Слайд 1Культурный концепт
Концепт шанырак является «ключевым словом» в казахской культуре и этим
обусловлен предмет исследования данной дипломной работы.
В новейших лингвокультурологических исследованиях отмечается, что в современной лингвокультурологии наряду с понятием «концепт» всё чаще используется понятие «культурный концепт»
В новом «Полном словаре лингвистических терминов» лингвокультурология определяется как «отрасль языкознания, развивающаяся на стыке лингвистики и культурологии. Лингвокультурология изучает взаимодействие языка и культуры, а именно, язык в качестве системы воплощения культурных ценностей.
Слайд 2Связь лингвокультурологии с социо- и этнолинвистикой
Лингвокультурология тесно связана с социолингвистикой и
этнолингвистикой. «В отличие от этнолингвистики, лингвокультурология ориентирована на современность и сосредоточена на вопросах современного речевого взаимодействия в его соотношении с национальными традициями и обычаями»
С учётом этих положений в лингвокультурологии выявляются и описываются концепты национальной культуры, которые в совокупности отражают национальное самосознание (ментальность) и определяют нормы речевого общения, его обычаи.
В современной лингвокультурологии существует несколько подходов к интерпретации и пониманию концепта.
Слайд 4Цель и задачи исследования
Цель данного исследования заключается в том, чтобы выявить
взаимосвязь между шанырак как лингвокультурным концептом, обладающим этноязыковой природой, и шанырак как ключевым словом казахской культуры. Основная функция ключевых слов - служить средством экспликации и объективации базовых культурных концептов.
Задачи исследования
Определить значение ключевого слова шанырак, как этноязыкового образования в художественном контексте, обладающего высоким потенциалом в формировании наиболее частотных пословиц, поговорок, изречений, благопожеланий.
Показать, что лексема шаңырак содержит один из ключевых концептов в казахской лингвокультурологии и имеет в своей семантической структуре культурно-исторические коннотации (дополнительные значения к основному значению слова), в силу чего оно и выступает базовой культурной единицей, что в подобных языковых единицах может быть представлена ценностная культурная информация.
Слайд 5Объект дипломного т исследования
Объектом дипломного исследования стало рассмотрение этноязыковой природы
лингвокультурного концепта шаңырақ, его языковая семантика, а также символизация концепта культуры шаңырақ и его речевой образ в художественном контексте.
Теоретическими основами дипломной работы являются основные положения новой лингвистической дисциплины – лингвокультурологии.
Мы в своей работе придерживаемся основного теоретического положения известной польской исследовательницы семантических единиц (примитивов) А.Вежбицкой, которая определяет концепты, как «ключевые слова культуры» [3].
В казахской лингвокультуре концепт шаңырақ является таким ключевым словом, исследование которого может способствовать дальнейшему пониманию казахской языковой картины мира.
Слайд 6Государственный Герб Республики Казахстан имеет форму круга (колеса) – это символ
жизни и вечности, который пользовался почётом среди кочевников Великой степи. Центральным геральдическим элементом в государственном гербе является изображение шанырака (верхняя сводчатая часть юрты) на голубом фоне, от которого во все стороны в виде солнечных лучей расходятся уыки (опоры), Справа и слева от шанырака расположены изображения мифических крылатых коней. В верхней части находится объёмная пятиконечная звезда, а в нижней части надпись «Казахстан». Изображение звезды, шанырака, уықов, мифических коней. А также надписи «Казахстан» - выполнены в цвете золота.
Слайд 8Знаменально также, что 2015 год в Республике Казахстан объявлен Годом Ассамблеи
народов Казахстана, эмблемой признан круг с изображением внутри шанырака.
Слайд 10Шанырак – большое символическое значения
В работе мы пришли к выводу, что
культурный концепт Шанырак имеет большое символическое значение. Это символ дома, домашнего очага, продолжение рода, поскольку Шанырак, являясь семейной реликвией, передавался из поколения в поколение, да и сама юрта под названием «Қара шаңырақ» передавалсь по наследству младшему сыну. Қара шаңырақ – буквально «большая юрта», то есть отцовская юрта, наследственная юрта.
Мы придерживаемся мнения, что шанырак, как культурный концепт представляет собой архетип, то есть генетически фиксированный древний образ и социально-культурная идея, которые являются достоянием «коллективного бессознательного» и лежит в основе народного творчества.
Например, что шанырак – архетип, нами было выявлено в литературных текстах этнографического характера: уникальность концепта в казахской лингвокультуре, во всех формульных выражений, связанных с этим словом: пословицах, поговорках, фразеологизмах, особенно в благопожеланиях. Значимость культурного концепта «шаңырақ» как образа и символа не является застывшей, она продолжает свою эволюцию, например, в рекламном слогане: ЕЛ БАЙЛЫҒЫ – ӘР ШАҢЫРАҚҚА