Слайд 1Служба школьной медиации, как альтернативный способ урегулирования конфликтов в школьной среде
педагог-психолог
Коцарева Н.А.
Слайд 2«Мы встретили врага, и он был – мы».
«Поспорили однажды два человека,
стоя под апельсиновым деревом - кому принадлежат эти апельсины по праву.
- Тому, кто первый их заметил, - сказал один.
Тому, кто увидел в них образ солнца, - сказал другой.
Спор был жаркий, но он не принес облегчения ни одному, ни другому. Кулаки сжимались сами собой, глаза источали ненависть. Каждый хотел завладеть апельсинами, во что бы то ни стало. По счастью проходил мимо путник - к нему-то и обратили свои мольбы спорщики:
- Рассуди нас!
- Для чего каждому из вас эти апельсины? - это все, о чем спросил путник.
- Мне, - сказал один, нужна их спелая мякоть, чтобы мои гости смогли вдоволь ей полакомиться на свадьбе дочери.
- Мне нужна их сочная кожура, чтобы приготовить из нее цукаты на свадьбу сыну - промолвил другой.
Ничего не сказал путник, ничего не сказали два уставших человека... Глаза всех троих прояснились, и светом озарились их лица.»
Слайд 3Так что такое медиация?
Медиация - это старинная форма разрешения спора,
предполагающая участие нейтральной незаинтересованной стороны, авторитетной для всех участников - медиатора. Понятие «медиация» происходит от латинского «mediare» - посредничать.
Слайд 4История медиации
Медиация существует так же давно, как существуют конфликты. Для разрешения
конфликтов прибегали как к переговорам между конфликтующими сторонами, так и к медиации, которую можно назвать особым видом переговоров с участием нейтрального лица.. Подобные методы разрешения споров все чаще использовались в тех случаях, когда переговоры заходили в тупик, и для достижения успеха нужно было, чтобы спорящие стороны поняли и приняли точки зрения друг друга. Уже много веков назад люди убедились, что при разрешении серьезных разногласий жизнеспособного и взаимовыгодного решения проще добиться переговорами, нежели используя нормы или иерархический порядок.
Известно, что примирительные методы урегулирования споров применялись уже со времен существования первобытного общества. Первыми, кто стал применять данные методы примирения, были жрецы и вожди, которые таким образом останавливали убийства и насилие, угрожающие самому племени. В древней Руси с помощью посредников предпринимались попытки закончить миром княжеские ссоры, междоусобицы. В этих случаях посредниками часто выступали представители духовенства.
В начале XIX века в Российской империи была создана и эффективно действовала система коммерческих судов, которые в строгом процессуальном смысле таковыми не являлись так как процесс проходил в форме примирительного разбирательства и применялись в основном нормы обычного права. В отчетах коммерческих судов Российских империи того времени (середина XIX в.) употреблялся термин «медиатор» и указывалось на полезность разрешения торговых споров с участием медиатора. Из чего можно сделать вывод, что метод, приближенный к методу работы современных медиаторов, существовал и эффективно действовал в указанные времена.
В СССР исходя из принципов идеологии основанными на том, что в нашей стране нет почвы для конфликтов, технологии посредничества использовались лишь во внешнеэкономической деятельности страны. И только в конце 80-х годов XX столетия медиация приходит в Россию. В настоящее время в России применение медиации в арбитражных и гражданских судах регламентируется Федеральным законом № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», вступившим в силу с 1 января 2011 года.
Слайд 5Принципы медиации
1. Добровольность - медиация может состояться только в случае, если
стороны пришли на переговоры добровольно и действительно готовы договариваться. Добровольность проявляется также в том, что стороны и посредник в любой момент вправе выйти из медиации, не объясняя причин; решение принимают сами стороны, посредник лишь организует данную встречу.
2. Нейтральность (добросовестность, беспристрастность) – медиатор находится в роли нейтрального помощника, а не судьи, он не дает советов, не принимает никаких решений, одинаково нейтрально относится к сторонам (он не заинтересован в выигрыше одной из сторон).
3. Равноправие сторон - стороны имеют равные права в переговорах, равны в принятии решений.
4. Конфиденциальность - сторонам переговоров гарантируется, что медиатор (посредник) сохранит тайну о том, что было им услышано в процессе медиации; стороны переговоров сами определяют, нужна ли им конфиденциальность, в части каких сведений и в какой форме.
Слайд 6В задачи медиатора входит создание благоприятного психологического климата и условий для
конструктивного диалога, дать возможность сторонам конфликта безопасно изложить свои позиции, выявить действительные интересы сторон и найти то, что стороны объединяет, и наконец - помочь сторонам достичь согласия.
Слайд 7*Медиация обладает рядом существенных преимуществ.
Переговоры проходят в закрытой обстановке, конфликт не придается огласке. *Медиация, дешевле, доступней и быстрее по сравнению с судебным порядком решения спора. *По сравнению с силовыми методами решения спора медиация позволяет сбалансировать интересы обеих сторон, чтобы сохранить значимость обеих сторон и избежать неблагоприятных последствий в будущем. *Решение, принимаемое сторонами, взаимоприемлемое и удовлетворяет обе стороны.
