Слайд 1«Школьная служба медиации»
Педагог-психолог МОУ лицей №4
Новикова Н.Ю.
Слайд 2медиация (лат. mediatio – посредничество)
процесс, в котором конфликтующие стороны с помощью
беспристрастной третьей стороны (медиатора) разрешают свой конфликт.
Слайд 3Процедуру медиации и деятельность медиаторов в РФ регулирует
ФЗ-№ 193 «Об альтернативной
процедуре урегулирования споров с участием посредника» (процедуре медиации) –применение процедуры медиации к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых правоотношений и семейных правоотношений
Слайд 4Правовые основания школьной медиации
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012
– 2017 годы раздел V «Создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия»:
«62. Развитие сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия;
64. Организация служб школьной медиации в образовательных учреждениях».
Слайд 5Закон об образовании
Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (ст.
№45 п.2 ) и
Школьная служба примирения (ст. 27 п.2)
Разные структурные подразделения, которое могут сотрудничать и дополнять друг друга по некоторым конфликтам, что должно быть зафиксировано в локальных актах.
Решение Комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений «является обязательным для всех участников образовательных отношений в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением».
Школьная служба примирения использует восстановительную медиацию (и другие восстановительные практики), основным принципом которых является выработка решения самими сторонами конфликта (а не специалистами из службы примирения).
Слайд 6Письмо Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства Образования
и науки РФ от 18.12.2015г. №07-4317- о создании и развитии служб школьной медиации
Слайд 7Важно
На базе общеобразовательных учреждений 7 и 8 видов службы медиации создаются
в исключительных случаях
Слайд 8Правоустанавливающие документы
Один из основных - Стандарты восстановительной медиации, разработанные в 2009
году Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации.
Слайд 9Локальные акты
- приказ директора образовательного учреждения о создании службы примирения и
назначении куратора,
- договор школьной службы примирения с территориальной службой примирения,
- положение о школьной службе примирения,
- положение о территориальной службе примирения,
- формы мониторинга деятельности служб примирения,
- регистрационная карточка,
- примирительный договор,
- порядок работы медиатора,
- журнал регистрации конфликтов,
- учебная программа подготовки медиаторов и кураторов служб примирения
Слайд 10Важно
При составлении подобных документов на уровне образовательного учреждения необходимо учитывать с
закон «О персональных данных» 152-ФЗ и при необходимости запрашивать у родителей и законных представителей разрешение на сбор персональных данных
Слайд 11Важно
Ст. 76 УК РФ указывает: «лицо, впервые совершившее преступление небольшой или
средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный потерпевшему вред». То есть примирительный договор дает суду основание дела (но не обязывает)
для прекращения дела.
Слайд 12Важно
Результаты медиации могут учитываться при принятии постановления КДНиЗП по данному делу.
Слайд 13Важно!
В медиации решение о прекращении спора на тех или иных условиях всегда принимается самими
сторонами
Слайд 14СПЕЦИФИКА МЕДИАЦИИ
свобода выбора;
- опора на справедливость;
- участие в выработке и принятии
решения;
- согласие сторон с принятым решением;
- возможность выхода из процесса;
- время рассмотрения;
- конфиденциальность;
-гибкость процесса;
- добровольность.
Слайд 15Принципы медиации
добровольность,
конфиденциальность,
взаимоуважение,
равноправие сторон,
нейтральность и беспристрастность медиатора,
прозрачность процедуры.
Слайд 16Когда
Когда нужно прийти к тому или иному решению в результате переговоров
и зафиксировать его документально.
Когда между сторонами есть договоренности, которые они не могут или не желают раскрывать третьим лицам (а тем более в суде) и хотят сохранить конфиденциальность.
Когда раздражение и эмоции конфликтующих сторон препятствуют эффективному общению сторон.
Когда стороны ограничены временными рамками и экономят средства.
Когда стороны хотят оставаться в партнерских или дружеских отношениях
Слайд 17Когда
в будущем стороны могут иметь тесные деловые или личные отношения;
стороны
не заинтересованы в публичном разбирательстве, так как для них очень важна конфиденциальность;
спор очень сложен;
спор затрагивает чувствительные вопросы;
Слайд 18Не возможно
Медиация не может быть применена в криминальных конфликтах или в
тех случаях, когда какая-либо из сторон страдает душевной болезнью, не может отвечать за свои поступки
Слайд 19Кто
В школьную службу примирения (ШСП) входят учащиеся-медиаторы (требуется согласие от их
родителей) и взрослый куратор.
