Слайд 1
Образование детей с ОВЗ в контексте реализации ФГОС образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
пгт Курагино, 2016
Зам. директора по УВР
Е.В. Пугачёва
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Курагинская СОШ № 7
Слайд 2Смысл разработки ФГОС
Гарантировать каждому ребенку с ОВЗ реализацию права
на образование, соответствующего его потребностям и возможностям, вне зависимости от:
степени тяжести нарушения психического развития;
способности к освоению цензового уровня образования;
вида учебного заведения;
региона проживания.
Слайд 3 Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Слайд 4 Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства
Российской Федерации с учетом Конвенции ООН о правах ребенка и Конвенции ООН о правах инвалидов; региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.
Слайд 5 Нормативное правовое обеспечение
Федерального государственного образовательного стандарта образования, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г .
- приказ министерства образования и науки РФ 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта НОО обучающихся с ОВЗ»;
- приказ министерства образования и науки РФ 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 г. № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программа для обучающихся с ОВЗ.
Слайд 6Назначение Стандарта
ФГОС общего образования для учащихся с умственной отсталостью представляет собой
совокупность требований, обязательных при реализации адаптированной основной образовательной программы начального общего образования учащихся с умственной отсталостью образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию.
Слайд 7Назначение стандарта
Стандарт обеспечивает формирование личности обучающегося с учетом его
образовательных потребностей путем развития его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности.
Слайд 8Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования обучающихся с умственной отсталостью включает
в себя требования к
структуре адаптированных основных образовательных программ
(в том числе соотношению обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему
результатам освоения адаптированных основных образовательных программ
условиям реализации адаптированных основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям
Слайд 9ФГОС обучающихся с ОВЗ – основа АООП НОО
- Адаптированная образовательная программа
обучающихся с ОВЗ – это образовательная программа, которая учитывает особенности психофизического развития, индивидуальные возможности, особые образовательные потребности учащихся с ОВЗ.
- В основу разработки АООП положены требования ФГОС и учебные программы по предметам учебного плана.
- АООП обеспечивает комплексную коррекцию \ компенсацию нарушений развития и социальную адаптацию.
Слайд 10Общая характеристика структуры АООП для обучающихся с легкой умственной отсталостью
- включает
обязательную часть и часть, формируемую между участниками образовательного процесса в соотношении 70% к 30%;
- соответствует структуре основной образовательной программы начального общего образования, но содержательное наполнение структурных компонентов изменено с учетом общих и особых образовательных потребностей обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- реализуется через урочную и внеурочную деятельность в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;
- включает наряду с программой коррекционной работы программы коррекционных занятий, номенклатура которых определяется коррекционно-развивающей областью учебного плана, а содержание – особыми образовательными потребностями обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) .
Слайд 11Последовательность введения ФГОС НОО ОВЗ у/о
2016-2017 г. – 1 классы;
2017-2018 гг
– 1,2 классы;
2018-2019 гг. – 1,2,3 классы;
2019-2020 гг. 1,2,3,4 классы.
Стандарт применяется к правоотношениям, возникшим с 1.09.2016 года;
Обучение лиц, зачисленных до 1.09.2016 года для обучения по адаптированным программам, осуществляется по ним до завершения обучения.
Слайд 12Создание рабочей группы по сопровождению внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС
О о/у;
2. Анализ требований ФГОС к структуре и условиям и результатам освоения программы обучающимися с ОВЗ, определение проблемных точек, объема и характера (доработка, разработка заново, корректировка) необходимых изменений существующее информационно-методическое оснащение, систему работы и потенциал образовательной организации;
3. Разработка необходимой документации, обсуждение утверждение документов образовательной организации;
4. Подготовка каждого члена педагогического коллектива к реализации ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О о/у через повышение квалификации;
5. Разработка необходимого учебно-методического оснащения процесса обучения (рабочие программы, дидактические материалы) с учетом рекомендаций разработанных рабочей группой и соответствующих внутренних локальных актов учреждения;
6. Мониторинг готовности образовательной организации введения ФГОС и при необходимости, получение лицензии на право получения образовательной деятельности;
7. Информирование родителей об особенностях и перспективах обучения обучающихся с ОВЗ;
8. Набор обучающихся с ОВЗ и (или) инвалидностью.
Слайд 13В 2015-2016 году в МБОУ Курагинская СОШ № 7
обучается 227 обучающихся,
из них 31 чел. дети с ОВЗ:
ЗПР — 3 чел.;
умственная отсталость (легкая) — 23 чел.;
умственная отсталость (умеренная) — 4 чел.;
ТНР — 1 чел.
В школе 1 класс комплект 6-7 кл. (13 чел), остальные дети - в условиях общеобразовательного класса
Слайд 14 На основании приказа Министерства образования Красноярского края № 284-11-05
от 19 августа 2015 года «Об организации деятельности пилотных базовых ОО по апробации ФГОС ОВЗ и ФГОС УО МБОУ Курагинская СОШ № 7 получила статус пилотной площадки и началась апробация введения федерального государственного образовательного стандарта образования детей с ОВЗ (легкая умственная отсталость)
Слайд 15
В период перехода школы на экспериментальный ввод
Стандарта в 1 классах в
МБОУ Курагинская СОШ № 7
создана методическая команда:
- администрация школы;
- педагоги начальной школы;
- педагог - психолог;
- учитель - дефектолог;
- учитель — логопед;
- учитель физической культуры;
- социальный педагог;
- педагог дополнительного образования.
