Слайд 1
ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСИЛИУМ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В РАМКАХ ПСИХОЛОГО
– ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА.
Слайд 2СОПРОВОЖДЕНИЕ
Сопровождение – создание условий для успешного воспитания,
обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе.
Сопровождение включает в себя:
Отслеживание динамики психического развития ребенка в процессе обучения.
Создание условий для развития личности каждого ребенка, успешности его обучения.
Создание специальных условий для сопровождения и помощи в обучении и развитии детям с ОВЗ.
Слайд 3СОПРОВОЖДЕНИЕ: ШКОЛЬНЫЙ КОНСИЛИУМ
Консилиум – постоянно действующий, объединённый общими целями коллектив специалистов,
разрабатывающий тактики сопровождения ребёнка с ОВЗ.
Специалисты ПМПК определяют стратегию включения ребёнка, «задают» особые необходимые условия для успешного включения ребёнка с ОВЗ в среду обычных сверстников.
Специалисты консилиума: создают условия обучения в конкретном ОУ (разработка адаптированных программ, индивидуальных учебных планов и т.д.), определяют последовательность подключения того или иного специалиста, осуществляют подбор тактик, технологий сопровождения с учетом особенностей ребёнка.
Слайд 4
ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Выявление характера и причин отклонений в
учении и поведении учащихся.
Принятие коллективного решения о соответствующих для данного ученика типе класса, учебной программы, особенностях обучения.
Разработка программы педагогических мер в целях коррекции отклоняющегося развития.
Консультация в решении сложных или конфликтных ситуаций.
Слайд 5ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО КОНСИЛИУМА
1.Подготовительный этап
обследование ребенка по инициативе
родителей (законных представителей) или сотрудников школы с согласия родителей на основании договора между образовательным учреждением и родителями;
проведение обследования каждым специалистом осуществляется индивидуально;
сбор и обобщение диагностических данных, предварительные выводы и рекомендации.
Слайд 6ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО КОНСИЛИУМА
2. Основной этап:
коллегиальное обсуждение результатов обследования, включающее в
себя обобщенную характеристику структуры психофизического развития ребенка (без указания диагноза) и программу специальной ( коррекционной) помощи;
выработка единого представления об особенностях развития ребенка;
определение общего прогноза дальнейшего развития ребенка и комплекс коррекционно-развивающих мероприятий;
сообщение родителям в доступной форме информации о вероятностном прогнозе адаптации ребенка, предполагаемой динамике его состояния;
Слайд 7Принципы работы психолого – педагогического консилиума:
Принцип уважения к личности ребёнка и
опоры на положительное.
Принцип максимальной педагогизации диагностики, интеграции
психологического и педагогического знания.
Принцип закрытости информации.
Диагноз, или заключение консилиума, не должны публично обсуждаться, чтобы не нанести моральный ущерб личности, например, снижение самооценки ребёнка, разрушение его взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
Слайд 8Функции консилиума:
Диагностическая:
выявление причин и характера отклонений в поведении и учении;
изучение социальной
ситуации развития, положении в коллективе;
определениепотенциальных возможностей и способностей учащегося.
Слайд 9Реабилитирующая:
защита интересов ребёнка, попавшего в неблагоприятные учебно – воспитательные или семейные
условия;
выбор оптимальных форм обучения, коррекционного воздействия;
выявление и выработка мер по развитию потенциальных возможностей ребёнка как в условиях школьного обучения, так и методами семейного воспитания;
семейная реабилитация, смысл которой в повышении статуса ребёнка в глазах родителей;
школьная реабилитация, которая направлена на разрушение отрицательного стереотипа ученика, сложившегося у учителей;
выработка рекомендаций разным участникам образовательного процесса.
Слайд 10Воспитательная:
разработка стратегии педагогического воздействия на учащихся «группы риска»;
интеграция воспитательных воздействий педагогического
коллектива, родителей на ученика;
обеспечение преемственности педагогических воздействий.
Слайд 11ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО КОНСИЛИУМА
направление ребенка на территориальную ПМПК в диагностически сложных
случаях, подготовка документов;
реализация рекомендаций консилиума и ПМПК, информирование родителей об ухудшении состояния, развития ребенка в целом, в случае невыполнения условий, рекомендованных ПМПК;
создание условий для адаптации ребенка с ОВЗ в среде сверстников;
координация деятельности специалистов в ситуации совместного сопровождения (последовательность включения различных специалистов в работу с ребенком);
подготовка рекомендаций для педагогов, работающих с ребенком.
Слайд 12ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО КОНСИЛИУМА
3. Итоговый этап.
Анализ результатов деятельности
консилиума:
Уровень адаптации ребенка в школьной среде;
Динамика психического и физического развития ребенка,
Освоение образовательной программы;
Включенность семьи в образовательный процесс;
Выявление наиболее эффективных форм и приемов обучения и социализации ребенка с ОВЗ, организации взаимодействия с родителями.
Слайд 13Состав консилиума
Для эффективной и компетентной работы состав консилиума должен быть достаточно
гибок.
Он включает в себя постоянных и временных участников.