Могут входить (если подготовлены)
б) педагогические работники образовательного учреждения;
в) другие взрослые (родитель, сотрудник общественной или государственной организации или иной взрослый) по согласованию с администрацией образовательного учреждения.
Слайд 20Для кого
Участниками программ примирения могут быть:
дети,
педагоги,
администрация,
родители.
При медиации
конфликтов между взрослыми обязательно участие взрослого медиатора.
Слайд 21Модели
«профилактическая» модель
«воспитательная» модель
фасилитативная модель
Слайд 22В рамках «профилактического» подхода, служба примирения призвана декриминализовать подростковую среду, содействовать устранению причин
противоправного поведения школьников.
Как правило, такая логика формирует взгляд на службу примирения, как на элемент системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и приводит к организационному встраиванию службы в социально-педагогический блок школьной администрации. Служба примирения, в этом варианте, работает в единой системе с советом профилактики, социальным педагогом, психологом и другими школьными специалистами, занимающимися проблемами отклоняющегося поведения. Эффективность работы службы оценивается, в рассматриваемом контексте, по «производственным показателям»: количеству и сложности проведенных программ, снижению «уровня конфликтности» в школе. Становясь частью административной системы школы, служба подчиняется школьному руководству: согласовывает с ним вопросы своей работы и отчитывается о её результатах перед директором или его заместителем. В рамках «административно-профилактического» варианта заказчиком является администрация школы. Именно её и обслуживает служба примирения, будучи встроенной в систему профилактики, подчинённую администрации школы. Служба, в контексте «профилактического» подхода, работает с подростковой средой, выполняя по отношению к ней миссию преобразования. И программы примирения станут лишь одним из инструментов такой работы.
Слайд 23Иной взгляд на службу имеет другой подход – «воспитательный» («педагогический»). В рамках этого
подхода, создание службы рассматривается как проявление детской активности, способ самореализации детей в позитивном ключе.
рганизация программ примирения выступает в качестве коллективной социально-значимой деятельности, которая формирует «воспитательный коллектив» детской службы. Он-то и считается наибольшей ценностью. Ценится не столько сам продукт, который производит служба (программы примирения), сколько появление в школе объединения, воспитывающего у своих членов высокие нравственные и деловые качества через привлечение к добровольчеству. В данном случае служба не рассматривается как «производственная структура», реально способная влиять на криминальные процессы. Она воспринимается как воспитательная программа – некий хороший клуб, и в организационном плане остаётся довольно автономной, будучи причисленной к системе воспитательной работы школы в качестве одной из её форм. В рамках «воспитательного» подхода, в роли заказчиков выступают сами дети, занимающиеся в службе примирения. Они приходят в службу именно «заниматься», и тем самым дают ей заказ на своё развитие. Дети обучаются навыкам ведения примирительных встреч, работе в команде, совершенствуют свои коммуникативные навыки и нравственные качества. И используют новые умения в разрешении реальных конфликтов по принципу: «Даже если мы поможем одному человеку, то нам стоило всему этому учиться».
Слайд 24ФАСИЛИТАТИВНАЯ МОДЕЛЬ
(ФАСИЛИТАЦИЯ- ОБЪЕДИНЕНИЕ ЛЮДЕЙ)
СОДЕЙСТВУЮЩАЯ, КЛАССИЧЕСКАЯ
Функция медиатора- организация процедуры обсуждения сторонами.
Переговоры ведутся с учетом истинных интересов сторон.
Вся ответственность по поводу принятого решения, и его выполнению полностью ложиться на плечи конфликтующих.
Медиатор не может выступать экспертом
Медиация содействия в урегулировании спора эффективна при рассмотрении любых категорий дел, по которым возможно примирение
Слайд 25Как
Виды восстановительных практик
медиация между сторонами «лицом к лицу»,
«Семейные конференции»,
«Круги
сообществ»,
«Школьные конференции»
Могут разрабатываться свои восстановительные практики
Слайд 26Инструментарий
Послания от первого лица
Отражение
Активное слушание
Изменение формулировки высказываний
Обобщение
Беседы с отдельными сторонами
Фаза обработки
конфликта
Вопросы
Побуждение к высказыванию
Побуждение к реагированию
Молчание
Слайд 27Ожидаемый результат
достижение соглашения по прекращению конкретного спора (урегулирование конфликта хотя бы
на уровне позиций;
- разрешение конфликта на уровне интересов сторон;
- трансформация взаимоотношений сторон;
- переориентация сторон на совместную борьбу с проблемой.
Слайд 28С кем
Межрегиональный общественный центр «Судебно-правовая реформа» ;
Всероссийская ассоциация восстановительной медиации;
Федеральный
институт медиации;
Территориальная организация медиаторов.