Слайд 16
Цель работы методической команды – создание определенных условий для успешной реализации
ФГОС НОО обучающихся с нарушениями интеллекта (легкая умственная отсталость)
Задачи:
- изучить нормативную и методическую документацию по вопросам соответствия образовательной среды школы требованиям Стандарта;
- провести мероприятия по приведению образовательной среды школы в соответствие с требованиями Стандарта;
- организовать заседания ШМО, проведение семинаров, открытых уроков, мастер-классов, консультаций по вопросам введения Стандарта;
- разработать АООП;
- разработать и скорректировать рабочие программы по предметам с учетом индивидуальных особенностей общеобразовательной организации;
- выработать единые требования к системе оценки достижений обучающихся и инструментарию для оценивания личностных, предметных результатов;
- систематически повышать профессиональную компетентность педагогов;
- выявить запросы родителей и обучающихся к организации внеурочной деятельности;
Слайд 17
Работа методической команды по введению Стандарта в школе была организована
по направлениям:
- нормативное обеспечение введения Стандарта;
- финансовое обеспечение введения Стандарта;
- организационное обеспечение введение Стандарта;
- информационное обеспечение введения Стандарта;
- материально-техническое обеспечение;
- кадровое обеспечение введения Стандарта.
Слайд 181. Нормативное обеспечение введения Стандарта
Нормативная база образовательной организации приведена в
соответствие с требованиями Стандарта.
1. Произведена оценка готовности школы к реализации ФГОС (мониторинг).
2. Составлена дорожная карта по введению ФГОС ОВЗ для обучающихся с УО.
3. Разработаны локальные акты, регламентирующие введение Стандарта:
- положение об инклюзивном обучении;
- положение о ПМПк;
- положение о внеурочной деятельности обучающихся;
- положение о порядке разработки и утверждения программы по учебному предмету;
- положение о порядке разработки и утверждения коррекционно-развивающих программ;
- положение о порядке разработки и утверждения рабочей программы по курсу внеурочной деятельности;
- положение о портфолио обучающихся;
- положение о системе внутришкольного мониторинга качества образования;
- положение о порядке проведения текущей, промежуточной, итоговой аттестации обучающихся.;
- положение о взаимодействии с родительской общественностью в части внедрения ФГОС О у/о, договор ОО с родителями обучающихся с ОВЗ.
Слайд 194. Приведены в соответствие с требованиями ФГОС ОВЗ О у\о для
детей с нарушениями интеллекта и тарифно-квалификационными характеристиками должностные инструкции:
- заместителя директора по УВР;
- зам. директора по ВР;
- учителей начальных классов;
- педагога – психолога;
- учителя - логопеда;
- учителя- дефектолога;
- педагогов дополнительного образования.
Слайд 205. Разработаны:
- проект адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- рабочие программы по учебному курсу;
-коррекционно-развивающие программы, программы внеурочной деятельности;
6. Определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с Федеральными требованиями.
7. Дополнения в Устав ОО.
Слайд 21Организационное обеспечение введения Стандарта.
- разработан план-график (Дорожная карта);
- составлен план
методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС ОВЗ для обучающихся с УО;
- изучен пакет документов, регламентирующих апробацию Стандарта;
- созданы условия для повышения квалификации педагогических работников и их участия в школьных методических объединениях;
Слайд 22
Членами методической команды разработаны
методические сборники :
- «Социализация и адаптация учащихся с проблемами в развитии через воспитательный процесс»;
- «Организация психолого-педагогического сопровождения детей с трудностями в развитии в условиях ПМПК и ПМПк
- «Интегрированное обучение детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения»;
- «Роль деятельности ПМПк в создании оптимальных социально-психологических условий личностного и интеллектуального развития учащихся с ОВЗ»;
- uo-kuragino.ru
Слайд 23
Кадровое обеспечение введения ФГОС ОВЗ для обучающихся с УО
В штат специалистов
МБОУ КСОШ № 7 входят:
Всего педагогов, реализующих АОП - 13:
учителя начальных классов - 5 человек
учителя-предметники - 3 человека
учителя надомного обучения- 1 человек
педагоги-психологи - 1 человек
учителя-логопеды – 1 человек
- учитель- дефектолог – 1 человек
социальный педагог - 1 человек.
Переподготовка по коррекционному направлению – 4
Курсы повышения квалификации – 100 %
Слайд 24
Кадровое обеспечение введения ФГОС ОВЗ для обучающихся с УО
- высшая категория
- 3 чел. ( 23 %)
- 1 кв. категория - 5 чел. (38,4 %)
- соответствие занимаемой должности- 3 чел. (23 %)
- Молодой специалист – 2 чел. (15,3 %)
Слайд 25
Формы подготовки педагогических кадров:
педагогические советы;
методические советы;
методические объединения;
Семинары;
Практикумы;
индивидуальные и групповые консультации.