Постоянные участники присутствуют на каждом заседании, участвуют в его подготовке
и последующем контроле за выполнением рекомендаций. Обязательными участниками
консилиума являются завуч, психолог, классные руководители. Весьма желательно участие в
консилиуме медицинского работника (школьного врача или медсестры, врача – психиатра,
других врачей в зависимости от специфики работы образовательного учреждения).
Если образовательное учреждение специальное (коррекционное) или есть классы СКО в
общеобразовательной школе, то очень важно участие в работе консилиума школьного логопеда
или дефектолога. Полноправным участником консилиума также может быть социальный педагог.
Слайд 14Временные участники приглашаются на данное заседание по необходимости для повышения
эффективности работы и успешности в формулировке заключения (решения) и выработке коллективных рекомендаций.
Временными участниками могут быть
учителя – предметники,
различные специалисты-консультанты, выступающие в качестве экспертов, инспектор ИДН, в специальных
(коррекционных) образовательных учреждениях могут быть приглашены воспитатель, сурдопедагог, тифлопедагог,
олигофренопедагог и т.п.
Слайд 15ВИДЫ КОНСИЛИУМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Плановые консилиумы (проводятся не реже 1 раза в
четверть), которое может проводится по следующей тематике:
Проблемы адаптации в ситуации школьного обучения учащихся 1 классов;
Проблемы готовности к обучению в среднем звене учащихся 4 классов;
Проблемы адаптации к ситуации предметного обучения учащихся 5 классов;
Сопровождение учащихся обучающихся по адаптированным общеобразовательным программам;
Оценка эффективности коррекционно-развивающей работы с учащимися, находящимися на сопровождении;
Динамическая оценка состояния ребёнка и коррекция ранее намеченной программы
Слайд 16ВИДЫ КОНСИЛИУМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
План работы школьного ПМПк разрабатывается в начале учебного года
с учетом проведенного анализа и выделенных проблем предыдущего года, включается в общий план работы школы на учебный год.
Внеплановое заседание консилиума проводится по запросу специалистов, педагогов класса по поводу:
принятия каких-либо экстренных мер по выявившимся обстоятельствам;
изменение направления коррекционно-развивающей работы в изменившейся ситуации или в случае её неэффективности (изменение образовательной программы).
Слайд 17ЭТАПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ КОНСИЛИУМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1. Диагностико – консультативный:
определение запроса инициатора
обращения (родитель, учитель, администрация ОУ), встреча с учителем и родителями ребёнка;
сбор первичных сведений об учащемся;
беседа с учителем и родителями с целью лучшего понимания проблем ребёнка;
составление и подписание договора между ОУ и родителями (законными
представителями) на определенный срок (например - на 1 год);
многоуровневая диагностика учащихся специалистами (при наличии ресурсов: дефектолог, логопед, психолог). Заполнение представлений специалистами;
повторная консультативная встреча с родителями с целью доведения до их сведения результатов диагностики с ребёнком.
Слайд 18ЭТАПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ КОНСИЛИУМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
2. Организационно-методический этап
заполнение журнала записи детей
на ПМПк;
проведение консилиума с целью формирования коррекционных групп, составления индивидуальных комплексных программ развития;
планирование суммарной нагрузки на ребёнка.
3. Коррекционно – развивающий этап
коррекционная работа с эмоционально-волевой сферой ребёнка;
коррекционная работа с познавательной сферой ребёнка;
коррекционная работа по формированию базовых учебных умений и навыков;
коррекционная работа с речевыми нарушениями.
Слайд 19ЭТАПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ КОНСИЛИУМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
4. Контрольный этап
Проведение текущей диагностики и
промежуточного консилиума с целью отслеживания динамики развития наиболее сложных детей.
5. Итоговый этап
По итогам года проводится завершающий консилиум, где обсуждается выполнение задач учебного года, планируется дальнейшая работа.
Слайд 20ПРИМЕЧАНИЕ ДЛЯ ПСИХОЛОГОВ:
Обсуждению на консилиуме подлежат не сами первичные данные, а
определённые аналитические обобщённые материалы.
Информация о ребёнке или его семье должна быть представлена в форме, не нарушающей их права на конфиденциальность.
Материалы, которые представляет психолог, должны быть написаны языком, доступным и понятным педагогам, медику и другим участникам консилиума (без излишнего использования специальной терминологии). Формулировки должны быть точными, без разночтений.
Например, под таким понятием, как "слабый ученик", классный руководитель может подразумевать неуспевающего, медицинский работник - болезненного, а учитель физкультуры - неловкого, неуклюжего ребёнка.
Слайд 21ВЫВОДЫ
Консилиум по отношению к конкретному ребенку отвечает на следующие поставленные вопросы:
каков
психологический, социальный и медицинский статус школьника на момент обследования?
какими особенностями и проблемами характеризуется развитие школьника в целом на момент обследования?
каким содержанием должна быть наполнена индивидуальная стратегия его сопровождения в процессе школьного обучения?
в каких формах и в какие сроки окажут помощь школьнику специалисты: психолог, логопед, дефектолог, социальный педагог, учителя предметники, медицинский работник?