.
Слайд 5ГРУППЫ ДЕТЕЙ С ПОВЫШЕННЫМ РИСКОМ РАЗВИТИЯ ДЕЗАДАПТИВНЫХ ФОРМ НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ
(ПО
Н.А. РЫЧКОВОЙ)
Дети, воспитывающиеся в семьях с разными уровнями социальной дезадаптации
Дети с высокой наследственной отягащенностью психическими и психосоматическими заболеваниями
Гиперактивные дети
Дети, находящиеся под гиперопекой со стороны родителей.
Слайд 6ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕЗАДАПТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Ранняя диагностика детей «группы риска»
Консультативно-разъяснительная работа
с родителями, педагогами
Активизация воспитательных усилий среды, работа с контактными группами подростка, в том числе с семьёй
Организация коррекционно-реабилитационной работы, привлечение необходимых специалистов, специализированных учреждений, центров, служб
Разработка и реализация целевых программ и технологий, направленных на профилактику и коррекцию поведению
Слайд 7МЕТОДИКА РАБОТЫ С БЕСПРИЗОРНЫМИ И БЕЗНАДЗОРНЫМИ ДЕТЬМИ
Беспризорные дети – дети, лишенные
присмотра, внимания, заботы, положительного влияния со стороны родителей или лиц их заменяющих.
Безнадзорные дети – дети, которые не имеют родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту занятий, ухода, обучения и позитивных воспитательных воздействий.
Слайд 8ФАКТОРЫ:
Кризисные явления в семье
Распространение жестокого обращения с детьми в семьях, снижение
ответственности за их судьбу
Обвальное снижение количества бесплатных учреждений для отдыха и организации досуга детей
Слайд 9НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С ДЕТЬМИ «ГРУППЫ РИСКА»
Профилактическое:
работа по созданию благоприятной
среды для воспитания и общения, упреждающей коррекции семейных отношений, поиску видов занятости ребят в свободное время и т.п.
Коррекционно-реабилитационное:
-постановка на внутришкольный учет
-диагностика его состояния, личностных особенностей
-разработка и реализация программы работы по адаптации ребенка к социально-здоровой среде при помощи положительных форм активности
-подключение специалистов для оказания правовой, медицинской, психологической помощи
-коррекция, реабилитация семейных отношений
Слайд 10КЛАССИФИКАЦИЯ ГРУПП ПОДРОСТКОВ-ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ
(ПО Д.И. ФЕЛЬДШТЕЙНУ)
Подростки с примитивными, аморальными потребностями и антиобщественными
взглядами и представлениями
Подростки с деформированными потребностями, подражающие представителям первой группы
Подростки как с деформированными, так и с позитивными потребностями и взглядами
Подростки внушаемые, заискивающие перед сильными
Подростки, случайные правонарушители
Слайд 11ОСНОВНЫЕ ВИДЫ РАБОТЫ С ДЕВИАНТНЫМИ ПОДРОСТКАМИ
Перевод социальной ситуации в педагогическую
Воспитание нравственно-правовой
убежденности
Формирование адекватной самооценки, способности критически относиться к самому себе
Развитие эмоциональной сферы личности
Слайд 12
Включение в социально значимые виды деятельности, создание ситуации успеха в избранном
ребенком виде деятельности
Организация педагогического влияния на мнение окружающих
Предупреждение невротических расстройств и патологических влечений
Обеспечение благоприятного социально-психологического климата
Способствование заполнению пробелов в знаниях
Слайд 13МЕТОДИКА КОНТАКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
(ПО Л.Б. ФИЛОНОВУ)
Контактное взаимодействие – модель поведения инициатора
контакта, вызывающая и усиливающая у другого человека потребность в контакте, продолжении общения, положительно переживаемое психическое состояние, как инструмент исследования, изучения и коррекции.
Цель методики – сокращение дистанции между людьми и самораскрытие личности в процессе общения
Слайд 14СТАДИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕВИАНТНЫМ ПОДРОСТКОМ
Расположение к общению
Поиск общего интереса
Выявление возможных положительных
для общения и демонстрируемых качеств
Выявление опасных для общения и демонстрируемых качеств
Стремление к положительным установкам в поведении партнеров
Установление оптимальных отношений
Слайд 15СИСТЕМА РАБОТЫ ШКОЛЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ
Профилактическая работа:
-проведение лекций и
бесед о здоровом образе жизни
-тематические классные часы
-организация школьных праздников
-совместная работа с ОДН
-взаимодействие с КДН
Слайд 16
Организация досуговой деятельности:
-работа школьных кружков по интересам
-спортивные секции
-проведение классных огоньков
-посещение театров,
музеев, выставок
Слайд 17
Работа с родителями:
-экскурсионно-туристическая деятельность
-Посещение на дому совместно с инспектором ОДН и
социальным педагогом «трудных» детей
-Выступление на родительских собраниях лекторов по разным темам
- Совместное проведение школьных праздников
Слайд 18
Правовой всеобуч:
-встречи с юристом
-изучение Конвенции о правах ребенка на классных часах
-Беседы
и лекции инспектора ОДН
-Классные часы по изучению Устава школы (права и обязанности школьников)
-
Слайд 19
Каникулы:
-Организация работы кружков
-Трудовой десант по ремонту школьной мебели
-Организация досуга детей девиантного
поведения
-проведение спортивных соревнований
Слайд 20
Социальная психолого-педагогическая служба:
-Сотрудничество со специализированными центрами СППС
-Психолого-педагогическое консультирование в школе
-Индивидуальная работа
с детьми девиантного поведения и их родителями
-курс лекций по психологическому всеобучу родителей