Слайд 26Организовано участие педагогических работников в краевых семинарах по вопросам апробации ФГОС
НОО для обучающихся с УО:
- Планирование работы по социализации обучающихся с ОВЗ в соответствии с ФГОС образования обучающихся с УО;
- Особенности организации взаимодействия ОО с семьями обучающихся с ОВЗ;
- Презентационная площадка «Актуальные вопросы апробации и внедрения ФГОС ОВЗ на территории Красноярского края;
- Разработка основ современной модели успешной социализации детей с комплексом условий, способствующих развитию, коррекции, социальной адаптации детей с ОВЗ в Курагинском районе.
Слайд 27Требования к кадровому составу:
В штат специалистов ОО, реализующей любой
вариант АООП НОО ОВЗ, должны входить руководящие, педагогические работники и иные работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификации для каждой занимаемой должности, который должен соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и профессиональных стандартах с учетом профиля ОВЗ обучающихся.
Слайд 28
Финансовое обеспечение введения Стандарта
С 01.09.2106 года в ОО должны появиться локальные
акты, регламентирующие установление заработной платы работников школы, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования.
Слайд 29
Информационное обеспечение введения Стандарта
- членами методической команды проведена работа по
созданию страницы пилотной площадки на сайте школы с размещением информационных материалов о введении ФГОС НОО для детей с интеллектуальными нарушениями;
- информирование педагогической и родительской общественности о подготовке к введению ФГОС О о/у для детей с интеллектуальными нарушениями проводится регулярно.
Слайд 30 Материально-техническое обеспечение
Членами методической команды проведены:
анализ
и оценка соответствия материально-технического обеспечения и информационно-образовательной среды требованиям ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Слайд 31 АООП для учащихся с умственной отсталостью самостоятельно разрабатывается и
утверждается организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с ФГОС и с учетом примерной АООП.
Слайд 32 ФГОС для учащихся с умственной отсталостью позволяет создавать с
учетом особых образовательных потребностей разных групп учащихся два варианта АООП (варианты 1 и 2), которые содержат дифференцированные требования к структуре, результатам освоения и условиям ее реализации. Реализация основной адаптированной программы (вариант 1) предполагает, что учащийся с умственной отсталостью получает образование несопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья и в сроки, которые определяются Стандартом. Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей.
Слайд 33Дифференциация специального стандарта образования
умственно отсталых детей
Слайд 34Адаптированная основная общеобразовательная программа. Структура.
п. 2.8 ФГОС образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
Целевой раздел:
- пояснительная записка;
- планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП;
- система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП
Содержательный раздел - ориентирован на достижение личностных и предметных результатов
- программа формирования базовых учебных действий;
- программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области;
- программа духовно-нравственного (нравственного) развития, воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
- программа коррекционной работы;
- программа внеурочной деятельности.
Организационный раздел
- учебный план НОО, включающий предметные и коррекционно-развивающую области, направления внеурочной деятельности;
- система специальных условий реализации АООП
Слайд 35Планируемые результаты
Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС
предполагает достижение обучающимися двух видов результатов:
- личностных;
- предметных.
Слайд 36
Требования Стандарта к предметным результатам освоения АООП
два уровня овладения предметными
результатами: минимальный и достаточный
не рассматриваются в качестве основного критерия при переводе в следующий класс
одна из составляющих при оценке результатов итоговой аттестации, проводимой в форме двух испытаний
Предметные результаты:
самостоятельность использования предметных знаний и умений для решения практико-ориентированных задач
минимальный уровень (МУ) является обязательным для большинства обучающихся
недостижение МУ по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по варианту 1 АООП
при недостижении МУ по всем или большинству предметов возможен перевод на второй вариант АООП или СИПР с согласия родителей (законных представителей) и рекомендации ПМПК
первое - предполагает комплексную оценку предметных результатов усвоения обучающимися русского языка, чтения (литературного чтения), математики и основ социальной жизни
второе - направлено на оценку знаний и умений по выбранному профилю труда
Слайд 37
Требования Стандарта к личностным результатам освоения АООП
Личностные результаты освоения АООП
.
личностные
результаты освоения АООП включают индивидуально-личностные качества, жизненные и социальные компетенции обучающегося и ценностные установки
оцениваются на основании: применения метода экспертной оценки в форме проведения психолого-медико-педагогического консилиума;
Проведения мониторинга
Слайд 38Структура учебного плана
Обязательная часть, которая включает предметные области, каждая из которых
представлена определенным набором учебных предметов ;
Часть формируемая между участниками образовательных отношений (вариативная часть);
Коррекционно-развивающая область;
Внеурочная
Слайд 40Ближайшие задачи ОУ в рамках работы пилотной площадки
Доработать АООП ФГОС
образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
2. Разработать диагностический инструментарий
для выявления профессиональных затруднений педагогов, промежуточного анализа результатов деятельности по введению ФГОС ОВЗ;
3. Приобретение специального оборудования с целью создания необходимых условий для реализации АООП НОО.