Слайд 8
типы медиаторов
1."Третейский судья" - обладает максимальными возможностями для решения проблемы.
Он изучает проблему всесторонне и его решение не обжалуется.
2."Арбитр" - то же самое, но стороны могут не согласиться с его решением и обратиться к другому.
3."Посредник" - нейтральная роль. Обладает специальными знаниями и обеспечивает конструктивное разрешение конфликта. Но окончательное решение принадлежит оппонентам.
4."Помощник" - организует встречу, но не участвует в обсуждении.
5."Наблюдатель" - своим присутствием в зоне конфликта смягчает его течение.
Слайд 9Основные этапы процесса медиации.
1. Знакомство с конфликтом (составление карты конфликта):
2. Работа
с конфликтными сторонами (встречи с каждой из сторон, подготовка совместных переговоров);
3. Ведение переговоров (функции медиатора сводятся к роли ведущего, тренера, педагога и т.п.). Важно, чтобы каждая встреча сторон заканчивалась пусть небольшим, но продвижением вперед.
Слайд 10Функции медиации.
Аналитическая функция.
Функция активного слушания.
Функция организации переговоров.
Функция
генерации идей.
Функция расширения ресурсов.
Функция контроля.
Функция обучения.
Слайд 11Медиация в образовании
Школьная медиация – это инновационный метод, который применяется для
разрешения споров и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в качестве современного альтернативного способа разрешения споров.
Зачем школе служба медиации?
Минобрнауки рекомендует школам создавать службы медиации для урегулирования внутри школьных конфликтов. Членами школьных служб примирения становятся сами ученики школы. Они обучаются навыку медиации и образуют самостоятельную форму школьного самоуправления. В школах, где действует служба примирения, повышается степень ответственности и коммуникативной компетентности учащихся.
Слайд 12
педагоги,
родители,
- сами учащиеся.
Кто может входить в эту службу?
Слайд 13Подходы к разрешению конфликта
Социологи разработали три подхода к разрешению конфликта.
1.С позиции
силы: это разрешение конфликта за счет перевеса в силе одной из сторон.
2.С позиции права – это разрешение конфликта на основе закона, нормативных актов, распоряжений, инструкций.
3.С позиции интересов – это урегулирование конфликта на основе выявления интересов сторон и приведение сторон к взаимовыгодному соглашению.
Слайд 14Основные примирительные методики в школе.
Школьная медиация. Это метод (технология) организации переговоров
конфликтующих сторон независимым и беспристрастным посредником, в целях достижения сторонами взаимовыгодного, основанного на удовлетворении интересов каждого, соглашения.
Для школьной медиации часто рекомендуют проводить процедуру медиаторам в парах (ко-медиация), так как ситуация нередко требует обсуждений работы после проведенной одной медиативной сессии либо требует большой концентрации внимания и т.п.
Ко-медиаторы, как правило, подбираются разных полов, возрастов, в целях лучшей диагностики конфликта. До проведения процедуры медиаторам следует договориться о примерной стратегии, о способах взаимодействия между собой, о распределении ролей на данной встрече.
Слайд 15 Показания к применению:
- Все виды школьных конфликтов, если в них
есть четко выраженные конфликтующие стороны и они не многочисленны.
- Программы по возмещению вреда *имуществу школы, *третьим лицам, *соученикам эффективно реализуются при помощи классических медиативных техник.
Слайд 16Школьная восстановительная конференция.
Это процесс, который направлен на устранение негативных последствий,
нанесенных отношениям в рамках взаимодействия разных слоев школьного сообщества.
Цель конференции состоит в том, чтобы все осознали, что общим отношениям и интересам причинен вред, поняли, в чем он заключается и каковы негативные последствия развития этой ситуации, смогли проявить эмоциональные реакции, а, главное, определить, что нужно сделать для исправления сложившейся ситуации и профилактики ее повторения в будущем.
Задачи конференции:
а) делегирование ответственности за решение конфликта "здоровой" части школьного коллектива;
б) вовлечение «равнодушных» или «сомневающихся» учеников в процесс обсуждение общей проблемы с тем, чтобы они присоединились к достигнутым договоренностям;
в) обеспечение поддержки принятых учениками договоренностей со стороны уважаемых учителей, родителей, старшеклассников и пр.
Слайд 17Круги примирения
Данная методика используется как программа, позволяющая коллективно обсудить какую-либо
сложную школьную ситуацию, которая напрямую задевает лишь некоторых участников, но остальные считают себя косвенно вовлеченными или заинтересованными в урегулировании ситуации.
Цели круга могут быть разными:
-урегулировать конфликтную ситуацию посредством общих договоренностей, общего решения;
- изменить ситуацию к лучшему, оказав поддержку отдельным участникам школьного коллектива.
Слайд 18Помните! Лучший способ разрешения конфликта, когда выигрывают обе стороны!
Интернет ресурс
http://nashaucheba.ru/v45231/медиация
https://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2016/06/15/statya-sluzhba-shkolnoy-mediatsii